Журнал о здоровье детей

Поражение цнс у детей раннего возраста



Поражение цнс у детей раннего возраста

Органическое поражение ЦНС: никто не застрахован

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Однако ввиду того, что поражение спинного мозга наблюдается крайне редко, под термином органическое поражение ЦНС подразумевается патология, связанная с нарушением деятельности центров головного мозга. Органическое поражение - процесс необратимый, когда произошла безвозвратная гибель нервных клеток. Считается, что практически все люди (96-99%), независимо от возраста и пола, имеют проблемы с нервной системой, и им можно выставить диагноз «органическое поражение ЦНС». В жизни не раз случаются ситуации, когда то или иное количество нейронов умирает. Однако если утрачено не слишком много клеток, они не отвечали за выполнение жизненно важных функций, их «обязанности» частично могут взять на себя соседние, нивелируя тем самым последствия. В этом случае имеет место легкая степень поражения с малозаметными симптомами.

Органическое поражение ЦНС может быть врожденным и приобретенным. Причиной врожденной патологии являются заболевания, стрессы, перенесенные будущей мамой во время беременности, ее вредные привычки, воздействие токсических и природных факторов. Также к этой группе относятся состояния, возникшие во время родов и в раннем послеродовом периоде. Приобретенные возникают после инсульта, травм, инфаркта головного мозга. при инфекциях, опухолях.

Симптомы органического поражения ЦНС у взрослых и детей

Клиника будет во многом зависеть от количества, локализации погибших клеток и выполняемой ими функции. Симптомы могут быть разнообразными. У взрослых это в первую очередь параличи (полное отсутствие движений) и парезы (снижение силы) в конечностях. Наряду с ними могут проявляться изменение координации движений, снижение зрения и слуха, головные боли, головокружения. Довольно серьезный симптом, говорящий об органическом поражении центральной нервной системы, - нарушение функции тазовых органов (недержание мочи и кала).

Не исключены эпилептические припадки, нарушение сна, быстрая утомляемость, раздражительность, психические нарушения.

На этом фоне может наблюдаться и снижение иммунитета.

У детей органическое поражение ЦНС, особенно врожденное, вызывает намного более серьезные проявления, причем последствия тем тяжелее, чем раньше случилось повреждение клеток мозга. У детей раннего возраста, кроме вышеперечисленных, наблюдаются серьезные задержки в развитии:

  1. Речь . Отмечается позднее развитие речи, бедный словарный запас, а в тяжелых случаях - полное отсутствие речевых навыков: такие детки способны произносить только звуки и некоторые единичные слова
  2. Моторика . Дети с органической патологией ЦНС позже начинают держать головку, сидеть, ходить. Нарушаются произвольные движения: затруднения при самостоятельном приеме пищи, играх, самообслуживании. При грубом поражении велика вероятность того, что ребенок останется лежачим на всю жизнь.
  3. Психика . Об органическом поражении ЦНС у ребенка говорит его плохая успеваемость в школе и детском саду. Параллельно могут возникать и такие проблемы, как нарушение памяти, отставание в развитии, интеллектуальная недостаточность (от легкого снижения интеллекта до дебильности, идиотии, олигофрении), дефекты восприятия окружающего мира, новой информации, невозможность обучения.

Раннее органическое поражение ЦНС

Оно часто обозначается аббревиатурой РОП ЦНС и означает безвозвратную гибель нервных клеток, произошедшую в результате воздействия тех или иных губительных факторов на мозг ребенка в период его внутриутробного развития, родов и в первые дни после них. РОП ЦНС во многих случаях является грозным диагнозом. Иногда повреждение настолько значимое, что это приводит к гибели плода или новорожденного, в других ситуациях остается тот или иной дефект. Из всех органических поражений ЦНС именно РОП оставляет после себя наиболее значимые последствия.

Возможные последствия

Исходы органического поражения мозга можно разделить на три вектора:

поражение цнс у детей раннего возраста
  1. Практически полное выздоровление. Об этом говорят при отсутствии каких-либо заметных дефектов. Человек может вернуться к полноценной жизни.
  2. Проявления, не представляющие опасности для жизни, но в той или иной мере ограничивающие трудовую деятельность и самообслуживание.
  3. Грубые нарушения - человек прикован к постели, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Последствия органического поражения головного мозга зависят от объема, расположения и функции погибших нервных клеток, а также причины, вызвавшей это поражение. Большое значение имеют возраст пациента, своевременная постановка диагноза и правильное лечение.

Методы диагностики

1. Осмотр, оценка движений в конечностях, психического и речевого дефектов. Проводится в участием невролога, психиатра, логопеда, дефектолога.

2. Специальные методы исследования:

  • ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография) сосудов головного мозга
  • компьютерное исследование головного мозга (МРТ, РКТ) дает наиболее полную картину о поврежденных участках мозговой ткани.
  • Лечение органических поражений ЦНС

    К сожалению, восстановить погибшие нейроны практически невозможно, но вполне реально стимулировать деятельность сохранившихся участков мозга, которые в состоянии взять на себя часть утраченных функций. Для этого курсами назначаются:

    1. ноотропы и нейропротекторы (пирацетам, ноотропил, энцефабол, актовегин)
    2. гидролизаты пептидов головного мозга (церебролизин, церебролизат)
    3. сосудистые (трентал, пентоксифиллин).

    Также проводится симптоматическая терапия (противосудорожные, психостимуляторы).

    Но ведущую роль, особенно в детском возрасте, играет психологическая помощь. Такие дети должны обучаться в специализированных коррекционных учреждениях, посещать психолога

    Рекомендуем также прочитать статьи:

    Неорганические поражения центральной нервной системы у детей раннего возраста (от 0 до 2-х лет) (окончание)

    Пазлы: достоинства и недостатки различных видов составных картинок. Какой выбрать пазл для ребенка.

    Гипертензионно-гидроцефальный синдром - один из наиболее часто встречающихся в клинике поражения головного мозга, обусловлен избыточным накоплением спинномозговой жидкости (ликвора) в желудочках мозга и под его оболочками, возникающий в результате препятствия оттоку, избыточного образования и нарушения обратного всасывания ликвора. Для того, чтобы лучше понять суть этого процесса, давайте подробнее остановимся на анатомии (строении) головного мозга и механизмах оттока жидкости из него. Головной мозг человека имеет несколько полостей, называемых желудочками (крупных 4), они соединены между собой и заполнены специальной жидкостью (ликвором), которая вырабатывается особыми структурами - сосудистыми сплетениями из притекающей по артериям крови. Затем ликвор всасывается в венозные сосуды, замещаясь новым. Головной мозг, учитывая его высокую потребность в кислороде, нуждается в усиленном кровоснабжении, поэтому, кровь в него притекает по четырём крупным артериям, и обратно оттекает по венам. Для правильного функционирования головного мозга обязательна хорошая перемещаемость ликвора по желудочкам и между оболочками головного мозга, хорошая всасываемость его в венозную сеть и отток крови из мозга по венам.

    При нарушении в каком-либо звене ликвородинамики затрудняется отток избыточной жидкости, она скапливается в желудочках мозга, расширяя их, между оболочками. Вены переполняются кровью, причём у ребёнка первого года жизни увеличивается не только размер желудочков мозга, но и размер головы. Большой родничок увеличивается в размерах, выбухает, пульсирует, расходится саггитальный шов, но именно это помогает ребёнку долго компенсировать избыточное накопление жидкости.

    Гидроцефалия - это "водянка" мозга, лишняя жидкость. Гипертензия - это повышение давления, возникающее вследствие давления жидкости на вещество мозга. Оба компонента тесно взаимосвязаны между собой, и имеют общее название - "гипертензионно-гидроцефальный синдром".

    Следует отметить, что данный синдром может возникнуть как вследствие органического поражения головного мозга ("механической" закупоркой оттока жидкости опухолью или гематомой), так и неорганического поражения, связанного со снижением сосудистого тонуса, в частности венозного, что приводит к затруднению оттока избыточной жидкости и переполнению желудочков мозга.

    Клинически гипертензионно-гидроцефальный синдром проявляется следующими признаками: дети первого года жизни вялые, слабые, плохо сосут и быстро устают частая рвота "фонтаном" пронзительный плач, больше похожий на стон напряжение, выбухание родничка расхождение черепных швов повышение мышечного тонуса в конечностях, особенно в ногах судороги атрофия зрительных нервов. У детей старше года (с закрытыми родничками) признаки внутричерепной гипертензии могут развиваться очень быстро, проявляются они сильными, приступообразными головными болями, чаще по утрам, с рвотой, не приносящей облегчения. Меняется поведение детей, вначале они беспокойные, их раздражает любой внешний раздражитель (яркий свет, громкий звук и так далее), затем дети становятся вялыми, малоподвижными. Иногда наблюдается фиксированное положение головы, страдальческое выражение лица. На глазном дне отмечаются застойные явления, снижение остроты зрения.

    Необходимо отметить, что у детей любого возраста могут возникать так называемые, транзиторные (преходящие), колебания ликворного давления. Головная боль, тошнота, головокружение и другие симптомы могут быть проявлением как множества функциональных нарушений деятельности головного мозга, так и различных опухолей (как доброкачественных, так и злокачественных), абсцессов, гематом, инфекционных и прочих заболеваний. В зависимости от причин возникновения гипертензионно-гидроцефального синдрома, будет разным и лечение - от медикаментозного, направленного на улучшение оттока жидкости, до хирургического, устраняющего причину окклюзии (закупорки) оттока ликвора.

    Для того, чтобы установить истинную причину гипертензионно-гидроцефального синдрома, необходимо провести комплексное клиническое обследование ребёнка.

    У детей первого года жизни важное значение имеет ежемесячный прирост окружности головы (у детей первого полугодия, в среднем, на 2 см в месяц, у детей второго полугодия - на 1 см в месяц). Для сравнения приведу несколько цифр: нормальная окружность головы у доношенного здорового ребёнка 34-36 см при рождении (обычно у мальчиков на 1-2 см больше, чем у девочек), в 3 месяца - 38-42 см, в 6 месяцев - 42-46 см, в 12 месяцев - 46-48 см, в полтора года - 46-50 см, в 2 года - 48-52 см.

    Здесь необходимо отдельно остановиться на группе детей, у которых окружность головы несколько превышает средневозрастные нормы, и при отсутствии каких-либо признаков поражения головного мозга можно не волноваться. (Дети, перенесшие на первом году рахит. а так же дети, чьи родители имеют такую конституцию - так называемая наследственная макрокрания - необходимо провести дифференциальную диагностику с гипертензионно-гидроцефальным синдромом, и при отсутствии расширения желудочков, не требуется назначения лечения.)

    Для уточнения причины заболевания необходимо провести следующее аппаратное обследование:
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) - метод диагностики внутричерепных поражений с помощью ультразвука, не имеет противопоказаний, обеспечивает высокую точность, может применяться у детей практически с рождения
  • реоэнцефалограмма (РЭГ) - исследует венозный отток сосудов головного мозга, проводится у детей с рождения
  • рентгенография черепа - более информативна при длительно текущем заболевании, чаще используется у детей старше одного года
  • компьютерная томография (КТ) - позволяет максимально точно определить участок окклюзии ликворооттока, размеры желудочков и так далее
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) - определение процессов активности головного мозга с помощью электрических импульсов.
  • Необходимы осмотры такими специалистами, как офтальмолог, невропатолог, психиатр (длительно текущий гипертензионно-гидроцефальный синдром может привести к атрофии коры головного мозга и, впоследствии, к задержке психического, умственного развития), нейрохирург.

    Лечение, в зависимости от причин, вызвавших заболевание, может быть медикаментозным (дегидратационная терапия диакарбом в сочетании с сосудистыми препаратами, массажем и физиолечением) и хирургическим (удаление образования, мешающего оттоку жидкости или, при невозможности провести такую операцию, показано шунтирование желудочков мозга - вставляется шунт - специальная трубочка), с помощью которого ликвор оттекает из желудочков мозга прямо в нижний отдел спинномозгового канала.

    Вернёмся к описанию синдромов поражения головного мозга, так как гипертензионно-гидроцефальный синдром редко бывает изолированным, а часто сочетается с синдромом угнетения или коматозным.

    Синдром угнетения проявляется вялостью, гиподинамией, снижением спонтанной активности, общей мышечной гипотонией, угнетением рефлексов новорождённых, снижением рефлексов сосания и глотания. Данный синдром характеризует течение острого периода перинатальной энцефалопатии и к концу первого месяца жизни обычно исчезает. Но может явиться предвестником отёка мозга и развития коматозного синдрома.

    Коматозный синдром является проявлением крайне тяжёлого состояния новорождённого (по шкале Апгар такие дети имеют 1-4 балла). В клинической картине выражены вялость, адинамия, снижение мышечного тонуса до атонии, врождённые рефлексы не выявляются, зрачки сужены, реакция на свет незначительная или отсутствует вовсе, "плавающие" движения глазных яблок, нет реакции на болевые раздражители. Дыхание аритмичное, с частыми апноэ (остановками), брадикардия (урежение частоты сердечных сокращений), тоны сердца глухие, пульс аритмичный, артериальное давление низкое, отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

    Такое состояние новорождённого требует неотложной терапии и крайне неопределённо в плане развития и здоровья ребёнка.

    Итак, перинатальная энцефалопатия - диагноз, устанавливаемый детям первого года жизни с неуточнённой формой заболевания головного мозга, характеризующийся различными синдромами. Это приводит к нарушению адаптации, а иногда - и к инвалидизации.

    Успех лечения зависит от ранней диагностики и правильно подобранной схемы приёма препаратов.

    Ирина Быкова, irleon2000@mail.ru. детский врач и по совместительству мама двоих детей.

    Nonpsychotic psychic disorders of residual-organic genesis in infants with perinatal defeat of the central nervous system

    The article presents data of nonpsychotic psychic disorders in children 3 years with perinatal perinatal hypoxic-ischemic defeat of CNS. Major syndromes are neuropathic symptoms and residual-organic psychosyndrome.

    Неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения пороков развития, детского церебрального паралича и умственной отсталости, других заболеваний нервной системы. Воздействие патогенных факторов на плод в поздние сроки беременности обусловливает отклонение формирования высших корковых функций [1].

    Нарушения внутриутробного развития плода вследствие, прежде всего, хронической внутриутробной гипоксии, увеличивают риск перинатального поражения ЦНС. И если в первом полугодии жизни нарушения со стороны нервной системы имеют медицинский характер, то в дальнейшем они приобретают социальную окраску, представляя угрозу физическому и психическому здоровью [2-7].

    Важной задачей, стоящей перед специалистами, работающими в области перинатальной медицины, является создание системы прогноза, ранней диагностики, разработки унифицированных программ профилактики, лечения и реабилитации детей в неонатальном периоде и последующие периоды жизни [1, 8, 9].

    С возникновением и улучшением репродуктивных, плодосберегающих и неонатальных технологий наблюдается учащение рождения детей с перинатальной патологией. Кроме того, и сами технологии могут становиться источниками рождения детей с инвалидизирующей патологией [1, 8].

    Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о росте числа пограничных нервно-психических расстройств в самых разных группах населения мира. По данным экспертов ВОЗ, до 20% детей во всём мире имеют проблемы психического здоровья. Ведущее место среди детско-подростковой пограничной патологии занимают непсихотические психические расстройства резидуально-органического генеза [15, 16, 17].

    Знание клинических характеристик начальных проявлений психических расстройств, обусловленных перинатальной патологией, позволяет выделить группу риска для проведения специальных реабилитационных мероприятий с первого года жизни, «у истоков болезни» [11-13].

    Современная парадигма биопсихосоциального подхода к диагностике, терапии и реабилитации утверждает, что оказание психиатрической помощи требует более интенсивного развития внебольничных, консультативно-лечебных видов помощи, включающих полипрофессиональный и межведомственный подход, с опорой на первичные звенья общесоматической службы. К сожалению, несмотря на многочисленные исследования [12, 14, 16, 17, 19, 20, 22], недостаточно изученным остается вопрос влияния перинатального поражения ЦНС на последующее психическое развитие ребёнка в раннем возрастном периоде. Наблюдение, диагностика и терапия детей до 3-х лет с указанной патологией осуществляется преимущественно педиатрами с учетом диагностических критериев специальности. Как следствие, нередко недостаточное понимание механизмов возникновения нервно-психических нарушений на данном этапе онтогенеза, их трактовка с соматологической позиции и малоэффективная терапия.

    Цель исследования заключалась в установлении характера психических расстройств у детей раннего возраста, перенесших перинатальное поражение ЦНС лёгкой и средней степени тяжести. Настоящее исследование было выполнено на базе ФГБУ Уральский НИИ ОММ МЗ РФ (директор – д.м.н. проф. Ковалёв В.В.). Комплексному исследованию подверглись 153 ребенка обоего пола в возрасте 3-х лет. Отбор детей производился методом случайной выборки.

    К критериям включения в исследование были отнесены: 1. Доношенные дети в возрасте 3-х лет, перенесшие ППЦНС гипоксически-ишемического генеза лёгкой и средней степени тяжести. 2. Доношенные дети в возрасте 3-х лет без указаний на церебральную патологию перинатального периода. 3. Общий интеллектуальный показатель выборки не ниже среднего в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными С.Д. Забрамной и О.В. Боровиком [20], и показателями субшкалы Д. Векслера (рисуночный тест, адаптированный для детей от трёх лет). Из исследования исключались дети, имеющие патологию органов слуха, зрения, ДЦП, умственную отсталость, синдром РДА (раннего детского аутизма), дегенеративные заболевания ЦНС, внутриутробные пороки развития (ВПР), TORCH-ассоциированные инфекции, врождённый гипотиреоз, эпилепсию.

    Оценка степени перинатального поражения ЦНС проводилась на основании «Классификации перинатальных поражений нервной системы у новорожденных детей» (2000), принятой Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины (РАСПМ). Клиническая интерпретация и дифференцированный диагноз психических нарушений классифицируются в соответствии с синдромальной схемой перинатальных повреждений ЦНС (МКБ-10,1996, РАСПМ, 2005).

    Основную группу составили 119 детей, имевших на момент начала исследования признаки резидуально-органической церебральной недостаточности перинатального генеза. Взятые под наблюдение дети были разделены на 2 подгруппы: в 1 подгруппу были включены 88 детей, имевших психические расстройства в 3-летнем возрасте 2 подгруппу составил 31 ребёнок без психических расстройств в возрасте 3-х лет. Контрольная группа включала в себя 34 ребёнка в возрасте 3-х лет, родившихся здоровыми без психических расстройств.

    Методы исследования

    Клинический метод исследования являлся основным и включал клинико-анамнестическое, клинико-психопатологическое и клинико-катамнестическое исследование по специально разработанной карте обследования, включая анкетирование родителей. Исследование детей проводилось путём осмотра и их опроса, сбора данных у родителей и ближайших родственников. Тестирование детей проводилось на основании согласия родителей в 9-10 часов утра, не более 1 часа с учётом психофизиологических особенностей данного возраста.

    Помимо оценки неврологического статуса учитывалось психомоторное и речевое развитие детей. Психический статус оценивался на основании клинического осмотра психиатра и психологического блока исследований с согласия родителей.

    В диагностике использовались не только диагностические рубрики МКБ-10, где игнорируется динамический принцип оценки состояний, но и отечественные принципы определения клинической картины и течения, а также прогноза болезни, используемых в психиатрии. Оценка психического здоровья, психомоторного и речевого развития проводилась детским психиатром и, при необходимости, логопедом.

    Статистическая обработка результатов исследования была выполнена с помощью программного пакета Microsoft Excel 7,0 для Windows 98 «STATISTICA 6» (определяли М – математическое ожидание (арифметическое среднее), стандартное отклонение по выборке, ошибку средней арифметической - m). Для оценки достоверности различий между группами использовали критерии Стьюдента для независимых выборок с поправкой на различие дисперсий (различия средних считались статистически достоверными, если уровень значимости не превышал 0,05 при P ≥ 0,05 различия отвергались) [20, 21].

    В ходе настоящего исследования был проведен анализ биологических факторов, оказывающих влияние на возникновение нервно-психических нарушений у 119 детей раннего возраста. При этом удалось установить специфические особенности онтогенеза детей, перенесших ПП ЦНС гипоксически-ишемического генеза лёгкой и средней степени тяжести в исследуемых группах. Все дети родились доношенными в ФГБУ НИИ ОММ МЗСР РФ и родильных домах г. Екатеринбурга, среди них 73 девочки (47,7%, n=119) и 80 мальчиков (52,3%, n=119).

    В начальной стадии исследования были установлены корреляционные взаимосвязи малой и средней силы между психическими расстройствами у детей и перинатальными факторами (р<0,0001). К ним были отнесены: внутриутробная гипоксия r=0,53 сочетанная (внутриутробная и интранатальная) гипоксия средней степени тяжести – r=0,34 гипоксически-ишемическое поражение ЦНС лёгкой степени тяжести r=0,42 гипоксически-ишемическое поражение ЦНС средней степени r=0,36.

    поражение цнс у детей раннего возраста

    В дальнейшем был проведен анализ частоты и структуры жалоб родителей, предъявляемых в связи с состоянием здоровья их детей в возрасте 3-х лет в изучаемых подгруппах. Данные представлены в таблице 1.

    Таблица 1.

    Частота и структура жалоб родителей в связи со здоровьем и поведением их детей в возрасте 3-х лет в изучаемых группах

    Основные симптомы и синдромы поражения нервной системы у детей раннего возраста

    Основные симптомы и синдромы поражения нервной системы у детей раннего возраста

    Менингеальный синдром. Клинические симптомы, которые возникают при поражении мозговой оболочки (воспалительного и невоспалительного генеза), образуют менингеальный синдром.

    К наиболее частым признакам относятся следующие:

    - Головная боль (у детей раннего возраста он проявляется монотонным криком), головокружение

    - Тошнота, рвота. не связанные с приемом пищи

    - У маленьких детей - выбухание, напряжение большого родничка, у здорового ребенка ощущается его пульсация

    - Общая гиперестезия (повышенная чувствительность) - безболезненный прикосновение к коже ребенка сопровождается плачем, криком.

    При поражении мозговых оболочки невоспалительного генеза развивается синдром менингизма. Это обусловлено недостаточностью гематоэнцефалического барьера.

    Енцефаличнин синдром. Поражение головного мозга при всем многообразии клинических проявлений имеет ряд общих черт:

    - Общеинфекционные симптомы - лихорадка, изменение картины крови

    - Общемозговые симптомы - отек, гиперемия, гиперсекреция спинномозговой жидкости, нарушение сознания, нередко возбуждение, эпилептические припадки, подергивания мышц, при тяжелом течении - угнетение рефлексов, нарушение сердечной деятельности и дыхания

    - Очаговые симптомы различной степени выраженности, которые зависят от локализации пораженных участков мозга (двигательные, чувствительные, речевые расстройства и др.)

    - Менингеальные симптомы, которые почти всегда сопровождают энцефалит.

    Синдром двигательных нарушений.

    Вследствие поражения различных участков двигательных отделов центральной или периферической нервной системы возникают парезы (ослабление движений) или параличи (отсутствие движений). По локализации поражения разделяют на:

    - Центральные (спастические), сопровождающихся повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, появлением патологических рефлексов и снижением или отсутствием кожных рефлексов

    - Периферические (атонические, вялые), которые сопровождаются снижением или отсутствием тонуса мышц, сухожильных-периостальных рефлексов, атрофией мышц, может наблюдаться фибриллярные дрожание мышц.

    Гиперкинезы (непроизвольные, неритмичные, разнообразные, некоординированные движения конечностей в крупных суставах) разделяют на следующие разновидности: атетоз, тик, тремор. Гиперкинезы являются результатом нарушения функции стриарной системы, которая отвечает за мышечный тонус. Они отмечаются при органических поражениях мозга, хореи, гиперкинетической форме детского церебрального паралича.

    Синдромы нарушения сознания включают сомнолентность, ступор, сопор и кому.

    Сомнолентность - постоянная вялость, сонливость, но сон наступает на короткие периоды, поверхностный. Вместо плача и крика тихий стон, реакция на уход матери незаметна, ребенок слабо реагирует на осмотр и пеленание. Кожная чувствительность и сухожильные рефлексы снижены.

    Ступор - состояние оцепенения, из которого больной выходит тяжело, после энергичного беспокойства. Рефлексы снижены.

    Сопор - глубокий сон, ошеломленность, ребенка невозможно разбудить. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются трудно и не постоянно. Реакция на боль невнятная. Сохраненные зрачковый, роговичный рефлексы, глотания.

    Кома - выключение сознания с полной потерей восприятия окружающего мира и самого себя. Выделяют три степени выраженности (стадии).

    Судорожный синдром . Является одной из наиболее частых признаков поражения нервной системы. Судороги - это внезапные приступы непроизвольных, кратковременных сокращений мышц со обморочные или сохраненной сознанием.

    Судороги бывают :

    - Клонические - непроизвольные подергивания мышц (начинаются с мышц лица, постепенно переходят на конечности и туловище)

    поражение цнс у детей раннего возраста

    - Тонические - непроизвольное напряжение мышц без подергивания (классический пример - опистотонус при столбняке)

    - Тонико-клонические - сначала голова откидывается назад, верхние конечности сгибаются в суставах, нижние вытягиваются (это тоническая стадия). После этого наступает кратковременная остановка дыхания, которая сменяется глубоким вдохом. Это является началом клонической стадии, которая проявляется подергивание мышц лица, конечностей, шумным дыханием.

    Самые интересные новости

    Источники:
    kozdor.ru, www.7ya.ru, pmarchive.ru, nmedicine.net

    Следующие материалы:


    26 сентебря 2020 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения