Журнал о здоровье детей

Причины нарушения зрения у детей педагогическая библиотека



Причины нарушения зрения у детей педагогическая библиотека

Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие

Стр. 3

- дети с косоглазием и амблиопией.

У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной возникновения глазных заболеваний является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья.

Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии

зрительного нерва, близорукости и др. иногда факторов, обуславливающих снижение зрения может, быть несколько.

Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие. Косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия, являются часто встречающимися заболеваниями. Своевременное выявление и лечение косоглазия позволяет сохранить, восстановить и улучшить зрение у детей еще в период раннего и дошкольного возраста. При подозрении неблагополучия в состоянии зрения у ребенка родители должны обратиться в кабинет охран зрения при детской поликлинике или же в глазной диспансер.

Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть изменения внешней и внутренней среды: различные заболевания матери во время беременности: грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней.

причины нарушения зрения у детей педагогическая библиотека

Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные, никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией, при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

Для тифлопедагогики, как и для общей педагогики, весьма важным является вопрос о том, как осуществляется процесс личностного развития детей с патологией зрения, каковы трудности и особенности развития психики в условиях зрительной недостаточности, каковы источники и факторы коррекционно-компенсаторного формирования социально-адаптивного поведения и пути оптимизации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения.

На основе этого в тифлопедагогике создаются специальные условия воспитания и обучения, позволяющие детям с нарушением зрения успешно развиваться.

Причины нарушения зрения у детей

Рассмотрим, какими могут быть причины нарушения зрения у детей. Нарушения зрения у ребенка выражаются как в полной (слепота), так и в неполной (слабовидение) потере зрения, причем количество слабовидящих значительно больше, чем слепых.

Причины нарушения зрения у детей

Основными причинами нарушения зрения у детей являются поражения зрительного нерва или соответствующих структур головного мозга. Часто у детей первого года жизни встречаются и нарушения деятельности хрусталика (катаракта).

Причины нарушений зрения могут быть наследственными. Зрение ребенка может быть нарушено в результате инфекции дородового периода. Ухудшение зрения может произойти и из-за особенностей развития малыша после рождения. Главное, вовремя провести медицинское обследование.

По итогам обследования малышу может быть назначено медикаментозное лечение, направленное главным образом на улучшение питания сетчатки глаза. При недоразвитии зрительных центров головного мозга или нарушении проводимости зрительных нервов в ряде случаев, для предотвращения развития тяжелых дефектов зрения, может быть рекомендовано хирургическое вмешательство.

Косоглазие

Косоглазие наблюдается у детей с различными заболеваниями. Это не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается одновременное восприятие объектов двумя глазами, что может оказать вредное влияние на психическое развитие малыша. То, что косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения, тоже заставляет родителей внимательнее приглядеться к своему ребенку.

От истинного косоглазия следует отличать косоглазие мнимое. Ложное впечатление о наличии косоглазия может создаваться, если ребенок имеет неправильные черты лица (несимметричное лицо). Поэтому правильный вывод по поводу косоглазия могут сделать после обследования только врач-невропатолог и окулист. Они же определяют методы лечения этого заболевания, включающие как хирургическое вмешательство, так и специальные тренировочные упражнения.

Гигиена зрения

Для всех детей с отклонениями в развитии начиная с самого раннего возраста особенно важное значение имеет гигиена зрения. Известно, что любое общее заболевание, и в первую очередь детские инфекции (корь, скарлатина и др.), ослабляет детский организм вообще и органы зрения в частности. Такое ослабление зрения в периоды общего ухудшения здоровья ребенка требует при работе с малышом особого подхода к нему. В частности, рекомендуется избегать во время обострения заболеваний большой зрительной нагрузки: следует уменьшить мощность осветительных приборов, предложить более крупные игрушки, повесить шторы от прямого солнечного света, заменить разглядывание картинок рассказыванием сказок.

У ребенка со стойкими нарушениями зрения с самого раннего возраста необходимо активизировать деятельность всех остальных, кроме зрения, органов чувств (слуха, осязания), а также постоянно включать в работу остаточное зрение. С первых месяцев жизни малыша важно постоянно поддерживать с ним эмоциональный контакт, обогащать его опыт прикосновениями и ощущениями движения. Надо часто менять положение его тела, поглаживать, проводить гимнастику, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям. Ребенка с нарушениями зрения следует как можно раньше учить ощупывать различные предметы. Взрослые при этом обязательно должны называть эти предметы, чтобы образы предметов запечатлелись в памяти малыша.

© Янина Лебедева, педиатр

Нарушения зрения у детей. Диагностика, лечение

Зрительные нарушения могут проявляться в младенчестве в виде:

• утраты красного рефлекса вследствие катаракты

• белого рефлекса зрачка вследствие ретиноблас-томы, катаракты или РПН

• отсутствия ответной улыбки через 6 нед после нормального появления на свет

• недостаточного глазного контакта с родителями

• зрительного невнимания

• редких движений глаз

• нистагма

• косоглазия, фотофобии.

Тяжёлое нарушение зрения

Эта патология встречается у 1 на 1000 новорождённых в Великобритании . но в развивающихся странах этот показатель выше. Тяжёлое нарушение зрения в семейном анамнезе, задержка развития или очень сильная недоношенность увеличивают риск появления подобных отклонений у младенца. В развитых странах около 50% грубых нарушений зрения генетически обусловлены, в развивающихся странах превалируют приобретённые причины, такие как инфекция. В случае нарушения зрения кортикального происхождения (вследствие повреждения головного мозга), результаты исследования глаз, включая зрачковые рефлексы, могут не отличаться от нормы.

Немногие случаи тяжёлого нарушения зрения излечимы, однако раннее их распознавание важно, так как некоторые проявления необходимо начинать лечить как можно раньше, в результате можно во многом помочь ребёнку и его родителям. Родители ребёнка с частичной потерей зрения или тяжёлым зрительным нарушением нуждаются в специальных знаниях относительно того, как обеспечить ему невизуальную стимуляцию, используя речь и прикосновение, безопасную домашнюю обстановку и как развить у ребёнка уверенность в себе.

В Великобритании это обычно осуществляют коррекционные педагоги для детей с нарушенным зрением. Педагоги проводят занятия как в дошкольном, так и школьном возрасте. Дети с частичной потерей зрения могут посещать общеобразовательную школу, однако им требуется специальная помощь в виде таких средств, как линзы с фильтрами, увеличительные стекла с высокой разрешающей способностью, а также маленькие телескопические установки и компьютеры. Детям со значительным нарушением зрения необходимо проходить обучение в специальной школе.

Некоторых следует учить читать по системе Брайля . У многих детей с тяжёлыми нарушениями зрения наблюдается только одна зрительная патология, однако, по крайней мере, ещё у половины есть дополнительные проблемы с нервным развитием.

Косоглазие (strabismus) у ребенка

При этом часто встречаемом нарушении происходит неправильное сведение зрительных осей. Здесь может быть полезен анамнез, так как косоглазие часто бывает непостоянным. Родители обычно оказываются правы, когда сообщают об отклонении глаз. Косоглазие может встречаться в семейном анамнезе. Новорождённые младенцы часто производят впечатление, будто у них косоглазие. В младшем возрасте и старше выраженная складка эпикантуса может вводить в заблуждение (псевдокосоглазие).

Каждого младенца в возрасте старше 2 мес с косоглазием направляют к специалисту для офтальмологического осмотра. Косоглазие часто бывает вызвано невозможностью развития бинокулярного зрения вследствие аномалий клинической рефракции, однако необходимо исключить катаракту, ретинобластому и другие интраокулярные причины.

Виды косоглазия .

• Содружественное (непаралитическое, обычное) — возникает вследствие клинической аномалий рефракции в одном или обоих глазах, которое часто корригируется ношением очков, хотя может требовать и хирургического вмешательства. Этот вид косоглазия особенно часто встречается у детей с задержкой нервного развития. Косящий глаз чаще всего отклонён кнутри (сходящееся косоглазие), но может быть и кнаружи (расходящееся косоглазие), или, редко, отмечают вертикальную девиацию.

• Паралитическое (редкое) — следствие паралича глазодвигательных нервов. Стремительное начало — плохой признак из-за возможного скрытого объёмного поражения, такого как опухоль головного мозга.

Тест на корнеальный световой рефлекс . Тест светового рефлекса для неспециалиста используют для обнаружения косоглазия. Проще всего использовать ручной фонарик, держа его на расстоянии так, чтобы он давал отражение в обеих роговых оболочках одновременно. Световое отражение должно появиться в одном и том же месте в обоих глазах. Если этого не происходит, говорят о косоглазии. Однако незначительно выраженное косоглазие бывает трудно обнаружить.

Тест с заслонкой . Когда есть косоглазие и ведущий глаз закрыт заслонкой, косящий глаз движется для поддержания фиксации. Интерес ребёнка можно привлечь игрушкой или светом. Тест следует проводить на близком (33 см) и отдалённом (по крайней мере, 6 м) расстоянии, так как определённые виды косоглазия проявляются только на одном расстоянии. Закрывать глаз следует карточкой либо пластиковой заслонкой. Эти тесты провести непросто, и надёжные результаты лучше всего получить у ортометриста или офтальмолога.

Нарушения рефракции у детей

Гиперметропия . Это наиболее распространённый вид клинической рефракции у маленьких детей, и её следует рано корректировать, чтобы избежать необратимого снижения остроты зрения (амблиопии). Чаще она сопровождает косоглазие, но встречается и без него.

Миопия . Она возникает относительно редко у маленьких детей и в меньшей степени способна вызвать амблиопию, если только не является выраженной или односторонней.

Амблиопия . Это потенциально постоянное снижение остроты зрения, при отсутствии чёткого изображения на сетчатке. Она встречается у 2-3% детей, в большинстве случаев поражение одностороннее, редко затрагивает оба глаза. Амблиопию могут вызывать любые помехи развитию зрения, такие как односторонние или двусторонние аномалии клинической рефракции, косоглазие или зрительная депривация, например птоз или катаракта. Лечение — коррекция любой клинической рефракции с помощью очков вместе с наложением повязки на ведущий глаз для того, чтобы «ленивый» глаз работал и таким образом улучшалось зрение.

Так продолжают, пока зрение на «ленивом» глазу не достигнет оптимальной величины. Чем дольше задерживают лечение, тем меньше вероятность того, что будет достигнуто нормальное зрение. Раннее лечение очень важно, так как у детей старше 7 лет улучшение маловероятно. Часто требуется значительное подбадривание и поддержка и ребёнку, и родителям, ведь маленькому ребёнку часто не нравится, когда у него на глазу повязка, особенно если зрение на открытом глазу плохое.

Зрение .

• Аномальные движения глаз у новорождённого младенца или отсутствие ответной улыбки в течение 6 нед после нормального срока появления — может ли ребёнок видеть?

• Каждый ребёнок с косоглазием (любым) после 2 мес направляется на офтальмологический осмотр.

• Сходящееся косоглазие — часто встречается, обычно возникает вследствие аномалий клинической рефракции в одном или обоих глазах.

• Паралитическое косоглазие — редко встречается, обычно является следствием паралича глазодвигательных нервов если начало стремительное, необходимо рассмотреть возможность наличия объёмного образования головного мозга.

• Тесты на косоглазие — тест на корнеальный световой рефлекс (отражение) для неспециалиста, тест с заслонкой для специалиста.

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Читайте также:

Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число слабовидящих значительно больше, чем тотально слепых. Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения, либо есть светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией очками), а также с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения.

Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения с остротой зрения на лучшевидящем глазу от 0,05 до 0,2.

По степени сохранности остаточного зрения различают:

• абсолютную (тотальную) слепоту – полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения

• практическую слепоту – наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение (возможность воспринимать контуры, силуэты, пальцы рук вблизи лица).

Остаточное зрение характеризуется: неравнозначностью взаимодействия различных зрительных функций и несоответствием их параметров

неустойчивостью зрительных возможностей и снижением скорости и качества переработки информации

наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения.

Нарушения зрения у детей бывают врожденными или приобретенными.

Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.

Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть различные заболевания матери во время беременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней), иногда факторов, обусловливающих снижение зрения, может быть несколько.

Причинами приобретенных нарушений зрения чаще всего выступают заболевания органов зрения, заболевания центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнения после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматические повреждения мозга или глаз.

причины нарушения зрения у детей педагогическая библиотека

Нарушения зрения могут иметь прогрессирующий (постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса) или непрогрессирующий (врожденные пороки зрительного анализатора: астигматизм – недостаток преломляющей способности глаза, катаракта – помутнение хрусталика) характер. Причинами нарушений зрительных функций часто являются глазные болезни на фоне общего заболевания организма, чаще всего миопия (близорукость), дальнозоркость, астигматизм и др.

Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хрусталика глаза (катаракта). Среди различных форм преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными факторами, внутриутробными инфекциями плода. Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например болезнью Дауна. Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва.

В зависимости от времени поражения зрительного анализатора выделяют несколько категорий детей слепых детей: слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после 3 лет жизни.

Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью. Слабовидение, в отличие от остаточного зрения, дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании мира.

Чаще всего у слабовидящих детей выявляются косоглазие и амблиопия. Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения. Бывает односторонним и двусторонним.

Причинами косоглазия выступают нарушения рефракции (преломляющей способности хрусталика), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях), конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

Амблиопия – формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы, наиболее частая причина – косоглазие. Осуществление коррекции амблиопии возможно при правильно организованной коррекционно-педагогической работе с использованием специальных оптических и технических средств коррекции и компенсации, а также упражнений и дидактических заданий, стимулирующих деятельность сетчатки глаза для повышения остроты зрения.

Наиболее распространенной формой аномалии рефракции, приводящей к снижению остроты зрения, является миопия (близорукость), достаточно часты гипер-метропия (дальнозоркость) и астигматизм.

причины нарушения зрения у детей педагогическая библиотека

Астигматизм – аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции. Астигматизм не всегда корригируется очками, поэтому у детей возникают трудности видения объема, глубины, удаленности объектов.

Часто причинами слабовидения являются атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания.

При наличии у ребенка глазной патологии проводится комплексное медикаментозное лечение, направленное на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширающие и другие препараты.

Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Последствиями слепоты являются:

• ограниченность двигательной сферы

• неполнота содержания социального опыта

• своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта

• возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности

• неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции

• повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др.

Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать.

Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются ограниченность знаний и представлений об окружающем – с преобладанием общих, неконкретных знаний при достаточном формальном словарном запасе (вербализм) – недостаточная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипообразные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и др.

Для детей с дефектами зрения характерны также медлительность, малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.

Источники:
pedlib.ru, www.medmoon.ru, meduniver.com, mybiblioteka.su

Следующие материалы:


06 декабря 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения