Журнал о здоровье детей

Обучение детей с онр



Обучение детей с онр

Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными

Речь детей с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуется несформированностью всех ее компонентов: фонетика - фонематического, лексического и грамматического. Для грамматического строя речи таких детей характерно неумение образовывать новые формы слов, неправильное употребление окончаний, неточное использование или отсутствие в речи предлогов. Такой аргамматизм, как отсутствие правильного согласования прилагательных (числительных) с существительными в роде и числе, прослеживается при ОНР у всех детей без исключения. Думается, наличие этого аграмматизма в совокупности с фонетика - фонематическим недоразвитием можно использовать диагностический признак ОНР. При этом согласование слов женского рода единственного числа, но заметно страдает согласование с существительными среднего рода ("небо голубая" вместо небо голубое), мужского рода ("зайчик белы" вместо белый), множественного числа ("флажки желтый" вместо флажки желтые). Я хочу вас познакомить с приемами работы, позволяющие устранить характерные, для детей с ОНР аграмматизм. На чисто практическом уровне дети сначала учатся различать род и число существительных, а затем у них развивается умение изменять окончание прилагательных, согласуя их с названием предмета. И так, нижеизложенная методика позволяет не только устранить данный аграмматизм у детей с ОНР в устной речи (и предупредить его на письме), но и уточнить и значительно расширить у них словарь признаков, а также решить задачу развития связной речи, особенно сложного его вида, как описание. Опыт показывает: работа по устранению данного аграмматизма будет результативной, если дети освоят следующую часть системы родного языка.

1-е звено
  • Определение рода существительного в единственном числе.
  • Определение числа (множественного) имени существительного.
  • 2-е звено
  • Определение окончания (числительного) свойственному слову - признаку данного рода.
  • Определение окончания прилагательного, свойственного форме множественного числа.
  • При сложившейся практике работа по развитию у детей умения правильно согласовывать слова - признаки с существительными, начинается сразу со 2-го звена, т.е. от ребенка требуется, чтобы он правильно нашел окончание слова - признака, не давая ответа, почему именно это окончание надо употребить в конкретном случае.

    Предлагаемая ниже методика предлагает последовательную работу над устранением данного аграмматизма, начиная с 1-го звена, дети включаются сначала в эту часть системы, а затем последовательно переходят к освоению 2-гозвена системы. При этом нужно, чтобы они определяли категорию рода понятиями мужской, женский, средний род, а также категории числа как единственное, множественное число.

    Методика учитывает и то, что многие дети с ОНР не могут даже отраженно повторить за логопедом правильную форму слова - признака (особенно дети со сниженным интеллектом). Например, при просьбе повторить слово "красный" дети говорят вошедшее в привычку "красны". Делают паузу, затем добавляют звук "й". А некоторые дети, при сохранном звуке "й", - ный.

    Предлагаемая методика позволяет не только устранить данный аграмматизм в устной речи детей с ОНР, но и предупредить их на письме, подготовить их к успешному усвоению правил правописания в школе, так он создает базу для правильного определения категории рода.

    Сроки работы по данной методике с детьми разного уровня интеллектуального развития разные (при ОНР на фоне ЗПР эта работа будет длительной за счет трудностей на всех этапах обучения). Итак, всю работу по обучению детей правильному согласованию слов - признаков с существительными в роде и числе можно разделить на 3 этапа.

    1-й этап - подготовительный.

    Задачи: - Учить детей соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного числа и существительные множественного числа с местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

    обучение детей с онр

    - закрепить слитное произнесение сочетаний типа - най, - мый, и других, а также слов, заканчивающихся на "й" отраженно.

    На этом этапе работа ведется с помощью предметных картинок и игрушек в такой последовательности:

    - Первоначальна попросить детей посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые их окружают (кукла, машинка). Далее объясняется, что все названия предметов, все эти слова можно разделить на несколько групп. А чтобы предметы разделить на группы, к их названию нужно научиться подбирать подходящее слово: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

    - Сначала картинки раскладываются на две группы по заданному образцу: "Вот груша. Слово груша можно заменить словом ОНА. Предметы, о которых мы говорим ОНА, будут составлять первую группу. А вот мяч - это слово можно заменить словом ОН. Предметы, о которых мы говорим ОН, будут составлять вторую группу".

    Подобная работа идет с существительными среднего рода (ОНО). И только после того, как дети будут без ошибок делить предметы на эти три группы (ОН, ОНА, ОНО), добавляется четвертая группа. Сначала объясняется, что когда предметов не один, а два и больше ( несколько шаров), то про эти предметы можно сказать ОНИ.

    Первый этап работы создает базу для дальнейшей полноценной работы по устранению данного вида аграмматизма, в перспективе устраняет возможность ошибок у детей при определении рода и числа. Только после такой подготовительной работы можно переходить ко второму этапу, то есть непосредственно к обучению правильному согласованию прилагательных с существительными.

    2-й этап - основной.

    Задача: - Обучить детей правильному согласованию слов.

    Последовательность работы на этом этапе следующая:

    - Перед детьми выставляются две группы картинок (ОН, ОНА). Сначала берется картинка из группы предметов "ОНА" (тарелка). Тарелка, она какая? С детьми выясняется, что на конце слова "какая" слышится "йа" и объясняется, что полоса - это слово, а в конце написана буква "я", то есть в слове какая на конце слышится "йа". Нужно детям запомнить эту букву, затем помещается полоска бумаги с буквой "я" под картинку группы "ОНА". Такая же работа проводится с группой предметов "ОН" и буквой "й".

    Только после того, как дети научатся быстро находить нужную форму прилагательного, картинки этих двух групп можно показать вперемешку. Такой прием позволяет детям лучше освоить систему согласования. Когда дети усвоят правильное согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода, добавляется группа картинок "ОНО", "ОНИ" и работа проводится аналогично.

    Итогом работы второго этапа будет способность детей, глядя на картинку (игрушку) и давая определение предмету, правильно согласовывать прилагательные с существительными без предварительного деления слов на группы и использования условно - графической системы.

    3-й этап - заключительный.

    Задача: Автоматизация навыка правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

    - Сначала отрабатывается название цветов. Используются прилагательные всех родов и чисел. Затем с помощью специальных речевых упражнений отрабатываются относительные прилагательные. Здесь уместны игры типа "Скажи, какой", бросается мячик ребенку и говориться: "Блюдце из фарфора", ребенок, поймав мяч, дает ответ: "Блюдце фарфоровое" и посылает мяч обратно. Далее можно переходить к упражнениям, в которых решаются такие задачи:

    - закреплять навык правильного согласования прилагательных с существительными

    - уточнять и расширить словарный запас

    - развивать связную речь детей.

    Далее предлагается поработать над схемой натуральных предметов (игрушек).

    Примерная схема описания:

    обучение детей с онрНазвать предмет (это яблоко)
  • Цвет (оно красное)
  • Величина (маленькое)
  • Материал (-)
  • На ощупь (твердое, гладкое)
  • Форма (круглое)
  • На вкус (сладкое, вкусное)
  • Другие особенности (ароматное, сочное)
  • При составлении описания, дети могут использовать пальчики, загибая их по одному на каждый признак. Важно в конце третьего этапа является работа по пересказу детьми небольшого рассказа, заучивание стихотворения и загадок, насыщенных прилагательными. Например:
  • Черемуха.
  • Черемуха душистая,
  • Развесившись, стоит.
  • А зелень золотистая
  • На солнышке горит.
  • Круглый, снаружи зеленый, внутри красный, на вкус сладкий (арбуз).
  • Дети должны на только отгадать загадку, но и повторить характеристику данного предмета.

    После проделанной работы по обучению детей правильному согласованию прилагательных с существительными в роде и числе, уже не требуется отдельных специальных занятий по обучению согласованию порядковых числительных с существительными, проведенная работа с прилагательными - антонимами создает хорошую базу для усвоения детьми наречий с противоположным значением (высоко - низко, громко - тихо).

    Итак, выше изложенная методика позволяет не только устранить данный аграмматизм у детей с ОНР в устной речи (и предупредить его на письме), но и уточнить и значительно расширить у них словарь признаков, а также решить задачу развития связной речи, особенно сложного его вида, как описание.

    Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие

    Название: Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие

    Автор: Филичева Т.Б. Туманова Т.В.

    Год выпуска: 1999

    Страниц: 80

    Издательство: Гном-Пресс

    Серия: Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях

    Формат: pdf

    Размер: 11,5 MB

    Язык: русский

    Описание: Данная книга предназначена логопедам для работы с детьми с общим недоразвитием речи в старшей группе. В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения.

    Главы I, II, III, VIII

    Стр. 125

    Работа над усвоением звукового состава речи заканчивается в условиях школьного обучения в основном во II классе. За это время постепенно завершается переход от скандированного произношения к плавному.

    Требование правильного произношения предъявляется теперь на всех без исключения уроках. Оставшиеся у отдельных учащихся затруднения преодолеваются преимущественно в часы индивидуальных занятий.

    Дальнейшее обучение ставит своей задачей совершенствовать и укреплять приобретенные навыки произношения отдельных звуков, слов, предложений.

    ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

    Дети с общим недоразвитием речи не подготовлены к овладению звуковым и морфологическим анализом слова. Поэтому обучение грамоте таких детей не может протекать так, как в массовой школе. Для того чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается, как говорилось выше, особой системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению И уточнению словарного запаса и формированию произношения.

    В свою очередь обучение грамоте детей с недоразвитием речи нужно рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как один из способов формирования речи.

    В процессе усвоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слов? Наблюдения над звуковым составом слова, сравнение и сопоставление сходных и различных признаков, логические упражнения по анализу и синтезу способствуют формированию у детей четких и ясных представлений о звуковом составе слова, что в свою очередь приводит к закреплению правильного произношения, приучает сознательно читать и писать.

    При обучении грамоте детей с недоразвитием речи следует учитывать ряд условий:

    1. Обучение чтению и письму ведется только на правильно произносимых звуках и словах. Опора на правильное произношение нужна для предупреждения затруднений в различении и выделении звуков из речи и в правильном соотнесении их с соответствующими буквами, а отсюда – в предупреждении специфических дисграфических ошибок.

    ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ.

    Автор: Черемушкина О.В. . Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N5 Родничок, г. Луховицы.

    К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

    Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

    обучение детей с онр

    Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное восприятие.

    В дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Для овладения этими видами речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

    Ограниченность словарного запаса детей с ОНР, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. У этих детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная немотивированная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Поэтому формирование связной монологической речи дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

    Перспективным направлением процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей дошкольного возраста с ОНР является использование наглядного моделирования. Применение наглядных моделей, существенно увеличивает эффективность процесса формирования связного высказывания. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их делает рассказы детей четкими, связными и последовательными.

    В начале обучения составлению описательного рассказа детям предлагается ряд схем, нацеливающих их на названия основных признаков описываемого предмета. При этом воспитанники обучаются действиям замещения (выделяемый признак обследуемого предмета обозначался каким-либо символом). При рассматривании предметов используется схема, отражающая сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эти схемы помогают определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

    Какого цвета?

    Источники:
    festival.1september.ru, eknigi.org, pedlib.ru, www.moi-detsad.ru

    Следующие материалы:


    15 ноября 2019 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения