Журнал о здоровье детей

Как работать с детьми зпр психологу



Как работать с детьми зпр психологу

Коррекционная работа с детьми с ЗПР. Природа дефекта, содержание и цели работы.

Трудности построения коррекционно-педагогических программ обусловлены многообразием проявлений ЗПР:

ЗПР конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с детскостью мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе, школьную адаптацию. Для таких детей характерны непоследовательность. Безответственные, нарушение внимания, не выраженный интеллект. С трудом подчиняются правилам дисциплины.

ЗПР соматогенного происхождения . Этот тип психической задержки возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями - сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и запретов, сужается круг общения, у них недостаточно пополняется запас знаний и представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со снижением работоспособности и повышенной утомляемостью, не позволяет ребенку достичь оптимально уровня возрастного развития.

ЗПР психогенного происхождения . При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: недостаточная опека, безнадзорность (у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции) гиперопека (формируются эгоцентрические установки, неспособность к волевым усилиям, к труду), или воспитание по типу «кумира семьи» развитие личности по невротическому типу.

ЗПР церебрально–органического происхождения . Похоже на олигофрению в степени дебильности. Проявляется из-за патологии беременности или родов, инфекции, интоксикация, травмы ЦНС до трёх лет. Сочетаются черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций.

Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ЗПР направлена на формирование базовых составляющих психического развития. В работе с детьми с ЗПР следует выделить два блока:

1. образовательный

2. коррекционно-развивающий

Целенаправленная подготовка к школьному обучению, организация коррекционного воздействия по основным линиям психического развития — в этом виден приоритет педагогической работы с детьми с ЗПР.

Разрабатывая программы коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующее:

· исследование интеллектуального, эмоционального и личностного развития

· формирование базовых составляющих психического развития (сенсомоторное развитие детей, развитие перцептивных и интеллектуальных действий формирование структуры мыслительной деятельности)

· формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы

· коррекция эмоционального развития: предупреждение эмоциональных расстройств, формирование базовой аффективной регуляции

· коррекция речевого развития: звукопроизношения, фонематических процессов, смысловой стороны речевой деятельности

· развитие навыков коммуникативной деятельности, умения строить конструктивные взаимодействия в группе.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна активизировать психические процессы, улучшать процессы восприятия, развивать словесно-логические операции, формировать произвольную психическую активность. План коррекционно-развивающих мероприятий должен быть направлен на формирование интеллектуально-эмоциональных операций

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для осуществления коррекционных мероприятий с целью преодоления задержки психического развития детей и предупреждения проявлений дезадаптации и трудностей обучения на следующем возрастном этапе.

Консультация для родителей детей ЗПР

    Задержка психического развития (ЗПР) - это частичное недоразвитие высших психических функций.

К высшим психическим функциям относятся мышление, речь, память, воля и т. д.

Все эти функции обладают замечательным свойством - пластичность, а значит они имеют возможность перестроится в сознании человека, если произошло какое то нарушение мозговой деятельности ребёнка. Например, нарушение интеллектуального развития может быть компенсировано улучшенным развитием памяти, нарушение воли - коррекцией эмоциональной сферы, возможна замена выпавшего звена функционально новым. Именно на основе этой пластичности и взаимозаменяемости элементов высших психических функций построены методы коррекционной психологии и устранения задержки психического развития у детей. Особенно, если ЗПР было вызвано гибелью клеток головного мозга.

Причины этого заболевание неоднозначны и сложны. Ясно одно, что во время беременности и первых месяцев жизни где-то произошло нарушение в развитии головного мозга. Ведь предпосылкой к заболеванию может стать, затронувшие будущую маму до стресса, а довершится курением, в том числе и пассивным, неблагополучными родами, неправильным уходом за младенцем, частыми болезни ребёнка, трудностями воспитания и тп.

ЗПР - носит временный характер, его нужно компенсировать специально обучая ребёнка. Внимательное наблюдение за ребёнком даст родителям возможность начать лечение как можно раньше.

Первое, что нужно осознать родителям, у которых ребёнок с ЗПР - это то, что диагноза не стоит стесняться и замалчивать. Проблема поддаётся коррекции и наоборот, родителям нужно как можно больше расширять свою информацию по поводу зпр.

Общайтесь с различными специалистами, занимающимися проблемами зпр у детей. Общайтесь и с родителями, у которых детишки с подобными проблемами. Пусть у вас постоянно будут источники новой информации по поводу способов коррекции зпр у детей. Отложите другие новости как второстепенные, в том числе и родного. Если вы приложите большие усилия, то сможете в короткий срок, уже к школе выровнять психическое развитие вашего ребёнка.

Помните, что чем раньше начато лечение, тем лучше будет результат.Обязательно отмечайте не только слабые стороны вашего ребёнка с зпр, но и сильные стороны его личности, которые есть всегда.

Подходите к решению проблемы устранения зпр комплексно, привлекайте к обучению и лечению разных специалистов. Следите, чтобы окружающие относились к ребёнку с зпр уважительно. Чувства ребёнка вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее ощутимо ранимые, чем у остальных детей. Крайне сложно работать над исправлением ЗПР с ребёнком . который прямо заявляет: Я же придурок, у меня не все дома. Это вопиющая ошибка воспитания и отношения родителей к проблеме ЗПР у их ребёнка.

Предлагаем материалы по интересующей теме:

  1. Консультация детского психиатра Когда ребёнок идёт в школу у родителей возникают в его воспитании различные проблемы. В некоторых.
  2. Мотивация родителей и типичные ошибки воспитания Мотивация родителей и типичные ошибки воспитания, первая: Воспитание и потребность в эмоциональном контакте Родители часто.
  3. Нервные нарушения у детей Поговорим об особенностях воспитания нервных детей в семье. Большинство родителей просто не обращают на первые.
  4. Нервный ребенок Известно много причин появления и развития нервности детей. Вредно отражаются на нервной системе ребенка неправильное.
  5. Как лечить энурез у детей Начнем с диагностирования энуреза. Перед тем как идти к врачам: невропатологу и урологу, нужно выяснить.

В отечественной коррекционной педагогике понятие задержка психического развития является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка.

Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей таких как Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман, являются слабовыраженные органические поражения головного мозга.

Ряд зарубежных исследователей, в частности З. Тржесоглава, в качестве ведущих в характеристике личности дошкольников с задержкой психического развития выделяет слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому.[1]

При задержке психического развития И. И. Мамайчук отмечает, что у детей появляются нарушения в эмоциональной сфере: отсутствует живость и яркость эмоций, наблюдается склонность к эйфории, что внешне создает впечатление их жизнерадостности. [ 3]

Детям с ЗПР присущи такие эмоциональные нарушения, которые могут приводить к страхам, боязливости, тревожности, понижению настроения, что может приводить к трудностям обучения и социализации этих детей. Поэтому с детьми с задержкой психического развития необходимо проводить психопрофилактические мероприятия.

Понятие профилактикапредставляет собой активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Этот процесс призван способствовать: обеспечению безопасной и поддерживающей среды доступу к информации, помощи в приобретении жизненных навыков. [2]

Наиболее эффективными способами профилактики являются: обеспечение возможности консультирования обеспечение доступа к специализированным службам помощи.

как работать с детьми зпр психологу

Благодаря этому профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности, который находится на стыке психологии, педагогики, социологии, медицины и информационных технологий.

Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства является психологическая профилактика.

В психологической профилактике выделяют 3 уровня: 1 уровень - первичная профилактика, психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей 2 уровень - вторичная профилактика, она направлена на так называемую группу риска, т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудности в учении и поведении. Основная ее задача - преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми 3 уровень - третичная профилактика, внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Его основная задача - коррекция и преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми, направленными к нему для специального изучения. [4]

Психологическая профилактика предполагает: 1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе 2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. [3]

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Особенностью психопрофилактики является тот факт, что она осуществляется по инициативе психолога.

Психопрофилактическая диагностика осуществляется в форме: систематического наблюдения за детьми в процессе взаимодействия с взрослыми, сверстниками и т.д скрининг-обследования всех детей с использованием метода экспертных оценок с целью выявления детей группы психологического риска и заключения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ним устного и письменного опросов родителей и педагогов, знающих ребёнка с целью уточнения социальной и образовательной ситуации развития и ребенка, а также выявления факторов, определяющих его попадание в категорию детей группы психологического риска.

Основными принципами психологической профилактики являются: принцип раннего вмешательства - ранним вмешательством считается вмешательство в психическое развитие ребенка в возрасте от рождения до 1 года, а ранняя профилактика включает также работу с родителями до появления ребенка на свет, этот принцип должен быть реализован в рекомендациях по формированию адаптационного потенциала ребенка, его эмоциональной устойчивости принцип приоритетности психопрофилактических мероприятий - в оказании психологической помощи приоритет следует отдать профилактической работе с детьми, у которых нарушения в развитии еще наименее выражены, в соответствии с данным принципом профилактические мероприятия позволят овладеть ребёнку наиболее адаптивными способами эмоционального взаимодействия с окружающим принцип компетентности - при соблюдении данного принципа психопрофилактические мероприятия для детей должны проводится под руководством специалиста, имеющим специальное психологическое образование. [5]

Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики. Так, в составе первичной психопрофилактике работа со здоровыми детьми, оказавшимися в какой-либо психотравмирующей ситуации, вполне может полностью восстановить нормальное психическое состояние ребенка.

Применение психотерапии для предупреждения обострения психических расстройств является вторичной профилактикой - эти методы отличаются высокой эффективностью.

Наконец, в рамках третичной профилактики психических расстройств психотерапия применяется в составе комплексного лечения обострений психических нарушений, адаптации детей в обществе и подавления их агрессивности.[4]

Таким образом под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая комплексная деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства, а именно: на выявление детей группы риска (в том числе по эмоциональному неблагополучию) на предупреждение возможных социально-психологических проблем у детей на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в семье, в детском коллективе и так далее.

Становится ясным, что психопрофилактическую работу необходимо начинать тогда, когда психологическая проблема еще не возникла и предупредить ее как возможную. Различные психотерапевтические методики могут применяться в рамках всех видов психопрофилактики и быть эффективными при профилактической работе с детьми с ЗПР.

Литература:

Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М. 2010

Е.В. Соколова Психология детей с ЗПР, - М. 2012

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб. 2012

Социально-психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Дипломная работа - Психология

Другие дипломы по предмету Психология

оциальных взаимодействий социальных институтов, опыта практической деятельности по социальному развитию личности в образовательном учреждении позволяет констатировать наличие ряда нерешенных проблем: не до конца осмысленна специфика и процесс педагогического сотрудничества всех социальных институтов по социальной помощи детям с ЗПР отсутствует модель педагогического сотрудничества участников процесса по социальной реабилитации этой категории детей в условиях массовой образовательной школы. Так на практике существуют трудности правильного распознавания, своевременного выявления детей данной категории и оказания им социально-психологической помощи.

Дело в том, что задержка психического развития (ЗПР) - это в первую очередь нарушение его темпа. Иными словами, термин задержка подчеркивает временный характер нарушения. Коварство данного отклонения в том, что оно может не бросаться в глаза до момента непосредственного столкновения ребенка с учебной деятельностью но в то же время успех преодоления и коррекционной работы напрямую зависит от своевременной диагностики ЗПР. Чем раньше она будет обнаружена, тем больше шансов на положительный результат от коррекционно-педагогических мероприятий. [1]

ЗПР относится к разряду так называемых пограничных отклонений психики, то есть занимает промежуточное место между нормальным развитием и умственной отсталостью.

Цель - изучить возможности социально-психологической помощи детям с задержкой психического развития.

Гипотеза - деятельность педагога-психолога будет эффективна, если будут:

выявлены психологические особенности детей с ЗПР

определены их специфические потребности

разработана и внедрена программа деятельности социального педагога - психолога с детьми данной категории.

Задачи:

1.Провести теоретический анализ проблемы ЗПР

.Изучить психологические особенности детей с задержкой психического развития

.Определить направления коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории и эффективности этой работы.

Объект - задержка психического развития в детском возрасте.

Предмет - деятельность социального педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития.

Методы исследования. теоретический анализ научной литературы наблюдение беседа опрос тестирование анализ продуктов деятельности количественный и качественный анализ полученных данных метод математической статистики интерпретация.

Практическая значимость -результаты данного исследования будут полезны в работе социальных педагогов, психологов, классных руководителей и воспитателей.

Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 14 г. Калуги.

Экспериментальная группа - учащиеся 2-х классов МБОУ СОШ №14 г. Калуги.

Структура исследования:

Глава I. Задержка психического развития как социально-психологическая проблема

психический недуг школьник педагогический

1.1 Виды ЗПР, их характеристика

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название задержка психического развития (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам. [17]

Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности - у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых - качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР - нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых - лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с сурдопедагогом,

Источники:
conniekaldorusa.com, trudno-deti.ru, www.scienceforum.ru, geum.ru

Следующие материалы:


23 октября 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения