Журнал о здоровье детей

Особенности восприятия детей с зпр



Нарушение восприятия у детей

Восприятие – это сложный процесс общего отображения всех свойств явлений и предметов. Оно охватывает в совокупности все суждения, действия, память, эмоциональное отражение, собственные ощущения. Ощущение отображает в нашем сознании отдельные свойства и качества предмета. Процесс восприятия анализирует и синтезирует прошлый опыт накопленных ощущений и отображает их в сознании.

Нарушение восприятия у детей, связанное с недостаточностью раздражителей и информации, не может правильно ориентировать ребенка в окружающей среде. Восприятие является отражением комплексного раздражения.

Определяя окружающие нас предметы, мы основываемся на образе, полученном в результате предыдущего опыта. Получая неполноценный опыт из-за какого-либо физического дефекта, мы воспринимаем образ, не соответствующий его действительным качествам.

Особенности восприятия у детей с нарушением зрения

Обладая полноценным зрением, человек при определении образа основывается на его предметности, целостности, осмысленности, значимости. При этом целостность предмета или явления состоит в различных нюансах, объединенных одним целым.

Недостатки в восприятии у детей с нарушением зрения откладывают негативный отпечаток на их интеллектуальное и психическое развитие.

С младенчества ребенок, обладающий неполноценным зрением, воспринимает мир и предметы в искаженном виде. Он не может четко определить грани предмета, цветовая гамма бывает лишена оттенков, затруднено пространственное ощущение предмета.

На фоне нарушения восприятия у детей появляются страхи, додуманные, иллюзорные объекты, вызывающие растерянность и плохую ориентацию в окружающем мире.

В результате дефектов зрения у детей может развиться оптическая (зрительная) агнозия –нарушение узнавания зрительных образов.

У детей с нарушением восприятия зрительных образов наблюдается пониженный познавательный горизонт. На всех этапах развития наблюдается психическая недоразвитость, а иногда развитие психических заболеваний. Порой восприятие у детей, имеющих нарушения зрения, влечет за собой нарушение или недоразвитость речи, снижение слуха.

Образовательный процесс таких детей проходит с затруднением и отставанием от сверстников.

Пространство и время детьми с ограниченным зрением постигаются с трудом. Иногда они путают правую и левую стороны, долго не могут запомнить времена года, часы, месяцы. Все это является результатом нарушения у детей восприятия окружающей среды.

Кроме того, у детей с нарушением зрения наблюдается узость восприятия. Они плохо ориентируются на местности, замечают меньше подробностей.

Часто нарушение восприятия у детей становится причиной неуспеваемости в школе, т.к. им трудно определить приоритеты, вычленить главное, уловить суть.

Школьные проблемы у них начинаются с первых дней, когда нужно учиться писать, читать. В результате искаженного зрения ребенок не может правильно изобразить буквы.

Все это порождает нарушения психики ребенка.

Восприятие у детей с ЗПР

Задержка психического развития детей – ЗПР – может быть вызвана как органическими факторами, так и психологическими. Одним из них является нарушение у детей восприятия окружающего мира.

Часто неправильное восприятие у детей окружающей действительности влечет за собой и психические проблемы.

Иногда говорят о том, что картинки, нарисованные детьми с задержкой психического развития, характеризуют их болезненное состояние, т.е. больную психику. Но, по сути, дети с нарушенным восприятием мира рисуют мир таким, каким они его видят.

Следовательно, восприятие мира, являющееся результатом нарушения зрительных или слуховых образов, влечет за собой и нарушение в развитии ребенка. Искаженное восприятие у детей с ЗПР является выражением их ощущений окружающих предметов и явлений.

У детей с нарушением зрительных функцией иногда формируется разрозненное, фрагментарное зрительное восприятие, при этом знание мира также имеет фрагментарный характер. Вследствие этого происходит неправильное восприятие окружающего и ведет к задержке в развитии.

В процессе развития ребенка необходимо задействовать память и мышление, но в ситуации, когда эти понятия искажены, происходит нарушение восприятий и снижение уровня развития.

Восприятие у детей с ЗПР по сравнению с ровесниками имеет намного меньше граней воспринимаемых ощущений.

Малый объем воспринимаемого материала, слабое различие конфигураций объекта, затруднения восприятия сюжетов, явлений, замедленность восприятий, трудности с ориентацией – все это сказывается на развитии ребенка.

Нарушение восприятия у детей должно быть особой заботой взрослых. Без их помощи ребенку трудно войти в сложный взрослый мир.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Развитие восприятия

Восприятие — очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и только потом учится запоминать и анализировать полученную информацию. Даже самые маленькие дети воспринимают яркие цвета, голоса, интонации, музыку, прикосновение и реагируют на них. Становясь старше, они уже осознанно стремятся побольше увидеть, услышать, пощупать и попробовать на вкус. На этом этапе они уже могут обобщать полученную информацию и сознательно выражать свое отношение к тому, что воспринимают.

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. В связи с нарушением зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления.

    «Где будильник?» Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча, садится на пол.
  1. «Острый глаз» Детям предлагается рассмотреть какую-либо банку, или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.
  2. «Король тишины» Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю, чтобы стать министром. Если игрок произведет, хоть малейший шум, король его отсылает на место жестом руки. Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине.
  3. «Чудесный мешочек» Играет один или несколько человек. Инвентарь. В мешочек кладутся несколько знакомых мелких предметов. Ребенку завязывают глаза. Он опускает руку в мешочек, по очереди достает предметы, на ощупь угадывает, что это такое. Называет свойства предмета (твердый, гладкий, мягкий, шершавый).
  4. «Вот такой» Разведенными руками показывают, какого размера нужно найти предмет. Предметы этого размера находят в кабинете, после чего сравнивают.
  5. «Найди пару». Поставьте перед ребёнком 4-5 разных игрушек. (кубик, шарик, матрёшка, зайчик…) Ещё примерно столько же игрушек поставьте в стороне. Предложите малышу найти 2 одинаковые игрушки по цвету, по форме, по размеру (величине). Если ребёнок выбрал не ту игрушку, приложите две игрушки друг к другу. Спросите: "Это разве одинаковый цвет?” "Разве кубик тоже круглый?” Вариант: То же задание, но с картинками.
  6. «Геометрия на кухне» Пусть ребенок поищет на кухне знакомые ему фигуры: кафель-квадрат, лопаточка-треугольник. Можно налепить пельменей. Какой формы пирожок? А что будет, если тонкую полоску теста разложить вот так (выложить по контуру какую-то фигуру)? Это отличная возможность научить его пользоваться скалкой и даже можно попробовать слепить пирожок! Вот папа обрадуется!
  7. «Узнай по описанию» Перед ребенком лежит несколько игрушек или предметных картинок. Взрослый начинает описывать одну из игрушек (цвет, форму, размеры, назначение). Ребенок должен догадаться, что описывает взрослый. Затем роли могут меняться.
  8. «Цветные латки» Для занятия понадобится большой лист картона и несколько маленьких цветных картонных карточек. На большом листе вырезаем окошки в форме правильных геометрических фигур. Из маленьких - соответствующие "латки”. Ребенок должен подобрать к окошку латок, называя геометрическую фигуру.
  9. «Что не так?» Подготовьтесь: оденьте на ручки куклы носочки, трусики и теплую шапку. Пусть ребенок объяснит, что не так и почему. Налейте в тарелку чай, к супу подайте вилку, а не ложку. Ребенок вас обязательно поправит! Можно заготовить материал из журналов: вырезать предметы, людей и животных. А потом составлять так: в небе - корова с крылышками бабочки, дерево вверх корнями и т.д. Хорошо, если ребенок сможет переместить вырезки (поэтому, формируя картинку, приклеивать их не надо).
  10. «Зоопарк». Предложите ребенку отгадывать загадки, но только при условии, что они будут загаданы без слов. Изображайте движениями различных животных, ребенку нужно будет угадать это животное. Поменяйтесь ролями.
  11. «Вспомни ощущение» Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.
  12. «Построй башню» Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка). Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу – самый большой квадрат, затем – поменьше, затем – самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга.
  13. «Загадки» Лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов, транспорта. Загадываются загадки, а ребенку предлагается найти на ватмане отгадку.
  14. «Сбор урожая» Урожай яблок (их с успехом заменят большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам (коробкам трех размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние - в средней, а крупные - в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.

Закономерности и особенности развития восприятия у детей с задержкой психического развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Особенности развития зрительных форм восприятия у детей. Система педагогического воздействия, направленная на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

курсовая работа [38,1 K], добавлена 27.11.2012

Понятие, классификация и диагностика задержки психического развития (ЗПР). Особенности личности детей с ЗПР. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием. Познавательная и мыслительная деятельность детей с ЗПР.

курсовая работа [65,0 K], добавлена 23.10.2010

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Причины возникновения отклонений в развитии у детей. Упражнения на развитие внимания. Диагностика школьной зрелости у ребенка. Методы диагностики восприятия и воображения.

дипломная работа [201,7 K], добавлена 10.06.2015

Закономерности аномалий развития психики. Общая характеристика детей с задержкой психического развития, в частности дошкольного возраста. Анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы о задержке психического развития.

курсовая работа [60,2 K], добавлена 23.10.2009

Дневные и ночные страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения. Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития. Влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития.

курсовая работа [59,6 K], добавлена 08.04.2011

Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития (осознание нравственных норм, навыки игровой деятельности). Разработка специальной программы подготовки дошкольников с задержкой психического развития к интегрированному обучению.

особенности восприятия детей с зпр

дипломная работа [90,2 K], добавлена 18.02.2011

Критерии сенсорного воспитания детей, направленного на формирование полноценного восприятия окружающей реальности и служащего основой познания мира. Изучение особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

особенности восприятия детей с зпр

курсовая работа [35,3 K], добавлена 26.04.2010

Психологическая характеристика детей подросткового возраста с задержкой психического развития. Подросток с задержкой психического развития в системе детско-родительских отношений. Анализ взаимозависимости родителей и детей с задержкой развития.

курсовая работа [129,3 K], добавлена 08.11.2014

Внимание как психический процесс. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Выявление особенностей внимания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития.

курсовая работа [63,6 K], добавлена 14.12.2010

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Диагностика задержки психического развития. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей. Восприятие, мышление, внимание и память дошкольника.

курсовая работа [45,9 K], добавлена 10.11.2013

Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР

Статьи по психологии » Специальная психология » Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР

Отличительные особенности развития зрительного восприятия дошкольников с ЗПР.

Особенности восприятия детей с ЗПР обусловлены нарушением функции поиска если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это объясняется тем, что замедленность опознания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающую его действительность. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, которое формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это в взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долго оказывается неполноценным.

особенности восприятия детей с зпр

Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с задержкой психического развития воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Различия между детьми с задержкой психического развития и их, нормально развивающихся сверстников становится всё более выраженным по мере усложнения объектов и ухудшения условий восприятия.

Скорость восприятия у детей с задержкой психического развития становится заметно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают малая освещённость, поворот предмета под непривычным углом, наличие по соседству других аналогичных предметов. Эти особенности были отчётливо выявлены в исследовании, проведённым П.Б Шамным.

Если на ребёнка с задержкой психического развития одновременно действуют несколько факторов, затрудняющих восприятие, то результата оказывается значительно худшим, чем это можно было предположить, исходя из их независимого действия. Правда, взаимодействие неблагоприятных условий имеет место и в норме, но оно не столь значительно.

Особенности восприятия детей с задержкой психического развития обусловлены также и нарушением функции поиска. Если ребёнку заранее неизвестно, где находится нужный предмет, ему бывает трудно его обнаружить. Это отчасти отмечается тем, что замедленность опознавания не позволяет ребёнку быстро обследовать непосредственно окружающее его пространство. Сказывается также отсутствие методичности поиска.

Имеются также данные, указывающие на то, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Замедленность процессов восприятия, несомненно, должна учитываться при обучении детей с ЗПР (при объяснении материала, показе картинок и т.д.).

Таким образом, зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с ЗПР, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.

Характерные черты устной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя.

Для многих из них характерны:

- недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции

- недостаточная сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия

- недостаточность межанализаторного взаимодействия, т. е. дети с трудом образуют слуходвигательное, зрительно-двигательные, слухозрительныс связи

- недостаточность словарного запаса, он представлен прилагательными, местоимениями, наречиями, причастиями и деепричастиями

- нарушение логического построения связанных высказываний. Наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, нарушение передачи последовательности событий. Дети с ЗПР легко соскальзывают с одной темы на другую.

Похожие публикации:

Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое.

Источники:
www.neboleem.net, floksmix.ucoz.ru, otherreferats.allbest.ru, www.pguides.ru

Следующие материалы:


15 ноября 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения