Журнал о здоровье детей

Лечение задержки психоречевого развития у детей



Лечение задержки психоречевого развития у детей

Задержка психоречевого развития у детей

Для каждой мамы важно, в первую очередь, чтобы ее ребенок был здоров и полноценно развивался. Но бывает, что родители начинают замечать некоторые отклонения. Поначалу они списывают это на индивидуальные особенности развития ребенка. Но если врач говорит о психоречевом отставании, тогда нужно срочно принимать меры. При этом родители должны понимать: грамотный подход позволит исправить ситуацию. Тем более, что сегодня задержкапсихоречевого развития у детей поддается лечению.

В чем проявляется задержка психоречевого развития?

Сразу стоит отметить, что задержка психоречевого развития – это не самостоятельное заболевание. Таким образом проявляется какое-либо нарушение работы головного мозга. И чем раньше будет выявлена эта патология, тем лучше.

Симптомы психоречевой задержки в развитии у ребенка:

1. В 4 месяца ребенок не реагирует эмоционально на жесты взрослых, не оживляется, когда к нему обращается его мамочка.

2. В 8-9 месяцев у малыша нет лепета (ба-ба, па-па и подобное), в год ребенок на редкость тихий.

3. В полтора года ребенок не произносит простых слов – дай , мама или не понимает своего имени, не выполняет простые просьбы – сядь , иди сюда .

4. Полуторагодовалый ребенок испытывает трудности с жеванием или сосанием.

5. Ребенок в два года оперирует единичными отдельными словами, не пытаясь повторять новые.

6. В 2,5 года имеет очень скудный словарный запас, то есть произносит меньше 20 слов. По просьбе не показывает предмет, который ребенку называют.

7. В 3 года малыш говорит так, что лишь родные с трудом его понимают. Речь слишком быстрая с заглатыванием окончаний или же, напротив, слишком медленная.

8. В три года речь ребенка состоит из фраз из книжек или мультиков, не оперирует собственными предложениями.

9. Рот ребенка любого возраста все время приоткрыт, без явных причин наблюдается повышенное слюноотделение.

Медики подчеркивают, что задержка психо-речевого развития связана с нарушением работы зон головного мозга, которые отвечают за интеллектуальные способности и речь.

И чем раньше это будет установлено, тем быстрее можно приступить к лечению.

Лечение – только с врачом

Лечение психоречевого развития нельзя проводить самостоятельно – только комплексный подход, разработанный совместно с невропатологом, логопедом, остеопатом. После полного осмотра врачи назначат как лекарственные средства, например, ноотропные препараты, влияющие на функции головного мозга, так и разработают систему занятий с ребенком.

Есть и сложные методики лечения. В частности, транскраниальная микрополяризация. Этот метод основывается на воздействии слабой силы тока на ткани головного мозга (поскольку именно недоразвитие отдельных зон мозга приводит к плохой речи). Бояться не стоит: применяемая при процедуре сила тока в 10 раз меньше той, которая используется, например, при такой простой физиотерапевтической процедуре, как электрофорез.

Бывает также, что психоречевое развитие нарушается, потому что малышу попросту не уделяют должного внимания. А ведь с ним нужно постоянно заниматься, общаться, разъяснять, что к чему. Любите ребенка, не уставайте с ним заниматься и изменения в лучшую сторону не заставят себя ждать!

Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться?

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые - сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!

И вторая группа родителей - это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе.

Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова где мишка? - повернуть голову к мишке, а на просьбу дай руку - протянуть руку.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме л, р и шипящих, задавать вопросы где?, куда?. Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные - большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом - пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь - то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос хочешь конфетку? ребёнок отвечает хочешь вместо хочу - это уже отклонение в развитии.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.

Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) - мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).

Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит малышковым языком. Словами считаются не только полноценные мама и папа, но и би-би вместо машина, кар-кар вместо ворона, и куп-куп вместо идём купаться. Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны камани - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов (ки - киска, носки, кинуть).

Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде мама дё куп-куп (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.

Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.

лечение задержки психоречевого развития у детей

Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например мама или дай он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа иди сюда, сядь.

Задержка психоречевого развития

Задержка психоречевого развития (ЗПРР)

Многих родителей волнует вопрос :

"Почему дети отстают в развитии? Как выявить ЗПРР и чем лечить?".

Когда ребенок должен начать говорить?

  • В 1 год ребенок должен произносить до 10 облегченных слов и знать названия нескольких предметов.
  • В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов.
  • В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, правильно произносить практически все буквы, кроме "л", "р" и шипящих, задавать вопросы "где?", "куда?".
  • В 3 года ребенок должен говорить предложениями объединенными по смыслу.
  • Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

    Все индивидуальные особенности укладываются не более чем в 2-4 месяца. Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами - это замедление темпов речевого развития.

    Если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам!

    В чем же причина Задержки речевого и психического развития?

    Повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия) - очень распространенное и коварное заболевание, часто затаившись на некоторое время, вдруг обостряется и вызывает у ребенка новые проявления болезни, в том числе ЗПРР.

    Родовая травма - чаще всего так называют повреждение головного мозга в результате тяжело протекающих родов (преждевременные, стремительные, с обвитием пуповины вокруг шеи и т.д.).

    Перинатальная патология ЦНС - в эту группу объединяют повреждение головного мозга различными факторами, начиная от внутриутробной инфекции и угрозы прерывания беременности, заканчивая недостатком кислорода до и во время родов.

    Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи?

    Дефектологи - занятия можно начинать с 2х лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику.

    Логопеды - помогают "поставить" звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

    Неврологи - лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.

    Самые распространенные ошибки:

    К сожалению, многие родители считают, что задержку развития "лечат" логопеды, но логопеды - это фактически учителя. Они лишь учат ребенка - как правильно говорить различные звуки. Именно поэтому большинство логопедов ждут сознательного возраста (4-5 лет) и лишь потом начинают заниматься с ребенком.

    лечение задержки психоречевого развития у детей

    К 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, может сформироваться задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). А ожидание без лечения 5-летнего возраста, часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

    Под воздействием различной нагрузки (даже не большой: прививки, детские инфекции умственная нагрузка, высокая температура) гидроцефалия обостряется и приводит к появлению новых симптомов: таких как, головные боли, носовые кровотечения, истерики, нарушение сна, снижение памяти и интеллектуальных способностей, высокая отвлекаемость, агрессия и т.д.

    Независимо от причины которая привела к повреждению головного мозга исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени "пострадали" зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

    Какие существуют методы лечения задержки речевого развития (ЗПРР)?

    Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются "активным питанием" и "строительным материалом" для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты "подхлестывающие" деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются только врачом-неврологом.

    Электрорефлексотерапия - позволяет выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию - основную причину задержки речевого развития (ЗПРР).

    Для лечения задержки психо-речевого развития оптимальным является комплекс процедур:

    электрорефлексотерапия + логопед-дефектолог + лекарственная терапия.

    Задержка речевого развития: помогите малышу научиться говорить

    Личность ребёнка начинает формироваться с первых месяцев его жизни и зависит не только от физических данных и условий жизни малыша, но и от такой важной формы познания мира, как речь и общение.

    Речь не является врождённым свойством человека, а передаётся от воспитателей (сначала членов семьи, затем друзей и учителей) и развивается, постепенно усложняясь. Обучить своё дитя речевым навыкам, раскрыть его потенциал общения и помочь овладеть родным языком — обязанность каждых родителей.

    Развитие речи опирается на три главных компонента: органы речи, особенности психики и процесс обучения. И проблемы могут касаться каждого из них.

    Содержание статьи

    Что такое темповая задержка речевого развития

    Нормальный ход формирования речи протекает с одинаковыми стадиями у всех детей, индивидуальные отличия могут быть во времени перехода от одной стадии к другой. Значительное отставание малыша в речи становится отчётливо заметно лишь к 3-4 годам, когда становится сложно скорректировать недостатки, так что чем раньше вы распознаете симптомы, тем легче будет справиться с проблемой.

    В задержке речи малыша можно заподозрить не только по его ошибкам, но и по нежеланию общаться, признакам непонимания и отсутствию должной реакции на ваши слова. Для каждого возраста есть свои контрольные моменты.

    Симптомами задержки речевого развития принято считать следующее:

  • отсутствие отклика на зов в возрасте 3 месяцев и старше
  • ребёнок не проявляет интереса, когда слышит шум, музыку, речь рядом с собой
  • в 4 месяца не освоены губные звуки — «б», «м», «п»
  • в полгода малыш, кажется, не чувствует разницы в вашей интонации, не пытается повторить её
  • годовалый ребёнок не пытается имитировать взрослую речь, ограничен односложными словами, зовёт мать только плачем
  • в 2 года не отвечает на простой вопрос, не показывает названное ему слово на картинке
  • в 3 года отсутствует фразовая речь, малыш понимает только односоставные команды (например, не понимает фразы «Возьми… и подай…»)
  • в 4 года не общается с другими людьми, так как понимает взрослую речь с трудом
  • в 3-4 года речь ребёнка понимают только члены семьи, так как он говорит неразборчиво или неправильно употребляет слова. 
  • Таким образом, ребёнок с возрастом должен осваивать речевые навыки в определённом темпе, отставание от которого более чем на три месяца считается критичным.

    лечение задержки психоречевого развития у детей

    Когда без медицинской помощи не обойтись

    Задержка речевого развития у детей может быть вызвана разными причинами. Замедление темпа освоения речи в одних случаях легко исправить занятиями с логопедом, в других требуется вмешательство невропатолога и даже хирурга.

    Невропатия, возникшая от родовой травмы или врождённого заболевания, должна лечиться под контролем специалиста. Прогнозы при раннем обнаружении болезни и адекватном лечении в целом благоприятные. Однако игнорировать проблему и затягивать с лечением нельзя.

    Задержка психо речевого развития может быть признаком аутизма, в этом случае логопед не сможет оказать достаточную помощь. Обследование (консультация детского невропатолога, психолога, энцефалограмма и томограмма мозга) дадут достаточно информации, чтобы выявить дефект и принять меры.

    Органы речи должны развиваться нормально. Молчание ребёнка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков даёт основания для осмотра на предмет дефектов полости рта, мягкого и твёрдого нёба, костного строения черепа, челюстей. Если такие дефекты отсутствуют, можно ограничиться занятиями в кабинете логопеда или домашним их вариантом.

    Как помочь ребёнку без логопеда

    Посещение логопеда и детского дефектолога крайне необходимо для диагностики, ведь только квалифицированным специалистом может быть выявлена задержка психического и речевого развития. Самая внимательная мать не в состоянии дать профессиональную оценку на уровне опытного врача.

    Однако после обследования, получив рекомендации, продолжать заниматься с ребёнком можно и дома, хотя логопеды часто настаивают на посещении их кабинета для индивидуальных занятий.

    Если вы решили своими силами устранить дефект речи своего малыша, вам потребуются некоторые методики, благодаря которым можно ускорить развитие речевого центра ребёнка.

    Отличные результаты дают настольные игры для детей от 1 до 3 лет. Вам понадобится несколько наборов детского лото с красочными карточками, а вот буквы лучше отложить до 4-5 лет. Кубики с разнообразными простыми фигурами тоже пригодятся.

    Для развития мелкой моторики приобретите один-два набора конструкторов (соответственно возрасту, без деталей, которые ребёнок может проглотить или засунуть в нос, ухо), маленькие кубики для постройки « замков », небольшие игрушки реально существующих животных и объектов (заяц, лисичка, гриб, ведёрко, автомобиль, самолёт).

    Занимаясь по полчаса дважды в день, старайтесь заинтересовать ребёнка предметом, скажите название каждого, проверяйте, понял ли малыш, может ли он правильно указать на предмет по вашему вопросу.

    Картинки из лото нужно складывать в разных последовательностях, неустанно проговаривая названия предметов, изображённых на них. Например, сегодня сложите лото по цветам, завтра — по формам, усложните задачу и научите ребёнка выбирать из карточек только картинки животных, естественно, с вашими подсказками.

    Приготовьтесь к тому, что вам нужно будет много рассказывать. Обучение в этом возрасте не строится на догадках малыша, он не может « сообразить », что « медвежонок » и « зайчик » — это « животные ». Даже если вы научите его этому слову, уровень абстракции малыша в 2-3 года не так высок.

    Продолжайте называть и рассказывать о предметах, но не заставляйте ребёнка « вычислять » сложные для него вопросы.

    Техника массажа для лучшей речи вашего малыша

    Заниматься можно не только играми в слова.

    Активизировать центр речи в левом полушарии можно с помощью специального массажа при задержке речевого развития:

  • массаж ладоней и пальчиков нужно проводить ежедневно в одно и то же время, около 10 минут
  • растереть лёгкими движениями ладони
  • растереть тыльную сторону кисти
  • круговыми движениями размять запястные суставы
  • быстро растереть каждый пальчик отдельно
  • сгибать и разгибать четыре пальца руки и отдельно — противостоящий большой пальчик
  • осторожно растягивать пальцы, наклоняя их к тыльной стороне кисти около 1 минуты
  • хлопковый массаж по ладоням около 1 минуты
  • поиграть с ребёнком, прося его ловить всеми пальчиками ваш палец, который нужно быстро отдёргивать и снова вкладывать в детскую ладошку.
  • Продолжать массаж нужно длительное время — полгода-год. Делайте перерывы, но не больше, чем на 2 дня. Настаивайте, если ребёнок не расположен к массажу, но не насилуйте в случае бурной негативной реакции.

    Терпение детей слабо развито, поэтому идите на хитрость — маскируйте массаж под игру, делайте его во время прогулки, купания, пойте песенки вместе, просите малыша « помочь » вам, неважно в чём, главное, если он категорически не любит массаж рук, попытайтесь отвлечь его хотя бы разговором.

    В крайнем случае откажитесь от массажа на время, чтобы ребёнок успел забыть, что же ему не нравилось, и продолжайте, как ни в чём не бывало. Массаж очень эффективен, постарайтесь приложить все усилия, чтобы этот метод вам подошёл!

    Какой бы ни оказалась причина задержки, прилагайте все усилия, чтобы помочь своему ребёнку овладеть полными навыками речи, от вашего усердия зависит его будущее!

    Источники:
    pregnote.ru, www.kidsunity.org, midas.com.ru, mjusli.ru

    Следующие материалы:


    15 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения