Журнал о здоровье детей

Умственная отсталость у детей симптомы фото



Умственная отсталость у детей симптомы фото

Умственная отсталость у детей - симптомы

Для того, чтобы как можно раньше выявить умственную отсталость у детей и начать ее лечение, мама должна знать симптомы данной патологии. При этом причины данного явления еще окончательно не изучены.

умственная отсталость у детей симптомы фото

Из-за чего возникает умственная отсталость у малышей?

Условно все факторы, приводящие к развитию умственной отсталости у детей, можно поделить на эндогенные и экзогенные. При этом, они могут воздействовать на ребенка как на этапе внутриутробного развития, так и в течении первых месяцев, и даже лет с момента рождения малыша.

Наиболее распространенными причинами, вызывающими умственную отсталость у детей являются:

  1. Различные интоксикации, к которым относят, прежде всего, все болезненные состояния, испытываемые женщиной в период вынашивания ребенка. Как правило, возникают они под влиянием ядовитых веществ, образование которых происходит в результате нарушения процесса обмена. Довольно часто интоксикация может являться следствием чрезмерного и длительного применения лекарств во время беременности.
  2. Тяжелые инфекционные процессы.
  3. Травмы плода при беременности
  4. Родовые травмы.

Из внутренних причин, наиболее главной является наследственный фактор.

Как самостоятельно определить умственную отсталость у малыша?

Из-за того, что в большинстве случаев признаки умственной отсталости у детей скрыты, патология выявляется довольно поздно. При этом, в зависимости от вида патологии. симптомы ее различны, т.е. каждый из видов умственной отсталости у детей имеет собственные симптомы.

Так, при легкой форме . по внешним признакам дети ничем не отличаются от других. Как правило, они имеют небольшую сложность в процессе обучения, однако обладают достаточно хорошей и точной памятью. Отличительным признаком является привязанность, зависимость от взрослых и воспитателей.

При средней форме (имбицильность) дети очень привязаны к взрослым, и способны лишь различать наказание и похвалу. Их можно обучить элементарным навыкам обслуживания. Как правило, такие дети обучаются письму, чтению и простому счету.

При тяжелой форме (идиотия) ребенок практически нечему не обучается. Речь при этом отсутствует, а движения являются нецеленаправленными, довольно неуклюжи. Все эмоции проявляются в примитивном выражении недовольства или же радости.

Как проводят лечение умственной отсталости?

Из-за того, что признаки умственной отсталости у грудничков слабо выражены, лечение патологии у детей такого возраста практически не проводится.

При постановке подобного диагноза старшим детям, назначают различные препараты, в зависимости от того, что стало причиной развития болезни. При этом могут применяться гормоны, препараты йода и другие, назначенные врачом лекарства.

Умственная отсталость легкой степени

Умственная отсталость легкой степени (дебильность) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70. Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

Основные признаки умственной отсталости легкой степени

  • Коэффициент интеллекта IQ – 50-69
  • По Бине и Симону дебильность устанавливается у ребенка, который общается с окружающими, используя устную и письменную речь, но отстает в развитии от сверстников на 2-3 года и это не связано с неправильным посещением школы
  • Психомоторное развитие нарушено с раннего детства – позже начинают ползать, сидеть, ходить, говорить
  • Обычно отмечаются дефекты физического развития, неврологическая микросимптоматика, моторная неловкость, косноязычие, бедность и невыразительность мимики
  • Фразовая речь – с 3-4 лет
  • Различают основные и часть дополнительных цветов, выделяют предметы по форме, размеру, весу
  • При умственной отсталости легкой степени отмечается слабость абстрактного мышления, неспособность к сложным суждениям, отвлечению и обобщению, выделению существенных признаков предметов и явлений, полная беспомощность в заданиях на сообразительность
  • Ребенок, у которого имеется дебильность, может формировать хорошо известные ему группы: «животные», «фрукты», а иногда и «транспорт», «инструменты», «люди», но делает это по конкретно-ситуационным признакам
  • Если имеется умственная отсталость легкой степени, недоступно понимание переносного смысла пословиц, метафор, характерно буквальное их толкование
  • Выявляется бедность словарного запаса, склонность к употреблению слов без точного знания их смысла. Выражение своих мыслей вызывает большие затруднения, часто ребенок с легкой умственной отсталостью не может дать определение тому или иному предмету, заменяя слова междометиями и жестами
  • Пересказ однократно прочитанного текста обычно затруднен, при повторном прочтении ситуация улучшается, но скрытый смысл, подтекст обычно остается нераспознанным
  • Решение арифметических задач в два и более действия недоступно, причем помощь педагога обычно не воспринимается
  • Память снижена, хотя механическое запоминание дат, имен может быть хорошим
  • Отсутствует фантазия, воображение, чувство юмора
  • Интересы – сказки, телевизор, иногда – компьютерные игры
  • Поступки непоследовательны, характерно подражательство, внушаемость, подверженность чужому влиянию, раздражительность или апатичность
  • Принципы лечения и реабилитации при умственной отсталости легкой степени

  • Чем раньше начато лечебно-педагогическое воздействие, тем лучше результат коррекции нарушений при дебильности
  • В первые годы жизни эффективны повторные курсы рефлексотерапии, в том числе сегментарного и точечного массажа, позволяющие стимулировать кровообращение и обменные процессы в коре головного мозга
  • Большое значение имеет правильное питание, игры на свежем воздухе, регулярные занятия лечебной физкультурой, плавание, иппотерапия, музыкотерапия, постоянное общение со здоровыми сверстниками
  • Необходимы ежедневные развивающие занятия, периодические консультации дефектолога, психолога и выполнение полученных рекомендаций, посещение детского сада, школьные занятия
  • У взрослых, у которых с детства диагностирована умственная отсталость легкой степени, в коррекции на первый план выходит регулярная физическая активность, работа по дому и на производстве, социальная адаптация
  • При правильном воспитании и обучении, своевременной коррекции сопутствующих неврологических и психических расстройств, лица с умственной отсталостью легкой степени могут повысить свой коэффициент интеллекта на 10-15 единиц, научиться читать и писать, общаться с окружающими, закончить 4-5 классов общеобразовательной школы или вспомогательную школу, приобрести профессию, успешно работать, создать семью и самостоятельно жить. Конечно, таких результатов достигают далеко не все, но потенциал для этого есть практически у каждого, особенно при легкой степени дебильности ( IQ 65-69).

    При более выраженном снижении уровня интеллекта дети могут учиться по специальной программе, приобретая преимущественно бытовые навыки и возможность заниматься простым неквалифицированным трудом (подсобный рабочий, уборщица, полевод). При наличии сопутствующих соматических заболеваний, патологии нервной системы, выраженных психических нарушений больные умственной отсталостью легкой степени (обычно это выраженная и глубокая дебильность) нетрудоспособны и нуждаются в назначении пособия по инвалидности.

    Куда в Минске обратиться для проведения рефлексотерапии при вышеуказанных проблемах? Пишите на адрес zavs@tut.by

    Умственная отсталость - если психика недоразвита

    27 Декабря 2013

    Умственная отсталость - это состояние, при котором интеллектуальное развитие человека не соответствует его возрасту, и/или он не может обрести навыки, необходимые для повседневной жизни. Как правило, умственно отсталые люди могут учиться, но делают это намного медленнее здоровых людей. Существует несколько степеней умственной отсталости - от легкой до глубокой.

    У людей с умственной отсталостью существуют ограничения в следующих областях:

  • Интеллект - качество, определяющее способность человека обучаться, рассуждать, принимать решения и справляться с проблемами.
  • Адаптивное поведение - качество, которое включает в себя способность к эффективной коммуникации и взаимодействию с людьми, а также способность заботиться о себе.
  • Уровень интеллектуального развития определяют при помощи теста на коэффициент интеллекта (IQ). Средний IQ человека составляет 100 пунктов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ ниже 70-75 пунктов.

    Чтобы оценить адаптивное поведение человека, специалисту необходимо в течение некоторого времени понаблюдать за ним, а также сравнить особенности его поведения с нормой для его ровесников. Поскольку умственную отсталость обычно диагностируют еще в детском возрасте, специалисту важно знать, как ребенок взаимодействует со сверстниками и членами семьи, в частности, насколько хорошо он их понимает может ли он самостоятельно есть и одеваться, а также, как он реагирует на внешние стимулы.

    Умственно отсталые дети дошкольного возраста

    умственная отсталость у детей симптомы фото

    Дети, отстающие в умственном развитии с самого раннего возраста развиваются согласно тем же закономерностям что и дети развивающиеся нормально. Это развитие обусловлено особенностями, связанными с нарушениями работы центральной нервной системы. Большинство психических познавательных процессов развиваются в более медленном темпе. Физическое развитие таких детей наоборот ускоряется.

    Умственно отсталые дети дошкольного возраста – признаки нарушения развития

    Первыми признаками задержки развития является то, что дети гораздо позже начинаю проявлять необходимую для своего возраста активность: держать голову, ползать, сидеть, стоять и ходит. Задержка может даже продлиться сроком до одного года. С самого рождения наблюдается эмоциональная инертность, безразличие, окружающий мир малыша практически не интересует, также он отличается крикливостью и раздражительностью. Игрушки ребенка почти не интересуют. Он не испытывает также потребности общаться со взрослыми, не появляется такая форма общения как жестикуляция.

    Младенцы с задержкой умственного развития не способны отличить своих от чужих, для них все одинаковы. Они не способны воспринимать предметы так как это происходит в норме, не могут выделять конкретные предметы согласно их свойствам. Все это ведет к серьезным нарушениям развитие речи. Артикуляционный аппарат остается недоразвитым, на слух ребенок не в состоянии правильно воспринимать звуки, поэтому гуление и лепет свойственные этому периоду жизни просто не появляются.

    Прямохождение, развитие речи и манипуляции с предметами являются самыми главными достижениями ребенка на первом году жизни. В норме уже в конце этого периода дети уже пытаются самостоятельно ходить. Но дети с проблемами в развитии овладевают прямохождением намного позже. Их движения остаются неуклюжими, неустойчивыми, медленными. Они испытывают серьезные сложности в познании окружающего мира, что в свою очередь ведет к задержке развития таких психических познавательных процессов как восприятие, мышление и речь.

    Умственно отсталые дети дошкольного возраста мало интересуются игрушками. У них отсутствует интерес к различным действиям с предметами и настоящей игре. Они не понимают, что для чего предназначены конкретные предметы и что с ними можно делать. Часто действия с игрушками носят неадекватный характер. Ребенок может громко стучать предметом по столу без остановки или пытаться засунуть слишком большой предмет в другой слишком маленький. В его действиях совершенно нет логики и смысла.

    Занятия с умственно отсталыми детьми способствуют тому, что уже после пяти лет ребенок умеет различать предметы по форме и цвету. Наглядно-действенное мышление таких детей характеризуется серьезным отставанием. Чем ближе школьный возраст, тем больше проблем испытывают эти дети в решении практических задач. Они не умею искать пути различные решения, их даже не интересует полученный результат.

    Ребенок дошкольного возраста с задержкой психического развития отличается от нормального также тем, что он плохо ориентируется в пространстве. Он не знает, каким образом можно использовать прошлый опыт, также не в состоянии дать оценку и характеристику определенных свойств многих предметов.

    В шесть лет ребенок с умственной отсталостью все еще значительно отстает в своем развитии от своих нормальных сверстников. Однако такое случается только в том случае, если ребенку с проблемами родители и воспитатели не уделяют внимание и с ним не проводится работа по коррекции его развития и восприятия. Однако под наблюдением опытных преподавателей и при работе по специальной программе, такие дети достигают значительных результатов в своем развитии.

    умственная отсталость у детей симптомы фото

    Источники:
    womanadvice.ru, medblog.by, www.womenhealthnet.ru, razvitiedetei.info

    Следующие материалы:


    21 ноября 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения