Журнал о здоровье детей

Работа с детьми с алалией



Работа с детьми с алалией

Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы)

Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Недоразвитие речи при алалии носит системный характер. Отмечаются нарушения всех ее компонентов: звукопроизношение, фонетико-фонематические процессы, слоговая структура слова, лексика, грамматика, связная речь.

Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий коррекционное, воспитательное, обучающее, развивающее направление.

В зависимости от периода работы и уровня речевого развития доля самостоятельной речи ребенка варьируется. Начиная работать с детьми с алалией, следует помнить об опасности перегрузки их психики при резком усилении коррекционно- педагогического воздействия. При первом и втором уровне речевого развития у детей с моторной алалией занятия по активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены. Вне специальных логопедических занятий следует снижать требования к речи ребенка, повышать внимание к развитию познавательной активности, моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества.

Н. Н. Созонова и Е. В. Куцина выделили основные принципы работы с данными детьми:

1. Как можно раньше начинать коррекционную работу. Она должна начинаться с трех лет.

2. Многообразие наглядного (иллюстративного) и игрового материала.

3. Многократное повторение.

4. Обучение грамоте.

Коррекционную работу можно условно разделить на 3 этапа.

На первом этапе основным является формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения. Ведется работа по обучению грамоте. Развивается способность к звукобуквенному анализу слова.

Виды работы:

Вызывание звуков (гласных и согласных)

Чтение слоговых дорожек и работа с этими слогами.

Работа над звукоподражаниями - использование различных игр.

Артикуляционная гимнастика, разработанная Т.

Башинской. Её основная цель: максимально активизировать и развивать артикуляционный аппарат, не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки.

Работа над выдохом: ротового, носового, комбинированного.

На втором этапе работы продолжается формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения: односложные слова, двусложные слова с ударением на первом слоге, двусложные слова с ударением на втором слоге. Начинается работа по использованию в речи предлогов, прилагательных, обучение рассказам описательного характера, ребенок учится согласовывать существительные с местоимениями.

Для решения данных задач используются:

работа с детьми с алалией

Схемы (при изучении предлогов)

Мнемотаблицы (при составлении описательных рассказов) - простые

На третьем этапе основным является развитие связной речи.

Здесь используются:

Более сложные мнемотаблицы.

Картинно-графические планы рассказов.

По достижении третьего уровня речевого развития обучение нужно проводить в соответствии с программой развития детей с общим недоразвитием речи с учетом специфики речевого развития и структуры дефекта.

Литература.

1. Логопедия:Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Пятница Т. В. Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. – М. ТЦ Сфера, 2010.

3. Пятница Т. В. Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М. ТЦ Сфера, 2011.

4. Созонова Н. Н. Куцина Е. В. Читать раньше, чем говорить. методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией. - Екатеринбург: ООО»КнигоМир», 2011

Особенности коррекционной работы при сенсорной алалии

В работе по преодолению сенсорой алалии, используются зрительный и двигательный анализаторы, тактильно-вибрационное восприятие, кинестетические ощущения, вкус, обоняние и, конечно, слух, который в качестве поврежденного звена привлекается дозированно.

В коррекционные занятия с детьми, страдающими сенсорной алалией, включаются элементы разных коррекционных программ, в частности, многое заимствовано и адаптировано из системы работы с детьми, имеющими нарушения слуха, а также из нейропсихологических методик.

Выделяется 3 этапа работы:

I. Подготовительный этап включает в себя создание мотивации к занятиям, а затем потребности в коммуникации (включением ребенка в группу детей).

Так речь рассматривается как ритмическая пространственно-временная структура, то сразу в занятия включаются эти три компонента.

Здесь же развивается общая сенсорика, зрительное, слуховое, тактильно-вибрационное и кинестетическое восприятие, обоняние и осязание. Таким образом, развиваются все базовые функции и навыки, которые в онтогенезе нормально развивающихся детей опережают и сопутствуют речевому развитию.

Работа над рядом, последовательностью, элементами количества, цветом и другими элементарными представлениями, которые впоследствии лягут в основу чтения, письма и счета, предшествует работе над элементами звукового анализа и элементами глобального чтения с опорой на артикуляцию.

II Основной этап - работа над фразовой речью и ее грамматическим оформлением.

На двух первых этапах работа над слуховым восприятием ведется только на музыкальных занятиях и в группе.

III Заключительный этап - работа над слуховым восприятием, автоматизация и дифференциация звуков, работа над сложными грамматическими конструкциями.

На всех этапах работы (разумеется по-разному) активно используются зрительные и двигательные опоры и ведется словарная работа.

При коррекции этих и других нарушений речи

Логопедическая работа при алалии

Алалия — недоразвитие или отсутствие речи у детей при сохранном интеллекте и нормальном слухе. Причина алалии, чаще всего, связана с повреждением при родах речевых областей больших полушарий головного мозга. Ее также могут провоцировать травмы и мозговые заболевания, которые ребенок перенес в доречевой период жизни.

В относительно легких случаях отмечаются зачатки речи, которые характеризуются ограниченным запасом слов, трудностями при восприятии и порождении предложений (аграмматизм), затруднениями в усвоении письма и чтения.

Тяжелая степень алалии у детей проявляется лепетными отрывками слов или полным отсутствием речи.

Логопедическую работу с не говорящими детьми выстраивают поэтапно. Результат зависит от установочных целей, обоснованности тех речевых умений, которыми должен овладеть ребенок на определенном этапе, а также эффективности средств, путей и методов логопедического воздействия.

Логопедическая работа с детьми с моторной алалией базируется на онтогенетической последовательности развития речи по А. Н. Гвоздеву:

- предложение из одного слова

- предложение из слов-корней

- первые формы слов

- усвоение флексий (изменения состава корня, падежных окончаний)

- усвоение предлогов

- развернутая фразовая речь с формированием лексики, фонетики, грамматики.

Планирование логопедической работы следует строить на сохранных компонентах языковой системы, учитывая структуру дефекта речи. Учителю-логопеду необходимо помнить, что дети с алалией имеют замедленную динамику развития речи. Для таких детей важна благоприятная речевая среда, стимулирующая общение и речевую активность.

Этапы логопедической работы с детьми, имеющими моторную ала­лию

  • Подготовительный.
  • Формирование начальных речевых умений в диалогическом общении.
  • Формирование высказываний в качестве главной единицы речевого действия.
  • Формирование навыков связной речи и коммуникативного умения.
  • Каждый этап зависит от уровня речевого развития детей, начала логопедической работы, окружающих условий.

    На подготовительном этапе преодолевается речевой негативизм, формируются психологические предпосылки для речевой деятельности, развивается общая и речевая моторика, формируется игровая деятель­ность, корректируется слуховое, зрительное, тактильное вос­приятие, развиваются умения, которые направлены на то, чтобы воспринять, осмыслить и понять речевое общение. Важно донести до ребенка мотивацию развития психической и речевой активности, подража­тельной деятельности и репродуктивной (отраженной) речи.

    Первый этап обучения соответствует детям, у которых имеет место полное или частичное отсутствие общеупотреби­тельной речи.

    На этапе формирования первона­чальных речевых умений в ситуациях элементарного диалога продолжается развитие всех психических процессов, общей и речевой моторики. Основное направление в работе - активизация пассивного словаря, овладение самыми простыми формами словообразова­ния и словоизменения на практике. Также проводится работа над грамматическим оформлением предложений, рассказом описательного характера и диалогом. На логопедических индивиду­альных занятиях обращается внимание на развитие грамматического строя речи, активизацию словаря, а не на правильное произношение, поскольку у детей с алалией возникновение звуков может быть спонтанным.

    На этапе формирования высказывания в качестве главной единицы речевого действия продолжается работа по формированию экспрессивной ре­чи (определение мотива, проговаривание про себя и высказывание в виде активной устной речи) формирование грамматического структурирования, словообразо­вания раз­вития фразовой речи, обогащение детского словаря.

    На последнем этапе при проведении анализа звукового состава слова формируется умение пользоваться условными обозначениями: слово — длинная полоска, слог — короткая полоска, гласный звук — красный квадрат, согласный мяг­кий звук - зеленый квадрат, со­гласный твердый звук — синий квадрат.

    Логопедические занятия более эффективны при общении с психотерапевтом, использовании физиотерапевтического и медикаментозного лечения.

    работа с детьми с алалией

    Почему новые лекарства так привлекают наше внимание? Подписывайтесь и читайте в новом выпуске!

    2. ПОЭТАПНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ АЛАЛИЕЙ

    В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов. В соответствии с ними осуществляется логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание.

    работа с детьми с алалией

    На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми, несмотря на индивидуальность каждого ребенка в поведении детей на первых занятиях выделяются общие признаки: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабленость ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. Вначале педагог устанавливает внеречевой контакте ребенком. Это объясняется тем, что любая инструкция, оценка, в том числе похвала, являются ограничением спонтанной активности, так как в этом случае навязывается определенный модус поведения. Кроме того, попытки сразу же установить с ребенком речевые контакты либо навязывание определенных видов деятельности без учета доступного самому ребенку уровня коммуникации могут сразу же создать атмосферу непонимания между педагогом и детьми. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания, и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком. Поэтому музыкальный руководитель так же, как и логопед, с большой выдержкой и терпением, тактом и вниманием к ребенку на первых занятиях выявляет его двигательные и музыкальные возможности.

    Источники:
    www.maam.ru, www.logoprog.ru, apteke.net, pedlib.ru

    Следующие материалы:


    13 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения