Журнал о здоровье детей

Казахский язык для детей дошкольного возраста



Казахский язык для детей дошкольного возраста

Казахский язык для детей: Ғажайып қазақ тілі - Удивительный казахский язык

Жанр: обучение

Год выпуска: 2008

Разработчик: Центр "Руханият"

Язык интерфейса: Қазақ тілі (казахский язык)

Формат: Flash (файлы SWF) его проигрывает Adobe Flash Player (бесплатный, широко распространенный проигрыватель мультимедиа). Как правило, браузеры устанавливают проигрыватель Flash автоматически. Поэтому устанавливать программу не нужно.

Увлекательная мультимедийная программа для обучения детей дошкольного возраста и младших классов.

Данная программа может эффективно использоваться для обучения не только казахскоговорящих детей, но и всех других, кто изучает казахский язык благодаря её легкости и увлекательности.

На данный момент лучшая программа для обучения детей:

•Приятный и четкий голос ведущей и двух очаровательных детей-помощников Гульжан и Нуржан, помогут вашим детям в путешествии по данной программе

• Освоение алфавита легко и непринужденно (как пишется данная буква, произносится, примеры слов с яркими иллюстрациями)

• Жаңылтпаштар (скороговорки) для детей - помогут им приобрести четкость произношения. Все скороговорки на казахском языке озвучены детьми.

• Ертегілер әлеміне саяхат (Путешествие в мир сказок) – 5 сказок на казахском языке, которые эмоционально озвучены ведущей программы, приведены тексты сказок и красивые иллюстрации к ним.

• Жұмбақтар (Загадки) – еще одна интересная тема в программе: дети читают загадки, а задача вашему малыше отгадать их. В помощь детям приведены картинки, из которых надо выбрать нужный вариант ответа.

• Познавательные темы . кіим-шешек (одежда), жол ережесі (правила дорожного движени), жыл мезгілдері (времена года), жануарлар әлемі (мир животных), отбасым және достарым (моя семья и друзья) и другие помогут ребенку освоить новые слова и глубже понять их применение в жизни.

•За правильные ответы ваш ребенок получает дополнительные баллы – это еще одна мотивация для обучения.

Все задания имеют голосовое и музыкальное аудиосопровождение . яркие иллюстрации, которые, несомненно, привлекут внимание детей.

№11 (часть 1) за 2015 год

Журнал включен в Реферативный журнал и Базы данных ВИНИТИ.

Журнал издается с 2007 года.

казахский язык для детей дошкольного возраста

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-60736.

Сведения о журнале ежегодно публикуются в международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям "Ulrich's Periodicals directory" в целях информирования мировой научной общественности.

Журнал представлен в ведущих библиотеках страны и является рецензируемым

Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ)

казахский язык для детей дошкольного возраста

Импакт-фактор РИНЦ (двухлетний) = 0,532 (по данным на 23.06.2015)

Журнал публикуетобзорные статьи, теоретические статьи, краткие сообщения, материалы конференций (тезисы докладов), (правила оформления указываются в информационных буклетах по конференциям),методические разработки

Разделы журнала (или специальные выпуски) соответствуют направлениям работы соответствующих секций Академии естествознания. В направительном письме указывается раздел журнала (специальный выпуск), в котором желательна публикация представленной статьи:Физико-математические науки, Химические науки, Биологические науки, Геолого-минералогические науки, Технические науки, Сельскохозяйственные науки, Географические науки, Педагогические науки, Медицинские науки, Фармацевтические науки, Ветеринарные науки, Психологические науки, Санитарный и эпидемиологический надзор, Экономические науки, Философия, Регионоведение, Проблемы развития ноосферы, Экология животных, Экология и здоровье населения, Культура и искусство, Экологические технологии, Юридические науки, Филологические науки, Исторические науки.

Статьи имеющие приоритетный характер, а также рекомендованные действительными членами РАЕ, публикуются в первую очередь.

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет жизни 5

1.2 Развитие речи ребенка на 6 году жизни 7

1.3 Развитие речи ребенка на 7 году жизни 8

2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА 11

2.1 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста 11

2.2 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка 13

2.3 Анализ опытно – экспериментальной работы по развитию речи детей с использованием малых форм фольклора 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 31

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер.

Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.

Целью курсовой работы является раскрыть особенности развития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- поэтапно раскрыть теоретические основы развития речи у детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

- исследовать процесс развития речи у детей дошкольного возраста при использовании малых форм фольклора.

Объект исследования – процесс речевого развития дошкольников.

Предмет исследования – особенности развития речи дошкольников при использовании малых форм фольклора.

Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах

- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.) психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский и др.)

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Развитие речи ребенка от 4 до 5 лет жизни

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.

В возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. У ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка).

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь точно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна его сторона произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

К 5-6 годам – примерно 3000 слов. Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит «намакаронился» (съел макароны), «не отсонился» (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.

Опыт обучения детей дошкольного возраста государственному языку

Выступление на совете отдела образования

заведующей ГККП Детский сад №2 «Балдырған»

Сапаровой Р.С.

«Опыт обучения детей дошкольного возраста государственному языку».

На современном этапе развития общества вопрос обучения государственному языку становится одной из актуальнейших проблем дошкольного образования. Раннее обучение языкам играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребёнка, но и даёт возможность приобщения детей к национальному языку и культуре с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры. Обучение казахскому языку в детском саду проводится в соответствии с объязательным государственным стандартом обучения Республики Казахстан и направлено на воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках. Цели обучения государственному языку:

- практические (овладение определенным объемом языкового материала, формирование соответствующей речевой компетенции, ознакомление с культурой казахского народа, страны)

- общевоспитательные (воспитание у ребенка интереса и уважения к культуре, традициям, обычаям и нравам казахского народа, разумного и обоснованного поведения в ситуации взаимодействия языков и культур, развитие национального самосознания наряду с межкультурной толерантностью, общее развитие навыков социальной коммуникации)

- общеразвивающие (развитие интеллектуальных и эмоциональных качеств личности ребенка, насыщение коммуникативной среды, создание условий для творческого развития ребенка, развитие рефлексии).

Обучение детей казахскому языку осуществляется в специально организованном кабинете казахского языка. Идейная направленность кабинета заключается в необходимости повсеместно возрождать и развивать язык и традициии народа, укреплять национальное достояние, самосознание не только казахского народа, но и представителей других национальностей, проживающих в РК. В кабинете казахского языка подобран учебно-методический материал (методический, лексический материалы, рекомендации для учителей казахского языка, детская художественная литература на казахском языке, уголок национальной символики, элементы убранства юрты, фонд дидактических и подвижных игр, азбуки-тетради для индивидуальной работы детей, наборы наглядных пособий, альбомы, аудио и видео записи, обучающие диски «Посмотри и запомни, и т.д. все это способствуют успешному обучению детей.

Методика преподавания занятий строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и направлена на развитие их лингвистических способностей. Изучение казахского языка осуществляется в соответсвии с разработанным перспективно-тематическим планом Количество занятий по казахскому языку определено в соотвествии с учебной нагрузкой представленой в госстандартах по дошкольному образованию. Процесс обучения детей дошкольного возраста на занятиях включает в себя коллективное обучение детей в составе малых групп, где ведущими ориентирами выступает уровень речевой активности детей. Занятия по казахскому языку проводятся по подгруппам. Обучение строятся с использованием игровых приемов. У детей формируется словарь, отрабатывается звуковая сторона языка, формируется связная речь. Используются следующие формы проведения занятий, такие как:

казахский язык для детей дошкольного возраста

· игра- викторина

· игра – путешествие

· игра - ситуация

· ролевая игра

· «весёлая гостиная»

· интеллектуальная игра

· игра – драматизация

· экскурсии в музей, и в группы с государственным языком обучения

На занятиях казахского языка дети учатся воспринимать и понимать речь на государственном языке, употреблять речевые обороты, выполнять простейшие задания и указания, узнают особенности произношения специфических звуков государственного языка. Эффективный путь закрепления речевых умений – участие детей в утренниках, конкурсах, викторинах, на которых они поют песни на казахском языке, читают стихи, разыгрывают различные сценки, отгадывают загадки на казахском языке.

С детьми с высоким уровнем владения языком проводится кружковая работа по совершенствованию знаний казахского языка. С детьми с низким уровнем - проводится индивидуальная работа по подготовке и знанию языка в соответствии с программой. Дети овладевают казахским языком не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни. Речевые навыки совершенствуются в игровых ситуациях, в естественных условиях жизни детей. Проводится работа по внедрению казахского языка по разным направлениям деятельности: игровая, музыкальная, изобразительная, на всех занятиях используется билингвальный компонент. Во всех возрастных группах проводятся дни «погружения в язык», где в режимных, игровых моментах используются лексические задания: приветствия, общеупотребительных форм обращения друг к другу, названия предметов быта и одежды. Проводятся мастер-классы, где воспитатели делятся опытом работы по созданию языковой среды в группе. С целью создания казахского национального колорита, в каждой группе оборудован «Уголок родного края». Наряду с казахским языком, все дети детского сада изучают английский язык.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Немаловажную роль играет совместная работа учителя казахского языка по ознакомлению родителей с программным материалом и успехами ребенка в освоении казахского языка. Действующие словари «Изучаем казахский язык» позволяют познакомить родителей с текстами стихотворений, песен, игр, которые они могут закрепить с ребенком дома. Такая всесторонняя организация работы по изучению казахского языка способствует «погружению» в языковую среду.

Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями – это организация семейных гостиных. Ежегодно учитель казахского языка проводит семейные гостиные с детьми старших и подготовительных групп и их родителями. В этом году в подготовительной группе был проведен проект «Учимся, играя». Родители принимали участие в занятии, в презентации проекта

В нашем детском саду дошкольников казахскому языку обучает опытный специалист - учитель казахского языка Калайдарова Ботагоз Байкешевна. Учитель имеет ІІ квалификационную категорию. Для успешного обучения и закрепления языка в своей работе Ботагоз Байкешевна использует различные образовательные технологии.

Образовательные технологии,

применяемые учителем казахского языка

Источники:
kz-en.ru, www.rae.ru, volnakz.com, stepnogorsk.akmoedu.kz

Следующие материалы:


27 мая 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения