Журнал о здоровье детей

Особенности развития связной речи у детей с онр



Особенности развития связной речи у детей с онр

особенности детей с ОНР

Психолого – педагогическая характеристика детей 5-7 лет

с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

При III уровне речевого развития дети пользуются распространёнными предложениями, отмечается попытка употреблять сложно – сочинённые и сложно – подчинённые конструкции. Лексика таких детей включает все части речи.

Появляются первые навыки словообразования. Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а так же слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико – грамматического и фонетического формирования связной речи, в том числе:

· лексические замены

· трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесённости, в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий

· аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных – с существительными

· недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замене и искажении звуков.

Незначительные нарушения компонентов языковой системы проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерное своеобразие нарушения слоговой структуры проявляется в том, что понимая значение слова, ребёнок не удерживает в памяти его фонематический образ, поэтому наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах.

Недостаточные внятность, выразительность речи и нечёткая дикция оставляют впечатление общей её «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительных со значениями единичного предмета, субъекта-деятеля, эмоционально – оттеночных, уменьшительно 0 ласкательных, а так же прилагательных, характеризующих эмоционально – волевое и физическое состояние объектов.

Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов.

Особую сложность представляют для детей конструкции предложений с разными придаточными (пропуски и замены союзов, инверсия). Они испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что так же обуславливает своеобразие их связной речи:

при пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц рассказ – описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей, часть детей оказываются способной отвечать лишь на вопросы.

Таким образом, экспрессивная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения.

Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью с замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормального развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временном параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук.

Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Под общим недоразвитием речи понимают сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, фонематических функций, словаря, грамматического строя речи, связной речи.

Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. По тому, как ребёнок строит свои выказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Детям трёх лет доступна форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса.

особенности развития связной речи у детей с онр

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объём которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развёрнутыми. В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам.

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребёнок отвечает достаточно точными, краткими или же развёрнутыми ответами.

На шестом году жизни ребёнок может довольно последовательно и чётко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему.

Существует несколько методик обучения детей основным видам рассказывания: рассказывание по картине, рассказы детей из опыта, творческие рассказы, пересказ. Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера по сюжетным картинам. Занятие по пересказу состоит из нескольких частей:
  • Вводной беседы рассматривание художественной иллюстрации, вызывающий нужный эмоциональный настрой
  • Чтение литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста - это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять своё отношение к героям и событиям рассказа
  • Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения
  • Повторное чтение литературного текста. Перед чтением даётся установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его
  • Пересказ произведения детьми. Основным в занятии по пересказыванию рассказа является сам пересказ. Рассказ можно рассказывать по частям.
  • Пересказ рассказа, с использованием сюжетных картин, обеспечивает наглядную опору, являющуюся основной для активного, продолжительного диалога взрослого и ребёнка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребёнка.

    Пересказ – инсценировка рассказа “Богатый урожай”

    с использованием сюжетных картин

    Цели:

    коррекционно-образовательные:

    учить детей:

    - пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки

    - закреплять и дифференцировать знания детей по теме “Овощи - фрукты”

    - согласовывать существительное с прилагательным

    - учить логическому построению высказывания.

    коррекционно-развивающие:

    - развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением

    - развивать зрительный гнозис, конструктивный праксис и тонкую моторику

    - развивать тактильные ощущения

    Проблемы и особенности развития связной описательной речи у дошкольников с ОНР

    29 ноября 2011 в 19:00 - Елена Игнатова

    Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности ребёнка обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащиеся могут давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, писать программные изложения и сочинения.

    Современные дети много времени проводят за компьютерами, слышат с экранов телевизоров агрессивно – примитивную речь реклам, боевиков, зарубежных мультфильмов. В результате чего у них не развивается связная монологическая речь, что мешает успешному обучению в школе.

    Сложную организацию связной речи и необходимость специального дошкольного речевого развития не раз подчёркивали А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, а Л. П.Федоренко писала: «Начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развивать до школы» [11,с.138].

    Монологическая речь наиболее сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти,напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые предложения, более точный словарь.

    В старшем дошкольном возрасте одним из основных видов, в котором осуществляется монологическая речь, является описание. Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания –описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определённой последовательности. [5,с. 59]

    Занятия по обучению описанию предоставляют большие возможности для разностороннего воздействия на познавательное развитие детей, формирование их речемыслительной деятельности. Они способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, а также внимания, памяти, наблюдательности. Уточняются представления детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. Дети учатся умению выделять и сопоставлять существенные признаки предметов использовать для их обозначения нужные лексемы, предложения в связное последовательное высказывание.

    Формирование описательной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР) [6, с.4]. У детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико – фонетического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов(восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной описательной речью.

    Для высказывания этих детей характерно:

  • Перечисление признаков предметов в любой последовательности.
  • Нарушение связности, незаконченность микротем.
  • Возвращение к ранее сказанному.
  • Беспорядочное перечисление деталей предметов.
  • Отчётливо выраженные лексические затруднения.
  • Недостатки в грамматическом оформлении тем.
  • В данной статье предлагается система работы, наиболее адекватные пути и способы формирования у детей с общим недоразвитием речи описательного монолога.

    На первом году обучения детей с общим недоразвитием речи третьего уровня перед логопедом ставятся следующие задачи:

    Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов, использовать для их определения развёрнутые фразы – высказывания.

    Формирование обобщённых представлений о построении описания предмета.

    Овладение детьми языковыми средствами,необходимыми для составления связных высказываний в форме описания.

    Практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.

    Для создания мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков описательной речи, широко используются различные формы, методы и приёмы работы:

    особенности развития связной речи у детей с онр

    Образец рассказа.

    Предваряющий план.

    Составление коллективного плана.

    Прием параллельного описания.

    особенности развития связной речи у детей с онр

    Создание проблемной ситуации.

    Дидактические игры.

    Игры – соревнования.

    Игровые ситуации.

    Игры – лото.

    Сюрпризные моменты.

    На основании материалов обследования детей был составлен перспективный план работы на год с учётом последовательности изучения лексических тем, соответствующих программе обучения детей этой возрастной группы.

    Перспективный план работы по развитию описательной речи у детей с общим недоразвитием речи в старшей группе.

    Узнавание предмета по его описанию и перечисление признаков, по которым узнал предмет.

    Статья по теме:

    1§. Характеристика речи детей с ОНР.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    1. .

    1§. .

    2§. .

    2.1. .

    2.2. .

    2.3. .

    Источники:
    ds16balahna.edusite.ru, festival.1september.ru, www.maam.ru, nsportal.ru

    Следующие материалы:


    14 декабря 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения