Журнал о здоровье детей

Внимание детей с зпр характеризуется



Внимание детей с зпр характеризуется

Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина

Стр. 22

Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, быстроте забывания, неточности воспроизведения, плохой переработке воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память. На передний план в структуре нарушения мнемической деятельности выступает недостаточное умение применять приемы запоминания, такие как смысловая группировка, классификация. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Внимание характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, детям с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать внимание. Отставание особенно заметно в мыслительной деятельности детей с ЗПР. Они испытывают трудности в формировании образных представлений, у них не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Т.В. Егорова, изучая особенности наглядно-образного мышления детей с ЗПР, обнаружила недостатки сформированной зрительно-аналитико-синтетической деятельности. Недостатки мышления у детей с ЗПР проявляются в низкой способности к обобщению материала, слабости регулирующей функции мышления, низкой сформированности основных мыслительных операций анализа и синтеза.

Дети с ЗПР в целом отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности, ярко выраженные трудности в вербализации действий.

Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей. Дети с ЗПР отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

Таким образом, анализ психологических исследований показал, что структура ЗПР в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной сформированностью мотивационной стороны психической деятельности, недостаточным формированием операций мыслительной деятельности, трудностями в формировании ведущей деятельности возраста, неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, а именно логического запоминания, словесно-логического мышления, пространственно-временных представлений, активной функции внимания.

Методические рекомендации по преодолению нарушений функции внимания у детей с ЗПР

(это курсовая работа, поэтому здесь использована специальная литература с указанием источников)

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития.

В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержаться сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.

Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т. А. Власова, В. М. Астапов, Н. С. Певзнер, В. М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т. А. Власовой и Н. С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др.). В. И. Лубовский отмечает недостаточнуюсформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения.

Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР, систематически осуществляемое педагогами специальной учреждений образования в процессе обучения, направлено на решение ряда задач. Оно необходимо для правильной организации учебно-воспитательного процесса, для построения системы индивидуально-коррекционной работы, для определения педагогом, воспитателем и врачом-психоневрологом единых требований к учащемуся.

Это и обусловила актуальность цели исследования нашей курсовой работы на основе изучения общей и специальной психолого-педагогической литературы выявить особенности внимания детей с задержкой психического развития:

Методические рекомендации по преодолению нарушений функции внимания у детей с ЗПР

Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Как было выявлено в исследовании, уровень внимания дошкольников с ЗПР крайне низкий. Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

А. А. Люблинская указывает, что для эффективного формирования внимания ребенка следует использовать внешне привлекательные предметы. Сосредоточенным вниманием остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям [14].

По мнению Л. Е. Черемошкиной, для того чтобы ребенок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка просить постоянного называть в слух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии в течение долгого времени произвольно удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах. Большое значение для работы по развитию внимания, как указывает Л. Е. Черемошкина, имеют также рассказы и беседы (по вопросам) о выполненном задании. Все это развивает внимание и наблюдательность у детей [16].

Кроме этого, к условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности обстановки рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей. Например, разговоры между ребятами во время занятия затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно работают[5].

Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомлённому человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты со взрослыми и детьми доказывают, что к концу дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими–то другими мыслями, болезненное состояние и другие факторы, значительно ослабляет произвольное внимание. Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным [4].

Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Именно на такой вариант обучения ориентирован специальный детский сад для детей с ЗПР.

Стратегия педагогического воздействия предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого воспитанника, приведут в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике ребенка-дошкольника.

Эффективность системы коррекционно-педагогического воздействия во многом зависит от четкой организации жизни и деятельности детей в период их пребывания в детском саду. Следует помнить о значительной нервно-психической нагрузке, которую желательно равномерно распределить в течение дня. Необходима преемственность в работе всех педагогов, работающих с детьми.

Сравнительная таблица «Уровень развития внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР и нормативным развитием»

Группы детей

внимание детей с зпр характеризуется

Уровни Дети с ЗПР Дети с нормативным развитием

высокий 0% 80%

средний 30% 20%

низкий 70% 0%

Список использованной литературы

1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. учеб. пособие. – М. Издательство НЦ ЭНАС, 2003.- 136 с.

2. Власова Т. А. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М. 1973.

3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г. А. Власовой В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. 1984

4. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М. Педагогика, 1971.-184с.

5. Забрамная С. Д. Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М. 2001.- 121 с.

внимание детей с зпр характеризуется

6. Лурия А. Р. Внимание и память. – М. 1975.

7. Немов Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. /Р. С. Немов. – 5-е издание - М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с

8. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М. Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.

9. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М. 2001.- 232 с.

10. Специальная педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. Под ред. Н. М. Назаровой. – 4-е изд. стер. – М. Издательский центр «Академия», 2005.-400с.

11. Скопинова Н. А. Баранова Е. Ф. Дошкольное образование. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие - М. Издательство УЦ «Перспектива», 2010. -132с.

внимание детей с зпр характеризуется

12. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. -Н-Новгород, 1994 – 52 с.

13. Калягин В. А. Логопсихология. М. Изд. Центр «Академия», 2006

14. Люблинская А. А. Детская психология: Учебное пособие. - М. Просвещение, 1971. - 267с.

15. Фомина Л. В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте 5-6 лет. М. 2001. – 140 с.

16. Черемошкина Л. Е. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 167с.

17. http://www.defectolog.ru/articles/27/30/

Обучение и воспитание детей зпр

Термином "задержка психического развития" (ЗПР) характеризуется отставание ребенка в психическом развитии, при котором требуется специальный коррекционный подход к обучению ребенка, и в то же время допустимо обучение в общеобразовательной школе при условии обеспечения этого коррекционного подхода.

Такие дети бывают неусидчивыми, невнимательными, им с трудом дается понимание и суть заданий, которые им предлагаются. У них снижено стремление и потребность познавать новое, они не отличаются характерной для своего возраста любознательностью. Детям с ЗПР свойственна быстрая утомляемость, невозможность долго работать в сосредоточенном состоянии, неспособность быстро переключиться с одного занятия на другое.

Роль родителей в воспитании и обучении детей с ЗПР очень важна. Однако отношение родителей к таким детям бывает совершенно диаметральным. В одних семьях детей стараются всячески опекать: все внимание сосредоточено на ребенке, взрослые делают за него, порой, даже то, что он вполне способен сделать сам. Такого рода "гиперопека" вредит детям. Безусловно, контроль нужен, но он должен быть организован не "над ребенком", а "рядом с ним". То есть, родители должны задавать вопросы, которые способствуют активизации внимания ребенка, формируют в нем самостоятельность при принятии решений.

Другая крайность выражается в повышенных требованиях к способностям детей. Между тем, перегрузки снижают работоспособность ребенка, способствуют заторможенности в попытке понять ситуацию, вследствие чего могут начать проявляться агрессивность, нервные срывы, резкая смена настроения. Непосильная работа, с которой не справляется ребенок, приводит к повышенной нервозности, потере веры в себя и свои силы. Поэтому процесс обучения должен проходить с учетом отставания психического развития ребенка. Так, процесс чтения у первоклассника должен проходить в течение 8-10 минут, письменная работа – в течение 4-5 минут, после чего необходима смена деятельности ребенка. Через каждые полчаса занятий ребенок в ЗПР должен делать продолжительный перерыв, во время которого можно пообедать, позаниматься с конструктором, сделать аппликацию.

До тех пор, пока ребенок не научился чтению, единственным средством понимания мира являются рассказы взрослых, поэтому они должны быть увлекательными и интересными. После прочтения сказки или рассказа ребенку можно задать несколько вопросов с тем, чтобы он рассказал о том, что нового узнал из рассказанного. Наличие вопросов вызывает работу мысли, а мыслительный процесс активизирует память.

В процессе формирования личности таких детей особенно важны успехи во время первых лет обучения в школе, поскольку на этом этапе ими осваиваются не только базисные навыки и знания, но и складываются взаимные отношения с одноклассниками, учителями. Оценка окружающих людей сильно влияет на самооценку ребенка. Очень важно, чтобы в ребенке присутствовала вера в свои силы, ощущение комфорта и защищенности, интерес и позитивное отношение к окружающему.

Кто изобрёл микроволновую печь?

"В 1945 году американский инженер Перси Спенсер, тестируя оборудование для радаров, обнаружил, что шоколадка, лежавшая в его кармане, расплавилась. Это наблюдение подтолкнуло Спенсера к изобретению микроволновой печи, где для нагревания продуктов используется СВЧ-излучение. "

Можно ли поменять отчество ребенку?

Как приучить ребенка есть кашу

Правовое воспитание детей дошкольного возраста

Характеристика психических особенностей детей с ЗПР

1.Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР характеризуются малым ростом и весом, по своим физическим особенностям напоминают детей младшего возраста, позже начинают ходить. Характерны недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности.

2. Инфантильные психические особенности. Инфантилизм - первичное нарушение темпа созревания поздно формирующихся мозговых систем (лобных) в результате нарушения трофики. В первую очередь это замедление развития эмоционально-волевой сферы иличности: эмоциональная незрелость, слабость мотивации поведения, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию, низкий уровень самоконтроля, неумение планировать свою деятельность.

3. Особенности познавательных процессов. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением приема переработки информации. Дети с ЗПР не имеют нарушения отдельных анализаторов, не нарушены абсолютные пороги чувствительности. Тем не менее восприятие детей с ЗПР отличается крайне ограниченным объемом: они выделяют в объекте меньше признаков, чем здоровые дети, с трудом выделяют объект из фона. Дефекты восприятия обнаруживаются также в условиях, затрудняющих восприятие (необычное положение объекта). Память ограничена в объеме и непрочна. Непосредственное запоминание относительно легкого материала такое же, как и у здоровых детей (запоминание знакомых слов, однозначных чисел, элементарного текста). При отсроченном воспроизведении дети с ЗПР быстро забывают то, что ими было выучено. Основным приемом заучивания является многократное механическое повторение, зазубривание. Отстает запоминание сложного материала, требующего понимания, логических приемов переработки (классификации, выделения смысловых опор). Слабее у детей с ЗПР и непроизвольное запоминание (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками). Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Поэтому дети быстро утомляются на уроке. Мышление и речь особенно отстают в развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше словесно-логических. К моменту поступления в школу не сформированы элементарные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Дети с ЗПР с трудом решают мыслительные задачи, особенно в словесно-логическом плане. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания. Как правило, дети смешивают понятия время года и месяц, не могут рассказать об отличительных признаках времен года, часто путают осень и весну как сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера. Неумение выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении эле-ментарных общих понятий. Так, предметы мебели называются детьми с ЗПР словом комната. Часто в качестве обобщающего слова используют наименование одного из представителей группы, употребленное во множественном числе (вместо слова обувь говорят ботинки). Многие дети с ЗПР знают обобщающие слова посуда, мебель, но оперируют ими неправильно, называя словом мебель посуду, убранство комнаты, электрическую бытовую технику. Запас видовых понятий у детей с ЗПР меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР в среднем могут назвать 5 - 7 предметов, относящихся к одной группе нормально развивающиеся дети - 9- 13 ее представителей. Дети с ЗПР позже, чем здоровые дети, начинают говорить. Речь бедна, примитивна. Ребенку требуется много усилий, чтобы пополнить свой активный словарь.

4. Особенности обучения в школе. Дети стойко не успевают в массовой школе: не усваивают знаний, предусмотренных программой, т. к. не достигли того уровня развития, на который она рассчитана. Не формируется учебная мотивация - дети не хотят учиться. Наблюдается преобладание игровых мотивов и несформированность произвольного поведения. Ведущий вид деятельности - игра. Самоконтроль низкий, дети не умеют планировать деятельность, ориентироваться в задаче, не воспринимают и не выполняют школьных заданий. Уже в 1-м классе начинают осознавать свое отставание от других детей, сравнивая себя с ними. У них складывается отрицательное отношение к школе, учению, что еще больше усугубляет отставание. Формируется чувство неполноценности, т. к. их преследует постоянный неуспех, несмотря на старание.Затруднения в обучении появляются из-за незрелости сложных форм поведения и целенаправленной, деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушения работоспособности. Трудности учебной деятельности детей с ЗПР связаны с необходимостью перестройки мотивов деятельности - смены игровых мотивов ориентацией на указания учителя, его требования. Трудности связаны также с необходимостью совершать действия, не имеющие смысла вне целостной деятельности и являющиеся подготовкой к овладению какими-то новыми умениями и навыками, - раздельное проговаривание звуков слова, написание палочек и крючков. У некоторых детей с ЗПР в основе их дефекта лежит ММД (минимальная мозговая дисфункция), следствием которой является гиперподвижность ребенка. Прежде всего, гипердинамический синдром проявляется у детей, перенесших гипоксию, и у недоношенных детей. Основные признаки наиболее ярко проявляются в начальной школе и сглаживаются к подростковому возрасту. Характерна повышенная двигательная активность, невозможность на длительное время сосредоточиться на чем-то одном, легкая отвлекаем ость, быстрая смена настроений. Часто встречаются речевые нарушения, неразвитость мелкой моторики (трудности в самообслуживании, в овладении письмом), неловкость. Дети повышенно возбудимы, двигательно беспокойны, часто драчливы, агрессивны, импульсивны, сон поверхностный. Гипердинамичные дети крайне неусидчивы, находятся в постоянном движении. При этом их деятельность нецеленаправленна, ни одно дело не доводится до конца.

Из источника: Ю.В. Саенко \"Специальная писхология\"

Источники:
pedlib.ru, www.maam.ru, www.7ka.info, orc.zouo.ru

Следующие материалы:


30 мая 2020 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения