Журнал о здоровье детей

Поведение гиперактивного ребенка



Поведение гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок

Основными признаками гиперактивности у детей являются импульсивность, повышенная подвижность и дефицит внимания.

Проявиться гиперактивность может уже в первые дни жизни. Гиперактивный ребенок плаксив, беспокоен, плохо спит, в периоды бодрствования чрезмерно подвижен, сверхчувствителен к внешним раздражителям, долго и тяжело успокаивается. В старшем возрасте таким детям трудно сосредоточиться на одном действии.

Поведение гиперактивного ребенка вычурно, он не может усидеть на месте, играть в спокойные игры. Такие ребята вспыльчивы, энергичны, иногда даже агрессивны.

Трудности воспитания гиперактивного ребенка

Взрослея, сверхактивные дети оказываются в коллективе: детском саду и школе. Ранее находящаяся под контролем ситуация начинает усугубляться. Занятия в коллективе требуют внимания, усидчивости, которые у таких детей не выработаны. Поэтому беспокойный ученик постоянно отвлекается, мешает вести занятие, вертится, громко разговаривает.

Воспитание гиперактивного ребенка в коллективе осложнено чертами его характера: он отличается от сверстников. Такой школьник из-за своей невнимательности учится неудовлетворительно, на занятиях скучает и не усваивает материал.

Импульсивность мешает таким детям действовать обдуманно, взвешенно принимать решения. Отношения со сверстниками у гиперактивных ребят, как правило, не складываются.

Развитие гиперактивного ребенка

Безусловно, гиперактивность – не черта характера, а совокупность причин и условий, способствовавших возникновению этого состояния еще в период внутриутробного развития.

Развитие гиперактивного ребенка еще в утробе матери осложнено гипоксией. Осложнения во время родов (стремительные роды, асфиксия, длительные роды) также могут спровоцировать развитие гиперактивности у детей. Кроме того, синдром гиперактивности может быть обусловлен генетическими факторами.

Главной причиной гиперактивности является минимальная мозговая дисфункция. Из-за нее у деток возникают трудности с мышлением. Как правило, это означает, что имеют место нарушения структуры мозга, отвечающей за регуляцию уровня внимания и эмоций.

При неверном лечении гиперактивного ребенка к достижению среднего школьного возраста повышенная двигательная активность исчезает, а импульсивность и невнимательность, наоборот, усиливаются. В школе такие дети испытывают трудности с речью и письмом, произнесением скороговорок, сложных слов и пересказом текста.

Гиперактивный ребенок: что делать?

Не только сверстникам и педагогам, но и родителям трудно общаться с гиперактивными детьми. Многие мамы и папы стремятся сломить непослушание дисциплинарными мерами: строго наказывают, увеличивают нагрузки. Отдельные родители опускают руки и разрешают ребенку вести себя как угодно. Безусловно, обе крайности не приводят к желаемым результатам.

Если в семье растет гиперактивный ребенок, что делать родителям, подскажет только детский психолог. Самостоятельно выработать правильную линию поведения взрослым бывает сложно – мешают эмоции. Мамам и папам важно понимать, что малыш так поступает не специально, а в силу особенностей психики, поэтому наказание и попустительство могут только навредить.

Лечение гиперактивного ребенка заключается в консультации с грамотным специалистом в области детской психологии. Родители, со своей стороны, должны помогать врачу и корректировать поведение малыша дома.

Формулировки просьб, адресованных таким детям, должны быть конкретны и не содержать более 10 слов. Указания должны быть последовательными и краткими, и, желательно, ограниченными по времени.

Категорично запрещать что-то гиперактивному малышу нельзя. Требования об ограничениях лучше излагать спокойным тоном, избегая формулировок «нет» и «нельзя».

В любой ситуации разговор на повышенных тонах с такими детьми недопустим. Кроме того, устные указания желательно подкреплять визуально: картинками, красочными ежедневниками, календарем, таймером.

Своевременное обращение к психологу поможет скорректировать поведение гиперактивного ребенка и избежать проблем в развитии и адаптации его в коллективе.

поведение гиперактивного ребенка

Текст: Катерина Лебедева

Гиперактивный ребенок

Ваш ребенок непоседа? Он не может просидеть спокойно и минуты? Все домашние очень быстро устают от общения с ним, а воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, что у Вас гиперактивный ребенок.

Симптомы гиперактивности. Как же проявляется гиперактивное поведение? Гиперактивный ребенок суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть. Такой ребенок постоянно вертится на месте, может быть чрезмерно говорливым, раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие детки бывают агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, так как они плохо контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у гиперактивного крохи плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости он довольно неуклюж. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответов. Если такому ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись конца вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди, вмешивается в чужие разговоры, игры.

Такое поведение может быть следствием как перцептивных и неврологических двигательных расстройств, так и психологических проблем. К примеру, боязливые, раздражительные, тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных. Так как же определить: гиперактивный ребенок или активный? Поведение гиперактивного ребенка соответствует критериям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1

1. В поведении ребенка должны быть минимум 6 критериев из 9

часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах сидя на стуле, крутится, вертится

часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте

часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо

часто находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикрепили мотор

часто бывает болтливым

часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца

обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях

часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры)

Гиперактивность у ребенка - что нужно знать

Ребенок плохо спит, чрезмерно активен, возможно, у него диагноз «гиперактивность»

В чем отличие гиперактивного ребенка от темпераментного непоседы, который не может усидеть на одном месте? Поведение гиперактивных детей не зависит от душевного состояния и места нахождения. Такой ребенок одинаково буйный дома, на улице или в детском саду. Никакие уговоры в виде новых игрушек или сладостей не приносят результата, ребенка просто невозможно успокоить. Врачи считают, что таких детишек нужно лечить.

Только с 80-х годов прошлого столетия гиперактивность стали считать заболеванием.

Оно связано с нарушением функциональности центральной нервной системы, отвечающей за внимательность, память, координацию движений или с незрелостью головного мозга. В результате даже простые звуки вызывают у ребенка раздражение.

Существует два типа гиперактивности: врожденная и приобретенная.

Причинами возникновения врожденной гиперактивности может быть родовая травма, генетическая предрасположенность.

Приобретенная гиперактивность поваляется после рождения малыша, следствием перенесенных заболеваний (например, грипп может дать такое осложнение) или в результате травмы головного мозга. Ученые доказали, что причиной появления гиперактивности может быть аллергия на пищевые добавки, которые влияют на развитие головного мозга.

Признаки гиперактивности

Даже у детей первого года жизни можно наблюдать первые признаки гиперактивности:

  • движения малыша хаотичны и не согласованны, значительно повышен мышечный тонус, энурез, рвоты
  • у ребенка тревожный сон, чрезмерно чувствителен к внешним факторам, может плакать без видимой причины
  • отстает в развитии опорно-двигательного аппарата, то есть ребенок поздно начинает ходить, стоя на ровном месте, может упасть, неуклюж
  • поздно начинает говорить, не умеет строить простейших словосочетаний
  • в трехлетнем возрасте, ребенок не может сосредоточиться (не может дослушать сказку). Такой ребенок любопытен, но у него не хватает терпения дослушать ответ на свой вопрос. Ребенок очень активен, он постоянно ломает игрушки, рвет книжки или швыряет различные предметы. Он не способен усидеть на месте.
  • Желательно заняться лечением до того времени, как ребенок начнет посещать детский сад, а особенно школу, ведь своим поведением ребенок будет вызывать недоумение у сверстников и преподавателей.

    Его нестандартное поведение может стать причиной конфликтов.

    Гиперактивные дети не восприимчивы к боли, не испытывают страх, их поступки совершенно не обдуманны, последствия которых они не в состоянии предвидеть. Таким детям необходим индивидуальный подход. Гиперактивный ребенок подвержен к чрезмерным нагрузкам, которые приведут к частым головным болям, переутомлению, нервным тикам, плохая успеваемость в школе и неудовлетворительное поведение.

    Желательно как можно раньше начать лечение. Диагноз поставит врач-невролог.

    Как должны вести себя родители?

    Гиперактивные дети не воспринимают слово «нет», поэтому, чтобы решить какие-либо вопросы, вы должны выбрать альтернативный вариант. Такие детишки любят похвалу, таким образом, у них повышается самооценка. Не бойтесь перехвалить у таких детей очень низкая самооценка.

    Категорически нельзя физически наказывать ребенка. В данном случае наказание станет причиной жестокости и озлобленности.

    Не желательно ссориться в присутствии малыша.

    Действия родителей должны быть согласованы, если один родитель установил запрет, то и второй не должен это разрешать.

    Детишкам просто необходимо заниматься физической культурой. Она не только действует успокаивающе на гиперактивного малыша, но и способствует правильной координации движений. Единственное, родители должны выбрать такой вид спорта, где отсутствует эмоциональное напряжение.

    В детской гиперактивного малыша не должно быть много вещей и различных мелких деталей. Стены должны быть спокойных тонов: зеленый, бледно-синий, ни в коем случае они не должны быть насыщенных тонов, которые будут раздражать, и возбуждать нервную систему малыша.

    Вы должны поставить перед ребенком определенную цель, которую нужно выполнить. Постарайтесь привить ребенку интерес к какому-либо занятию: рисованию, лепке, чтению.

    Следите, чтобы малыш не переутомлялся, ведь в результате переутомления у ребенка снижается самоконтроль и повышается двигательная активность. Обращайте внимание, сколько времени ребенок проводит возле телевизора или за компьютером. Для просмотра мультфильмов и компьютерных игр должно быть отведено время, за границы которого ребенок не должен выходить.

    За совершаемые поступки малыша введите систему «поощрение-наказание». Ваш гиперактивный малыш будет знать, что за хороший поступок он будет вознагражден (сладости, поход в зоопарк или в детский развлекательный центр), а за плохой поступок, он ничего не получит.

    Учтите, что структуру центральной нервной системы невозможно изменить, но можно незначительно повысить внимательность и самоконтроль. Родители должны набраться терпения и настроиться на то, что гиперактивность – это заболевание, на лечение которого понадобиться не один месяц. Не исключено, что ребенку может понадобиться время, чтобы стать более спокойным.

    Гиперактивные дети

    Если вы приходите в гости со своим ребенком, и он моментально начинает вести себя в гостях так же, как и дома, то это может послужить поводом для умиления его незакомплексованностью и общительностью. А может быть сигналом тревоги,потому что отсутствие естественного для малыша периода адаптации к незнакомой обстановке зачастую является первым звонком гиперактивности.

    Гиперактивность это ярко выраженное преобладание возбуждения над торможением .

    Почему проявляется гиперактивность?

    У малышей,особенно на первом году жизни, в нервной системе процессы возбуждения преобладают над тормозными процессами. Это естественное явлениеи с возрастом в нервной системе формируется физиологическое равновесие этих процессов и поведение ребенка в связи с этим обретает положительные социальные свойства.

    поведение гиперактивного ребенка

    Но иногда этого не происходит. И тогда у ребенка развивается то, что называется гиперактивностью . Активность гиперактивных детей чрезмерна и неорганизованна. У них отсутствует усидчивость и упорство в деятельности, требующей умственной сосредоточенности.Они перескакивают с одних дел на другие, не доводя начатое до конца.

    И как результат — недостаточность познавательных функций, трудности обучения, нередкая задержка речевого развития и негармоничность моторного. Часто такие дети не пользуются любовью сверстников, из-за чего могут оказаться в изоляции.

    Все это в конце концов может привести к последующим проблемам: низкой самооценке и диссоциальному поведению.

    Почему же есть дети, которые счастливо проходят период доминирования возбуждения над торможением без каких-либо серьезных отклонений от нормы, а именно вам так не повезло?

    Как воспитать достойного человека, со своим мнением? Может, начать с того, чтобы показать ребенку мир во всем его разнообразии? Чем больше интересного увидит ваш малыш, тем более разноплановой личностью он станет.

    Причиной гиперактивного поведения могут быть несколько факторов.

    Генетическая предрасположенность.Возможно,что родители сами имели такие особенности поведения в раннем детстве.

    Также это может быть проявлением какой-либо патологии головного мозга. Чаще всего это последствия перинатальных (т.е. возникших во внутриутробном периоде, в процессе родов или в первую неделю жизни) повреждений нервной системы, носящих функциональный характер.

    Но даже с помощью самых современных методов исследования часто не удается выявить каких-либо изменений. Нервные клетки, образующие головной мозг, целы, однако в силу ряда причин пострадала их функция, что и сказывается на работе нервной системы.

    Причиной формирования гиперактивности может стать и его семья. Когда родители воспитывают в ребёнке вседозволенность, уделяют мало внимания воспитательным мерам, поступают взаимопротивоположно в присутствии ребенка (одни наказывают, другие жалеют), то, вполне возможно, что хрупкая детская психика даст на это ответ в виде гиперактивности.

    Также существует ряд соматических заболеваний, которые могут привести к повышенной возбудимости ребенка и неорганизованной нерегулярной чрезмерной активности. Иногда гиперактивность является следствием таких не связанных с нервной системой заболеваний, как экссудативный диатез, экзема, рахит, желудочно-кишечные расстройства (особенно в первые два года жизни). В таком случае лечение основного заболевания быстро нормализует поведенческие особенности ребенка.

    поведение гиперактивного ребенка

    Что делать с гиперактивным ребенком?

    Поскольку распознать гиперактивное поведение не составляет особого труда, то первыми диагностами нарушений должны стать родители малыша. Но к каким специалистам при этом следует обращаться?

    Во-первых, следует исключить соматические (не связанные с нервной системой) заболевания. Ваш помощник в этом — участковый педиатр или семейный врач.

    Во-вторых, на первом году жизни, даже если у вас нет жалоб на поведение ребенка, его сон и беспричинную готовность к раздражительности, обязателен осмотр невролога в так называемые критические периоды развития — 1,3,6,9 месяцев жизни и год.

    Почему эти моменты в жизни ребенка являются критическими? Потому что именно в это время приобретаются новые навыки в психоэмоциональной и двигательной сферах. Задержка в приобретении тех или иных ценных навыков может в дальнейшем явиться основой или быть симптомом недостаточности познавательных функций, трудностей обучения и социальной дизадаптации.

    Если есть тревожные симптомы, то невролог уточнит, с какими специалистами еще следует проконсультироваться. Это могут быть психоневролог, психолог и логопед, которые дадут рекомендации по обучению и рациональному поведению с ребенком. У таких детей также может потребоваться проверка слуха.

    Если вы заметили у своего ребенка признаки гиперактивного поведения, повышенную возбудимость, не следует самостоятельно заниматься медикаментозным лечением. В настоящее время на фармацевтическом рынке имеется огромное количество препаратов, которые могут быть использованы при лечении гиперактивности.

    Так, в российском лекарственном справочнике представлено 72 препарата, которые могут улучшить интеллектуальное и психическое состояние ребенка. Для каждого класса препаратов существуют свои показания и схемы назначения. Сориентироваться в этом может только врач.

    Своим поведением гиперактивные дети похожи, но, как вы поняли, причины этого состояния различны. А значит, и единого лекарства от гиперактивности не существует. Гиперактивное поведение может быть сопутствующим признаком каких-либо заболеваний, а может быть основным проявлением патологии нервной системы.

    Для того чтобы назначить лекарственную терапию при гиперактивности . невролог оценивает целый симптомокомплекс: насколько ребенок развит для своего возраста, коммуникабелен, способен к сосредоточению и т.д.

    Далее необходима электроэнцефалограмма (ЭЭГ), чтобы понять, насколько сформирован ритм коры головного мозга, насколько он зрел.

    Следующий этап — нейропсихологическое исследование для определения того, какие сферы интеллекта ребенка страдают в наибольшей степени.

    Если гиперактивное поведение является следствием ослабления тормозных процессов, подкрепленного влиянием социальной среды, то в зависимости от результатов обследования назначаются препараты, повышающие корковую активность, либо препараты, угнетающие подкорковую активность (которая провоцирует в поведении ребенка преобладание эмоционального компонента). Это усиливает "благоразумное" влияние коры.

    Говоря о перспективах лечения, следует отметить, что если поведенческие изменения сопровождаются задержкой познавательных и речевых функций, то ситуация довольно серьезна. Чем раньше состоялось обращение к специалисту, тем раньше можно будет понять, что лежит в основе гиперактивного поведения, и тем быстрее при соответствующем лечении наступит улучшение ситуации.

    Зачастую для таких детей принципиальна не лекарственная терапия, а изменение микроклимата в семье в плане воспитательных мер и моральной обстановки. Кроме того, таким детям очень полезны водные процедуры (по утрам душ, вечером — холодные ножные ванны), прогулка перед сном, сведение времени просмотра телепрограмм к минимуму, жесткий режим дня, дружеский контакт с родителями.

    Для родителей, других родственников и нянь, ухаживающих за гиперактивным ребенком . будет полезно несколько советов.

    Не потакайте крику, злости, плачу, капризам, попробуйте отвлечь внимание ребенка, проявив при этом ласку и доброту. *

    Приучайте детей с первого же раза слушаться спокойно сказанного слова с раннего детства это воспитывается совместным с ним участием в уборке игрушек, в освоении новых познавательных, конструктивных играх и т.д. *

    Обязательно выполняйте свои обещания (приятные и неприятные), чтобы ваши слова были связаны с аналогичными ощущениями. Этим вы закрепите роль слова, т.е. будете развивать у ребенка вторую сигнальную систему, на которой строится весь дальнейший процесс обучения. *

    Не ссорьтесь при ребенке по поводу реакции на его поступки, делайте это в его отсутствие. С раннего возраста дети начинают этим пользоваться, дифференцированно, с выгодой для себя ища защиты. *

    При разговоре с малышом правильно выговаривайте слова, не "сюсюкая" и не коверкая их. Не повторяйте за ним неправильно произнесенных слов, потому что это приводит к неверному развитию речевых функций. *

    Неорганизованная и нерегулярная чрезмерная активность, дефицит концентрации внимания и сосредоточенности на каком-то деле снижает коммуникабельность таких детей (умение общаться со сверстниками), из-за чего они часто оказываются в изоляции. Помогите им в организации общения с другими малышами (у себя дома, во дворе), вовлекайте их в игры и принимайте сами в них участие.

    «Consilium provisorum»

    Детский сад является важнейшим и самым ответственным этапом в жизни малыша. Но скорость адаптации малыша к новым условиям во многом зависит от его родителей, как и его желание ходить в это заведение каждый день.

    Источники:
    lady7.net, www.roditeli.ua, f-journal.ru, www.dedkazarepku.spb.ru

    Следующие материалы:


    18 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения