Журнал о здоровье детей

Особенности нервно психического развития детей 1го года жизни



ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1- ГО ГОДА ЖИЗНИ.

  1. БЫСТРЫЙ темп развития.
  2. Большая РАНИМОСТЬ и НИЗКАЯ сопротивляемость.
  3. Тесная ВЗАИМОСВЯЗЬ здоровья, поведения и развития.
  4. Большая ЗАВИСИМОСТЬ от взрослых и ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕНИЯ с ним.
  5. Потребность в СЕНСОРНОЙ АКТИВНОСТИ ( неудовлетворение приводит к ГОСПИТАЛИЗМУ)
  6. Потребность в ДВИГАТЕЛЬНОЙ активности.
  7. Потребность в ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ эмоциях.

ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ФАКТОРОМ развития ВЫСШЕЙ нервной деятельности ребенка является ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.

Поэтому важно, чтобы ребенок с 1х ДНЕЙ ЖИЗНИ имел ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ дня.

( это правильная организация сна и бодрствования).

С возрастом время бодрствования постепенно увеличивается .

Эти промежутки между СНОМ и КОРМЛЕНИЕМ должны быть заполнены ИНТЕРЕСНЫМИ ИГРАМИ, которые способствуют РАЗВИТИЮ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

У детей 1 ГОДА есть НЕХАРАКТЕРНАЯ ЭМОЦИЯ – СИГНАЛ ТРЕВОГИ

( СИГНАЛОМ ОБЩЕНИЯ является КРИК).

Если ребенок не получает помощи, то у него формируется ЧУВСТВО, что он своими действиями не может влиять на окружающую среду.

Дети, лишенные ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ на 1 м году жизни, обычно ОТСТАЮТ в НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОМ развитии.

Ребенок САМ НЕ МОЖЕТ быть веселым и добрым.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( НПР).

В зависимости от РЕФЛЕКТОРНОЙ деятельности ПОВЕДЕНИЕ ребенка 1 го года жизни можно разделить на 4 ЭТАПА ( ЭПИКРИЗНЫЕ СРОКИ):

1 ЭТАП – 0 – 1 месяц

2 ЭТАП – 1 – 3 месяца

3 ЭТАП - 3 – 6 месяцев

4 ЭТАП – 6 – 12 месяцев

Развитие детей 1 го года идет НЕРАВНОМЕРНО, СКАЧКООБРАЗНО .

Первый год жизни ребенка: показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни

Малыш приходит в этот мир таким беспомощным и маленьким. Чтобы его развитие было гармоничным, очень важно, чтобы он правильно питался, чувствовал вашу заботу и опеку. С каждым месяцем вы будете наблюдать, как развивается и подрастает ваш ребёнок. Он приобретает новые умения и навыки и все это благодаря общению с вами и активному познанию тайн окружающей среды. В этой статье мы рассмотрим особенности нервно-психического развития ребенка первого года жизни и основные задачи родителей.

Первый год жизни ребенка: немного о физиологии

Несмотря на то, что малыш только что появился на свет и его нервная система еще незрелая, у новорожденного уже присутствуют безусловные рефлексы . С одной стороны, безусловные рефлексы служат для контакта с окружающим миром, защиты, питания, а с другой - это основа формирования более сложных навыков.

Уже с первых дней жизни у малыша работают все органы чувств, просто его реакции носят недифференцированный характер. Чем младше ребенок, тем быстрее развивается его нервная система. Особенно энергично это происходит в первые три месяца жизни. У доношенного ребенка есть ряд врожденных рефлексов новорожденного: мигание, кашель, глотание чихание, мочеиспускание и прочие. Именно благодаря им организм приспосабливается к окружающей среде, а к концу первого года жизни происходит их существенная эволюция. У малыша появляются и приобретенные рефлексы уже в начале 4 месяца, развивается анализаторная функция коры головного мозга. Ребенок намного проще, чем взрослый, взаимодействует с окружающей средой, приобретает привычки и навыки поведения.

Огромную роль в становлении поведения малыша играет речь. Формирование речи означается, что происходит функциональное созревание головного мозга, это результат общения крохи с взрослыми.

Первый год жизни ребенка: основные задачи родителей

Ребенку, прежде всего, должно быть комфортно. И, если о том, как заботиться о малыше (купать, баюкать, делать массаж), мамы знают, то о пользе физических контактов с крохой известно не всем. Первое время поддерживайте головку ребенка, чаще разговаривайте с ним, успокаивайте. Не бойтесь, что ваше чадо вырастет балованным, в первый год жизни ему особенно важно чувствовать вашу заботу и любовь. Эмоциональное общение обладает большим развивающим эффектом. Когда вы переодеваете или купаете младенца, постарайтесь улыбаться ему, разговаривать, стимулируйте лепет и гуление. Кормление - это также форма общения, ведь, когда малыша прикладывают к груди, он чувствует себя в безопасности и защищенным. Грудное вскармливание - это залог здоровья ребенка и становление гармоничных отношений между мамой и крохой.

Почаще гуляйте на свежем воздухе: начиная с 10 минут и постепенно увеличивая прогулку до нескольких часов (когда ребенку исполнится 2 месяца). Избегайте прямых лучей солнца, ребенку первого года жизни достаточно рассеянного солнечного света. Когда вы гуляете, происходит не только физическое, но и психическое развитие малыша. Постарайтесь делать своему малышу гимнастику и массаж, но первое время не более 10-15 минут. Если малышу что-то не нравится, прекратите занятия, ведь гимнастика должна приносить ему радость, а не отрицательные эмоции.

Чтобы нервная система малыша развивалась активнее, рекомендуется с 1 месяца жизни подвесить над ребенком разноцветные игрушки, которые имеют разную форму. До 2-3 месяцев их вешают на расстоянии не менее 50 сантиметров над грудью крохи, ниже нельзя, поскольку это может стать причиной косоглазия. Пусть игрушка будет яркой и крупной, но не разноцветной. Лучше всего дети 2-х месячного возраста различают зеленый, красный и желтый цвет. Погремушки должны быть мелодичными, время от времени стоит опускать одну из них к ручкам ребенка, чтобы он ближе познакомился с ней, развивая моторику пальчиков.

Конечно, каждый ребенок индивидуален и темпы развития могут отличаться. Некоторые навыки могут быть получены быстрее, некоторые запоздать. Но, если вы отметили, что малыш отстает сразу по нескольким параметрам, это значит, что его развитию нужно уделить повышенное внимание.

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами . которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой - являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок . Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных . или безусловных . рефлексов . К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы . обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов . В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы . указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов . на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Психодиагностика раннего детства. Часть 1

1.Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.

2.Обзор исследований, посвященных диагностике детей раннего возраста.

3.Виды контроля.

4.Диагностика нервно-психического развития детей 1-го года жизни.

5.Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни.

6.Ранняя диагностика отклонений в развитии.

7.Нарушения познавательной деятельности.

8.Особенности диагностики и коррекции по программе "ГНОМ".

I. Определение психодиагностики раннего детства и ее значения.

Психодиагностика раннего детства – это совокупность методов и средств диагностики новорожденных, младенцев и младших дошкольников.

Значение психодиагностики раннего детства:

  1. диагностики необходима в целях раннего выявления возможных отклонений
  2. дает информацию для планирования работы по коррекции и профилактике
  3. помогает определить возможности детей раннего возраста
  4. дает информацию о сенсомоторике развития детей (способность ребенка держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметами глазами и т.д.)
  5. дает информацию об эмоциональном, речевом развитии детей раннего возраста
  6. способствует определению уровня развития элементарных способностей (движение по направлению к предмету, хватание, манипулирование и т.д.)
  7. раскрывает особенности развития самосознания в раннем детстве
  8. раскрывает особенности эмоционального, ситуативно-личностного общения взрослого и ребенка
  9. помогает определить новообразования познавательной сферы: интерес к окружающим объектам, умение задавать вопросы, усвоение сенсорных эталонов.

II.Обзор исследований, занимающихся диагностикой детей раннего возраста.

В психологии известны следущие исследователи, занимающиеся разработкой проблем ранней диагностики: Бине-Симон (1912), А.Гезелл (1925), Ш.Бюлер (1932), О.Брюне, И.Лезик (1951), Н.Бейли (1969), Леак-Карти (1982), А.Анастази (1982), в отечественной психологии К.Корнилов (1920), А.П.Нечаев (1925), А.А.Люблинская и А.И.Макарова (1926), Н.М.Щелованов (1940), Н.М.Аксарина (1969), Р.В.Тонкова-Ямпольская, Г.В.Пантюхина, К.Л.Пегора (1984).

Тесты Бине-Симона позволяли диагностировать сенсомоторику, эмоциональное и речевое общение. Это были задания на оперирование кубиками, называния частей тела, дней недели, запоминания чисел и т.д. Следует отметить, что тесты предназначались с 3-х летнего возраста.

Шкала умственного развития Бине-Симона (вариант 1911 г.)

Источники:
studopedia.ru, www.best-mother.ru, spravka.komarovskiy.net, www.vseodetishkax.ru

Следующие материалы:


18 октября 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения