Журнал о здоровье детей

Причины агрессии у детей младшего школьного возраста



Причины агрессии у детей младшего школьного возраста

Агрессивность и причины ее возникновения

Агрессивность – довольно распространенное явление среди детей мл адшего школьного возраста. Часто мы наблюдаем 7 – 10-летних детей, которые задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих соперников, которые еще несколько минут назад были их друзьями. При этом в младшем школьном возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. В отличие от дошкольников, дети 7 – 10 лет способны демонстрировать вербальную агрессию, «уничтожая» своего соп ерника с помощью слов. Во всех этих случаях мы имеем дело с про явлениями детской агрессивности.

Агрессивность – это черта личности, определяющая осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния страха, напряженности, подавленнос­ти и т.д.).

Агрессивность как черта личности может быть характерна и для мальчиков, и для девочек. Если в дошкольном возрасте агрессия мо­жет в равной степени вымещаться как на неодушевленные (игрушки, вещи), так и на одушевленные (люди, домашние животные) объекты, то у младших школьников, как правило, агрессивные проявления направлены на нанесение физического или морального вреда живому существу. Школьники могут обижать взрослых, своих сверстников и детей более млад­ших по возрасту, а также животных. Агрессия может проявиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций, возникающих в процессе общения, но иногда она проявляется и без видимой причины. Так, маленькие живодеры начинают бить палкой собаку, тянуть за хвост кошку, выдирать перья из хвоста пойманной птицы, т. е. проявляют агрессию в отношении тех объектов, которые не наносят, да и не могут нанести им вреда. Но в любом случае, даже если на первый взгляд причина агрессивности у ребенка не видна, аг­рессия появляется не на пустом месте.

Всегда существуют некоторые внутренние обстоятельства, обусловливающие появление этих негатив­ных реакций в поведении ребенка, поэтому, прежде чем пытаться кор­ректировать агрессивное поведение младшего школьника, давайте по­пробуем вместе разобраться в причинах его появления.

Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против действий и отношения к нему взрослых. Подумайте, достаточно ли вы уделяете времени своему ребенку, часто ли ругаете его, являетесь ли объективным, наказывая? Может быть, ребенок ощущает недостаток вашего внимания и пытается привлечь его любыми доступными ему средствами? Подумайте и о том, как вы ведете себя по отношению к ребенку, часто ли кричите и наказываете его. А может быть, в вашем доме постоянно возникают ссоры? Ведь когда вы ссоритесь и ругае­тесь с кем-нибудь, вы тоже проявляете агрессивность. «Если мама и папа ведут себя так, значит, и я тоже могу делать это!» — думает ребенок, ведь в детском возрасте значительная часть его поведения основана на механизме подражания. Отождествляя себя с тем, кого он любит и уважает (а в школьном возрасте это, как правило, родители и учителя), стараясь быть таким же, как этот человек, ребенок начина­ет подсознательно копировать образцы и способы его поведения, взаи­модействия с другими людьми.

Кроме того, научно обосновано существование связи между прояв­лением у ребенка агрессивности и стилем его воспитания в семье. Так, доказано, что если родители проповедуют авторитарное воспитание, строго наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявле­ние упрямства, ребенок начинает скрывать свой гнев в присутствии родителей и вымещает его на более «слабые» объекты (младших детей, животных и т. п.). Попустительское отношение к ребенку, когда роди­тели непоследовательны в своем отношении и требованиях к нему, мало уделяют малышу внимания, также приводит к появлению агрессивных черт. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, стремятся во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого, нередко используя для этого агрессивное поведение. Аналогичная причина проявления агрес­сии наблюдается и у детей, чьи родители не уверены в себе, склонны во всем уступать и потакать своему ребенку. Такие дети, помимо при­влечения к себе внимания, используют агрессию для того, чтобы добиться от родителей выполнения своих желаний. Ребенок чувствует, что при определенных условиях мама и папа выполнят все его требования, что он всегда может начать капризничать или рассердиться на родителей, повлияв тем самым на характер принимаемого ими решения: купить или не купить игрушку, разрешить или не разрешить смотреть телевизор и т. п. Поэтому для того, чтобы определить причины появления агрессивного поведения своего ребенка, необходимо, прежде всего, определить, а не сами ли мы провоцируем у ребенка подобное поведение, попытаться разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с ребенком.

причины агрессии у детей младшего школьного возраста

Огромное значение для формирования агрессивных проявлений имеет популярность ребенка в среде сверстников. В младшем школьном возрасте для получения признания и популярности в детской группе особое значение имеют интеллектуальное развитие ребенка, его физическое развитие и сила (для мальчиков), привлекательный внешний вид и красивая одеж­да (для девочек), умение придумать и организовать какое-нибудь дело или игру. Если ребенок чувствует, что другие дети отвергают его и не признают его авторитет, что он не может с помощью адекватных средств обеспечить себе желаемое положение в классе или дворовой компании, он стремится другими путями завоевать лидерские позиции, расчищая себе «место под солнцем» с помощью кулаков. Его агрес­сивное поведение может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими детьми. Оно возникает в ситуациях обще­ния с ними и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неудач.

Таким образом, причины агрессивности ребенка младшего школьного возраста могут быть различны, но все они обусловлены наличием дискомфорта и противоречий во внутреннем, психологическом мире ребенка, отсутствием в нем некоторой стабильности и уверенности в себе, внутренним ощущением собственной неполноценности. Безусловно, если вы все чаще стали замечать у ребенка появление вспышек гнева и агрессивное поведение, необходимо попытаться проанализировать причины этого, выявить трудности, которые испытывает ребенок в общении со сверстниками и взрослыми, а затем корректировать их, формируя недостающие коммуникативные умения и навыки.

Особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

Проблема отклонений в личностном развитии и поведении растущих детей всегда обладала высоким уровнем актуальности. В настоящее время тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. Мы считаем, что психологические причины агрессивных проявлений необходимо исследовать уже в младшем школьном возрасте. Это поможет раскрытию условий, механизмов, средств предотвращения и коррекции агрессивного поведения. Агрессия представляет собой целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.)

причины агрессии у детей младшего школьного возраста

Нами была поставлена задача выявить формы выражения, причины и особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Обследовано 60 детей в возрасте 9 10 лет. Для широкого изучения проявления агрессии у детей младшего школьного возраста нами был подобран диагностический комплекс, включающий метод наблюдения, тестирование (опросник Басса-Дарки, тест руки Э.Вагнера, рисунок "Несуществующее животное", кинетический рисунок семьи, восьмицветный тест М.Люшера) анкета "Ребенок глазами взрослого".

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. В младшем школьном возрасте основными причинами агрессивных проявлений являются: а) фрустрация потребностей в самостоятельности, в достижении успеха и значимости [Эриксон Э. 2000], что приводит к внутриличностному конфликту и как способу разрешения - к агрессивной реакции б) стремление к доминированию, завышенная самооценка в) авторитарность учителя способствует нарастанию напряжения у детей г) нравственная атмосфера семейной ситуации взаимоотношения, складывающиеся между взрослыми и ребенком.

2. В детском возрасте агрессивность проявляется в форме угрызений совести, чувства вины (90%), негативизма (63%), физической агрессии (57%), подозрительности (50%), раздражения (43%), и менее всего выражена косвенная и вербальная агрессивность, причем эти формы выражения агрессии встречаются одинаково часто (37%).

3. Принимая социальные нормы поведения, младший школьник направляет чаще всего агрессию на окружающий мир (47%) в форме враждебных реакций (обида, подозрительность). Давление авторитета взрослых вызывает у младших школьников, чувство вины, сопровождающееся внутренним напряжением, внутриличностным конфликтом (у 50% детей). Таким образом, формируется враждебность как следствие принятия социальных норм, что является истоком "бунта" (Фрейд З.), ярко проявляющимся в подростковом возрасте.

4. В детском возрасте характер агрессивного поведения связан с гендерными особенностями. Мальчики проявляют агрессивность в форме физической агрессии (р = 0,001) и вербальной агрессии (р = 0,01) девочки - в форме угрызений совести, чувства вины (р = 0,01), что связано не только с биологическими особенностями, но и с социальными, культурными стереотипами маскулинности и фемининности.

В целом нам удалось изучить особенности и причины агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста, что поможет в разработке коррекционной программы по формированию адекватных форм поведения у детей с учетом индивидуальных, гендерных различий, характера семейной ситуации и других факторов.

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Теории возникновения агрессивного поведения. Определение агрессии и агрессивности, классификация видов агрессивного поведения. Причины агрессии в детском возрасте. Роль семьи в возникновении агрессивного поведения ребенка, профилактика его проявления.

курсовая работа [51,0 K], добавлен 16.08.2011

Агрессивность как свойство личности. Факторы, влияющие на развитие агрессивности, анализ ее структуры. Становление агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и подростковом возрасте. Психологические особенности агрессивного поведения подростков.

курсовая работа [66,9 K], добавлен 23.12.2014

Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия. Причины, влияющие на возникновение агрессии. Методы, используемые для изучения агрессивного поведения. Тест на проявление агрессии.

контрольная работа [84,2 K], добавлен 29.11.2010

Понятие термина агрессия, виды и специфика агрессии. Влияние семьи на развитие детской и подростковой агрессии. Девиантное поведение детей и подростков. Половые различия в проявлении агрессивности. Профилактика и коррекция агрессивного поведения.

курсовая работа [66,3 K], добавлен 20.02.2009

Сущность, происхождение и типология агрессии и агрессивного поведения. Детская агрессивность и её причины. Проведение психологической диагностики для выявления уровня агрессии детей младшего возраста с помощью методики Дукаревича, опросника Басса-Дарки.

курсовая работа [587,5 K], добавлен 20.06.2012

Анализ литературы по вопросу агрессия младших школьников. Сущность агрессии и причины ее появления в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция агрессии в младшем школьном возрасте. Комплекс психологических рекомендаций для педагогов и родителей.

курсовая работа [49,2 K], добавлен 24.09.2012

Общее понятие об агрессивном поведении дошкольников в психологии. Виды агрессии и факторы, вызывающие агрессивное поведение. Проявление агрессии детьми. Система мер по снятию агрессивности у дошкольников. Профилактика агрессивного поведения ребенка.

курсовая работа [42,9 K], добавлен 02.06.2012

Определение агрессии, классификация видов агрессивного поведения. Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей. Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников.

причины агрессии у детей младшего школьного возраста

дипломная работа [149,0 K], добавлен 12.10.2010

Сущность человеческой агрессии с точки зрения философии, психологии, биологии, религии. Факторы, способствующие агрессии. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. Типы агрессии по Фромму и Бассу. Спонтанные проявления агрессивности.

курсовая работа [30,6 K], добавлен 27.11.2010

Становление агрессивного поведения в детском возрасте. Методики для определения психологических механизмов и уровня проявления агрессивности у детей школьного возраста с задержкой психического развития. Индивидуальные различия в проявлении агрессии.

курсовая работа [62,1 K], добавлен 06.07.2011

Агрессивное поведение детей

  • Лечебные свойства корня пертушки
  • 40 неделя беременности
  • 39 неделя беременности
  • Народные средства от комаров и мошек

    Агрессивное поведение детей . часто расстраивает родителей.

    Детская агрессия может возникнуть даже в раннем возрасте, в первые годы жизни крохи.

    Агрессивное поведение у ребенка проявляется при недостаточном количестве родительского тепла и ласки.

    В семьях, где дети любимы, и с ними считаются как с личностью, малыш не будет показывать свой характер и проявлять агрессию ко всем окружающим.

    В период развития интеллекта, во время возрастных кризисов, к примеру, кризис 3-х лет, дети проявляют непослушание.

    Причины возникновения агрессии у детей младшего школьного возраста

    В семьях где присутствует гиперопека и гипоопека в воспитании, в большинстве случаев дети в раннем возрасте проявляют агрессию, чтобы доказать взрослым, свою индивидуальную личностью и право на личное пространство, а также самостоятельное мнение.

    В семьях, где дети видят насилие, они в последствие начинают копировать действие взрослых и считают такое поведение нормой.

    Агрессивное поведение передается наследственным путем: сложный, вспыльчивый характер.

    Как проявляется агрессивное поведение у детей

    В момент агрессии ребенок может:

  • Разбрасывать, или ломать свои игрушки
  • Пытаться ударить взрослого или своего сверстника
  • Проявлять агрессию по отношению к домашним животным
  • Кусаются и устраивают истерику
  • В такие моменты, малыш не желает слушать взрослых, его трудно успокоить. Находясь в состояние эмоционального возбуждения, он может поранить не только окружающих, но и себя.

    Поэтому родителям следует знать. каким образом успокоить и предотвратить дальнейшую агрессию.

    Коррекция агрессивного поведения ребенка

    Правильный подход во время проявления агрессии, обезопасит родителей от дальнейших психологических травм.

    В зависимости от ситуации, следует принимать такие решения:

    1. На протяжении дня он мало двигается, не активный, от чего становится раздражительным. Следует повысить активность малыша, играть в подвижные игры, делать совместную зарядку, гулять на свежем воздухе.
    2. Дефицит внимания родителей. Уделите больше времени, больше общайтесь, интересуйтесь его увлечениями, расспрашивайте о его мечтах, выделите времени для ролевых и совместных игр. На прогулке, расскажите интересные истории, играйте вместе в коллективе других детей.
    3. В семье, где в отношениях между родителями нет согласия, и видны проявления агрессию ко всем членам семьи, ребенок наследует все негативные качества, становится злым и агрессивным. В такой ситуации, следует обратиться за помощью к психологу, или специалисту по работе с детьми.
    4. Агрессивное состояние могут вызывать мультфильмы со злыми героями, игрушки, а также сказки-страшилки, фильмы ужасов. Ограничьте ребенка от выше перечисленного материала. С детства, учите справедливости, доброте и пониманию, при помощи добрых сказок и ролевых игр с позитивными персонажами.
    5. Прививайте любовь к животным, на пример объясните, что собака или кошка друг человека, и ни при каких обстоятельствам их нельзя обижать.

    Дети постоянно копируют поведение взрослых, особенно своих родителей.

    Поэтому в первую очередь, начните воспитание з себя.

    Ребенка могут успокоить: игры с водой, рисование, лепнина разных фигурок из пластилина, рисование красками на больших холстах не кистями, а ладонями, ступнями, пальцами.

    Избавится от агрессивного состояния, помогут и другие методы. Предложите ему нарисовать свой гнев, дайте порвать бумагу или газету на мелкие кусочки. Для воспитание мальчиков. купите боксерскую грушу, на крайней случай, дайте побить подушку.

    При любой агрессию, необходимо соблюдать спокойствие. Крики, и наказания, лишь усугубляют возникшую ситуацию. Постарайтесь в первую очередь успокоить малыша, и только потом провести воспитательную беседу.

    Если ни один из перечисленных способов не помог, обязательно обратитесь к специалисту-психологу. Врач, с помощью специально-разработанных тестов, поможет решить проблему, и научит родителей, как правильно выходить из создавшейся ситуации.

    Связь матери с ребенком, будучи еще в утробе, насколько сильна? Советы, как наладить отношение с детьми. Ошибки, которые дорого обзодятся.
  • Адаптация к детскому садуАдаптация ребенка к детскому саду отдельно для каждого пола. Отличия мальчиков и девочек. Агрессивное поведение и отказ, сколь длится сложный период. Ищем правильные подходи к детям вмести.
  • Как снять стрессКак снять стресс у ребенка, алгоритм действий в домашних условиях. Симптомы и причины проявления стрессового состояния. Лекарств не существует, но кое что сделать можно. Способы преодоления.
  • Ребенок ревнует маму к папеПоведение родителей, когда ребенок ревнует маму к папе. Простые решения, и что категорически запрещено. Понятие детской ревности, как понимает ситуацию малыш.
  • Влияние мультфильмов на детскую психику

    Влияние мультфильмов на детей. Слабая детская психика и сознание. Стоит ли смотреть телевизор. Польза и вред от современных мультиков. Какой мультфильм лучше смотреть малышам. Основные позитивные и негативные факторы.

    загрузка.

    Источники:
    shkola22ps2.narod.ru, www.psyhodic.ru, revolution.allbest.ru, baby-i-mama.ru

    Следующие материалы:


    21 июня 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения