Журнал о здоровье детей

Методика обучения математике детей с зпр



Методика обучения математике детей с зпр

Статья по теме:

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка.

Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

Целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся
  • Повышение уровня их умственного развития
  • Нормализация учебной деятельности
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
  • Социально-трудовая адаптация.
  • Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

    Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

    При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.

    Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

    Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые служат предпосылкой для овладения основными науками. Отсутствие этих знаний лишает обучение в начальных классах прочной наглядно-действенной опоры.

    Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических сформировались элементарные фонематические представления сложилось умение производить несложный звуковой анализ дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах. Для овладения школьной программой по математике ребенок должен иметь практические знания о количестве, величине, форме предметов, уметь сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать их количество. Всему этому детей специально учат в детском саду, однако дети с ЗПР не усваивают программу подготовки к школе в полном объеме.

    Проверка показала, что устная речь детей указанной категории, проучившихся год в общеобразовательной школе, отличается бедностью словаря и примитивностью грамматических конструкций, хотя она удовлетворяет потребности повседневного общения ребенка, в ней нет грубых нарушений произношения, грамматического строя. Практические языковые обобщения у таких детей сформированы в значительно меньшей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Обнаруживается диффузность фонематических представлений и слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слов, недостаточная вариативность и гибкость в использовании грамматических средств. К усвоению математических знаний дети с ЗПР также подготовлены слабее своих нормально развивающихся сверстников. Их представления о предметно-количественных отношениях и практические измерительные навыки также оказались недостаточно сформированными. Следовательно, и в этом отношении школьники рассматриваемой категории в первый год обучения в массовой школе были менее развитыми.

    Из сказанного видно, сколь важна специальная коррекционная работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей для создания у них готовности к усвоению основ научных знаний. Соответствующая работа должна войти в содержание первоначального обучения школьников с ЗПР и осуществляться на протяжении ряда лет, поскольку изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт, которых, как показали исследования, у рассматриваемой категории детей обычно не достает. Те практические действия с предметами, которые предусматриваются методиками общеобразовательной школы, не могут восполнить пробелов в знаниях учеников с ЗПР, поскольку при этом не актуализируются их представления о реальных предметах и их отношениях.

    В прямой зависимости от конкретного содержания учебного предмета (практические предварительные знания или научно-теоретическое обобщение) стоят и используемые при этом методы работы: практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание определенных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работы по картинкам, по наглядному образцу, по учебнику, по инструкции учителя и т.д. Каким из этих методов воспользоваться учителю, объясняется тем, насколько они обеспечивают развитие у детей наблюдательности, внимания и интереса к изучаемым предметам, умения разносторонне анализировать и сравнивать объекты по одному или нескольким признакам, обобщать явления, делать соответствующие выводы и заключения. Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

    Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста учащегося и средством активизации познавательной деятельности.

    Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.

    Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.

    Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

    · При задержке психического развития имеет место резидуально-органическая недостаточность центральной нервной системы, приводящая к неравномерности формирования психических функций, что обусловливает особенности развития, поведения детей и определяет специфику содержания и методов коррекционного обучения.

    · Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР включает отличительные признаки этой категории детей как от нормально развивающихся сверстников, так и от детей с умственной отсталостью. Однако в силу схожести поведенческих проявлений дифференциальная диагностика может представлять определенные трудности. Всесторонне психологическое обследование и изучение познавательной деятельности детей с ЗПР служат важным фактором правильной диагностики и выбора путей обучения и коррекции.

    · К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сфор­мированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, но в отличие от умственно отсталых у них выше обучаемость, они лучше используют помощь и способны осуществлять перенос показанного способа действия на аналогичное задание.

    · При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы.

    Развитие элементарных математических представлений у детей с ЗПР

    В Республике Казахстан дошкольное образование рассматривается как компонент социальной инфраструктуры общества и является одним из приоритетных направлений индустриально-инновационного и социально-экономического развития страны. Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.

    Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения. Именно это положение дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников и детей с ЗПР в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики.

    З адержка психического развития - один из наиболее распространенных психических недугов, который из медицинского диагноза перерастает в широкую социально-демографическую проблему. Сегодня в Республике Казахстан имеются специализированные школы, а также в общеобразовательных учреждениях открываются классы для детей с задержкой психического развития.

    С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.

    При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к словесной информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим.

    Снижена продуктивность запоминания и неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, не6 умение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

    У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства не развито. Поэтому на в основном нужно использовать дидактические материалы.

    П оследние годы с реди разнообразных методов обучения важную роль играют применение компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

    И спользование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

    Применение информационных технологии на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения активизирует познавательную деятельность детей.

    Дети с ЗПР характеризу ю тся психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

    методика обучения математике детей с зпр

    Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок. который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

    Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных предметов. На математике важен объем внимания. К урс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

    методика обучения математике детей с зпр

    При проведении урока математики используем различные наглядные пособия с использованием информационных технологий.

    Например, презентационные материалы по ра зличным методикам, которые используются при изучении математики.

    Методика « Найди закономерность ». нарисуй недостающий предмет и з аполни таблицу направлена на развитие логического мышления и внимания. Обучает детей находить закономерности в логическом построении фигур или предметов. Развивает у ребенка аналитические навыки.

    Методика « Найди у каждых часов признаки, которыми они отличаются от других» развивает наглядно-образное мышление. Для выполнения этой методики от ребенка требуется внимание и усидчивость. Эта методика относится к классу методик, развивающих школьные навыки. Данные методики показана на рисунке 1.

    Методика « Найди закономерность » Методика « Найди у каждых часов признаки, которыми они отличаются от других»

    Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

    Таким образом, использование различных методик обучения создают условия для формирования и закрепления знаний, умений и навыков у детей с ЗПР создают условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

    Литература:

    1 Ослина И.В. Вести с курсов Современные технологии дифференциации и индивидуализации в начальных классах // ugorka. ivakorin. ru / MO dokument / ZPR. html

    3 Шалаева Г.П. Большая энциклопедия для дошкольника. М. 2006 г.

    Аннотация к дисциплине Методики начального образования детей с задержкой психического развития

    Краткое описание

    1. Методика обучения русскому языку.

    В содержании дисциплины раскрываются особенности обучения русскому языку как учебному предмету младших школьников с ЗПР, в том числе и с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. На основе анализа современных подходов к обучению грамоте раскрываются особенности содержания и методики работы в добукварный, букварный и послебукварный периоды обучения грамоте. Особое место в изучении дисциплины занимает рассмотрение вопросов содержания и организации уроков классного и внеклассного чтения на основании описания особенностей качеств чтения младших школьников с ЗПР. В процессе изучения дисциплины особое внимание уделяется психолого-педагогическим основам обучения грамматикеи правописанию во 2-4 классах. Анализируются особенности речевого развития детей с ЗПР раскрывается содержание и методика работы по развитию связной устной и письменной речи учащихся.

    2. Методика обучения математике.

    методика обучения математике детей с зпр

    Содержание дисциплины формирует представление о концептуальных основах курса математики в школе для детей с задержкой психического развития, конкретизирует знания студентов о содержании, принципах, методах, приемах, средствах и формах организации обучения математике учащихся с ЗПР, дает представление о значении этого учебного предмета в коррекции и развитии познавательной деятельности и личностных качеств учащихся.

    3. Методика ознакомления с окружающим миром.

    В содержании дисциплины подробно освещаются теоретические основы и практические вопросы ознакомления в природным и социальным компонентом окружающего мира младших школьников с ЗПР, что содействует становлению специальной профессиональной компетенции учителя-олигофренопедагога. Особое внимание при изучении дисциплины обращено на формирование системы знаний о теории и практике накопления естествоведческих и социальных представлений у школьников с интеллектуальным недоразвитием развитие практических умении связанных с организацией ознакомления с окруажающим миром школьников с ЗПР.

    4. Методика обучения природоведению.

    В содержании дисциплины рассматриваются теоретические основы и формируются практические умения, связанные с формированием у детей ЗПР в начальных классах знаний и умений в области изучения и взаимодействия с окружающей действительностью Важное место в изучении дисциплины занимает рассмотрение вопросов содержания и организации процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специального (коррекционного) и инклюзивного образования. Особое внимание в содержании дисциплины отводится практическим вопросам организации обучения детей с ЗПР при изучении естествоведческих вопросов.

    Основные темы

    1. Методика обучения русскому языку. Методика русского языка как наука. Русский язык как учебный предмет для детей с ЗПР. Обучение грамоте детей с ЗПР. Особенности становления качеств чтения у младших школьников с ЗПР. Методика работы над художественным произведением. Внеклассное чтение. Обучение фонетике и графике. Формирование грамматических понятий. Уроки грамматики и правописания. Особенности речевого развития детей с ЗПР. Развитие связной устной речи младших школьников с ЗПР. Развитие связной письменной речи учащихся с ЗПР.

    2. Методика обучения математике. Цель, задачи и содержание обучения математике детей с задержкой психического развития. Особенности усвоения математических знаний учащимися с задержкой психического развития. Принципы и методы обучения математике в школе для детей с задержкой психического развития. Пропедевтика обучения математике в коррекционной школе VII вида. Методика обучения теме «Первый десяток» в коррекционной школе VII вида. Методика изучения нумерации в коррекционной школе VII вида. Методика изучения действий сложения и вычитания неотрицательных целых чисел. Методика изучения табличного и внетабличного умножения и деления неотрицательных целых чисел. Методика обучения устным вычислениям. Методика обучения решению текстовых арифметических задач. Методика изучения величин, чисел полученных при измерении и арифметических действий с ними. Подготовка к систематическому изучению математики в среднем звене школы для детей с ЗПР

    3. Методика ознакомления с окружающим миром. Введение в изучения курса. Ознакомление с окружающим миром как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VII вида. Методы ознакомления с окружающим миром школьников с ЗПР. Содержание и особенности изучения разделов: свойства предметов и их расположения в пространстве, ближайшее окружение, родная природа. Урок как основная форма ознакомления с окружающим миром. Другие формы организации процесса обучению ознакомлению с окружающим миром в школе для детей с ЗПР. Методическая работа учителя в процессе преподавания ознакомления с окружающим миром в школе для детей с ЗПР.

    4. Методика преподавания природоведения. Методика преподавания природоведения в школе VII вида. Принципы обучения природоведению в коррекционной школе. Методы обучения природоведению в коррекционной школе. Природоведение как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе. Формы организации процесса обучения природоведению. Методика изучения раздела «Природа родного края». Методика изучения разделов «Природа нашей Родины», «Использование и охрана природы человеком» Методика изучения раздела «Организм человека и охрана его здоровья».Материальная база изучения природоведения в коррекционной школе. Методическая работа учителя в процессе преподавания природоведения в коррекционной школе VII вида

    Электронные образовательные ресурсы

    http. // www. informika. ru

    http. // www. mon. gov. ru

    http. // ru. wikipedia. org

    Источники:
    nsportal.ru, abc.vvsu.ru, www.rusnauka.com, atlas.herzen.spb.ru

    Следующие материалы:


    19 октября 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения