Журнал о здоровье детей

Логопедическое обследование детей с онр 1 уровня



ОНР 1 уровня - Форум

Стихи на звукоподражания:

Пролетел весёлый жук (Ж-Ж-Ж).

Зазвенел комарик вдруг ( 3-3-3 ).

Ветер ветки раскачал ( У-У-У),

"Шарик" тоже зарычал ( Р-Р-Р )

Зашумел в воде камыш ( Ш-Ш-Ш )!

Репутация: 108

Статус: Offline

Из книги Ефименковой Л.Н. Формирование речи у дошкольников

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ I УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

На первом этапе логопед работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения. Это могут быть имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы. Вначале отрабатываются наиболее легкие слова по своей структуре: двусложные с открытыми повторяющимися слогами, такие, как мама, папа, баба, Тата затем двусложные слова с ударением на первом, на втором слоге, например: Пата, Вова, Оля, Катя, вата и т. д. потом односложные слова типа: дом, мяч, дай, пей и т. д. Постепенно структура слова усложняется, отрабатываются трехсложные с прямыми, открытыми слогами (машина, собака, синяя и др.) и двусложные со стечением согласных (кошка, ложка, мишка, кукла, большой, сидят, едят и т. д.). Как только у ребенка появится даже самый незначительный словарный запас, логопед может начинать работу над фразой. Вначале это будет простое двусоставное предложение типа: Это мама.

Вот мама. Мама сидит. Моя мама затем предложение с обращением: Тетя, дай мяч с указательным местоимением: Это маленький мяч. Это большой мяч распространенное с прямым дополнением: Лена везет мишку и т.

Балашова О.П. Программа коррекции ОНР первого уровня

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Работа с детьми, имеющими I уровень речевого развития, начинается с воспитания их речевой активности.

Цель программы: формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению.

Задачи программы:

  1. Развитие понимания речи
  2. Формирование активного словаря.
  3. Формирование навыков употребления простого предложения.
  4. Формирование навыков употребления простого распространенного предложения.
  5. Формирование навыков составления небольшого рассказа.
  6. Формирование невербальной основы речи.
  7. Подготовка органной артикуляции к постановке звуков.

Адресат программы: дети с ОНР первого уровня.

В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет), то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.

Концептуальность программы.

Программа опирается на следующие принципы:

  • системности
  • комплексности
  • деятельностный
  • онтогенетический
  • общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
  • Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.

    Методы логопедического воздействия:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические.
  • Направления реализации программы

  • Логопедическая диагностика.
  • Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей.
  • Работа с родителями.
  • Формы работы с родителями

  • Индивидуальные консультации.
  • Открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия.
  • Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
  • Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе медикаментозного лечения, логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.

    Программа рассчитана на групповые(2- 4 человека) и индивидуальные занятия с детьми. Занятия проходит 1-2 раза в неделю..

    Для детей I уровня характерна лепетная речь или ее отсутствие. Активный словарь этих детей состоит из лепетных слов, звукоподражаний и общеупотребительных слов (мама, папа, дай, на). Структура этих слов часто нарушена. Пассивный словарь несколько шире активного. Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой например: «Тата тёти атяти» (Таня хочет кататься на санках) и т. д.

    Дети I уровня затрудняются и в понимании грамматических форм, не различают число и род имени существительного, имени прилагательного и некоторых падежных форм. Дети опираются в основном на лексическое, а не на грамматическое значение слова.

    Для данной группы детей характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая. Учитывая все это, коррекционная работа с данной категорией детей строится следующим образом.

    Во все занятия включается артикуляционная гимнастика . которая выполняется перед зеркалом. Логопед не добивается от детей правильного воспроизведения звукослоговой структуры слова. После того, как в активном словаре детей появятся слова, состоящие из двух и более слогов, логопед начинает добиваться более точного воспроизведение слова.

    Активный и пассивный словарь по темам:

    Игрушки: игрушки, машина, кукла, мяч и др иди, сиди, спи, беги, стой и др.

    Семья: Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сидит, стоит, спит, рисует, шьет, варит, гладит, чинит, стирает, играет, убирает, рассказывает, плачет, смеется, помогает, пришел, ушел, большой, маленький, старый, ласковый, любимый.

    Одежда: кофта, юбка, футболка, брюки, куртка, шуба, сарафан и др одень, сними, расстегни, застегни, завяжи, развяжи и т.д. большой (ая), маленький (ая).

    Мебель: стол, стул, кровать, диван, шкаф, кресло, полка большой, маленький.

    логопедическое обследование детей с онр 1 уровня

    Посуда: чашка, ложка, тарелка, кастрюля, сковорода, ложка, вилка, нож, стакан и др. положи, возьми, резать, накладывать, пить, кушать и др.

    Домашние животные: кошка, собака, коза, корова, лошадь, свинья, овца, трава, зерно, еда лижет, пьет, ест, и др.

    Дикие животные: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, лосенок, ежонок, берлога, нора, логово, дупло, пушистый, рыжий, злой, хитрый, трусливый, косолапый, прыгает, бродит, воет.

    Овощи: огород, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, репа, редька, чеснок, помидор, свекла, петрушка, кабачок, горох, салат, семена, рассада, кожура, стручок, кочан, овощи копать, рыхлить, сажать, поливать, полоть, зреть, поспевать, убирать, выкапывать, дергать, срезать, собирать, мыть зеленый, красный, желтый, черный, оранжевый, белый, вкусный, горький, сладкий, сочный, свежий, хрустящий, зрелый, крупный, мелкий, круглый, овальный.

    Фрукты: яблоко, груша, слива, вишня, лимон, апельсин, мандарин, сад, фрукты сладкий, кислый, спелый, румяное.

    Что такое общее недоразвитие речи?

    Все чаще родители после обследования ребенка у логопеда сталкиваются с заключением: общее недоразвитие речи. Несмотря на то, что звучит это неприятно, паниковать не стоит. Необходимо просто как можно раньше начать с малышом коррекционную работу - тогда вероятность того, что в школу он пойдет уже без речевых проблем, значительно возрастет.

    Предмет разговора

    Общее недоразвитие речи (ОНР) - это нарушение, при котором у ребенка сохранны слух и интеллект, но имеются сложности формирования всех компонентов речевой системы. Затруднения, которые такие дети испытывают, связаны как с фонетической стороной речи, так и со смысловой и синтаксической. Это и нарушение звукопроизношения, и очень бедный словарный запас, и неумение употреблять предлоги, и все это в комплексе.

    логопедическое обследование детей с онр 1 уровня

    Среди возможных причин таких нарушений - различные инфекции, перенесенные матерью во время беременности, патологии или травмы при родах и т.д. Также развитие ОНР провоцируют неблагоприятные условия воспитания, сложные ситуации в семье - в особенности, во время формирования и становления речи как таковой.

    ОНР у детей не диагностируют раньше трех лет. Это не значит, что у ребенка, еще не достигшего этого возраста, не может быть речевых проблем: задержка развития речи (или ЗРР) - распространенная проблема среди полуторагодовалых. Но говорить об общем недоразвитии речи можно только тогда, когда речь уже должна сформироваться. В норме это как раз и происходит к трем годам.

    По этапам

    В речевой карте ребенка рядом с заключением ОНР логопед обязательно указывает в скобках уровень развития речи: первый, второй или третий.

    Дети с первым уровнем речевого развития - отнюдь не чемпионы. Первый уровень - самый нижний и тяжелый. Словарный запас у них крайне беден и состоит в основном из нескольких звукоподражаний (мяу, би-би, цок-цок) и полуслов - отдельных слогов или их комбинаций, за которыми ребенок закрепляет значения (бах - упало ай - дай ди - иди) - одним подобным словом может заменяться целый ряд понятий. Чаще всего этим скудным набором малыши и довольствуются, щедро приправив свою речь мимикой и жестами, но в более тяжелых случаях имеет место и полное отсутствие речи. Для детей с первым уровнем речевого развития характерно также преобладание пассивного словаря над активным. Это значит, что они понимают больше слов, чем употребляют. Становясь старше, ребенок пользуется только простыми предложениями и начинает допускать ошибки в их синтаксическом строе. Такие дети затрудняются определить место звука в слове и иногда произвольно сокращают сложное слово на один-два слога. Кроме того, малыши плохо усваивают новую информацию, с трудом запоминают новые слова, что тоже не помогает развитию речи.

    Ребенок со вторым уровнем речевого развития испытывает похожие проблемы, но кроме жестов и лепетных слов в его словарный запас включаются отдельные общеупотребительные, хотя и в искаженной форме: например, лябока - яблоко. Падежи часто используются детьми со вторым уровнем речевого развития неправильно, и они не видят разницы между различными падежными формами. Слоговая структура слова тоже часто бывает нарушена: ребенок пропускает слоги или меняет их местами.

    Третий уровень речевого развития - самый легкий по степени нарушения речи. На этом уровне появляется развернутая речь: малыш способен строить целые фразы или даже небольшие рассказы на заданную тему. При этом несколько звуков одной фонетической группы часто заменяются одним звуком: например, сярф - шарф. С малознакомыми людьми такие дети предпочитают общаться только в присутствии родителей, которые способны пояснить, что ребенок имеет в виду. Некоторые дети сознательно избегают слов и выражений, вызывающих у них затруднения и заменяют их на другие - по их мнению, сходные по смыслу.

    Методы коррекции

    Занятия с ребенком с ОНР должны быть не только логопедическими, но и просто развивающими. Такие дети нуждаются в постоянном обогащении активного словаря и развитии навыка связной речи. Поэтому в коррекционных детсадах воспитатель группы с ОНР обязательно работает в содружестве с логопедом и старается органично вписывать рекомендованные им занятия в свободную деятельность детей. Кроме того, такое явление как ОНР требует активного участия родителей в коррекции речевого нарушения.

    Для практически не говорящего ребенка первым шагом должна стать работа над пониманием речи. Его необходимо как можно чаще просить выполнить какие-то несложные инструкции (Принеси игрушку, Покажи, где мишка?). Важно также развивать подражательность: сначала малыш может только повторять за родителями простые движения - танец, комбинацию прыжков или хлопков, а затем их начинают сопрягать с речью (именно на это направлены всем известные детские игры - Ладушки, Сорока-белобока и др.). Крайне важно стимулировать развитие слухового и зрительного внимания и памяти. Необходимо научиться сортировать предметы по цвету, величине и форме, называть части тела, показывать предметы на сюжетной картинке. Все игры, в которые с малышом играют родители, должны быть направлены на побуждение к общению, так как у многих детей с ОНР наблюдается так называемый речевой негативизм - нежелание (а порой и страх) говорить.

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

    В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

    1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:

    — Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ).

    логопедическое обследование детей с онр 1 уровня

    При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

    * Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

    При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

    * Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

    При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

    * Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

    При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

    2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

    Варианты пересечения двух классификаций.

    *Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):

    Источники:
    logopsi.ucoz.com, center-psi.ru, letidor.ru, zametkilogopeda.jimdo.com

    Следующие материалы:


    17 декабря 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения