Журнал о здоровье детей

Коррекционно развивающие занятия психолога с детьми с зпр в школе



Коррекционно развивающие занятия психолога с детьми с зпр в школе

Datalife Engine Demo

Цели:
  • Коррекция и развитие психических процессов памяти, внимания, мышления.
  • Стабилизация психо-эмоционального состояния.
  • Задачи:
  • Развитие умственных способностей.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Активирование сил ребенка на преодоление трудностей.
  • Создание эмоционально-положительного настроя на процесс обучения.
  • Материалы: набор цветных квадратов размером 4х4 см – одноцветных – 4 цвета, двухцветных, разделенных по диагонали (рис.1), каждого вида по 16 штук.

    Образцы узоров для составления (рис.2).

    Таблица с изображением девяти любых предметов.

    Магнитофон, запись спокойной инструментальной музыки.

    Ход занятия.

    1. Приветствие.

    Все стоят в кругу. Каждый ребенок говорит: “Я - …. (имя). Здравствуйте!”. Стоящие в кругу, отвечают: “Здравствуй, … (имя ребенка)”.

    Игра создает эмоционально положительный настрой на начало занятия.

    2. Разминка.

    Массаж пальчиков: подушечкой большого пальца правой руки помассировать подушечки пальцев левой руки надавливающими круговыми движениями. Поддерживать массируемый пальчик с тыльной стороны указательным и средним пальцами. То же проделать левой рукой.

    Кулак-кольцо: пальцы правой руки сжать в кулак. Большой и указательный палец левой руки, сомкнувшись, образуют кольцо. Остальные пальцы левой руки растопырены. По сигналу ведущего дети меняют позицию рук: правая – кольцо, левая кулак. Повторить несколько раз ускоряя темп. Руки во время упражнения держать на уровне груди, согнутыми в локтях.

    3. Развитие внимания и краковременной памяти.

    Детям демонстрируется таблица с изображением девяти предметов. Время демонстрации 1 минуты. Затем таблица убирается, а дети должны записать за 3 минуты те предметы, которые запомнили. После этого таблица снова выставляется для сравнения результатов.

    По мере развития, задание можно усложнять, сокращая время на запоминание, увеличивая количество предметов, усложняя предметы, заменяя предметы знаками.

    4. Развитие конструктивной деятельности.

    1 этап – Ребенку предлагают образец узора (рис.2)

    2 этап – Ребенок должен сосчитать сколько квадратов, какого вида и расцветки (рис.1) нужно ему для выполнения работы.

    3 этап – Получив квадраты по заказу, ребенок должен собрать заданный узор. Если задание не получается, необходимо выявить ошибку, в случае необходимости, предложите ему помощь.

    5. Двигательно-релаксационное упражнение “Подсолнух”.

    Под звуки медленной легкой мелодии дети “прорастают из маленькой семечки до большого растения”.

    1. “В землю посадили семечко”
    2. Дети сидят на корточках, обхватив колени руками, опустив голову.
    3. “Прошел дождик, пригрело солнышко, семечка набухла, пригрелась и из нее начал расти маленький росток”.
    4. Дети медленно поднимают голову, выпрямляют спину.
    5. “Росток пробился из земли, увидел небо и солнышко и потянулся к нему”
    6. Дети медленно поднимаются, держа сложенные ладошки над головой, вытягивают руки вверх.
    7. “Росток вырос большим, расцвел и стал подсолнухом, который всегда поворачивается за солнышком”.
    8. Ладошки раскрываются, образуя цветок и дети медленно кружатся под музыку.

    6. Прощание.

    Дети гладят друг друга по ладошкам, говоря: “До свидания …. (имя)”

    Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей с ЗПР к школе

    Грицай Лариса Сергеевна, учитель-дефектолог

    Занятие №1. Тема: “Во саду ли в огороде…”

    Цель: уточнение и расширение представлений детей об огородных и садовых растениях

    воспитание бережного отношения к родной земле, уважения к труду земледельцев.

    Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и
  • устойчивость
  • развивать слуховую и зрительную память
  • развивать восприятие вкуса, целостность восприятия и мелкую моторику
  • формировать логическое мышление
  • обогащать словарный запас детей
  • формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения,
  • доказательства развивать связную речь.
  • Релаксация

    Организационный момент.

    1. Мимические упражнения: “Семена растений”.

    Дефектолог. Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригрело семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку.

    Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей с ЗПР к школе

    Занятие №1. Тема: “Во саду ли в огороде…”

    Цель: уточнение и расширение представлений детей об огородных и садовых растениях

    воспитание бережного отношения к родной земле, уважения к труду земледельцев.

    Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и
  • устойчивость
  • развивать слуховую и зрительную память
  • развивать восприятие вкуса, целостность восприятия и мелкую моторику
  • формировать логическое мышление
  • обогащать словарный запас детей
  • формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения,
  • доказательства развивать связную речь.
  • Релаксация

    Организационный момент.

    1. Мимические упражнения: “Семена растений”.

    Дефектолог. Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригрело семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку.

    Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития

    2011 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Коррекционные занятия для детей с ЗПР

    Заключение

    ВВЕДЕНИЕ

    (ЗПР) ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

    ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

    ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВАРИАНТА ЗПР: медицинский и педагогический.

    МЕДИЦИНСКАЯ

    На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития.

    Доброкачественное или неспецифическое. Оно не связано с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без специфических мероприятий. Проявляется в запаздывании двигательных функций.

    Специфическая или церебрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговых структур и частичном отставании их функций.

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Незрелость психического облика проявляется в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной познавательной деятельности, т.е. незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к недоразвития познавательной. Для детей с конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия, доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем. Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

    Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. первичный интеллект не снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособным в процессе школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время. Эмоционально-волевая сфера отличается не зрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

    ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. ЗПР обусловлено неблагоприятными условиями воспитания.

    ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

    КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

    С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции.

    ДИНАМИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

    Источники:
    miapp.ru, psychology.area7.ru, festival.1september.ru, xreferat.com

    Следующие материалы:


    13 декабря 2019 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения