Журнал о здоровье детей

Как помочь гиперактивному ребенку учиться



Как помочь гиперактивному ребенку?

Гиперактивность возникает в результате родовой травмы или тяжелых инфекционных заболеваний, перенесенных в младенчестве. Но поставить диагноз можно не ранее четырех-пяти лет, если подобное поведение наблюдается в течение полугода.

Основные симптомы гиперактивности:

- повышенная подвижность

- проблемы с концентрацией внимания, нелепые ошибки, забывчивость

- нежелание делать уроки, выполнять поручения взрослых

- импульсивность, раздражительность

- болтливость.

Причина несносного поведения и невнимательности - в особенности развития нервной системы ребенка. Наказания и ругань тут не помогут. Гиперактивным детям и без того не просто живется: все валится из рук, взрослые постоянно ими недовольны, а с ровесниками найти общий язык не получается. Лучшее, что вы можете сделать для вашего малыша - организовать его жизнь так, чтобы минимизировать проявления синдрома.

Помогите ребенку поверить в себя. Вместо того чтобы читать нотации, укажите ему на его положительные черты и сильные стороны. Пусть он знает о существовании внутренних ресурсов и старается развить их.

Организуйте рабочее пространство и режим дня. Составление плана, «напоминалок», списка дел поможет организовать внутренний хаос и справиться с забывчивостью.

Не перегружайте малыша трудными задачами. Это может полностью отбить у него желание учиться и помогать в домашних делах. Устраивайте перерывы каждые 15-20 минут.

Не стоит ограничивать жизнь ребенка сводом строгих правил на все случаи жизни. Дайте ему немного свободы. Чем больше запретов, тем больше у сорванца желание делать все вам наперекор.

В воспитании старайтесь использовать пряник, а не кнут. Вместо угроз о наказании предложите поощрение за хорошее поведение. Например, «если ты хорошо выучишь стихотворение, то мы пойдем вечером в кино».

Непоседу не нужно стремиться усадить на одном месте. Напротив, дайте выход его неуемной энергии. Отправьте его в спортивную секцию, делайте совместную зарядку по утрам, отправляйтесь в походы, играйте в подвижные игры.

Гиперактивные дети не дают заскучать своим родителям и педагогам. Но если вы проявите немного чуткости и запасетесь терпением, вы обязательно увидите результат.

Как обучать гиперактивного ребенка?

В последнюю пятилетку диагноз «гиперактивность» стал чуть ли не модным, его «ставят» каждому четвёртому ребёнку «без суда и следствия». Крутится, бегает, не слушается? Значит гиперактивный! В этой статье рассмотрим, что такое СДВГ у детей. как воспитывать такого ребёнка и чем ему помочь во время обучения в школе.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), это минимальная мозговая дисфункция, т.е. лёгкая недостаточность работы головного мозга, которая сглаживается к 14 годам. В худшем случае она остаётся и во взрослом возрасте, но человек уже может себя контролировать.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), это не медицинский диагноз, а только констатация того факта, что есть небольшие нарушения в работе головного мозга. Более того, даже сами учёные-медики разделились на тех, кто признаёт и на тех, кто не признаёт данную проблему. Признающие существование данного синдрома врачи говорят о:

- последствиях родовой травмы,

- дисбалансе в кровоснабжении мозга и

- нарушениях биохимического баланса в ЦНС.

Говоря простым языком - мозг новорожденного получил незначительные повреждения и часть участка мозга, ответственная за торможение просто не работает. А так как нервные клетки не восстанавливаются, то работу по торможению берут на себя здоровые клетки, между которыми со временем эти функции полностью перераспределяются.

Вот только этот процесс идёт годами, поэтому родителям надо набраться терпения и ждать того заветного подросткового периода. И тут сразу воодушевляющая новость - гиперактивные (ГА) дети становятся отличными подростками, помощниками и просто умницами, надо только подождать, и пока идёт процесс ожидания быть с ребёнком максимально открытыми и дружелюбными, ведь и он сам очень страдает от того, что всем мешает, не может усидеть на месте, что его постоянно все ругают.

Обычно, эта неприятность случается с мальчиками: на 5 мальчиков с синдромом ДВГ приходится лишь одна девочка.

Как проявляется гиперактивность?

Проявляется гипердинамический синдром в затруднительной концентрации внимания, в чрезмерной активности и подвижности на фоне своих сверстников. Ребёнок очень любопытен, но вся эта любопытность слишком поверхностна. Например, ребёнок читает книжку, после двух слов начинает её листать, а через минуту и вовсе бросает чтение и начинает складывать кубики, но только поставит пару кубиков, то сразу же бежит рисовать, и так по кругу. Для деток с СДВГ практически невыполнима задача по аккуратному разукрашиванию, сбору мозайки, вышиванию, бисероплетению.

Попросите ребёнка просто посидеть на стуле на протяжении 3 минут. Положив руки на колени и не разговаривая. Такая задача и обычному малышу трудна, а для ГА так и просто невыполнима. СДВГшники уже через несколько секунд начнут болтать ногами, перебирать пальцами складки одежды, крутить головой - это и есть отсутствие внимания и концентрации. Вы хоть с ремнём над ним стойте, но не сможет такой ребёнок спокойно высидеть на стуле ни под страхом порки, ни за килограмм конфет.

Для учителей тетради ГА школьников это просто их личный педагогический кошмар - множественные исправления, грязь, размазанные чернила, «пляшущие» на нескольких строчках буквы, сами тетради мятые, с загнутыми уголками - и это далеко не весь перечень, который можно найти в тетрадях у таких деток.

Как лечить гиперактивность?

Данный диагноз может поставить только квалифицированный невролог в дуэте с психиатром. Только после проведения всех исследований и анализов. К сожалению, бывают такие недомедики, которые послушав рассказ уставшей мамочки о том, что ребёнок не может усидеть на месте, постоянно отвлекается и не слушается, сразу пишут в карте ММД (СДВГ, энцефалопатия, гипердинамический синдром и другие «прелестные» диагнозы). Только по результатам УЗИ, ЭЭГ, ЭХО-ЭС, томографии и сонографии консилиум врачей может делать выводы о наличии СДВГ.

Как уже было написано выше - это не медицинский диагноз, поэтому никакие психотропные препараты и транквилизаторы не помогут. Нет, их, конечно же, можно давать ребёнку, делая из него «овощ», но стоит ли так насиловать организм бедного малыша? Ведь эти препараты работают только при постоянном приёме, ставят этот «диагноз» года в 4, сглаживается он к 14 годам, т.е. «пичкать» малыша сильнейшими препаратами придётся несколько лет.

Каждый день на протяжении нескольких лет родитель может собственными руками превращать ребёнка в зависимого наркомана. Но витамины, мягко улучшающие мозговое кровоснабжение и курс массажа, проведённый специалистом, лишними не будут. Витамины и массаж, а не сильнодействующие успокоительные.

Только каждодневные педагогические усилия взрослых (родителей, воспитателей, учителей) могут помочь ребёнку улучшить его качество жизни. Каждый день. На протяжении нескольких лет. Не таблетки, а режим и любовь.

Как успокоить гиперактивного ребёнка?

Слова «успокойся! Возьми себя в руки!» если и сработают, то на пару минут школьник сможет максимум урок протянуть не отвлекаясь, а что дальше? А дальше нужно помочь нервной системе. Разгрузить её. Самая главная ошибка и родителей, и учителей это наказывать стоянием в углу или сидением на стуле в стороне. Этим наказать невозможно, выше уже говорилось о том, что ГА ребёнок не сможет и минуты просидеть спокойно, во время этого «наказания» нервная система испытывает сверхнагрузки.

Давайте посмотрим, как успокоить гиперактивного ребёнка, советы, приведённые ниже, облегчат жизнь и родителям и самому ребёнку:

- если малыш шумит, бегает и никак не реагирует на слова взрослых, то надо ребёнка поймать, обнять, и, смотря в глаза повторить просьбу. Говорить спокойным и требовательным голосом одновременно.

- отвлеките малыша вопросом как мычат коровы, как машут крыльями бабочки и т.д. т.е. «переключите» его на что-то другое.

- школьника попросите рассказать таблицу умножения, правила по русскому или недавно выученное стихотворение.

- как это не парадоксально прозвучит, но успокоить гиперактивного ребёнка поможет физнагрузка - пусть отжимается, приседает, прыгает через скакалку.

Так избыток энергии перейдёт «в нужное русло».

- вместе с ребёнком придумайте, где у него находится кнопка «выкл.» (на носу, локте, спине), и как только малыш начинает всё крушить вокруг, «выключайте» его.

- бегает и шумит - дайте ему бумагу и карандаши, и попросите нарисовать свою собственную сказку (или пластилин и пусть лепит слона).

- поиграйте в «тишину»: правила просты - кто тише всех скажет слово «тишина».

Как помочь гиперактивному ребёнку?

Если это школьник, то объясните простыми словами, что с ним происходит, что мозг его постепенно научится контролировать все ситуации, а пока надо максимально этому способствовать.

Каждую, абсолютно каждую ситуацию, за которую его ругали взрослые необходимо с ребёнком разбирать. Что он сделал не так, как правильней было поступить, и что делать, если ситуация повторится.

Как помочь гиперактивному ребёнку учиться? Здесь поможет только режим. Строгий режим, который вместе с ребёнком был прописан на ватмане, висящем на стене в детской. Где по минутам расписан весь день. Не должно быть никаких отступлений, и очень скоро ребёнок сам будет ему неукоснительно следовать. Режим дня особенно поможет первоклашке, для его строго выполнения, обычно, хватает месяца постоянно контроля со стороны взрослого.

Для того чтобы разобраться как обучать гиперактивного ребёнка, следует вспомнить о «переключении»: разобрали новую тему - поиграли в догонялки, написали несколько примеров - попрыгали через скакалку и т.д. Ребёнка с СДВГ невозможно заставить делать уроки самостоятельно, особенно в начальной школе, здесь необходим постоянный контроль со стороны взрослых. Весь первый класс уроки необходимо делать вместе, далее вполне достаточно просто присутствовать в комнате, где ребёнок учится.

Как общаться с гиперактивным ребёнком?

- ребёнку всегда интересно всё новое - придумайте героя, похожего на него, и пусть ребёнок сам (но под контролем взрослых) учит своего нового вымышленного друга.

- не кричите и не бейте малыша, от этого он ещё больше возбудится. Говорите всегда спокойно и уверенно.

- наказывайте физическими нагрузками. 20 приседаний, 10 отжиманий, и другие нагрузки, выполнение которых не так-то и приятно, благотворно воздействуют на торможение ЦНС.

- хвалите и поощряйте ребёнка. Это и обычным детям важно, а для гиперактивных просто необходимость.

- перед выполнением любого задания давайте ребёнку чёткие инструкции.

- выполнять несколько дел одновременно ребёнок просто не может, поэтому пусть он внимательно слушает, но ёрзает на стуле и грызёт ручку, не обращайте на это внимание, иначе всё его внимание переключится на то, чтобы спокойно сидеть, но внимательно слушать он уже не сможет.

Воспитывать гиперактивного ребенка просто, если быть с ним «заодно», вовремя переключать его с одного занятия на другое, не запрещать, а контролировать, и строго следовать режиму. Но самое главное в воспитании любого ребёнка - это бесконечная родительская любовь, доверие и взаимопонимание. Любите своих детей, и они будут любить вас в 10 раз сильнее!

Автор статьи: педагог Яфунина Елена

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» – значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. По данным психолого-педагогической литературы, в описании таких детей употребляются термины: «подвижный», «импульсивный», «шустрик», «энерджайзер», «вечный двигатель», «живчик», «вулканчик». Некоторые авторы используют и такие словосочетания, как «моторный тип развития», «дети с повышенной активностью», «дети с повышенной аффективностью». По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.

как помочь гиперактивному ребенку учиться

Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс, и много подводных камней на пути к полному восстановлению. Вот что рассказала завуч одной подмосковной школы о таком первокласснике.

Хорошо подготовленный мальчик пришел в гимназический класс обычной средней школы. Однако учиться в этом классе он не смог. Причина проста: излишняя агрессивность гиперактивного ребенка вызывала постоянные конфликты со сверстниками. Однажды пострадала одноклассница, получив достаточно серьезную травму. Родители взбунтовались и атаковали завуча: «Уберите этого ребенка из нашего класса, мы боимся за своих детей!» Пришлось ребенка перевести в другой класс. Но и там возникли те же проблемы. Ученики в новом классе оказались хитрее предыдущих. Дети быстро смекнули, что если вчера мальчик задел одного, сегодня стукнул другого, то надо объединиться и действовать против него сообща. Что ж, нормальная реакция на постоянное раздражение. Но однажды это неравное противостояние закончилось следующим образом: одинокий мальчик, вооруженный лыжной палкой (очевидно, после стычки в классе), в страшном возбуждении и гневе бегал по школе и не давал никому подойти к нему. Учителя и вызванные на подмогу ребята-старшеклассники не смогли приблизиться к нему и хоть как-то успокоить ребенка.

Часто после этого случая он, будучи доставленным на порог школы своим отцом, совсем не спешил в свой класс, а болтался по коридорам или сидел в кабинете у завуча.

Пыталась ли школа как-то помочь ребенку? Как могла. Были и беседы с психологом, и учителя старались найти к нему подход, и родителей неоднократно вызывали в школу. Выяснилось, что ребенка воспитывает отец, родители развелись. Мать живет отдельно, и, по ее словам, она даже не в состоянии брать сына к себе на выходные: она очень устает от общения с собственным ребенком. Ну, а отец, вероятно, допустил излишнюю жесткость в воспитании сына, подхлестывая агрессивность гиперактивного ребенка. Детский психиатр, обследовав мальчика, дал заключение о том, что уровень интеллекта у ребенка выше среднего, и рекомендовал домашнее обучение со школьными учителями с посещением отдельных предметов в присутствии отца. Но до конца учебного года оставалось немного времени, и организацию домашнего обучения отложили до осени. А пока предложили поучиться в специальном санатории для гиперактивных детей.

Каких детей называют гиперактивными?

Прием ведет детский

и подрастковый психолог:

Шалапанова Владислава

Олеговна

Более 10 лет опыта работы

Вопрос-ответ: задайте вопрос

детскому психологу

как помочь гиперактивному ребенку учиться

Гиперактивными обычно называют чрезмерно подвижных детей, которые не могут долго усидеть на одном месте и сконцентрироваться на каком-либо деле. Диагноз гиперактивность должен ставить врач (обычно это невролог или невропатолог) на основе специальных исследований, но есть некоторые признаки, которые могут заставить родителей насторожиться и обратиться за помощью к специалистам. Давайте рассмотрим их подробнее.

Дети с синдромом гиперактивности постоянно находятся в движении (прыгают, бегают, пытаются куда-нибудь залезть). Если же им приходится сидеть на одном месте: теребят что-либо в руках, вертятся, бесцельно двигают ногами, вскакивают с места и т. д. Они не могут тихо играть или чем-либо заниматься длительное время, постоянно отвлекаются, быстро бросают начатую игру или задание, не доводят дело до конца.

Чрезмерно активные дети обычно импульсивны, часто действуют, не задумываясь о последствиях своих поступков, они могут вскочить с места во время занятия, неожиданно влезть в разговор взрослых, выйти из игры в самый ее разгар.

Как правило, такие дети страдают нарушениями внимания, им сложно сконцентрировать и удерживать его на чем-либо, они рассеянны и не организованны. Часто забывают и теряют вещи.

У них слабо развиты движения пальцев и кистей рук, это выражается в том, что дети-дошкольники испытывают значительные сложности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, собирании мозаик и мелких конструкторов, старшие дети, уже обучающиеся в школе, не могут аккуратно выполнять задания в тетрадях, тяжело овладевают навыками письма.

Пример: Даня, 7 лет.

Очень любит шумные игры: догонялки, жмурки. Когда играет со сверстниками, постоянно кричит, часто нарушает правила, ему быстрее других надоедает игра, и он выходит из нее, забыв предупредить об этом товарищей.

В общении, даже со взрослыми, часто перебивает, может не слушать ответов на вопросы, которые сам же задал. Так же внезапно, как начал, без видимых причин, может прекратить беседу.

Когда мама пытается заняться с ним спокойной игрой, например, собрать пазл, то Даня сначала соглашается и с удовольствием начинает выполнять задание, но по прошествии нескольких минут бросает начатое дел. Если мама настаивает чтобы он закончил начатое, сердится и начинает ломать и разбрасывать то, что уже собрано.

Выше описанные проявления поведения обусловлены специфическими свойствами нервной системы детей с гиперактивностью, преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения над процессами торможения и другими физиологическими особенностями. Такие дети не могут самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение, даже если очень хотят. После замечания ребенок может прекратить нежелательное поведение, но только на короткое время. Часто родители, не понимая причины неадекватного поведения ребенка, пытаются строго требовать, наказывать в случае невыполнения правил поведения, но эти меры не приводят к улучшению поведения ребенка. Поэтому важно понимать, какие проблемы, связанные с синдромом гиперактивности и нарушением внимания, могут испытывать дети.

Проблемы гиперактивного ребенка

Жалобы на поведение гиперактивного ребенка начинаются еще в детском саду. Воспитатели рассказывают родителям, что ребенок плохо ведет себя на занятиях, не реагирует на замечания, все время мешает другим детям. Но наиболее остро проблемы с проведением встают, когда ребенок идет в школу.

Так как гиперактивный ребенок не может самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение, он часто ведет себя на уроках неадекватно: постоянно вертится на стуле, мешает выполнять работу другим ученикам, может вскакивать с места и ходить по классу, выкрикивать ответы, когда его не спросили и т.д.

Страдая нарушениями внимания, они часто пропускают объяснения учителя, не могут до конца выполнить задание, допускают множество ошибок. Особенно ярко это проявляется, когда необходимо заниматься трудным или неинтересным для ребенка делом (например, письменными уроками, выполнением домашних заданий). Вместе с тем гиперактивный ребенок может долго заниматься теми играми, которые ему нравятся.

Таким образом, ребенок не в состоянии выполнить требования школьного образования. От природы обладая средними или хорошими умственными способностями, такой ученик в ситуации школьного обучения не может проявить их в полной мере, поэтому часто учится хуже сверстников с такими же интеллектуальными данными.

Будучи по своей природе активным и общительным, чрезмерно подвижный ребенок, тем не менее, испытывает трудности в отношениях с родителями, ровесниками, учителями. Ему сложно в разговоре выслушивать других, соблюдать правила в игре, долго и последовательно заниматься чем-либо, все это приводит к конфликтам и ссорам.

Ощущение собственной неуспешности приводят ребенка к тому, что он перестает верить в свои силы и возможности. Остро чувствуя и переживая свою беспомощность и не способность хорошо справляться с различными заданиями, гиперактивные дети могут очень бурно реагировать на замечания и негативные оценки окружающих, отказываться от выполнения сложных заданий, бояться пробовать свои силы в новых делах.

Как же помочь ребенку?

Справиться в одиночку с такой непростой проблемой как гиперактивность не представляется возможным и поэтому важно знать к кому близкие ребенка могут обратиться за помощью.

как помочь гиперактивному ребенку учиться

В начале статьи мы упоминали о том, что диагноз гиперактивность ставит врач, он же может назначить лекарства, которые будут способствовать регуляции процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга. Кроме того, медики могут назначить препараты, которые стимулируют действие познавательных процессов, в том числе внимание и умственную деятельность. Это поможет ребенку быть более спокойным и сосредоточенным во время занятий. Но не стоит забывать о том, что принимать лекарства постоянно нельзя. Поэтому, хотя в период приема медикаментов поведение ребенка улучшается, необходимо продолжать придерживаться особой линии воспитания и следовать педагогическим рекомендациям.

Повысить устойчивость и концентрацию внимания, снизить отвлекаемость помогут специальные развивающие занятия с детским психологом. Выше мы говорили, что у гиперактивных детей часто заниженная самооценка, они не уверены в себе, тревожны, испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками. Справиться со всеми этими проблемами ребенку также может помочь психолог.

Родителям очень важно быть в контакте с педагогами ребенка, воспитателями и учителями. Во-первых, достигнув взаимопонимания с педагогами, вы можете заручиться их поддержкой и вместе вырабатывать линию поведения по отношению к ребенку, опираясь на профессиональные советы специалиста. Во-вторых, педагоги могут помочь ребенку преодолеть трудности формирования навыков рисования, письма, счета, стать более организованным и дисциплинированным.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки, вы очень поможете своему ребенку, если поймете, что такие симптомы, как чрезмерная подвижность и активность, импульсивность, невнимательность могут быть сглажены при правильном построении отношений с ребенком. Помните, с годами повышенная активность уменьшается, но нарушения внимания остаются (иногда вплоть до взрослого возраста), значит, вам придется набраться терпения и настроиться на преодоление трудностей в течение нескольких лет, которые могут растянуться до конца школьного обучения. Будьте терпеливы и доброжелательны, и ваш ребенок обязательно порадует вас своими успехами.

Поделиться:

Записаться на консультацию к детскому психологу Вы можете по телефону (812) 640-38-55 .

а также Вы можете задать вопрос специалисту . заполнив форму ниже.

Источники:
www.kakprosto.ru, mama12.ru, www.mamapapa-arh.ru, fidem.spb.ru

Следующие материалы:


08 декабря 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения