Журнал о здоровье детей

Нервные расстройства у детей дошкольного возраста и их профилактика



Нервные расстройства у детей дошкольного возраста и их профилактика

О ранней профилактике нервных нарушений - Нервная система ребенка

Страница 10 из 12

Основной путь предупреждения нервнопсихических нарушений — ранняя профилактика неврологических заболеваний в детском возрасте. Обеспечение здоровья подрастающего поколения направлено прежде всего на укрепление физических возможностей ребенка. Не случайно так настоятельно рекомендуется больше двигаться беременным, потребность в движениях ребенок активно проявляет еще внутриутробно. А наблюдения за женщинами-спортсменками, которые во время беременности продолжают плавать, показали, что их дети гораздо раньше начинают стоять и ходить.

Первым стимулом, значительно усиливающим двигательную активность новорожденного, становится перепад температур, когда происходит смена теплового равновесия при переходе (во время родов) из утробы матери в среду, температура которой ниже на 15—18°. Двигательная активность ребенка усиливается по мере его роста: потребности растущего организма диктуют необходимость всестороннего физического развития, что и достигается умеренными нагрузками на всю скелетную мускулатуру. Это зависит от своевременного и правильного развития нервной системы, и наоборот: чем больше движений совершает ребенок, чем они разнообразнее, тем лучше развивается высший отдел нервной системы — кора головного мозга. Вот почему так важно буквально с первых месяцев жизни ребенка заниматься с ним гимнастикой и массажем, используя при этом очень простые приемы.

Правильный массаж содействует расширению сосудов и улучшению циркуляции крови, лимфы, усилению функций потовых и сальных желез, удалению отмирающих слоев кожи — эпидермиса. Кожа становится упругой, эластичной, сопротивляемость ее к механическим, температурным и другим вредным воздействиям повышается. Массаж укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышая сократительную способность мышц, а также эластичность и подвижность связочного аппарата.

Влияние физических упражнений на организм ребенка еще сильнее, чем влияние массажа, ведь гимнастика располагает большим разнообразием движений.

Гимнастические движения укрепляют здоровье ребенка, развивая его физические силы, ускоряя умственное развитие, благоприятно влияя на аппетит, пищеварение, сон, способствуя правильному, пропорциональному росту. Однако все хорошо в меру. Необходимо помнить, что физические нагрузки даются с учетом возможностей ребенка — его пока еще слабого опорно-двигательного аппарата. Если ребенок еще не освоил того или иного движения, его не следует активно торопить, в особенности впервые самостоятельно сидеть, стоять. В противном случае гарантировано искривление позвоночника, ног.

Массаж и гимнастику надо начинать с полутора—двух месяцев жизни и проводить ежедневно, в определенные часы бодрствования ребенка спустя 30—40 минут после еды либо за 20—30 минут до приема пищи, если ребенок проснулся и находится в спокойном состоянии. Занятия проводят в хорошо проветренном помещении (температура не ниже 20 градусов) на столе, покрытом байковым одеялом и пеленкой. При проведении массажа кожа ребенка должна быть чистой и сухой, а вымытые руки матери теплыми и сухими. Во время занятий необходимо поддерживать хорошее настроение ребенка. Если он беспокоится, плачет, занятия с ним не начинают до тех пор, пока он не успокоится.

Часто простудные и другие инфекционные заболевания ослабляют нервную систему у детей, усиливают проявления ее патологии, задерживают темпы психомоторного развития в первые годы жизни. Поэтому важно раньше начать закаливать организм ребенка, используя такие природные факторы, как свежий воздух, вода (водные, процедуры, плавание), солнечные лучи (воздушные ванны).

В режиме ребенка нужно предусмотреть прогулки и сон на свежем воздухе в течение круглого года, закаливание, при этом большую часть дня в теплое время года (при температуре воздуха не ниже 19—20 градусов) ребенок должен проводить на открытом воздухе. Прогулка, дневной сон детей раннего возраста на открытом воздухе в зимнее время не проводятся, если мороз превышает 10 градусов. В осенне-зимнее время дети должны активно двигаться, поэтому их одежда должна быть легкой и удобной. Очень важно следить за тем, чтобы у незакаленных детей руки и ноги во время прогулки были теплыми и сухими.

Профилактика психических расстройств у детей

Не принижая роли психиатра и невропатолога, врача-педиатра следует считать ведущей фигурой, осуществляющей профилактику нервно-психических расстройств детского возраста.

Большая роль врача-педиатра, в частности, определяется тем, что он один из первых специалистов, встречающихся с ребенком после рождения. Кроме того, именно к нему в первую очередь приводят детей с нервно-психическими расстройствами, так как последние нередко проявляются соматическими симптомами или сочетаются с ними.

Педиатр, также обладает и бесспорным преимуществом длительного наблюдения за семьей в целом, за развитием самого ребенка. Это позволяет ему даже в отсутствии специальных жалоб со стороны родителей оценивая обстановку, в которой развивается ребенок, как неблагоприятную и принять необходимые меры. Ведь, ребенок не в состоянии самостоятельно избавиться от депрессии. тем более справится с более серьезными нервно-психологическими проблемами. За ним необходим более тщательный контроль, нежели за взрослым.

В основу профилактики нервно-психических расстройств у детей должен быть положен принцип наиболее раннего, систематического и длительного применения. Это относится, прежде всего, к предупреждению отрицательных последствий родовой травмы на психомоторное развитие ребенка. Это касается и соматических заболеваний с возможными их соматогенными и психогенными воздействиями на психику ребенка.

Психопрофилактические меры должны быть дифференцировано применены с учетом наиболее уязвимых контингентов детей, определения ситуации высокого риска, где наиболее вероятно возникновение нервно-психических расстройств и выявления групп детей, подверженных этой опасности. Формирование психо-профилактических позиций врача-педиатра является бесспорным условием охраны психического и соматического здоровья ребенка.

Видео: Профилактика психических расстройств

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика – (от греч.prophylaktikos – предохранительный ) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и одним из важных направлений логопедической работы.

Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:

  1. Предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика.
  2. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика.
  3. Социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, - третичная профилактика.

В дошкольных учреждениях занимаются первичной и вторичной профилактикой, поэтому я хочу подробнее остановиться на них.

Первичная профилактика

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может начаться ещё до рождения ребёнка путём создания для бедующей матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений нервно – психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. В тех случаях если обнаруживается отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы они были информированы о признаках заболевания и какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность возникновения или симптоматику того или иного наследственного заболевания.

Семьи которых в первую очередь отправляют на генетическое консультирование т.е. семьи группы риска.

Это семьи:

  1. семьи, где уже имеется ребенка с тем или иным дефектом
  2. семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушение слуха у одного из родителей или у обоих
  3. семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, был тяжелый токсикоз
  4. семьи, в которых прослеживается передача патологии от отца к сыну и т. д.

Так же ещё из мер профилактики считается диспансеризация беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

С появлением малыша особая ответственность за его здоровье лежит на семье. Здесь большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в младенческом, ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность гармоничного и полноценного развития и успешного обучения в школе.

Одна из главных мер по предупреждению речевой патологии в младенческом возрасте это диспансеризация детей, перенесших родовые травмы. Это необходимо для предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений.

В нашей стране в диспансеризации детей принимают участие врачи-специалисты, которые совместно с педиатром и под его контролем осуществляют профилактический осмотр, и обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий.

На первом году жизни, даже если анамнез ребёнка в полном порядке, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2-х лет стоматологом, в 3-5 лет - теми же специалистами и логопедом.

Такие углубленные осмотры позволяют выявить, не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе.

Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

Так как в первые годы жизни образцом речи является речь родителей или близких родственников, нужно ограничить речевое общение ребёнка с лицами страдающими речевой патологией. Также одной из мер профилактик И. Лангмейр, З.Матейчик говорят о достаточном эмоциональном общении, его недостаток в раннем возрасте опосредованно может привести к речевым расстройствам.

Большая ответственность в организации мер профилактики нервно-психических нарушений, приводящих к речевым расстройствам у детей, возлагается на дошкольное учреждение.

В процессе воспитательно-образовательной работы в них последовательно осуществляются задачи, определяемые программой, в области физического, умственного, нравственного и эстетического развития ребенка дошкольника.

К настоящему времени имеются научно обоснованные психолого-педагогические рекомендации по режиму дошкольников и воспитательным воздействиям.

В первые дни после поступления в ясли у некоторых детей резко снижается речевая активность, что несомненно, задерживает формирование речи. Этот период может продолжаться у младших дошкольников до 4 месяцев, у более старших до 2-х месяцев. Наиболее трудно протекает адаптация к детским учреждениям, если ребенок поступает в него в 1,5 - 2 года. Наименее болезненно в возрасте 3 лет и более.

Поэтому, направление ребенка в детское учреждение необходимо осуществить в том возрастном периоде, в котором он может легче адаптироваться к новым условиям, что является профилактикой нервно-психического нарушения речи.

В процессе подготовки дошкольника к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявления отклонений в речевом

В настоящее время особое значение приобретает проблема обучение грамоте и родному языку: формирование практических речевых навыков (сформировать лексико-грамматическую сторону речи) развитие осознания языковой действительности, элементов языка, смысловой стороны слова. Одной из мер предупреждения речевого нарушения это разговор с ребенком на одном языке до того времени пока он не усвоит его нормы и правила.

Вторичная профилактика

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирования его личности и поведения (вторичные расстройства).

Глубокие расстройства речи (алалии, афазии) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит в силу функционального единства речи и мышления.

При наличии у ребенка речевого нарушения возрастает необходимость своевременной диагностики степени функциональной готовности к школьному обучению. Только со специалистами разного профиля можно с определенной уверенностью решить вопрос о целесообразности поступления ребенка в школу или предоставление ему отсрочки.

Чаще эти дети посещают спец. Д/с.

Иногда с детьми, у которых имеются тяжёлые нарушение речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи

В целом вторичная профилактика направлена на предотвращение вторичных расстройств.

Любая логопедическая профилактика может быть действенна лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и так далее) с опорой на нормативы развития. Это позволит логопеду адресно руководить воспитанием и обучением, используя периоды сензитивности, наблюдаемых на определенных стадиях онтогенеза. Преждевременное или запаздывающее, по отношению к периоду сензитивности, коррекционное обучение является менее эффективным, тогда как сознательная опора на закономерности развития психофизиологических характеристик, психологии речи, позволяет логопеду добиваться значительных успехов. В профилактике должны участвовать все стороны этого процесса т.е медики, педагоги, логопед, родители и т. д. И только совокупность их работы даст видимый результат.

Профилактика нервных срывов у детей

При неправильных приемах воспитания у детей могут сформироваться нежелательные черты характера, плохие привычки.

Перед воспитателями малышей стоит задача - - привить детям стремление к хорошему и сформировать качества, необходимые для жизни в коллективе. Но следует также, а об этом очень часто забывают, позаботиться о том, чтобы вырастить психически уравновешенного человека, с сильной нервной системой, способного к преодолению трудностей.

Забота о нервной системе ребенка начинается с первых дней его жизни. Мы не будем говорить о значении режима, рационального питания, выполнения гигиенических требований. Все это более или менее известно родителям. Менее известны им правильные приемы воспитания, которые помогают формированию здоровой нервной системы у ребенка.

Приведу примеры из жизненных наблюдений.

. Однажды мне пришлось провести несколько часов в купе поезда с семьей — отцом, матерью и семилетним сыном. «Заботливые» родители непрерывно «воспитывали» мальчика: они награждали его подзатыльниками и шлепками едва ли не при каждом его движении и по самым различным поводам, а иногда и без повода. Нельзя было предугадать, за что он получит следующий подзатыльник.

Мальчик, видимо, привык к такому обращению, он не плакал, но казался совершенно диким, был возбужден, суетлив. То и дело срывался и начинал носиться по коридору, расталкивая пассажиров, хватал и трогал то, что не дозволено, один раз чуть не открыл стоп-кран. За все это он получил соответствующую мзду. Но его одергивали и тогда, когда он не делал ничего недозволенного.

Как выяснилось, мальчик вовсе не был глупым: он проявлял естественную в его возрасте любознательность. И все же передо мной был явно больной ребенок.

А вот другой пример: трехлетний Миша, видя, как это делают иные дети, упал на пол и стал колотить ногами, когда мама отказалась выполнить его желание. Мать стояла и спокойно смотрела на сына. Но Миша не прекращал рева, а это для нервной системы очень вредно.

Тогда мама сказала:

- Миша, ты испачкаешь свой новый костюм. Возьми газету, подстели и потом можешь лечь на нее.

Миша перестал плакать, поднялся, взял газету, расстелил и, пока он это делал, уже позабыл, зачем ему надо было бить ногами и кричать полежав спокойно, он встал. С тех пор Мише каждый раз, когда он начинал капризничать, напоминали о том, что, прежде чем лечь на пол, надо подстелить газету. И пока он это делал, он уже успокаивался, и ложиться было незачем.

Я привела эти два примера только для сравнения: в первом случае «педагогические приемы» родителей привели к нервному заболеванию ребенка, во втором - - спокойное и ровное отношение матери, ее приемы воспитания, продуманные с учетом индивидуальных особенностей именно ее аккуратного Мишеньки, предотвратили развитие у него капризов, нервности.

Обратимся опять к первому примеру. Что именно привело ребенка в состояние нервного возбуждения? Разноречивые требования родителей, т. е. говоря языком физиологов, «сшибка нервных процессов»: мальчик получал определенное распоряжение одного из родителей и тут же противоположное требование другого.

Беспорядочность распоряжений вызывала такое же хаотическое состояние в его нервной системе. Беспрерывные болевые раздражения также, несомненно, оказывали вредное влияние на его нервную систему.

Прибавим к этим убедительным словам и то, что страх, боль расстраивают нервную систему.

Известный психиатр С. С. Корсаков писал, что возраст обусловливает особую для каждого периода жизни неустойчивость и ранимость нервной системы, вследствие чего болезненные явления вызываются причинами, особенно сильно действующими именно в данном возрасте.

Дошкольный возраст имеет своеобразные черты, накладывающие отпечаток на невротические проявления ребенка.

Характерной чертой является преобладание чувств над разумом. Это делает ребенка особенно ранимым и восприимчивым к нервным потрясениям. С точки зрения взрослых причины этих потрясений иной раз кажутся незначительными, но совсем другими представляются они ребенку. Дети еще не способны полностью осмыслить полученные впечатления и оценить их разумно. Отсюда столь часто встречающиеся у детей так называемые детские страхи, переходящие порой в состояние невроза. Дети пугаются всего неизвестного и непонятного.

Дети страдают в тех случаях, когда они не могут осмыслить ситуации, в которой им приходится жить. Например, они не могут разрешить семейных конфликтов и судить о том, кто прав и кто виноват в семейных ссорах. Дети оказываются в клубке противоречивых переживаний, а сила этих переживаний у них бывает острее, чем у взрослых.

Очень часто можно услышать от взрослых: «Он еще маленький, он ничего не понимает». Это представление о маленьких как бы освобождает родителей от ответственности за свое поведение. Взрослые забывают о том, что это «непонимание» и есть то, от чего дети могут пострадать. Взрослые редко думают о том непоправимом вреде, который они причиняют детям, делая их участниками своих ссор. Атмосфера вражды, в которой приходится жить ребенку, может стать причиной его нервного состояния.

Особенность дошкольного возраста -тесная связь психики с физическим состоянием. Мы могли бы то же самое сказать и о взрослых людях, но у детей эта связь еще непосредственнее.

(. ) Появления нервности чаще всего встречаются у детей физически ослабленных. А на период детства падает большое количество инфекционных заболеваний, представляющих благоприятную почву для возникновения нервных состояний.

В историях болезни нервных детей мы находим упоминания и о различных факторах, неблагоприятно действующих на нервную систему. Неблагоприятные факторы могут быть дородовыми -- неблагополучная беременность матери, травма во время родов --и послеродовыми — инфекции, ушибы головы и т. д. Каждая из этих вредностей может стать причиной самостоятельного, иногда серьезного заболевания, но чаще всего она ослабляет нервную систему ребенка. Дети со слабой нервной системой плохо приспосабливаются к окружающей среде, не способны преодолевать трудности, которые легко преодолеваются здоровыми. Именно дети с ослабленной нервной системой чаще всего заболевают неврозами.

Обычно у детей преддошкольного и школьного возраста при неврозах расстраивается функция тех или иных внутренних органов, и чаще всего та из них, которая была ослаблена ранее. Так, нервная рвота, расстройство пищеварительных органов, снижение аппетита наступают после перенесенной дизентерии или диспепсии. Расстраиваются также те функции, которые еще не окрепли: появляется энурез (недержание мочи) или расстройство речи обычно заикание или же потеря речи (что бывает при сильных потрясениях) возникает у детей с задержкой в развитии речи или же с какими-либо иными ее дефектами.

Все сказанное касается невротических состояний у детей преддошкольного и дошкольного возраста.

У старших дошкольников и младших школьников появляются и другие симптомы нервности, например часты двигательные расстройства - тики, навязчивые движения.

Различные симптомы нервности никогда не бывают единичными. При невротических состояниях меняется весь облик ребенка. Он становится вялым и безынициативным или же, наоборот, слишком подвижным и суетливым, теряет контроль над своим поведением.

У таких детей понижается работоспособность, ухудшается внимание. Если причина нервного состояния не устранена, то меняется характер ребенка. Он может остаться в дальнейшем таким же вялым и безынициативным или же возбудимым и недисциплинированным.

Нервные дети легче поддаются дурным влияниям, так как не способны к нервному напряжению, не могут противостоять собственным влечениям. Однако из сказанного не надо делать слишком мрачных заключений. Обследование взрослых, лечившихся в детстве от тех или иных проявлений нервности, показывает нам, что большинство из них здоровы, успешно учатся и работают.

Детская психика гибка и жизнеспособна. При благоприятных условиях дети поправляются.

Лечить нервнобольного ребенка благодарная задача. Даже тогда, когда нам, детским психиатрам, приходится встречаться с тяжелыми неврозами, вылечить ребенка иногда удается в основном обычными педагогическими приемами, применимыми и в домашних условиях.

Основной метод лечения нервнобольных детей — психотерапия. Этим методом пользуются и врачи и педагоги, хотя последние его так не называют. Один из методов психотерапии — перемена обстановки, устранение причины, вызвавшей заболевание, приток новых радостных впечатлений. (. )

Наряду с этим должен быть применен и другой метод психотерапии, который на языке психиатров носит название «речевой». Под этим подразумевается лечение словом. Авторитетное слово воспитателя имеет громадное значение при лечении нервнобольных детей.

Один из эффективных психотерапевтических приемов - так называемый метод стимуляции. При этом методе ставится цель — пробудить в ребенке желание выздороветь. Наша конечная цель заключается в том, чтобы ребенок сам приложил собственные силы к выздоровлению и тем самым научился преодолевать и впоследствии жизненные препятствия. При применении этого метода особенно значимо слово воспитателя.

Победа над болезнью переживается даже самыми маленькими детьми именно как победа — они становятся увереннее в себе, жизнерадостнее.

Чехова А. Н. "В начале жизни: Записки детского врача-психиатра"

Источники:
lekmed.ru, dasinok.ru, festival.1september.ru, www.semya-rastet.ru

Следующие материалы:


18 октября 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения