Журнал о здоровье детей

Оказание помощи детям инвалидам в развитии их творческих способностей



Оказание помощи детям инвалидам в развитии их творческих способностей

Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа 75

Программа деятельности клуба общения «Ульт­рамарин» [2] разработана, апробирована и адаптиро­вана автором данной статьи в течении 2007—2010 гг. на базе ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва» г. Москвы и является частью комплексной программы по коррек­ции и развитию детей, проблемами которых занима­ется ЦЛП и ДО. В 2010 году программа стала победи­телем 1-го открытого Всероссийского конкурса на лучшее социально-психолого-педагогическое сопро­вождение детско-юношеских общественных органи­заций/объединений «Общественные организации обучающихся и воспитанников в системе российско­го образования». в номинации «Специальные (кор-рекционные) образовательные учреждения для обу­чающихся, воспитанников с ограниченными возмож­ностями здоровья».

Цели работы клуба:

интеграция детей-инвалидов и их семей в общество

реализация комплексного подхода в оказании по­мощи детям-инвалидам и их семьям, детям с особен­ностями в развитии, их социальная адаптация, форми­рование системы целей и ценностей, способствующих самореализации личности

формирование толерантного отношения у обще­ства к детям и подросткам с особенностями разви­тия.

Задачи: развитие коммуникативных навыков и творческих способностей участников формирова­ние активной жизненной позиции оказание помо­щи детям и подросткам с явлениями психолого-пе­дагогической и социальной дезадаптации, обус­ловленной наличием у них различных заболева­ний или отклонений в развитии обучение знани­ям, умениям и навыкам адаптивных коммуника­ций создание ситуации успеха развитие толе­рантности у здоровых детей и подростков к детям с особенностями развития расширение границ об­щения и взаимодействия у всех групп детей и под­ростков.

впервые в психолого-социальной реабилитации инвалидов внедрен и адаптирован принцип секто-ральности в структуре кадрового взаимодействия Клуба общения, разработанный ГУ ЦЭПП МЧС России для оказания помощи в экстренных ситуаци­ях [1] [4]

впервые в социально-психологической реабилита­ции уделено такое важное значение темпу и ритму де­ятельности в проведении занятий [2]

закреплена традиция завершать заседания клуба общения песней в кругу под гитару по тематике заня­тия [там же].

Участники клуба

Занятия клуба посещают дети и подростки с огра­ниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 18 лет и их семьи. Цель занятий для данной кате­гории участников — самоактуализация, самораскры­тие, личностный рост и интеграция в общество. Вто­рой группой участников являются обычные дети и подростки, а также так называемые «гости» (педаго­ги, психологи, руководители, журналисты и т. д.). Гости взяты в кавычки, поскольку на заседаниях клу­ба общения все являются участниками, зрителей не бывает. Это — одна из основных идей нашего клуба, так как такой подход позволяет максимально при­близить занятия к главной цели существования Клу­ба общения — интеграции инвалидов в общество. Обычные дети и подростки и так называемые «гос­ти» являются для инвалидов опорой и помощниками во время занятий, одновременно становясь участни­ками процесса общения, учатся проявлять, пережи­вать чувства, и, как результат, — изменяется их отно­шение к своему окружению, формируется толерант­ность к детям-инвалидам. Таким образом, происхо­дит оздоровление, пусть не большой, но части всего общества.

В зависимости от уровня развития и состояния де­тей и подростков с ОВЗ — участников клуба, занятия проходят в малых или больших группах. Это позволи­ло выделить среди основных форм работ с малыми и с большими группами. Продолжительность занятия от 30 минут до 1 часа.

В качестве примера занятия Клуба приведем про­грамму тренинга «Вместе дружная семья!» (Автор-составитель педагог-психолог М. Г. Юдин)

Тренинг проводится в группах, созданных по за­просу для корректирования детско-родительских от­ношений, семейных отношений. Рекомендованное число участников 15—20 человек.

Организация пространства

Пространство делится на секторы (например, четыре). В центре каждого сектора стол. Вокруг стола стулья для участников и место для инвалид­ной коляски. Столы располагаются по кругу. За каждым сектором закрепляется соведущий (глав­ная задача которого — организация активной дея­тельности своего сектора) и несколько волонтеров (их задача — совместная деятельность с детьми с особенностями здоровья) помощники, отвечаю­щие за раздаточный материал. В центре — главный ведущий.

Тема, цель, задачи (1—3 мин) (Слово ведущего)

Приветствую всех собравшихся на открытом засе­дании клуба общения. Тема сегодняшней встречи: «Вместе дружная семья».

Цель: развитие коммуникативных навыков и се­мейного взаимодействия.

Задачи: приобретение навыков межличностного взаимодействия развитие воображения повышение самооценки совместномое семейное изготовление тряпичной куклы-оберега.

Правила проведения тренинга (1—2 мин) [1].

Цель: создание рабочей и безопасной атмосфе­ры.

Конфиденциальность. Обеспечение чувства бе­зопасности.

Обращение по имени на Вы (все участники обращаются друг к другу по имени и на Вы), это со­здает доверительную комфортную атмосферу тре­нинга.

Правило одного микрофона (один говорит, а ос­тальные слушают). Это правило организует и обеспе­чивает качество взаимодействия участников тренин­га.

Правило обязательного участия. Это помогает стеснительным и замкнутым участникам настроить себя на работу.

Процедура знакомства

Цель — установление доверительных отношений. Снятие напряжения. Создание ощущения единства, принадлежности к группе.

Упражнение «круг знакомств»: все подбрасывают мяч с помощью круга из ткани (одновременно растя­гивая круг) вверх и называя имя одного из участников. И так далее по кругу, пока все не познакомятся (2 мин).

Упражнение «комплимент».

Дополнительная цель — приобретение навыков межличностного взаимодействия. На спину участни­кам, стоящим спиной друг к другу, закрепляется одно­разовая бумажная тарелка. Каждый участник пишет не тарелке комплимент (3—5 мин).

Творческая мастерская (Время проведения 20 ми­нут)

Изготовление куклы-закрутки «Нянюшка» [3] Цель — прививать уважение к культуре своего на­рода, к традициям семьи, через знакомство родителей и детей с народной игрушкой.

Задачи: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы, выделить ее достоинства, научив из­готовлять традиционную куклу-закрутку.

Материал и оборудование — белая ткань размером 60 на 60 см (1 шт.) и 30 на 30 (1 шт.) на каждого участ­ника. Хлопчатобумажные или шерстяные нитки, лос­кут цветной ткани для одежды, косынка. Отделочный материал: декоративная тесьма (2—4 шт. по 10 см), уз­кие ленты (2 шт. по 20 см), кружева.

Ход занятия

Рассказ ведущего: «А теперь я хочу познакомить вас с историей и техникой изготовления куклы-за­крутки «Нянюшка». Исторически изготовление рус­ских обрядовых кукол всегда была делом семейным. Папа и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, точили игрушки, привлекая к делу своих де­тей, с ранних лет приучая их к рукоделию, усердию и терпению. В играх с куклами дети учатся общаться, творить, фантазировать учатся быть внимательными и добрыми. Ведь куклы — не только игрушки, но и близкие друзья. Известны народные куклы трех ви­дов: обереговая, обрядовая, игровая.

Отличительная особенность обереговой и обря­довой кукол — отсутствие лица они изго­тавливаются без помощи иглы и ножниц (жизнь ре­бенка должна быть без разрезов и проколов, цель­ной и счастливой). Кукла без лица считалась недо­ступной для вселения в нее злых, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Она должна бы­ла принести ребенку благополучие, здоровье и ра­дость. Тщательно подбирались ткани и нитки для будущей куклы. Первую куклу ласково называли «Нянюшка». Давайте и мы с вами попробуем ее сде­лать. У всех на столах есть необходимый материал для изготовления этой куклы».

Технология изготовления

Берем льняную ткань 60 на 60 (1 шт.) и сворачи­ваем в плотную трубочку, закрепляем нитками.

2Кладем трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани 30 на 30, лежащую по диагонали. Пере­гибаем по диагонали ткань и закрепляем голову, пере­вязывая ниткой. Ручки и талию также перевязываем ниткой. Получилась белая кофточка, которую можно украсить ленточками или тесьмой.

Детские конкурсы и поддержка детей - инвалидов

Основные задачи Союза Веста

  • Защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни.
  • Реабилитация и интеграция инвалидов в общество. Организация условий, позволяющих инвалидам-специалистам, студентам, аспирантам и другим членам отделения, заниматься творческой деятельностью. Трудоустройство на работу инвалидов.
  • Содействие инвалидам в реализации их законодательно установленных прав, льгот и преимуществ, в получении медицинской помощи, образования, улучшении материальных, жилищных и бытовых условий жизни и в развитии творческих способностей.
  • Сбор средств и получение доходов для финансирования адресной помощи инвалидам, выделения бесплатных путевок в санатории, организация льготного торгового обслуживания инвалидов и т.д.
  • Организация праздников для инвалидов, вручение подарков, поздравительных открыток. Организация культурного отдыха для инвалидов и членов их семей.
  • Развитие международных контактов и связей инвалидов. Осуществление внешнеэкономической и иной, не противоречащей закону, деятельности, направленной на обеспечение уставных целей, задач и программ.
  • Представление и защита гражданских, экономических и социальных интересов инвалидов и членов их семей. Содействие в социальной и медицинской реабилитации инвалидов. Привлечение средств массовой информации к освещению проблем и достижений инвалидов.
  • Создание подразделения, занимающегося реабилитацией детей-инвалидов, которым не исполнилось 18 лет и оказание помощи в его деятельности.
  • Благотворительная деятельность в отношении инвалидов, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
  • Обращение президента РФ

    Наша задача создать полноценные комфортные условия для жизни инвалидов, создать такую развитую систему реабилитации, чтобы граждане с ограниченными возможностями могли быть включены в полноценную жизнь. В конечном счёте необходимо просто в корне изменить отношение к таким людям в обществе.

    Президент России Владимир Путин

    Мы приглашаем инвалидов и их родителей вступить в наш союз . вместе мы сможем помочь друг другу и совместными усилиями перешагнуть через любые трудности . Отправить заявку на регистрацию Вы можете с помощью нашего сайта.

    Основным преимуществом является возможность вести удаленную работу используя Интернет. С помощью компьютерных программ мы сможем организовать совместную деятельность для всех желающих: помочь найти работу, зарабатывать деньги, бесплатно принимать участие во всех наших конкурсах и проектах . Всем вступившим по мере возможности будет оказываться различная материальная помощь .

    Союз Веста проводит различные детские конкурсы (конкурсы рисунков, фотоконкурсы). Основной целью данного проекта является организация фонда оказания финансовой помощи инвалидам, т.е часть средств идет на призы победителям, а другая - на поддержку детей инвалидов и их родителей . Принять участие очень просто . Будем рады видеть Ваши работы в нашей галерее! Дети - инвалиды участвуют бесплатно !

    Все работы будут выставляться на выставках в г. Москве

    Принцип взаимопомощи (конкурс гуманитарной помощи)

    Наша система обмена материальными благами позволяет всем желающим оказать помощь детям инвалидам и их родителям. Организации и частные лица могут на добровольной основе оказать помощь Cоюзу Веста путем отправки любых товаров или предоставления различных услуг. Чтобы наградить лучшие предложения по отправке гуманитарной помощи будет проводится специальный конкурс среди инвалидов. Победители получат призы и специальные сертификаты. Мы постараемся оповестить всю аудиторию нашего интернет проекта об этом добром поступке. Каждая мелочь может изменить жизнь человека!

    Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно – прикладного искусства.

    Много веков назад древнегреческий ученый и философ Протагор сказал Человек - лира всех вещей. Прошли века, но актуальность его слов стала еще острее. О гуманности человеческого общества правомерно судят по его отношению к наиболее слабым и уязвимым своим согражданам - детям, старикам, инвалидам. В 1991 году Российской Федерацией ратифицирована Декларация ООН О правах умственно отсталых лиц и О правах инвалидов, признавшие необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей, предоставления им возможностей активного участия в жизни общества и индивидуальности. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего возраста каждому ребенку, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В судьбах именно этих детей такие свойства личности, как активность, самостоятельность, способность к творчеству, могут сыграть решающую роль. В жизни детей с ограниченными возможностями именно творчество и творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка и его творческой активности, как важнейшего свойства личности.

    Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях я могу получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов знакомств с ребенком. Особенно с детьми с ограниченными возможностями. Даже порой не зная заболевания ребенка, через рисунок могу определить его заболевание и его психическое состояние, могу выявить, к какому типу психического развития относится ребенок и подобрать в связи с этим, те методы и формы работы, которые помогут ему в развитии способностей.

    Целью моей работы является влияние художественной деятельности на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями, посредством декоративно-прикладного искусства.

    Работая с детьми, я часто использую методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, я учусь понимать их и оказывать им помощь.

    Работая на протяжении многих лет с детьми с ограниченными возможностями, мною был сделан вывод, что дети с отклонениями в физическом и психическом развитии могут развивать свои творческие способности, в области изобразительного искусства. Поэтому подтверждением является достижения таких детей на районных, городских, областных, всероссийских и международных выставках.

    Изучив психические особенности детей с ограниченными возможностями, я разработала программу по изобразительному искусству Я рисую, которая способствует развитию познавательных процессов и эстетических чувств через приобщение к изобразительному искусству. Программа дает возможность легче переживать свой недуг, адаптироваться в среде сверстников и, конечно же, получить дополнительные знания по изобразительному искусству и развивать свои творческие способности. У детей с нарушением физической и психической деятельности, (при работе карандашом, кистью и другими художественными средствами), развивается моторика, и они могут овладевать изобразительной деятельностью, развивать креативность. Дети много рисуют по представлению, на темы, которые запланированы в программе (Стильная осень, Состояние погоды, Мой край и т.д.), учатся фантазировать, представлять и изображать это на бумаге. Много уделяется внимания абстрактному мышлению, как например, рисование кляксами, цифрами, монотипия. Эти темы дают ребёнку возможность развить фантазию и воображение. На занятиях используются разные формы и методы для развития творчества, так как дети с разными формами психического развития занимаются вместе, то занятия строятся так, чтобы больше уделялось внимание индивидуальной работе. Например, Ильченко Валерия тревожный ребёнок, поэтому часто приходится подходить к ней, поощрять, хвалить, помогать, а так как она очень медленно работает, то приходится давать ей дополнительное время на композицию, чтобы её закончить. А вот Шафоростов Александр - гипер - активный ребёнок, он делает всё быстро и небрежно, ему достаточно нескольких минут, чтобы закончить работу. Поэтому ему уделяется тоже много внимания, часто приходится напоминать об аккуратности, чтобы он не торопился, приводить в пример других ребят, а иногда даже помогать исправлять ошибки. При построении занятий с детьми с ограниченными возможностями используются игровые формы, которые расширяют кругозор, развивают речь. Необходимо вносить в жизнь ребенка, положительные эмоции, строить свою работу так, чтобы действию сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое слово, и поощрение. Следует использовать на занятиях не только вербальный подход, но и наглядные средства, вовлекать детей в практическую деятельность, развивать творческий подход к своим работам. Все задания должны быть доступны, но каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего, пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности. Например, на первом задании дети рисуют композицию Стильная осень. Они разрабатывают осенний пейзаж, который видели, и проблем в исполнении нет. А на втором занятии они рисуют образ Поздняя осень, затем Зима и т.д. Здесь каждый подходит творчески. Кто это - девушка, женщина, старуха? Какой у нее характер, во что она одета. У каждого получается свой образ, своё отношение к осени, зиме. Так, работая кистью и карандашом, ребята развивают свои творческие способности, познают радость в преобразовании обычного восприятия в свое художественное произведение.

    Для выявления роста творчества использую диагностику креативности мышления Дорисуй рисунок, модифицированную методику Лесенка В.Г.Шур предназначенную для исследования уровня самооценки детей школьного и дошкольного возраста. (Приложение 1)

    Таким образом, изучив опыт педагогов и обобщив свой опыт работы, я делаю выводы, что выбранные мной формы и методы художественной деятельности развивают творческие способности детей, свободное общение, участие в праздниках, конкурсах, выставках и т.д. В заключении хочется сказать, что дети всегда остаются детьми, и конечно, важно, чтобы им было интересно делать то, что мы им предлагаем.

    1 Баль, Л.В. Барканова, С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков/ Л.В.Баль, С.В.Барканова. // ВЛАДОС. - М.2003.

    2 Монина, Т.Б. Развитие познавательных процессов и эстетических чувств, через приобщение к изобразительному искусству/ Монина Т.Б //Дополнительное образование. 2002. №5.

    3 Симонгорвский, А.Э. Развитие творческого развития детей/ Симонгорвский, А.Э// Ярославль. 1991.

    4 Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых/ Лютова Е.К// - М. 2000.

    Приложение 1

    Материал:

    на стандартном листе бумаги нарисована лесенка из 7-ми частей. Средняя (4-ая ступень) - шире остальных.

    Инструкция:

    перед тобой лесенка со ступеньками. На нижних ступеньках находятся непослушные, неуспевающие дети (чем ниже, тем хуже) а на верхней - хорошие, послушные, успевающие (чем выше, тем лучше). На средней ступеньке - дети неплохие и не хорошие. Просим показать, на какую ступеньку обучающийся поставит себя, объясняет, почему.

    при анализе рисунка принимается во внимание положение на лесенке, выбранное самим ребенком, и то, как он объясняет свой выбор. Данную информацию сопоставляем с данными наблюдениями и беседой с ребенком.

    Рекомендации о развитии творческих способностей детей-инвалидов, их профессиональной ориентации и профессиональном обучении

    Среди них:

  • анатомия,
  • физиология,
  • психофизиология,
  • кинезиология (наука о двигательных возможностях человека), нейропсихология,
  • самые разные теории движения и танца,
  • психология и т.д..
  • Т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

    Порядок и условия льготного налогообложения и материально-технического обеспечения нанимателей, применяющих труд инвалидов, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

    Статья 28. Условия труда и отдыха инвалидов

    Работающим инвалидам нанимателем создаются необходимые условия труда и отдыха в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

    Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им в соответствии с медицинским заключением.

    Инвалидам I и II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, а продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать семи часов.

    Источники:
    psyjournals.ru, www.vestaunion.ru, www.ddt-prk.edu.ru, sch3.baranovichi.edu.by

    Следующие материалы:


    13 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения