Журнал о здоровье детей

Умственная отсталость у детей лечение



Умственная отсталость у детей

По данным статистики умственной отсталостью страдают почти 3% населения всего мира. Причем у 13% из них степень умственной отсталости очень высока.

Умственная отсталость, или олигофрения у детей — это приобретенное в раннем возрасте или врожденное общее психическое недоразвитие, преобладающим в котором является интеллектуальный дефект.

Различают три основных критерия умственной отсталости:

  • пониженный уровень интеллекта — ниже 70
  • нарушения со стороны социальной адаптации — хотя бы в двух сферах социума
  • умственная отсталость с раннего детского возраста.
  • Признаки умственной отсталости

    Умственная отсталость у детей накладывает отпечаток на все психические процессы, но в основном — на познавательные. У детей с умственной отсталостью нарушена способность к концентрации и вниманию, а способность к запоминанию замедлена.

    В речи детей с диагнозом олигофрения характерно неточное использование слов, бедный словарный запас, неразвернутость используемых фраз, нарушения в произношении отдельных слов и целых предложений.

    В эмоциональной сфере отмечается недоразвитость высших эмоций.

    В общем поведении для детей с умственной отсталостью характерно отсутствие мотиваций, зависимость от мнения окружающих, внешних обстоятельств, а также неспособность предусмотреть последствия своих поступков и недостаточное умение подавлять инстинктивные влечения.

    Степени умственной отсталости

    Различают степени умственной отсталости . легкая, умеренная, тяжелая глубокая.

    Легкая степень умственной отсталости

    IQ легкой степени равен 50-70. Дети с легкой степенью умственной отсталости вполне обучаемы, в раннем возрасте они способны приобрести нормальные навыки общения. Однако в минимальной степени может быть выражена отсталость в двигательной и сенсорной сферах.

    Вцелом дети с легкой степенью умственной отсталости мало чем отличаются от здоровых сверстников. Но в более взрослом возрасте отличия становятся заметными. Будучи взрослыми, они могут освоить простую профессию, но в сложной ситуации будут нуждаться в помощи.

    Умеренная степень умственной отсталости

    IQ — 35-49. Дети с умеренной умственной отсталостью могут обучиться некоторым навыкам, усвоить в раннем возрасте простые речевые и коммуникативные приемы. Двигательная сфера остается неразвитой. Более сложные социальные навыки развить бывает весьма трудно. Такие дети нуждаются в постоянном контроле.

    Тяжелая степень умственной отсталости

    Тяжелая степень умственной отсталости характерна выраженным недоразвитием и двигательной, и интеллектуальной сфер. Речь у таких детей отсутствует, они не поддаются обучению и воспитанию в раннем возрасте. В школьном возрасте они могут усвоить несколько слов и элементарные гигиенические навыки. Некоторые элементы самообслуживания возможны при внешнем контроле.

    Глубокая степень умственной отсталости

    При такой степени возможно лишь минимальное развитие двигательных и сенсорных функций. Характерно отсутствие речи, способности к узнаванию уже знакомых объектов. Дети с глубокой умственной отсталостью, а впоследствии и взрослые, нуждаются в постоянном контроле и уходе.

    Причины умственной отсталости детей

    Причиной может являться любой повреждающий мозг ребенка фактор во время беременности матери или во время родов, а также в первые годы жизни.

    Большинство случаев умственной отсталости возникли вследствие эмбрионального алкогольного синдрома, хромосомная патология, синдром Дауна, а также патологические роды, болезни ЦНС и травмы в раннем возрасте.

    Лечение

    Лечить умственную отсталость практически невозможно, легче предотвратить. Методы реабилитации заключаются в попытках воспитания и обучения. Препараты применяются при наличии поведенческих расстройств в качестве дополнительного метода.

    умственная отсталость у детей лечение

    Лечение умственной отсталости

    Описание Лечение Совет Отзывы

    Умственная отсталость (малоумие, олигофрения) - стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

    Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции. Приобретённое слабоумие - снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

    Умственная отсталость - не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

    Умственная отсталость - состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.

    Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений - аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

    Умственную отсталость отличают также от деменции - приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

    На сегодняшний день выделяют 4 степени умственной отсталости . лёгкая (дебильность), умеренная (имбецильность), тяжёлая (имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность), глубокая (идиотия).

    Среди причин умственной отсталости можно назвать генетические причины внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы значительная недоношенность нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма) травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.

    Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают: хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации, трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна), частичная делеция короткого плеча хромосомы 4, микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др. дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом синдром Ангельмана синдром Прадера-Вилли, дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000.

    Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.) при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию при эндокринопатиях, микседема) - гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

    Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения - это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

    Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция - слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

    Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3-4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

    У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

    умственная отсталость у детей лечение

    Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4-5 годам.

    Умственная отсталость у детей

    Рейтинг:

    Под умственной отсталостью понимают врожденное либо приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики, главным проявлением которого является интеллектуальный дефект. По разным источникам, этой патологией страдает от 1 до 5% населения земного шара. Бытует мнение, что дети с умственной отсталостью рождаются только в неблагополучных семьях, однако в действительности первопричины заболевания далеко не всегда обусловлены социальными факторами.

    Почему развивается умственная отсталость?

    В большинстве случаев возникновение умственной отсталости у детей связано с неправильным формированием или поражением головного мозга на ранних стадиях его развития. В частности, спровоцировать недуг могут:

    1. Тяжелые наследственные заболевания
    2. Генетические аномалии
    3. Интоксикации, инфекционные и хронические заболевания матери в период вынашивания
    4. Преждевременные или осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией плода
    5. Безответственное отношение родителей к вопросам ухода за ребенком и недостаточное участие в его развитии
    6. Тяжелые психические или физические травмы мозга.

    Симптомы умственной отсталости у детей

    Олигофрения накладывает отпечаток на все психические процессы, однако в большей степени страдает познавательная сфера. У ребенка с таким диагнозом нарушена способность к концентрации и вниманию, а умение запоминать замедлено. Для речи пациентов характерно некорректное использование слов, скудный словарный запас, неразвернутость реплик, нарушения в произношении отдельных фраз и целых предложений. Наряду с этим наблюдается недоразвитость высших эмоций и трудности в построении социальных контактов.

    Общим симптомом умственной отсталости у детей является отсутствие мотивации в поведении, зависимость от мнения окружающих и внешних факторов, неспособность предусмотреть последствия своих действий и недостаточное умение подавлять инстинктивные порывы.

    Степени умственной отсталости у детей

    В специализированной литературе выделено четыре степени умственной отсталости у детей:

    1. Легкая степень умственной отсталости (дебильность), IQ50-69. Такие ребятишки успешно приобретают навыки жизнедеятельности: ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (одевание, купание и принятие пищи), способность общения и поддержания разговора. Главным проявлением патологии является неуспеваемость в обучении и трудности в усвоении школьной программы. Может наблюдаться некоторое недоразвитие двигательных и сенсорных функций. В целом дети с таким диагнозом мало чем отличаются от здоровых сверстников, но с возрастом начинают выделяться из массы
    2. Умеренная степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 35-49. Состояние ребенка характеризуется специфическими признаками: замедленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. Обучение детей с таким диагнозом в обычных школах практически исключено. Несмотря на то, что в раннем возрасте пациентам удается овладеть простыми коммуникативными приемами, с более сложными социальными навыками возникают трудности
    3. Тяжелая степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 20-34. Недуг проявляет себя выраженным отставанием в интеллектуальной сфере. У пациентов наблюдаются запущенные дефекты речи и тяжелые нарушения моторики, они практически не приспособлены к условиям окружающего мира. Посредством настойчивой работы их можно научить уходу за собой и выполнению простых заданий при условии контроля со стороны
    4. Глубокая степень умственной отсталости (идиотия), IQ < 20. Больные плохо понимают обращения к ним, а единственной речевой реакцией таких пациентов на внешние раздражители нередко являются крики или мычание. Нарушения двигательной сферы выражены настолько, что ребенок не может самостоятельно передвигаться и постоянно сидит в одной и той же позе, совершая маятникообразные или другие примитивные движения. Дети, страдающие идиотией, совершенно необучаемы и неспособны к самообслуживанию.

    Лечение умственной отсталости у детей

    Ведущая роль в реабилитации детей, страдающих умственной отсталостью, отведена педагогической работе. В случае диагностирования патологии родителям предлагают устроить ребенка в специализированное дефектологическое учреждение. Разумеется, не каждая семья готова примириться с наличием у чада интеллектуальных отклонений, однако следует понимать, что наилучших результатов можно добиться лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать способностям ребенка.

    умственная отсталость у детей лечение

    Лечение умственной отсталости у детей при наличии специфического текущего соматического заболевания (гипотиреоз, фенилкетонурия и т. п.) проводится в стационаре. Если проблемы в интеллектуальной сфере не связаны с болезненным процессом, задачей медикаментозной терапии становится купирование сопутствующих неврозоподобных, психопатоподобных, психотических (галлюцинации, бред) проявлений. Назначение конкретных препаратов происходит в индивидуальном порядке. Могут применяться ноотропы (нейрометаболические стимуляторы): Ноотропил (пирацетам), Пантогам, Фенибут, Аминалон препараты, стимулирующие процессы метаболизма в центральной нервной системе: витамины В1, В6, В12, В15, глутаминовая кислота и др. При ликвородинамических нарушениях (повышенное внутричерепное давление) назначают Диакарб, Глицерол, сульфат магния, а при судорожном синдроме, помимо противосудорожных препаратов, целесообразно использование Пантогама.

    Помните, что умственная отсталость – это не приговор. При правильном подходе родителей, врачей и педагогов у ребенка с легкой или умеренной степенью патологии есть все шансы научиться обеспечивать свои нужды самостоятельно и в последующем добиться успеха в работе, не требующей высоких интеллектуальных навыков.

    Лёгкая умственная отсталость у детей

    Сегодня достижения науки позволяют более точно дифференцировать различные формы детской умственной отсталости. Этих форм несколько, среди них легкая умственная отсталость у детей – дебильность, определить которую, порой, бывает очень непросто.

    Характеристики легкой умственной отсталости

    Под умственной отсталостью понимается неспособность ребенка обучаться, быть самостоятельным в определенной возрастной группе. Развитие таких детей протекает намного медленнее, чем у их сверстников. Им не интересно, что происходит вокруг них, они не могут адекватно оценивать происходящие события и совершаемые действия.

    В раннем возрасте они позже начинают играть игрушками, улыбаться, реагировать на предметы, которые видят, на звуки, которые слышат – все виды реакций происходят с опозданием. Эти детки часто страдают эпилептическими припадками, врожденными сердечными болезнями и проблемами со слухом.

    Виды детской умственной отсталости

    Ученые, классифицируя умственную отсталость, используют 4 категории. В основе классификации, лежит интеллектуальный индекс IQ. Если ребенок имеет значение индекса от 50 до 70, то ему диагностируется дебильность - легкая умственная отсталость.

    Такие дети способны обучиться чтению и счету, но для этого нужно желание и терпение взрослых. При обеспечении помощи и нужной поддержки, они могут, с возрастом, добиться независимости и жить самостоятельно.

    Лечение дебильности

    Умственное несовершенство – это специфическое состояние, при котором интеллектуальное развитие ребенка имеет ограничения, они определяются тем, насколько хорошо функционирует его центральная нервная система, которое не поддается лечению. Врачи назначают стимулирующую терапию, при отсутствии каких либо противопоказаний, но ее эффективность зависит от биологических возможностей организма данного конкретного ребенка.

    Обучение детей с диагнозом дебильность

    В дошкольном периоде лёгкая умственная отсталость у детей не мешает им общаться со сверстниками, их отставание в развитии сенсорной моторики и двигательной сфере практически незаметны. В силу этого, они практически не отличаются от здоровых детей. Достигнув школьного возраста, они могут, не без помощи учителей и близких, окончить 5 классов. В своем большинстве, детям, которым поставлен диагноз дебильность, рекомендовано посещение вспомогательной школы, но часть родителей не желает этого. Они хотят, чтобы их дети посещали обычную школу, поскольку многие школы имеют коррекционные классы.

    Причины легкой умственной отсталости

    Неполноценное развитие ребенка может быть вызвано любым фактором, который способен оказать влияние на мозг плода во время беременности, при родах, или до возраста трёх лет жизни.

    К основным группам причин, способных вызвать умственную отсталость, относятся:

  • генетические и хромосомные патологии
  • патологии плода, возникшие во время беременности из-за приема алкоголя, употребления наркотиков, недоедания, заболевания краснухой и другими вирусными инфекциями
  • сложные роды, которые привели к повреждению головного мозга новорожденного
  • перенесенные ребенком инфекционные болезни – менингит и энцефалит, отравления ядами, например, ртутью, а также полученные тяжелые травмы головного мозга
  • нахождение ребенка в социально-опасной среде.

    Профилактика

    Профилактика может быть очень эффективной при некоторых формах детской умственной отсталости. Она заключается:

  • в применении методов защиты от травм, получаемых при родах
  • в раннем определении и своевременном лечении таких болезней, как: тяжёлая форма желтухи гипоксия гипогликемия фенилкетонурия галактоземия и других
  • раннее выделение детей, имеющих симптомы энзимопатии
  • в определении, с помощью генетических консультаций, наследственных заболеваний родителей, для исключения числа носителей изменённых генов.
  • Даже, если человек с детства носил диагноз «легкая умственная отсталость у детей », он, при условии хорошей адаптации, став взрослым, растворится в общем потоке людей. Такие люди работают, пусть даже и на простой работе, женятся, имеют детей, живя, казалось бы, обычной жизнью. Но, при этом, им всегда будет необходима помощь окружающих в сложных жизненных или экономических ситуациях.

    Источники:
    nmedicine.net, europed.ru, lady7.net, psyplaneta.ru

    Следующие материалы:


    21 июля 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения