Журнал о здоровье детей

Коррекция познавательной сферы детей с зпр



Особенности познавательной сферы детей с зпр и их коррекция

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция

Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую 2 .

^ Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

^ Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

^ Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.

Как определить коррекционно-развивающую цель? Познакомьтесь с направлениями коррекционной работы на занятии в связи с изучаемым материалом:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

- развитие навыков каллиграфии

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания

- развитие зрительной памяти и внимания

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)

- развитие пространственных представлений ориентации

- развитие представлений о времени

- развитие слухового внимания и памяти

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными понятиями)

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму

- умения планировать деятельность

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Пример постановки коррекционно-развивающей цели. 1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении 2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.

Литература для самостоятельного ознакомления

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М. ООО «Аспект», 2005 г.

2. «Дефектология» 1993, №1,2,3.

3. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М. Изд-во «Аркти», 2004 г.

4. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc

5. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М. Изд-во «Аркти», 2005 г.

6. Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ: Приказ МО и профессионального образования РФ от 09.02.98 № 322 // Вестник образования. – 1998. – №4.

7. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 // Вестник образования. – 2005. – №13-14.

8. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п.

9. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М. Дрофа, 2001.

10. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М. Дрофа, 1998.

11. Реализация приоритетных направлений развития системы общего образования в Хабаровском крае в 2006/2007 учебном году. Методические рекомендации: И.В. Банкрашкова. Возможности создания благоприятных условий для коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития. – Хабаровск, ХК ИППК ПК, 2006.

12. Семаго Н. Семенович М. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» №23.

Похожие:

Приложение к рабочей программе по дисциплине «Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии»

коррекция познавательной сферы детей с зпр

Программа индивидуальной коррекционно - развивающей работы.

Коррекция познавательных процессов

ребенка с ЗПР.

I. Пояснительная записка.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

У таких детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательный материал для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание нестойкое. Но при этом не наблюдается инертности психических процессов, как, например, при умственной отсталости, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки в другие ситуации.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей, их личностных качеств.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет и включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию познавательных процессов, развитию общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, релаксацию и снятия напряжения. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Количество занятий: 9

Занятия проводятся 1 раз в неделю с обязательным домашним заданием для ребенка.

Все занятия построены следующим образом:

1. Приветствие, проверка домашнего задания (2-3 мин).

2. Упражнение на развитие моторики (пальчиковые игры) (3-4 мин).

коррекция познавательной сферы детей с зпр

3. Познавательные упражнения (коррекционно-развивающий блок) (20-25 мин).

4. Релаксация, психогимнастика (2-3 мин).

5. Прощание. Домашнее задание (1 мин.).

Кроме того, упражнения коррекционно-развивающего блока построены таким образом, чтобы обеспечить постоянное переключение видов деятельности ребенка, таким образом уменьшить утомляемость во время занятия.

Цель данной программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.

Задачи: пробудить познавательную и творческую активность ребенка

развивать непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия,

развивать восприятие, наблюдательность, воображение

совершенствовать моторные функции

формировать навыки произвольного поведения.

II. Тематический план занятий:

№ Тема Цели и задачи Наименование форм работы,

упражнений (без описания)

Скоро в школу

Цель: создание мотивации для дальнейших занятий, развитие познавательного интереса.

Цель: развитие познавательного интереса, функций внимания, памяти, произвольной регуляции поведения.

Цель: Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности ребенка с ЗПР, развитие мышления, функций внимания.

Цель: Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности ребенка с ЗПР, развитие мышления, саморегуляции, памяти.

Цель: развитие когнитивных процессов ребенка с ЗПР, подготовка к обучению в школе, развитие речи, произвольного запоминания.

Цель: развитие основных познавательных процессов: мышления, памяти, внимания, речи.

Цель: развитие когнитивной сферы дошкольника с ЗПР, коррекция функций мышления, развитие речи.

Цель: развитие функций мышления, навыков саморегуляции ребенка с ЗПР.

Цель: закрепление навыков, полученных в ходе КРЗ, развитие когнитивных процессов.

I. Приветствие. Знакомство.

II. Разминка.

Поздороваемся как.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие ощущения собственного тела, настрой на дальнейшую работу.

III. Коррекционно-развивающий блок.

1. Да и нет.

Цель: развитие речи, навыков произвольного речевого общения.

2. Двухсторонние карточки.

Цель: развитие внимания, воображение, понятия о геометрических фигурах, мышления.

3. Инструктаж.

Цель: развитие навыков саморегуляции, внимания, развитие пространственных представлений, отработка понятий правый-левый.

4. Найди отличия.

Цель: развитие произвольного внимания.

5. На что это похоже.

Цель: развитие воображения, актуализация жизненного опыта.

6. Четыре стихии.

Цель: Снять психомышечное напряжение развивать внимание, связанное с координацией двигательного аппарата.

IV. Релаксация (2 мин.).

«Потянулись - сломались».

Цель: - снятие эмоционального и физического напряжения, релаксация.

Водолазы.

V. Домашнее задание.

1. Незаконченный рисунок.

2. Что перепутал художник?

_______________________

коррекция познавательной сферы детей с зпр

I. Приветствие. Проверка домашнего задания.

II. Психогимнастика.

1. Пальчики здороваются.

2. Волны шипят.

Цель: настрой на дальнейшую работу, развитие представлений о собственном теле, развитие координации движений.

1. Зоомагазин.

Цель: развитие номинативной функции мышления и речи.

2. Назови пять предметов.

Цель: развитие функции обобщения и конкретизации. Развитие номинативной функции мышления и речи.

3. Колпак мой треугольный.

Пальчики здороваются.

Цель: развитие произвольного запоминания, внимания.

III. Коррекционно-развивающий блок.

1. Квадрат Пифагора.

Цель: развитие внимания, мыслительных операций анализа, синтеза, развитие воображения.

2. Чудесный мешочек.

Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия формы.

3. Какая фигура следующая.

Цель: развитие умения анализировать изменение составных элементов при переходе от

Коррекция и развитие познавательной сферы детей с ЗПР

Литература:

1.Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М. Школьная Пресса. 2006. — С.3-6.

2.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М. Издательский центр «Академия». — 2002. — С.116-130.

3.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев». — 2004. — С.51-60.

4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. — 2001. — 160с.

5. Т.В. Ахутина. Н.М. Пылаева. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.

6. Севостьянов Е.О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет.

7. Е.Г. Речицкая Развитие младших школьников с нарушенным слухом.

Программа: «Развитие познавательной сферы у детей 6-7 лет с зпр»

Программа: «Развитие познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР».

Целью данной программы является формирования познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач .

выявление уровня психического развития ребёнка

развитие и коррекция мотивации обучения в школе, формирование познавательных и социальных мотивов

формирование и развитие произвольности поведения: умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований.

Нами были выделены принципы реализации программы:

Доступности. который проявляется в соответствии с возрастом и особенностями данной группы детей.

Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).

^ Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корректируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности ребенка 6-7 лет.

^ Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.

^ Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно - развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей с ЗПР. На всех занятиях педагог, психолог, дефектолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.

^ Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).

^ Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы: Что мы делали на прошлом занятии? В какие игры играли?

При затруднениях детям предлагается используемый на предыдущем занятии стимульный материал (продукты деятельности детей, картинки, дидактические игры) Предполагается также повторение игровых упражнений.

Содержание программы

Программа рассчитана на детей 6-7 с ЗПР и включает в себя 2 блока: мотивационный и психокоррекции познавательной сферы.

Мотивационный блок 1 предполагает

помощь детям 6-7 лет в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников

формирование у детей 6-7 лет с ЗПР интереса к учебной деятельности

организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества

закрепление знания о поведении ребёнка в школе формирование социальных и познавательных мотивов учения.

Этот блок рассчитан на 8 занятий.

Блок психокоррекции познавательной сферы. Высокое развитие познавательной сферы является основой интеллектуального развития 2. Динамика развития познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР отстаёт от детей нормально развивающихся. Детям с ЗПР сложно устанавливать причинно-следственные связи, производить классификацию, обобщение, анализ трудности возникают при долгом удержании внимания на каком-либо объекте или задании, также такие дети испытывают трудности к опосредованному запоминанию предметов, к манипуляциям воображаемыми образами.

Поэтому с помощью специальных (коррекционных) упражнений, в данном блоке, осуществляется тренировка всей познавательной сферы. В задачи данного блока входят:

развитие и коррекция мыслительных операций (классификация, сериация, обобщение)

формирование предпосылок к становлению логического мышления развитие и коррекция памяти, внимания, воображения, восприятии развитие мелкой моторики

развитие и коррекция волевой регуляции, произвольности поведения.

Данный блок рассчитан на 12 занятий и предполагает (если это необходимо) отход от их последовательности, ориентируясь в большей степени на динамику, происходящею в психическом развитии ребёнка.

Данная программа включает в себя 20 занятий: проводилась во второй половине дня. На наш взгляд, такое количество занятий и примерно равное распределение по блокам является оптимальным для развития познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР: выработке устойчивой познавательной мотивации обучения в школе, развития и коррекции познавательной сферы детей 6-7 лет.

Источники:
literature-edu.ru, www.pomochnik-vsem.ru, sko19.ucoz.ru, tvov.ru

Следующие материалы:


18 октября 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения