Профилактика стоматологических заболеваний у детей школьного возраста

О ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Памятка для родителей
ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ
ОГРАНИЧЕНИЕ СЛАДОСТЕЙ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТЩАТЕЛЬНАЯ ЕЖЕДНЕВНАЯ ЧИСТКА ЗУБОВ РЕГУЛЯРНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ СТОМАТОЛОГА
обратная сторона памятки
Меры профилактики стоматологических заболеваний, проводимые в дошкольном периоде, следует продолжать Вашему ребенку с целью сохранения постоянных зубов, которые приходят на смену молочным.
Тщательное выполнение следующих рекомендаций поможет предупредить кариес зубов и болезни десен.
— Ребенок не должен есть много сахара и сладких продуктов.
Особенно вредны для зубов сладости (конфеты, пирожные, сладкое пе
ченье и другие), употребляемые в промежутках между основными при
емами пищи. Старайтесь прививать ребенку культуру питания, особен
но в отношении правильного режима, вкуса к разнообразным продук
там и количества потребляемой пищи.
— Ребенку необходима ежедневная тщательная чистка зубов зубной
щеткой и пастой, содержащей фтор. Еще в дошкольном возрасте ребе
ПРОЕКТ «Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста»
Тема проекта: « Профилактика стоматологических заболеваний у учащихся младшего школьного возраста »
Автор: Алябьева Дарья
ЦО №1430, 11 «а» класс
Обоснование выбора направления
Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний полости рта. Внедрение программ профилактики приводит к резкому снижению интенсивности кариеса зубов и болезней пародонта, значительному уменьшению случаев потери зубов молодом возрасте и увеличению числа детей с интактными зубами.
Цель исследований
Обучить гигиеническим навыкам чистки зубов детей младшего школьного возраста.
Методы проведения исследования
Изучение и анализ социологической, технической, медицинской и научной литературы по профилактике заболеваний полости рта, используя математический, социалогический метод.

Результаты проведения исследования
- Создано обучающее пособие в виде мультимедийного диска на тему «Здоровые зубы» в программе Power Point c использованием возможностей данной программы: внедрение звука, мультимедийных роликов, картинок. Данное пособие может использоваться на уроках природоведения, а также диск может использоваться классными руководителями для проведения тематических классных часов.
- В рамках проекта учащиеся вторых классов Центра образования №1430 в количестве 54 человек (7-8 лет) были поделены на 2 группы (по 27 человек): наблюдения и сравнения. Для учащихся наблюдаемой группы был разработан санитарный урок «Здоровые зубы» для обучения навыкам гигиены полости рта.
- Для учащихся наблюдаемой группы был проведен санитарный урок на тему «Здоровые зубы».
- Проведено обследование учащихся группы наблюдения и группы сравнения по индексу гигиены Федорова-Володкиной. Осмотр осуществлялся визуально после использования препарата «Динал». Через 2 недели было проведено повторное обследование.
- Проведена обработка и анализ проведенных исследований.
Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта.

Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что заботиться о здоровье полости рта так же необходимо, как и о красоте своей внешности.
/ Профилактика стом.заболеваний у детей
П-4.2.
ВРАЧУ-СТОМАТОЛОГУ ДЕТСКОЙ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
И КОМНАТЫ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Рекомендуемые мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний у детей до 3 лет
Стоматолог координирует свою работу с администрацией детской поликлиники для максимального и своевременного охвата профилактическими мероприятиями детей обслуживаемого участка.
316
ВРАЧУ-СТОМАТОЛОГУ ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Рекомендуемые мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний у детей с 3 до 6 лет
Программа профилактики стоматологических заболеваний у детей 3—6 лет является продолжением общеоздоровительных и специальных мероприятий, проводимых в более раннем возрасте и антенатальном периоде.
Стоматолог координирует свою работу с администрацией детских дошкольных учреждений и детской поликлиники с целью максималь-
317
ного и своевременного охвата детей обслуживаемого участка профилактическими мероприятиями, согласно плану-графику профилактического отделения.
Комплекс профилактических мероприятий включает:
Обучение воспитателей детского сада методам чистки зубов удетей и методам контроля за гигиеническим состоянием полости рта.
Проведение занятия с воспитателями и медицинскими сестрамидетского сада по вопросам воспитания здоровых привычек у детей посредством игр и занятий, а также санитарно-просветительной работы сродителями.
Проведение ежегодных профилактических осмотров детей вдошкольных детских учреждениях с целью:
а) контроля гигиенического состояния полости рта
б) санации полости рта
в) местной фторпрофилактики кариеса постоянных зубов с помощью фторлака, фторгеля или других минерализующих препаратов
г) назначения противокариозных препаратов внутрь (по показаниям) по согласованию с педиатром.
Ежегодные профилактические осмотры неорганизованных детей с целю:
а) санитарного просвещения родителей по вопросам профилактикистоматологических заболеваний у детей
б) обучения детей методике чистки зубов
в) местной фторпрофилактики постоянных зубов с помощью фтор-лака, гелей, минерализующих растворов
г) санации полости рта
д) назначения противокариозных препаратов внутрь (по показаниям) по согласованию с педиатром.
П-4.4.
ВРАЧУ-СТОМАТОЛОГУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Рекомендуемые мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний у детей школьного возраста
Программа профилактики стоматологических заболеваний у школьников является продолжением общеоздоровительных и специальных мероприятий, проводимых в дошкольном возрасте.
Стоматолог координирует свою работу с педиатрической службой и администрацией школы для 100% своевременного охвата детей профилактикой, которая включает:
1. Профилактический осмотр детей, начиная с первого класса, 2
раза в год, с целью:
а) определения индекса гигиены
б) местной фторпрофилактики кариеса зубов у детей до 14 лет на
несение на постоянные зубы фтористого лака или других минерализу
ющих препаратов
в) индивидуального обучения методике чистки зубов по показани
ям (неудовлетворительный индекс гигиены) детей после14 лет
г) санации полости рта (число посещений определяется в зависимости от стоматологического статуса).
2. Организация индивидуального гигиенического обучения детей
1—6 классов, начиная с первых классов, по показаниям (неудовлетво
рительный гигиенический индекс), в присутствии их родителей, в за
висимости от условий:
а) в стоматологическом кабинете школы
б) в кабинете профилактики детской стоматологической поликлиники
в) в отделении или кабинете профилактики детской поликлиники.
Систематическое санитарное просвещение родителей: о значении гигиены полости рта, о вреде сахара для зубов, о целесообразности местной фторпрофилактики кариеса (включая фторсодержащие зубные пасты), о необходимости лечения болезней зубов в самом началеих возникновения. Используются индивидуальные (при посещении родителей с детьми стоматологического кабинета) или групповые (родительские собрания) методы просвещения с обязательной отметкой в са-национной карте ребенка.
Ежегодные занятия с учителями школ по профилактике стоматологических заболеваний у детей, а также обеспечение их методическими материалами для уроков здоровья.
Обеспечение санитарно-просветительными материалами (плакаты для детей, памятки для родителей) стоматологического и медицинского кабинетов школ.
Ограничение кариесогенных факторов в школьном детском питании.
Профилактика стоматологических заболеваний у детей старшего школьного возраста
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования
«Кафедра стоматологии детского возраста»
Профилактика стоматологических заболеваний у детей старшего школьного возраста
2.3 Дополнительные средства
Глава 3. Местная профилактика кариеса зубов………………………….22
3.1 Мотивация к проведению профилактики
3.2 Реминерализующая терапия
3.3 Герметизация фиссур
Глава 4. Эндогенная профилактика……………………………………. 34
Глава 5. Диспансеризация……………………………………………. …..37
Библиографический список………………………………………………..40
Введение
Наиболее важным и слабым звеном в осуществлении мероприятия по первичной профилактике основных стоматологических заболеваний является гигиеническое воспитание населения, стоматологическая просветительная работа и обучение детей и взрослых правилам гигиены полости рта.
Низкая санитарная культура и отсутствие мотивации населения к профилактике стоматологических заболеваний и гигиене полости рта характеризуют стоматологический статус человека. Население нашей страны ориентировано на реставрацию зубов, как основное лечение. Пациенты представления не имеют о профилактике кариеса зубов и болезней пародонта, в частности, о гигиене полости рта, как основном профилактическом и лечебном действии.
Очевидно, что повысить стоматологический уровень здоровья с минимальными экономическими затратами возможно только через массовую профилактическую работу, используя все доступные методы и средства стоматологической просветительной деятельности.
Становится все более ясным, что эффективная борьба с кариесом зубов и болезнями пародонта зависит от профилактики. Пора положить конец реставрационным приоритетам в стоматологии и откровенно сказать пациентам, явившимся с цепью лечения кариеса зубов, что реставрация зуба — это есть симптоматическое лечение, а для улучшения гематологического статуса следует назначать комплексное этиологическое и патогенетическое лечение. Рациональная гигиена является везущим звеном в профилактике заболеваний полости рта. Доказано, что мягкий зубной налет и зубная бляшка, изобилующие микроорганизмами, препятствуют поступлению в шаль необходимых макро- и микро элементов из ротовой жидкости, нарушают равновесие между слюной и эмалью, замедляя, таким образом, восстановление и созревание эмали зуба, а также вызывают воспаление тканей, окружающих зуб. Практика показала, что процесс деминерализации эмали не всегда заканчивается образованием кариозной полости. Достаточно организовать рациональную гигиену полости рта, чтобы приостановить развитие процесса.
Проблемой современного молодого человека является особенность ритма жизни: леность, функциональная безграмотность, нежелание потратить на свое здоровье даже минут. Все эти процессы являются управляемыми, и их отрицательное воздействие поддается нивелировке, при грамотно построенной пролонгированной стоматологической просветительной мотивационной работе.
Что такое профилактика заболеваний зубов и полости рта? Говоря по-научному, профилактика - это комплекс государственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья.
Прежде всего, речь идет о борьбе с факторами риска заболеваний, а задействованными в борьбе с ними должны быть и государство и каждый человек, желающий оставаться здоровым. Все факторы риска можно разделить на внешние и внутренние, специфические и неспецифические. К внешним факторам, влияющим на заболевания зубов, относят не только состав воды и пищи. Это климат и особенности почвы, жилищно-бытовые и социальные условия, режим жизни и многое другое. К эндогенным факторам относят индивидуальные особенности анатомии, физиологии, иммунитета, а также наследственность, возраст и некоторые другие параметры.
Можно ли эффективно защищать свои зубы от болезней? Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) уверена, что к 2010 году в Европе с помощью массовых профилактических мероприятий можно будет добиться снижения заболеваемости кариесом до уровня 80% абсолютно здоровых 6-летних детей, а у достигших 18 лет при этом не будет зубов, удаленных из-за кариеса. К долгосрочным планам относят снижение процента беззубых пациентов в возрасте старше 65 лет до уровня менее 20%. За счет чего же можно добиться таких результатов? Ответ ВОЗ прост – для этого необходимы и вполне достаточны следующие долгосрочные мероприятия:
- рациональное питание
- гигиена полости рта
- регуляция уровня фтора.
Что такое рациональное питание? С точки зрения стоматологии сюда следует отнести:
А) Ограничение количества легкоусвояемых углеводов. Сладости одним выстрелом «убивают» зубы сразу двумя путями. Во-первых, они являются превосходной пищей для микроорганизмов, разрушающих зубную эмаль. Во-вторых, они лишают зубы привычной жевательной «физкультуры» и процессов самоочищения, ослабляя тем самым как сами зубы, так и их окружение. Конечно же, не нужно запрещать потребление сладостей, т.к. «запретный плод сладок» в прямом смысле этого слова. Необходимо научиться искать сладости в нерафинированном виде: увеличить потребление фруктов и ягод, а потребление кулинарных изысков сопровождать очищением полости рта от их остатков хотя бы с помощью тех же фруктов или даже с помощью зубной щетки.
Б) Сбалансированность питания. Полноценность питания должна соблюдаться еще на стадии внутриутробного развития плода за счет организации полноценного питания матери. Ну а сразу после рождения идеальным средством ухода за полостью рта является материнское молоко. Именно поэтому сегодня вновь правилом хорошего тона считается длительное естественное вскармливание. Оно не только позволяет ребенку получить все необходимые для роста вещества, но и способствует защите полости рта от заболеваний.
С появлением зубов возникает проблема «жевательного дефицита». Известно, что человек, лишенный физической нагрузки, больше подвержен заболеваниям и выглядит менее здоровым. Так же и с зубами. Зубы, лишенные своей основной функции дряхлеют, а у детей еще и нарушают правильное формирование челюсти и зубных рядов. Другим важным моментом является связь жевания с перевариванием пищи желудком. Оказывается, эта связь находится на уровне рефлексов, поэтому как недостаточное жевание, так и избыточное (например, за счет жвачки) будет сказываться на процессе переваривания пищи и состоянии желудка в целом.
^ Глава 1. Амбулаторная карта
Паспортная часть:
Ф.И.О. Михайлов Сергей Дмитриевич
Возраст: 15 лет
Пол: мужской
Адрес: г.Самара, ул. Воронежская 230, кв. 249.
^ Жалобы:
Жалоб нет. Пришёл на профилактическое обследование полости рта.
Наследственные заболевания отсутствуют. Какие-либо хронические заболевания у родителей отсутствуют. Во время беременности мать не болела, лекарственные препараты не принимала. Роды без отклонений. Вес новорождённого составлял 2,5 килограмма.
^ Осмотр полости рта:
Глубина преддверия: 9 мм.
Уздечки: верхней губы – высокая
нижней губы – низкая
языка – короткая
Состояние слизистой оболочки: бледно-розового цвета, влажная
Форма твёрдого нёба: Куполообразное
Состояние зубов: Форма и размер зубов соответствует их групповой принадлежности, цвет слабо-жельоватый, эмаль гладкая, блестящая
Источники:
Следующие материалы:
22 января 2021 года
Комментариев пока нет!Другие статьи:
Популярное
Ложная краснуха у детей фото (683)
Уретрит у детей комаровский (358)
Жидкий анальгин детям при температуре пить (320)
Проводные хрипы у ребенка как лечить (306)