Журнал о здоровье детей

Как проявляется аутизм у ребенка до года



Как проявляется аутизм у ребенка до года

Признаки аутизма у детей

Аутизм – общее нарушение развития, особенно отражающееся на психике. Причиной заболевания считается совокупность генетических особенностей нейроразвития и экологического фактора. Признаки аутизма у детей можно выявить в течение первых трех лет жизни и чем раньше это произойдет, тем быстрее начнется терапия и тем больше у малыша шансов нормально адаптироваться в обществе. К сожалению, признаки детского аутизма довольно сложно выявить до трех лет, но все же они достаточно заметны, поэтому, пожалуй, каждый родитель должен знать, как проявляется аутизм у детей хотя бы в общих чертах.

Аутизм у детей - симптомы

Первые симптомы раннего детского аутизма можно выявить в возрасте одного месяца. Обычно дети к этому времени уже научаются фиксировать взгляд на лицах людей, особенно выделяя мамино. Дети с аутизмом могут вообще не смотреть на лица либо равнодушно скользить по ним взглядом. Такие малыши не лопочут с родителями, не тянут к ним ручки, неадекватно реагируют на происходящее. Так, на плач или крик они могут среагировать смехом и наоборот – заплакать, услышав смех. В некоторых случаях дети вообще никак не реагируют на происходящее.

Непросто складываются отношения у маленьких аутистов с мамами или лицами, их опекающими. На мамины руки они реагируют напряженно либо наоборот – «растекаются», уход матери могут воспринимать болезненно, вплоть до развития органических заболеваний, а могут вообще не обратить внимания. Интересно, что реакции могут чередоваться – иногда малыш не обращает на родителей внимания, а иногда не отпускает от себя ни на шаг.

Дети постарше выдают более явную симптоматику - они становятся все более отстраненными, равнодушными к окружающим. Они не интересуются сверстниками, не играют с ними, возникает ощущение, что они живут в своем мире. Иногда возможна другая крайность – малыши настойчиво «заигрывают» с посторонними, охотно идут на руки ко всем взрослым без разбора. Дети с аутизмом очень болезненно реагируют на перемены обстановки, нарушение устоявшегося ритма жизни, склонны к выполнению навязчивых, повторяющихся действий.

Часто аутизм у детей сопровождается задержками развития речи. При этом у ребенка могут быть высокие показатели интеллекта и даже одаренность в какой-либо сфере. При этом иногда родителям кажется, что ребенок их попросту не замечает.

Безусловно, у всех это нарушение проявляется по-своему, но существуют общие признаки, позволяющие ответить на вопрос как определить аутизм у ребенка:

  • ребенок не идет на зрительный контакт, отводит глаза
  • отвергает материнскую ласку, не идет на руки
  • одновременно с этим может возникать сильная зависимость от матери (или человека, выполняющего ее функции)
  • явное предпочтение ребенком одного из родителей
  • отсутствие или задержка речи
  • отсутствие интереса к сверстникам, сложности в общении с ними. К взрослым наоборот – иногда возникает чрезмерная расположенность
  • неспособность адекватно реагировать на происходящее
  • зависимость от привычного образа жизни и ее атрибутов
  • повторяющиеся действия, звуки, слова.
  • Степени детского аутизма

    Успех терапии и возможность адаптации ребенка с диагностированным аутизмом зависит от степени тяжести заболевания. По глубине и степени нарушения развития создали обобщенную классификацию разновидностей детского аутизма:

    как проявляется аутизм у ребенка до года

    1 группа классификации характеризуется как самая глубокая форма аутизма. Дети полностью отрешены от внешнего мира, не используют речь, мимику и жесты.

    2 группа включает себя детей более активных, но воспринимающих реальность избирательно. Они могут пользоваться двигательными и речевыми штампами, особенно важны для них стереотипы привычного образа жизни.

    3 группа . Дети, входящие в нее активны, но не в состоянии объективно оценить обстановку, из-за чего у них часто возникают конфликты с окружающими. Мышление их нарушено, из-за чего они не способны улавливать «подтекст» в словах и действиях других.

    4 группа – сюда входят дети с легкой формой аутизма. Они очень ранимы, прекращают общение при возникновении малейших препятствий. Такую форму аутизма оценивают как задержку развития, уровень социальной адаптации при которой довольно высок.

    Ребенок - аутист.

    Ребенок-аутист - такой страшный приговор далеко не редкость в современной детской психиатрии. С этим диагнозом, увы, может столкнуться любой родитель, не наделенный какими-либо патологиями или отклонениями. Более того, причина возникновения аутизма до сих пор так и не изучена до конца. Есть мнения, что дети-аутисты появляются у людей с нарушениями на генном уровне, а так же при наличии серьезных хромосомно-молекулярных проблем. Получается, что видимой вины родителей в том, что их ребенок - аутист, нет и не может быть в принципе. Да и стоит ли себя корить за то, что именно вам природа послала столь серьезное испытание? В подобной ситуации куда правильней и полезней объединить усилия всей семьи, чтобы попытаться сделать жизнь малыша максимально полноценной и счастливой.

    С какого возраста может быть поставлен диагноз аутизм. Врачи утверждают, что первые признаки заболевания заметны уже на первом году жизни ребенка, но точное определение болезни возможно лишь по достижению трехлетнего возраста. Вот ряд симптомов, которые помогут вам самостоятельно выявить и распознать отклонения в психическом поведении своего малыша:

    1. Ребенок в возрасте двух месяцев не отличает свою маму среди всего ближайшего окружения, он не стремится находиться рядом с ней, комфортно чувствует себя в одиночестве.

    2. Взгляд младенца направлен как бы сквозь предметы, а не них. Его сложно чем-либо заинтересовать, он практически не реагирует на громкие звуки или яркий свет. Ребенок уже сейчас как бы полностью погружен в себя.

    3. Ребенок-аутист мало подвижен, слабо активен и не подает никакого интереса к жизни.

    4. Плач младенца, страдающего аутизмом, отличается от плача здоровых детей. Если малыши до года требовательно и громко сообщают маме и всем вокруг об имеющихся у них проблемах, то детям-аутистам свойственно долго, протяжно и монотонно издавать одни и те же тревожные звуки, больше напоминающие "мычание", а не плач.

    5. В возрасте от года до двух лет у ребенка-аутиста появляются первые слова, которые он произносит разрозненно и совершенно бессвязно. Уже сейчас становится очевидно его отставание от сверстников.

    6. Любимое занятие малышей-аутистов - однообразное складывание одних и тех же предметов и игрушек в ровную линию. Их внимание сложно привлечь новой забавой и уж тем более активной игрой.

    7. Ребенок-аутист медленно и неохотно идет на контакт, предпочитая оставаться в полном одиночестве, нередко намеренно прячется от окружающих.

    8. Когда малышу исполняется три года, его речь по-прежнему бессвязна, словарный запас небогат, преобладают одни и те же заученные фразы и слова. Нередко дети-аутисты говорят о себе в третьем лице - "он хочет спать", "он устал".

    9. Все движения аутиста носят монотонный, однотипный характер. У него нет ярких эмоциональных всплеском, он практически всегда подавлен и угрюм.

    По этим и еще целому ряду признаков родители и психиатры выносят приговор - аутизм . Чем же можно помочь ребенку, имеющему этот неутешительный диагноз?

    Ребенок-аутист очень непохож на всех остальных детей. Это уже скоро становится очевидно всем окружающим. С ним не хотят общаться сверстники, а родители здоровых детей нередко запрещают своим отпрыскам контактировать с непонятным малышом. Все это еще больше усугубляет ситуацию, заставляя ребенка-аутиста с головой уходить в свою раковину и полностью замыкаться в себе. А ведь ни для кого не секрет, что дети, имеющие в раннем возрасте диагноз аутизм. становились вполне самодостаточными личностями и успешными людьми! Для этого требуется колоссальное терпение, такт и вера в собственные силы со стороны заботливых родителей.

    Если диагноз подтвержден.

    Обязательно выберите хорошего детского психолога или психиатра, специализирующегося именно на подобных расстройствах. Он должен стать верным помощником в вашем нелегком труде. Позаботьтесь о том, чтобы персона врача была как минимум приятна вашему ребенку, ведь им предстоит довольно большое количество времени проводить вдвоем.

    Будет очень неплохо подыскать психологический центр, созданный для детей с этим диагнозом. Малыш окажется в кругу точно таких же, как он сам, а вы познакомитесь и сможете подружиться с людьми, которым как нельзя более близки и понятны ваши проблемы.

    Не смотря на то, что ребенок-аутист с огромным трудом идет на контакт, это совсем не означает, что он не нуждается в общении. Можно даже сказать наоборот, он хочет быть услышанным и понятым, но не знает, как это осуществить. Поэтому самостоятельно пробуйте побудить в ребенке стремление общаться, разговаривайте с ним. Возможно на первых порах это будет больше напоминать монолог, но не сомневайтесь - ребенок слышал и услышал вас.

    Каждому человеку необходимо иметь собственное жизненное пространство, ребенку-аутисту это необходимо вдвойне. Выделите местечко в своем доме или в квартире, где малыш сможет спокойно побыть в полном одиночестве, не пытайтесь навязать ему общение, когда он к этому совершенно не готов.

    Для детей-аутистов одним из любимых видов досуга являются качели. Обязательно приобретите нечто подобное и для своего малыша.

    Как правило, аутисты имеют стойкую неприязнь к воде. Это необходимо учитывать, отправляясь с ним на водоем - подобная прогулка может всерьез напугать ребенка, нарушив его и так довольно хрупкое эмоциональное равновесие.

    Дети-аутисты нередко совершенно не ориентируются в происходящем, не замечая те или иные источники опасности. Никогда не выпускайте малыша из дома без сопровождения взрослых, даже если разговор идет о передвижении на короткие расстояния.

    У 30% аутистов имеются врожденные гениальные способности в различных областях и такое же количество обладает уровнем интеллекта выше среднего. Если планомерно и систематично развивать в малыше его таланты, то есть все шансы, что ребенок сможет нормально проявиться в жизни и достичь определенных успехов в той или иной сфере деятельности. Главное, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий, они нравились ему, а не напрягали или раздражали его.

    Подробные инструкции по воспитанию детей-аутистов может дать только специалист. Сейчас существует довольно большое количество методик и систем, позволяющих не просто помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире и научиться идти на контакт, но и успешно практически полностью преодолеть страшный недуг под названием аутизм.

    Текст В настоящее время такое явление. является собственностью проекта Новорожденный RU Ру. Принадлежит разделу Детская медицина Вы можете высказаться о проблемах описанных в Аутизм, как распознать аутизм у ребенка до года, что делать если вашему ребенку поставили диагноз аутизм ,оставив комментарий.

    Как распознать аутизм у ребенка?

    Если у вашего ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи подозревают, что это начало развития аутизма, постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме. Ваше правильное отношение к этому состоянию – залог будущего вашего малыша. Поэтому давайте обстоятельно и подробно рассмотрим все вопросы, в том числе и признаки аутизма у детей.

    Содержание:

    Что такое аутизм?

    Термин аутизм “autismus” впервые употребил Эйген Блейлер в 1910 году, когда описывал социальные расстройства, возникающие у больных шизофренией. В дословном переводе это слово означает «ненормальное самолюбование», чтобы подчеркнуть стремление пациента уйти в свой собственный мир. А в 1943 году Лео Каннер при описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм» уже в его современном понимании и описал в его составе 11 признаков, которые наблюдались у всех детей с признаками этого заболевания.

    как проявляется аутизм у ребенка до года

    В настоящее время аутизм – это расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития головного мозга и внешне проявляется в нарушении социального взаимодействия, общения, а так же повторяющимися действиями и ограничением интереса.

    Течение детского аутизма устойчиво, стабильно, симптомы его сохраняются и во взрослом состоянии. Для постановки диагноза у ребенка требуется подтверждение как минимум трех признаков:

  • недостаточное социальное взаимодействие
  • нарушение общения ребенка с окружающими людьми
  • ограничение круга интересов и стереотипный характер поведения.
  • Кто болеет аутизмом?

    В настоящее время диагноз «аутизм», а также аутистических расстройства, очень часто встречается среди детей. К примеру, каждый 50-й школьник в США имеет признаки данной патологии. С 1996 года регистрация случаев аутизма значительно увеличилась. Трудно понять, что стало причиной повышения заболеваемости детей: это может быть как результат улучшения диагностики, так и более активное воздействие факторов внешней среды.

    Аутизмом чаще страдают мальчики, хотя само расстройство развивается вне зависимости от пола ребенка. На 4 мальчиков, страдающих аутизмом, приходится примерно 1 девочка с таким диагнозом.

    Но если брать среди больных детей тех, у кого развивается умственная отсталость, то при подсчете оказалось, что на 5 мальчиков-аутистов с отставанием приходится лишь 1 девочка.

    Заболеванию подвержены дети любого возраста. Первые симптомы аутизма могут проявиться как в раннем возрасте, до 5 лет, так и в более позднем.

    Почему развивается аутизм?

    В самом начале изучения данного детского заболевания причинами его развития считали «холодное» отношение матери к ребенку. Однако впоследствии, при изучении проблемы аутизма, выявили влияние генов на развитие болезни, причем не какого-либо конкретного, а целого комплекса (более 5 генов считаются «кандидатами» при выявлении «виновного»). К сожалению, вопрос этот и по сей день остается открытым, так как ученым не удается точно выяснить локализацию ответственных за аутизм генов и мутации, которые в них происходят.

    Причем, совершенно не обязательно, что нарушение на уровне ДНК передалось от родителей. Ребенок может наследовать лишь предрасположенность, а само изменение генной структуры происходит уже во время развития ребенка в чреве матери. Предполагают, что активации таких мутаций способствуют вредные внешние факторы, воздействующие на мать во время беременности: некоторые пищевые продукты, фенолы, перенесенные инфекционные заболевания, выхлопные газы и т.д. Важными факторами так же считают повышенный возраст родителей, недоношенная беременность или низкий вес ребенка.

    Как проявляется аутизм?

    Признаки развития патологии можно заметить с первых месяцев развития:

  • Ребенок с трудом привыкает к рукам матери, постоянно напряжен, даже при кормлении трудно найти удобное положение. Либо наоборот малыш слишком расслаблен.
  • Аутичные дети не останавливают взгляд на маме или сразу же отводят глаза, рассматривая окружение. Порой игрушки, рисунки и другие неживые предметы являются объектом детского внимания, в то время как люди не вызывают его интерес.
  • У детей с аутизмом нет реакции на окружающих: они не тянут к маме руки, при ее приближении, или вообще не реагируют на взрослых.
  • К 3 месяцам жизни здоровый малыш реагирует на настроение окружающих, смеется. Дети, которые страдают аутизмом, либо совсем не реагируют на эмоции взрослых, либо реакция ребенка не адекватная – плачут, когда окружающие смеются, и наоборот.
  • Все дети «привязаны» к тем, кто за ними ухаживает, особенно до 5 лет. У детей с аутизмом эта привязанность может быть либо слишком сильной (он не позволяет даже покинуть комнату), либо ребенок совершенно безразличен к их присутствию. Иногда, эти симптомы могут чередоваться: после постоянных требований присутствия, наступает полное безразличие к взрослому.
  • При обычном развитии к 1 году жизни дети могут произносить слова самостоятельно, их речь имеет эмоции, интонации. У ребенка при аутизме либо совсем не развиты разговорные навыки, либо речь монотонная, неразборчивая, бесцветная.
  • У детей старшего возраста признаки аутизма выражены ярче. После 7 лет они отличаются отстраненностью, замкнутостью. Они с трудом принимают новые вещи: игрушки, одежду. Отказываются играть или общаться не только с незнакомыми людьми, но даже с близкими.
  • К 2 годам ребенок-аутист часто не может произносить слова из нескольких фраз, кроме эхолалии – заученного повторения прежде услышанного слова.
  • Ребенок при аутизме зациклен на мелочах, деталях, во всем стремится к привычному для него режиму и расположению: игрушек, вещей, действий. Именно этим объясняется их монотонная речь, покачивание, раскладывание предметов, чаще по цветам. Это сильно выделяет ребенка, страдающего аутизмом, из группы сверстников.
  • В 5 лет дети обычно активно играют друг с другом. Если же у ребенка аутизм, то он отказывается от общения, отстранен от своих сверстников.
  • У детей-аутов может наблюдаться как отставание в умственном развитии, так и усиление умственных способностей. Порой, ребенок страдающий аутизмом, может говорить как ученый, но он не в состоянии вести обычный разговор на бытовые темы.
  • Все перечисленные признаки – это нарушения поведенческой реакции ребенка во время развития. В зависимости от формы заболевания они могут проявляться очень сильно (ребенок к 5 годам не разговаривает, отказывается от общения, нарушение режима вызывает истерику), или быть едва различимыми (небольшая отстраненность от окружающих, увлечение монотонными действиями). Поставить диагноз «по анализам», на современном уровне развития медицины и науки невозможно. Генетические тесты несовершенны и дают более-менее устойчивый результат только у детей старше 5 лет.

    Как помочь ребенку с аутизмом?

    Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. Однако, за время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться. Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет. Возможно, это связано с активным развитием мозга и социальных моделей поведения.

    Цель лечения детского аутизма – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, а так же достижение независимости в будущем.

    Ребенку, страдающему аутизмом, необходимы дополнительные занятия с логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт-терапия. К ней можно отнести лепку, рисование, занятия музыкой – все это помогает ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но так же вызывает доверие малыша и снимает тревожность. Помимо этого хорошо показали себя в лечении аутизма занятия с животными: лошадьми, собаками, а так же трудотерапия.

    В настоящее время применяют так же широкий спектр лекарственных средств: психотропных препаратов, антидепрессантов, однако они не всегда нужны при лечении, и показания к их применению строго ограничены в связи с тяжелыми побочными действиями.

    Чего ждать?

    К сожалению, случаев полного излечения от аутизма в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания, а так же при активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Однако процент таких случаев невелик: от 5-20%. Более точных данных на этот счет нет. Почему возникает такой разброс до сих пор не выявлено.

    Согласно исследованиям, если до 5 лет у детей с аутизмом уровень интеллекта по тестам IQ выше 50, у них есть высокие шансы для достижения независимости и социальной адаптации. В противном случае, дети постоянно остаются зависимыми от ухода и поддержки. Когда такие пациенты выходят из детского возраста, они не могут вести самостоятельную жизнь и нуждаются в постоянном уходе, порой даже при обычных действиях в быту.

    Аутизм у детей

    Аутизм представляет собой серьёзное нарушение психического развития с устойчивым течением без ремиссий и проявляющееся впервые в возрасте до двух лет. Это расстройство вызвано отклонениями в развитии головного мозга и характеризуется ярко выраженным дефицитом социального общения, а также повторяющимися действиями и ограниченными интересами. Несмотря на то, что установлена связь между изменениями многих участков мозга и проявлениями аутизма, учёными до конца не изучены сами процессы развития изменений в мозге, вызывающих аутистические расстройства.

    Термин «autismus» был введён швейцарским психиатром в 1910 году. Таким кратким определением врач обозначил особое состояние пациента, а именно – уход в свой собственный мир фантазий, где любое воздействие извне воспринимается как невыносимая назойливость. В отличие от других расстройств деятельности мозга, аутизм проявляется без чёткого механизма и на молекулярном и на клеточном уровнях. Более того, считается, что аутизм обусловлен наличием сразу нескольких расстройств, появившихся в результате влияния многих факторов, затрагивающих все или несколько функциональных систем мозга на ранней стадии развития.

    Причины аутизма у детей

    Однозначной причины появления аутизма не выявлено. Насчитывается более тридцати факторов, провоцирующих развитие расстройства. Главными среди них являются хромосомные аномалии, недоразвитие нейронных структур ещё до рождения, биохимические факторы и негативное воздействие окружающей среды. Также существует гипотеза о выработке специфических антител в крови беременной женщины, способных вызвать отклонения в развитии мозга ребёнка.

    Некоторые специалисты считают, что аутизм является наследственной аномалией и передаётся на генном уровне. Отчасти этому есть подтверждение, так как чаще всего аутистические проявления наблюдаются у членов одной семьи. Тем не менее, учёные до сих пор не выявили гены, отвечающие за аутизм.

    Кроме того причиной развития аутизма могут послужить иммунные и гормональные нарушения, а также различные расстройства нервной системы. Многие считают, что спровоцировать появление болезни могут детские вакцины. Но этому мнению не найдено подтверждения. Если явные изменения в поведении ребёнка произошли после вакцинации, это может говорить о наличии недиагностированного нарушения прежде себя не проявлявшего. Прививка в этом случае могла послужить пусковым механизмом.

    Также большое влияние на возникновение данного отклонения оказывает окружение, условия проживания и отношение родителей. Но чаще всего аутизм развивается в результате совокупности вышеперечисленных факторов.

    Симптомы и признаки аутизма у детей

    Первые признаки аутизма проявляются в самом начале жизни. Нередко уже к году заметна «необычность» и «странность» таких детей. Внимательные родители всегда заметят нежелание крохи идти на контакт, его однотипные монотонные действия, раскачивание, перебирание, игра с одним и тем же предметом. Часто такой малыш избегает зрительного контакта.

    Насторожить должны неравномерное психомоторное развитие, задержка речи, отсутствие звукоизобразительных слов и крайне избирательное внимание. Часто ребёнок не слышит, когда к нему обращаются, никак не реагирует на внешние воздействия, отстранён и безразличен.

    Вместе с тем у каждого аутичного ребёнка признаки отклонения могут разительно отличаться. Один малыш часами играет в кроватке сам с собой, не проявляя ни малейшего интереса к окружающему миру. А другой впадает в истерику от звука тикающих часов или капающей воды из-под крана.

    В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают серьёзные проблемы с налаживанием коммуникативных навыков. Игнорирование сверстников может смениться стойкой привязанностью к узкому кругу лиц. При этом дать отпор в случае агрессии аутичный ребёнок не способен. В то же время он может молча подойти к человеку и вынуть прямо из рук заинтересовавший предмет. Это не стоит рассматривать как агрессивность, ведь ребёнку владелец вещи представляется просто неодушевлённой помехой.

    Также у детей с аутизмом нередки проблемы со сном, выявляются отклонения в пищевом поведении, приверженность к однообразию и чёткому следованию определённого распорядка. Нарушение привычного ритуала действий часто вызывает тяжёлые вспышки гнева.

    Основные признаки, являющиеся поводом для обращения к специалистам:

  • к году жизни малыш не лепечет, не жестикулирует и не указывает на предметы
  • к полутора годам не выговаривает слова
  • отсутствие в двухлетнем возрасте спонтанного произношения фраз из двух слов
  • потеря уже приобретённых навыков.
  • к оглавлению ↑

    Диагностика аутизма

    Наблюдая у ребёнка некоторые признаки аутизма, нельзя с полной уверенностью говорить о диагнозе. Подобные проявления характерны для целого ряда нервных расстройств и заболеваний. Родителям необходимо показать малыша специалистам, которые на основании проведённых исследований сделают верное заключение о состоянии его здоровья.

    как проявляется аутизм у ребенка до года

    Как правило, аутизм подозревают при наличии не менее шести симптомов из списка в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств. Далее проводится подробный опрос родителей и наблюдение за ребёнком с оценкой действий по Шкале Наблюдений для Диагностики Аутизма(ADOS). В клинических условиях применяется специальная оценочная шкала(CARS), позволяющая установить тяжесть расстройства.

    Предварительно ребёнка осматривает педиатр, фиксируя общее состояние малыша. В случае необходимости даёт направление на консультацию к специалисту по отклонениям аутистического спектра или детскому нейропсихологу. Врач проводит исследование не только коммуникативных и когнитивных особенностей ребёнка, но и оценивает семейные условия проживания малыша.

    В настоящее время рекомендуется обязательный скрининг детей в возрасте от полутора до двух лет на наличие расстройств аутистического спектра.

    Лечение аутизма у детей

    Родителям необходимо принять тот факт, что данное заболевание невозможно вылечить полностью. Но своевременное обнаружение проблемы, грамотная коррекционная работа с ребёнком значительно увеличивает его шансы на полноценную жизнь в обществе. В отдельных случаях вовремя начатое лечение позволяет добиться ремиссии, максимально устранить проявления аутистического спектра.

    Комплексная коррекционная работа с аутичным ребёнком должна проводиться постоянно. Наиболее интенсивная терапия показана именно в раннем возрасте при первых проявлениях расстройства. Ведущая роль в лечении отводится психолого-педагогической работе, но зачастую не обойтись и без медикаментозного вмешательства.

    Стоит отметить, что единого чёткого плана лечения для всех случаев аутизма не существует. Для каждого отдельного ребёнка должна быть разработана индивидуальная программа лечения, учитывающая его особенности и потребности. Как правило, такие программы включают в себя образовательные и поведенческие подходы, сенсорную интеграцию и биомедицинские процедуры. К последним относится лечение иммунной системы, проблем с желудочно-кишечным трактом и других сопутствующих заболеваний.

    Немаловажное значение имеет безглютеновая и безказеиновая диета . Переход на такое питание заметно улучшает самочувствие ребёнка, что в свою очередь помогает выйти малышу на новый уровень развития.

    Помимо основных способов коррекции, в лечении аутизма популярен и эффективен метод Томатиса . Он представляет собой слуховую терапию с применением системы аудиовокальных тренировок. Через наушники ребёнок прослушивает многообразный набор звуков, сочетающихся с низко- и высокочастотными сигналами. Происходит существенная тренировка среднего уха, положительно влияющая на работу мозга. В результате наблюдается ряд позитивных изменений, среди которых наиболее значим прогресс в речевом развитии и стремление ребёнка общаться с людьми.

    Советы родителям

    В лечении ребёнка, страдающего аутизмом, решающую роль играет поведение родителей. Их любовь, внимание, забота и активные занятия с малышом способны существенно повлиять на здоровье и максимальную адаптированность ребёнка к жизни в обществе.

    Нельзя надолго оставлять ребёнка наедине с собой, необходимо вмешиваться в его замкнутый мир. Это поможет снизить разрушительное воздействие на психику. При этом не стоит навязывать определённый режим и распорядок дня. Иначе недовольство и раздражение ребёнка только усилят его отклонения в поведении.

    Важную роль играет постоянное обучение навыкам самопомощи, а также частые занятия пением и лепкой. Благотворное действие оказывает арт-терапия и сеансы лечебной верховой езды.

    И самое главное – обеспечьте поддержку маленькому человеку. Именно семья способна доказать малышу, что мир настроен дружелюбно, и ему нет необходимости так защищаться.

    Источники:
    womanadvice.ru, novorogdenniy.ru, lechimrebenka.ru, www.knigamedika.ru

    Следующие материалы:


    13 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения