Журнал о здоровье детей

Обучение грамоте детей с зпр



Обучение грамоте детей с зпр

Методические разработки. Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте

Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости – задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ.

Многочисленные исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности. Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность либо, наоборот, вялость, апатичность.

Вопросами этиологии и классификации задержки психического развития занимались М.С.Певзнер, Т.А.Власова, К.С.Лебединская. Для практических работников наиболее значима классификация задержки психического развития по этиологическому принципу К.С.Лебединской (1982), которая выделяет четыре формы задержки психического развития: конституциональная, самотогенная, психогенная и церебрально-органического генеза.

Дифференциальная диагностика этих форм указывает на отставание в развитии и ряд характерных особенностей незрелости как эмоционально-волевой, так и интеллектуальной сферы каждой из них.

Дизонтогенез психофизического развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) и, в частности, особенности познавательной деятельности изменяют процесс овладения ими речевой функцией и определяет своеобразие их речевого развития: ограниченность словаря, однообразие синтаксических и недостаток использования морфологических форм затрудняют развернутое высказывание [156].

По исследованиям Г.Н.Рахмановой, Н.А.Цыпиной, у этих детей выявляются трудности в формировании письменной речи, а также недостатки регулирующей функции речи и речевого общения.

На особенности обучения грамоте детей с ЗПР указывают исследования Л.Ф.Спировой, Н.А.Цыпиной, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашиной и др. Они указывают на то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях.

У детей с задержкой психического развития, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слуховой памяти, нарушения звукопроизносительной стороны речи (Е.В.Мальцева, Р.Д.Тригер, Н.А.Никашина).

Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с данной категорией детей.

Подготовка детей к обучению грамоте предусматривает решение следующих задач:

  1. Активизация устной речи. Сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, научить практически изменять слова и образовывать новые, сравнивать и обобщать различные явления языка.
  2. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи. Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по артикуляции и по акустическим признакам, что соответствует этапу овладения простыми видами звукового анализа.
  3. Развитие умения детей последовательно выделять из слова звуки, устанавливая их точное место в слове, а также количество звуков в слове.

Работа по обучению грамоте строится поэтапно. При разработке содержания и методов обучения детей с ЗПР на подготовительном этапе учитывались достижения как специальной, так и общей педагогики и психологии.

Эффективность обучения и воспитания обеспечивается максимальным использованием практической деятельности детей на занятиях, а также использованием игровых приемов, наглядного и дидактического материала, разнообразных пособий, позволяющих формировать интерес к занятиям и активно усваивать новое.

Применяются следующие виды дидактического материала:

  1. предметные и сюжетные картинки
  2. текстовой материал (стихи, загадки, рассказы, сказки, скороговорки, чистоговорки, поговорки, потешки)
  3. разнообразный игровой материал (ребусы, кроссворды, шарады)
  4. схемы и таблицы и др.

При использовании дидактического материала на занятии по обучению грамоте педагоги должны придерживаться ряда требований:

  1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
  2. Отобранный материал эффективно используется на занятии по обучению грамоте.
  3. Педагог осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
  4. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
  5. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
  6. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
  7. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.

В современной методической литературе имеется большой арсенал дидактических игр. Многие педагоги, проявляя творчество в своей работе, придумывают их самостоятельно.

Предлагаются следующие задания, игровые упражнения и дидактические игры, которые можно использовать при подготовки детей к обучению грамоте:

  • уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам)
  • определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками
  • отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося
  • придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова
  • узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении
  • находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук
  • отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках
  • выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук
  • выделить из предложения слова с заданным звуком.
  • Таким образом, работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.

    Конспекты составлены по лексическим темам.

    Список литературы:

    1. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе // Под ред. В.Ф.Мачихиной, Н.А.Цыпиной. М. 1992.
    2. Обучение детей с ЗПР (пособие для учителей) //Под ред. В.И.Лубовского. Смоленск, 1994.
    3. Рахманова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с задержкой психического развития //Дефектология. 1987. №6.
    4. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Минск, 1989.
    5. Тригер Р.Д. Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. М. 1992.
    6. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития. М. 1990.
    7. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология. 1976. №3.

    Игровые приемы в обучении грамоте детей с ЗПР

    Номинация Методическая работа в ДОУ

    Подготовка детей с ЗПР к школе становится особенно актуальной в связи с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

    У детей с ЗПР особенно выражена низкая речевая активность, несформированность речи и, как следствие, ее отставание. Словарный запас этой категории детей ограничен. Из - за недостаточно развитого фонематического слуха возникают трудности в различении фонем. Также у детей с ЗПР наблюдается эмоциональная незрелость и нарушения в познавательной деятельности.

    Главный принцип коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ЗПР - простота изложения и доступность материала.

    обучение грамоте детей с зпр

    Считаю, что использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте и развитию речи наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой и познавательной активности ребенка.

    Игра привлекает внимание богатой палитрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. У дошкольника она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом, обучением, и оказывает влияние на развитие речи. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

    обучение грамоте детей с зпр

    По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок Живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни&hellip. В силу этого игра выступает как мощное средство всестороннего развития и воспитания.

    Игра может преобразовываться в педагогическое явление в тех условиях, когда ей сознательно, целенаправленно сообщается педагогическое назначение для достижения определенных задач.

    Введение в занятия по обучению грамоте игровых и сказочных персонажей позволяет решать одновременно целый комплекс педагогических задач: речевых и познавательных.

    Действуя от имени героев или демонстрируя им свои умения, дети активно вступают в диалог, сопереживают, решают поставленные проблемы. Тем самым непроизвольно улучшается произносительная сторона речи, повышается интерес к интеллектуальным заданиям, появляется самоконтроль, формируется устно-речевая база для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период.

    Предлагаю рассмотреть конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и развитию речи По цветам Радужки в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

    Список используемой литературы:

    1. Игра дошкольника под редакцией С.Л. Новоселовой, М. Просвещение, 1989 г.

    2. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно, Творческий центр Сфера, М. 2004 г.

    обучение грамоте детей с зпр

    3. Нагорная Л.Ф. Логопедические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. - Спб. Речь, Образовательные проекты М. Сфера, 2009. - 160 с.

    4. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, Просвещение, М. 2008.

    Автор: Платонова Надежда Владимировна учитель-логопед, молодой специалист МДОУ – «Детский сад №26» - комбинированного вида, г. Муром Владимирской области, педагогический стаж 7 лет, награды – лауреат конкурса молодых специалистов «Признание» 2007 г.

    Оценка статьи:

    Просмотров статьи: 4657

    Средний балл: 5 из 5 звезд (голосов: 4, сумма баллов: 20)

    Типовая программа коррекционного обучениядетей с задержкой психического развития

    Рефераты >> Педагогика >> Типовая программа коррекционного обучениядетей с задержкой психического развития

    Цель программы — подготовить детей с ЗПР к обучению к школе. Решаются задачи коррекции специфических отклонений в развитии познавательной деятельности детей, их мышления (анализа, синтеза, сравнения и обобщения), речи, элементарных языковых и математических знаний, представлений об окружающем мире.

    Содержание программы позволяет детям с ЗПР при выраженности состояния в последствии продолжить обучение в специальной школе (классы выравнивания), а при компенсированном состоянии — в первом классе семилетних детей в массовой школе.

    Предлагаемый проект программы рассчитан только для обучения на занятиях. Воспитание в повседневной жизни осуществляется по программе подготовительной к школе группы д/сада общего типа.

    Содержание программы ориентировано на старший дошкольный возраст (6-7 лет).

    Программа включает в себя следующие разделы:

    1. Первоначальное обучение грамоте

    2. Ознакомление с окружающим миром развитие речи

    3. Развитие элементарных математических представлений

    Реферат: Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

    Смотрите также:

    Дипломная работа: Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Название: Характеристика наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Тип: дипломная работа.

    Дипломная работа: Нарушение письма у школьников с задержкой психического развития

    Название: Нарушение письма у школьников с задержкой психического развития

    Раздел: Рефераты по педагогике

    Тип: дипломная работа.

    Реферат: Психические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста

    Раздел: Рефераты по психологии

    Источники:
    festival.1september.ru, www.o-detstve.ru, www.newreferat.com, lib.tr200.net

    Следующие материалы:


    17 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения