Журнал о здоровье детей

Язык программирования для детей scratch



Язык программирования для детей scratch

Scratch - программирование для детей.

Sergeu Borisovi4 27-05-2014 6904

Scratch - программирование для детей.

Scratch (Скретч) – это новая уникальная среда программирования, ориентированная на детей. Сегодня программирование для детей стало более доступным для их понимания. В программе ребенок может создавать собственные игры, модели и анимированные интерактивные истории.

Говоря о Scratch, следует отметить, что это объектно-ориентированная среда, где все блоки программ собираются из кирпичиков-команд разных цветов. Здесь нет никаких слов, которые необходимо уметь писать или знать наизусть. Программы в среде не пишутся, а собираются посредством использования обычной компьютерной мыши и готовых блоков-команд, очень схожих с конструктором Lego.

К основным преимуществам программы нужно отнести три основных свойства:

• Развивает творческий потенциал ребенка

• Делает программирование более доступным

• Способно объединить в общих проектах людей из разных стран.

Здесь очень интересно играть с разными объектами, менять их вид, устанавливать формы взаимодействия объектов, перемещать их по экрану монитора.

Раньше программирование для детей представляло собой процесс составления алгоритмов на специальном школьном алгоритмическом языке. Также большую популярность сыскали Logo-миры. Однако после появления программы Scratch осваивать азы программирования можно с интересом. Здесь программы составляются путем использования ряда элементарных инструкций.

Алгоритм создания проектов:

1. Представление конечного результата

2. Создание проекта, основанного на своих идеях

3. Экспериментирование с результатами деятельности

4. Публикация готовой работы в социальных сетях, блогах, сайтах и т.д.

5. Обсуждение и обдумывание достигнутых результатов, которые способны привести к возникновению новых идей.

Для того чтобы начать работать в программе Скретч следует сперва зайти на сайт www.scratch.mit.edu и скачать установочный файл – всего 33 мегабайта, что совсем мало по нынешним меркам. После загруженный файл необходимо запустить и установить среду программирования, попутно выбрав русский язык.

Запустив приложение слева, можно увидеть простые инструкции.

Объединенные в группы:

контроль (циклы, ветвления),

движение (повороты и шаги),

внешность (смена внешнего вида персонажа) и т.д.

В правой части располагается экран с героем (кошка) и панель выбора какого-либо объекта. По центру окна программы находится рабочая область, где и собирается будущая программа, а также добавляются звуки и костюмы.

Костюм – это видимая пользователю часть объекта, которую можно изменить. К примеру, если объект – это динамит, то после срабатывания таймера он может взорваться, а значит, будут необходимы два изображения – изображение динамита до и после взрыва. Все костюмы можно как удалять и добавлять, так и редактировать.

Те люди, которые увлекаются не только программированием, но и моделированием, могут подключить к ноутбуку или персональному компьютеру внешнюю плату управления мотором и сенсорами. Программа может получать сигналы от специальной платы ScratchBoard, и подавать ей различные команды. Благодаря чему, можно написать программу для управления светофоров из светодиодов или машинкой.

Вот парочка примеров, созданных разными посетителями сайта в программе Scratch, и выложенных на YouTube:

Учим детей программировать

Сергей Развитие ребенка - обучающие программы

В век высоких технологий многим родителям наверное хочется чтобы их дети преуспели в жизни. Важный элемент этого хорошее образование и наличие, каких либо востребованных умений. Наиболее востребованный навык сейчас и в будущем это умение писать программы. А можно ли научить этому вашего ребенка? Скажем так, все зависит от ваших и его стараний, а так же способностей малыша. По крайней мере, привить интерес к программированию, дать азы при правильном подходе у вас получится. Да, но как? Отдать на курсы, но туда берут только ближе к старшим классам, а если моему ребенку только шесть или, например десять лет. Что тут делать скажите вы.

В принципе можно подождать пока ему стукнет 13-14, а можно попробовать и что то предпринять. Оказывается, что для обучения детей программированию есть специальные программы, одна из которых называется Scratch .

Что в этой среде программирования примечательного:

Наглядность – во первых, дети не пишут строки кода, они собирают код из кубиков, как фигурки из «Лего», во вторых, весь код создается для того что бы управлять и анимировать различные персонажи из готового набора. В итоге можно создать целые истории, которые будут развиваться в зависимости от тех или иных действий игроков. Самые продвинутые дети могут создавать свои персонажи и простейшие игры в стиле легендарной «Супер Марио».

Социальность – имеется целое сообщество создателей программ (проектов) в Scratch. причем международное http://scratch.mit.edu/. В нем дети могут обмениваться своими программами, выкладывая их на свои странички. Причем дети могут пользоваться наработками друг друга а так же создавать совместные проекты. Сообщество является открытым, и все дети могут изучать, как работает та или иная загруженная на сайт программа. Проекты можно комментировать и обмениваться сообщениями.

Развитие – Скретч, учит детей при создании проектов оперировать с основами программирования такими как циклы, условия, переменные, обработка событий, не говоря уже об оперировании с объектами, тем самым подготавливая детей к овладению серьезными объектно-ориентированными языками программирования, если все перечисленное выше конечно вам что ни будь говорит.

Среда Scratch разработана в ведущем ВУЗе с мировым именем, Массачусетском технологическом институте, и даже само сообщество создано и контролируется этим ВУЗом. Так что возможно на успехи вашего малыша обратят внимание, и он в будущем поступит туда учиться. Чем не вариант?

Если вы заинтересовались, то настало время разобраться с особенностями среды программирования для детей Scratch более подробно. Для установки программы скачиваете дистрибутив с сайта программы. Процесс установки интуитивен и в его процессе не должно возникнуть никаких сложностей. Внешний вид программы показан на рисунке 1

Рис. 1 внешний вид программы

Рабочее поле состоит из нескольких частей. В верхнем левом углу представлены различные наборы команд, операторов и функций, сведённые в группы, отвечающие за те или иные функции. Всего имеется восемь таких групп. Каждая группа имеет свой цвет.

Движение

Внешность

Звук

Перо

Контроль

Сенсоры

Операторы

Переменные

По умолчанию открыта группа Движение. Блоки входящие в ту или иную группу показаны на следующем рисунке.

Рис. 2 Группы блоков

Каждая группа отвечает за определенные функции. Так используя группу движение можно задавать тот или иной алгоритм движения персонажа в пространстве.

· Группа внешность позволяет изменять размеры персонажа, цвет, видимость и визуализировать процесс мышления персонажа.

· Группа звуки связана с созданием и действием над музыкальными и звуковыми эффектами.

· Группа перо описывает действия связанные с рисованием

· Группа контроль содержит блоки, включающие разнообразные циклы и условия, в которые могут помещаться элементы из других групп.

· Группа сенсоры отвечает за взаимодействие персонажа с окружением – другими персонажами, границами экрана, отвечает за реакции на нажатия на клавиатуре и мышь

· Операторы – используя эту группу, можно создавать простейшие математические и логические операции, а так же операции над словами символами.

· Группа переменные – первоначально ничего не содержит, так как переменные создает сам ребенок при написании программы.

Итак, как вы, наверное, уже догадалась о том, что вся сущность программы заключается в создании тех или иных действий над объектом (персонажем), показанным в правой части окна программы. По умолчанию в окно выполнения программы загружена фигурка кота. На самом деле в библиотеке среды разработки содержится большой набор готовых персонажей, представленных в основном мультяшными животными, людьми, волшебными персонажами и прочими вспомогательными образами. Все персонажи размещаются в папке Costumes. Для выбора достаточно нажать пиктограмму с изображением звездочки и папки. Объекты можно не только выбирать из готовых, но и создавать самостоятельно. Для этого в программе есть простейший встроенный редактор, чем ваш ребенок может не без труда воспользоваться.

Для каждого объекта необходимо задавать те или иные действия. Так же действия можно задавать и для все сцены, например, менять фон. Для задания тех или иных действий необходимо перетащить на центральную панель тот или иной элемент, из какой либо группы и собрать из этих элементов определённую последовательность. Эта последовательность и будет отвечать за поведение объекта. И кстати при создании проекта большинство блоков из разных групп можно помещать в другие блоки, простым перетаскиванием, тем самым создавая достаточно интересные программы. Думаю, что ребенку такой модульный подход к созданию программы понравится больше, чем традиционный. Блоки имеют определенную форму и специальные пазы, что помогает не запутаться с тем, что можно куда вкладывать и какой блок может идти за каким. Такая реализация чем-то напоминает конструктор Лего.

Ниже вы можете посмотреть на пример программы, в которой большая мышь бегает за котом, а кот при ее приближении исчезает и появляется в случайном месте экрана. На этом рисунке показана та часть программы, которая отвечает за поведение кота. Переключение между кодом программы осуществляется путем нажатия на тот или иной объект в правой нижней части рабочей области среды разработки.

Для выполнения программы необходимо нажать на зеленый флажок, для остановки – на красный круг. Для публикации того что получилось у себя на страничке ребенку достаточно перейти в меню «Публиковать» и выбрать «Опубликовать проект в сети».

Вот собственно и все о чем хотелось рассказать о этой замечательной среде создания программ для детей.

При использовании Scratch следует учесть, что эта среда хоть и предназначена для детей, но все таки требует участия взрослых. Желательно, чтобы родители, если они хотят что бы их ребенок сделал проект в Scratch. сами сначала попытался собрать простейшую программу. Желательно скачать примеры готовых программ и на них объяснять, как и что тут работает. Потом, через определенное время ребенок втянется и сам станет делать свои проекты. Если конечно, вы сможете его заинтересовать.

Помимо программ подобным Skrath, существуют так же игры вроде lightbot . обучающие азам программирования. Так что перед тем как начать со скретчем, рекомендуется дать детям поиграть в нее, попытатся пройти все уровни.

Резюме: получилась достаточно интересная детская среда для создания программ. Scratch позволяет не только привить детям начальные навыки программирования, но и сделать это в достаточно интересной, игровой и доступной форме.

Конечно это не супер мощная среда программирования, у Scratch есть определенные рамки, обусловленные его особенностями, снижающими его гибкость. Но на первом этапе эта среда идеальна для детей. И после освоения Scratch детям будет намного проще переходить к изучению языков высокоуровневых языков. Scratch делает программирование доступным и интересным для детей младшего и среднего школьного возраста.

Программирование для детей

О книге

Программирование ― один из ключевых навыков, которому нужно обучать ребенка уже с младших классов. Компьютерный код ― тот же иностранный язык, только он позволяет разговаривать с компьютером, ставить ему задачи и контролировать их выполнение. И знание этого языка сегодня так же необходимо, как знание английского и математики.

Этот самоучитель познакомит вашего ребенка с основами программирования и научит двум наиболее распространенным языкам ― визуальному Scratch и текстовому Python. В книге вы найдете:

  • Описания возможностей программных языков.
  • Простые инструкции по созданию игр и анимации.
  • Многочисленные советы и рекомендации от программистов.
  • Полезную информацию об устройстве компьютера.
  • Многие талантливые программисты начинали свой путь еще в детстве ― с создания простых игр. Это интересно и понятно ребенку. Именно поэтому авторы этого самоучителя предлагают простые проекты игр и анимации, выполняя которые, ребенок будет учиться программировать.

    Почему мы решили издать эту книгу

    Мы живем в цифровую эпоху. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен и нашел себя в будущем, помогите ему ― учите программированию уже сейчас. И даже если он не выберет карьеру программиста, эти занятия помогут ему развить логику, научат мыслить аналитически и находить решения непростых задач.

    Для кого эта книга

  • Для детей от 8 лет, которые хотят научиться программировать.
  • Для родителей, которые хотят показать детям возможности компьютера.
  • Для учителей. Эту книгу можно использовать на занятиях.
  • Для родителей

    Программы Scratch и Python можно бесплатно скачать и установить на любой компьютер. Рекомендуем вам устанавливать английские версии программ. Мы специально не адаптировали издание к русским версиям (хотя они есть). Профессиональные программисты должны знать английский язык, поэтому пусть ребенок учится программировать на английском с самого начала.

    Совсем недавно компьютерное программирование казалось таинственным ремеслом, уделом специалистов. Мысль о том, что программирование может быть увлекательным занятием для каждого, большинству людей и в голову не приходила. Но мир изменился. Интернет, электронная почта, социальные сети, смартфоны и мобильные приложения, ураганом влетев в нашу жизнь, преобразили ее всего за несколько лет.

    Компьютеры занимают очень важное место в современном мире, и мы принимаем это как должное. Мы охотно поглощаем любые плоды компьютеризации - от интернет-шопинга и развлечений до новостей и игр. Однако мы можем не только использовать эти технологии - научившись программировать, мы можем развивать их, создавать собственные произведения цифрового искусства.

    Многие считают, что программирование - одно из наиболее важных в ХХ веке умений.

    Учиться программировать очень интересно, ведь ты можешь получить результаты сразу же, и не важно, сколько еще материала предстоит изучить. Более того, создание игр и программ - такое увлекательное занятие, что очень скоро покажется, будто это почти не требует усилий. Это отличная возможность для творчества, наверное, первая область науки, совмещающая искусство, логику, сочинительство и бизнес.

    Кроме того, умение программировать очень пригодится в жизни. Оно развивает логику и интеллект, которые важны в самых разных областях - от науки и инженерного дела до медицины и юриспруденции. Количество вакансий, где нужно умение программировать, будет со временем только расти, причем хороших программистов не хватает уже сейчас. Научись программированию - и цифровой мир будет открыт для тебя!

    Развернуть описание Свернуть описание

    МАРСОХОД

    Язык программирования для детей Scratch

    Сегодня я хочу рассказать о программе Scratch .

    Scratch – это совершенно уникальная среда программирования для детей. Или правильнее сказать – среда для обучения программированию. Какому языку программирования она учит? Языку Scratch !

    И, конечно, наберитесь терпения, в конце концов вы узнаете, какая может быть связь между программой Scratch и платой Марсоход .

    Давным-давно, когда я ходил в школу, мы на уроках информатики изучали язык Basic. Это в общем-то довольно простой язык программирования. С его помощью учителя нам объясняли что такое алгоритмы, переменные, циклы и ветвления программ. Теперь наверное языку Basic уже не учат. Учат работе с программами типа Paint. Wordpad. иногда программирование черепашек и ЛогоМиры. Сказать по правде – меня не очень впечатляет.

    А вот язык Scratch меня действительно удивил. И довольно быстро я смог научить своих детей этому «странному программированию». Scratch – "объектно ориентированный" язык программирования с "многопоточностью". Странность программирования на языке Scratch заключается в том, что не нужно писать программу в виде текста. Вместо этого, программа составляется из блоков, которые нужно перетаскивать и соединять как кубики Lego.

    Давайте по порядку.

    Scratch - это бесплатная программа, покупать ее не нужно.

    Сперва зайдите на сайт http://scratch.mit.edu/ - это сайт программы Scratch . Найдите на этом сайте кнопку “ Download Scratch ”. Вот сейчас я загрузил этот файл ScratchInstaller1.4.exe – всего 33Мб, совсем мало по нынешним временам. Теперь нужно запустить его и программа будет установлена. При установке программы вы увидите всякий текст на английском языке – не пугайтесь, просто жмите кнопки Next (Далее) и Install (Установить). После установки язык отображения программы можно установить какой угодно: хоть русский, хоть греческий или арабский.

    Теперь запустим программу Scratch . Вот что мы видим:

    Окно программы разделено на несколько частей.

    Справа вверху большое окно с белым фоном и объектом Кошка в центре.

    В этом окне будут происходить события, запрограммированные нами. Объект Кошка сразу появлятся по умолчанию. Мы можем использовать ее в нашей программе, а можем и не использовать. Клик мышкой на зеленом флажке вверху запускает программу, а на красном кружочке – останавливает.

    Чуть ниже есть три кнопочки в виде звездочек:

    Это кнопочки « Рисовать новый объект », « Выбрать новый объект из файла », « Выбрать случайный объект ». Собственно первая кнопка « Рисовать новый объект » на самом деле позволяет создать новый объект. Программирование на языке Scratch можно условно назвать объектно ориентированным. Мы создаем объекты, описываем их поведение с помощью скриптов и помещаем их на «сцену».

    Внизу справа – это область, где отображаются все объекты нашего проекта и все имеющиеся у нас сцены.

    Объекты и цены можно удалять (правая кнопка мыши и появляется меню) или дублировать: создавать копии существующих объектов. Поведение каждого объекта определяется его программой – скриптом.

    В средней части программы можно описывать скрипты-программы объектов, их костюмы и звуки, которые они играют.

    Костюм – это внешний вид объекта, он может меняться. Например, если ваш объект – это ракета, то в конце полета она может взорваться, значит понадобятся 2 картинки – изображение объекта ракеты до и после взрыва. Костюмы можно добавлять и удалять, исправлять. В примере с Кошкой мы видим у нее два Костюма - это две позы, когда она как бы идет:

    Меняя Костюмы по очереди мы получаем анимацию идущей Кошки. Перейдем на закладку скрипты. Скрипт такой анимации будет выглядить, например, вот так:

    Этот скрипт описывает цикл в котором по очереди сменяется вшенший вид Кошки. Чем больше костюмов будет сменяться по очереди, тем плавнее будет анимация.

    язык программирования для детей scratch

    Один объект может иметь одновременно много разных скриптов.

    Например, второй скрипт для Кошки может управлять ее положением на экране, слушаясь некоторых клавиш:

    язык программирования для детей scratch

    Если запустить оба эти скрипта на исполнение, то Кошка будет шевелить ногами, идти и будет перемещаться влево или вправо в зависимости от нажатия клавиш на клавиатуре.

    Конечно возникает вопрес – где брать все эти блоки-модули для наших скриптов?

    Очень просто: слева в окне программы есть область, где все эти блоки лежат. Все блоки-кирпичики разделены на несколько типов: движение, контроль, внешность, сенсоры, звук, операторы, перо, переменные

    язык программирования для детей scratch

    Например, вот так выглядят все возможные блоки движения:

    А вот так выглядят блоки управления:

    Для создания скрипта просто выбирайте мышкой нужный блок и тяните его в область скриптов. Модули сами слипаются между собой, только нужно выбрать им правильное место, чтобы они делали то, что нужно для вашей программы.

    Вот пожалуй и все, что нужно знать для начала программирования на языке Scratch .

    Программы можно сохранять в памяти компьютера, потом позже открывать исправлять или показывать знакомым. Их даже можно публиковать в интернете! Для этого нужно зарегистрироваться на сайте Scratch (http://scratch.mit.edu/ ) и, после этого, воспользоваться в программе соответствующим пунктом меню!

    А теперь самое главное!

    К компьютеру можно подключить внешнюю плату сенсоров и управление мотором! Программа Scratch может получать сигналы от внешней платы и подавать команды внешней плате! Таким образом, можно писать программы управляющие реальными объектами: лампочками, моторчиками!

    Зайдите в пункт меню Редактировать/Показать блоки моторов. В списке блоков Движение и Сенсоры появятся еще дополнительные блоки:

    Так вот, плата у нас есть – это плата Марсоход . Попробуем подключить ее к компьютеру в качестве платы для Scratch . Про это и будет моя следующая статья.

    Источники:
    onlayns.ru, www.xn--80aa6acj0ctx.xn--p1ai, www.mann-ivanov-ferber.ru, marsohod.org

    Следующие материалы:


    24 октября 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения