Журнал о здоровье детей

Как помочь ребёнку запомнить буквы



Как помочь ребёнку запомнить буквы

Как выучить буквы с ребенком

И вот настало время, когда вы задались вопросом:

Как выучить буквы с ребенком?

Сейчас существует много способов, методик, и пособий для того, чтобы быстро выучить буквы с ребенком.

Способов очень много, но только используя их в совокупности, вам удастся достаточно быстро научить ребенка буквам.

Когда начинать учить буквы?

На этот вопрос четкого ответа нет. Есть психологи, которые рекомендуют начинать не раньше 4лет. Но есть и педагоги новаторы: Зайцев, Доман, Лупан, которые рекомендуют начать обучение уже с 1,5-2 лет.

Как правило ребенок сам начинает интересоваться буквами, в то время когда вы читаете ему детские книги. Главное закреплять знания и поддерживать интерес к обучению. Конечно если вашему малышу 2-3 года не стоит спешить и ускоренно изучать азбуку.

А вот ближе к 4-5 годам, нужно обязательно выделять время по 10-15 минут для занятий (игр), которые помогут выучить ребенку буквы. Процесс обучения должен проходить в любой игровой форме.

Начинать нужно с букв, которые легче произносятся - А, О, В, М, Н, И, Ы, С, Л

Потом - К, Б, Э, Р, П, Д, Т и в заключение Ч, Г, Х, Ц, Й, Я, Ж, З, Е, Щ, Ю, Ф.

При обучении произносите звук, который обозначает буква, а не её алфавитное название. (т.е. М, а не ЭМ, или В, а не Вэ).

Учите буквы при помощи коротких слов. Не нужно учить просто буквы. Ребенок должен сразу понять, что буквы нужны для обозначения и написания слов, которые в свою очередь обозначают предметы.

Как правило все начинают учить буквы с буквы А . значит следующие буквы, которые вы должны выучить с ребенком могут быть У . чтобы получилось АУ . или М . чтобы получилось МУ . МА . из которого потом вы сложите МА-МА . Если вы выучили букву Н . то следующими имеет смысл выучить О и С . чтобы получилось слово НОС .

Из небольшого количества букв составляйте разные слова. Складывайте имена, звуки животных.

Сначала составляем короткие слова из трех букв. Постепенно прибавляем по одной букве в слове с теми же выученными буквами. Получаем НОСОК , КОСА и т.д.

Чтобы выучить буквы с ребенком применяйте кубики с изображением букв, карточки, лото, магнитную азбуку, её удобно использовать на холодильнике.

Не забудьте, чтобы быстро выучить буквы, нужно одновременно учить ребенка писать буквы, которые вы учите.

Рисуйте вместе буквы на бумаге карандашами или красками, на асфальте мелом, на песке веточкой. Дома на поднос можно насыпать соль или крупу манки, и тоже писать буквы. Сначала пальчиком, а потом палочкой. Купите раскраски с крупным изображением букв, без мелких деталей.

Вместе с ребенком лепите буквы из пластилина, из теста. Складывайте буквы из счетных палочек, мозаики, из пуговиц, из чего угодно. Эти занятия помогут не только выучить буквы, но и развить моторику рук ребенка.

Повесьте в комнате ребенка плакаты или наклейки с буквами. Пусть буквы будут постоянно на виду.

Можно придумать подвижные игры для изучения букв. Например попросить ребенка загадать и показать при помощи рук и ног какую-нибудь букву, вы угадываете. Потом меняетесь. Вы показываете, ребенок угадывает. Можно попросить малыша пройти или пробежать контур буквы. Фантазируйте и придумывайте.

Но не забудьте, чтобы выучить буквы с ребенком нужно строить обучение в игровой форме. Не принуждайте и не заставляйте ребенка.

Как помочь ребёнку запомнить буквы

Как помочь ребёнку запомнить буквы.

"Как хорошо уметь читать!" - об этом давно написал стихотворение детский писатель Валентин Берестов. Но умение читать начинается с изучения букв и звуков. А если ребёнок плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Как помочь такому ребенку? Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями:

Во-первых, обстоятельная работа над графическим обликом буквы. Лучше запомнить буквы помогают следующие приёмы:

поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?) Предложить ребёнку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например, буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними

сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?)

Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см),ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять раскрашивает ) предметы, в названии которых первая буква для него трудная.

сравнение новой буквы с уже изученными ( Какую букву напоминает новая буква?)

конструирование буквы:

Выложить букву из любого подручного или бросового материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей. лапши и т.д. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

Сложить буквы из элементов, вырезанных из картона.

^ Можно «собирать букву» и по-другому :

Для этого приготовить карточки из бумаги по одной для каждой буквы и на каждой карандашом нарисовать буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенок пусть попробует сложить букву и назвать ее.

распознавание буквы в предложениях, текстах. Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этого ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным ).

«Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее )

Полезно . письмо буквы по контору, нарисованным взрослым

письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым

дописывание буквы: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать её и дописать недостающие элементы

«нахождение ошибок»: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребёнок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

Использовать:

как помочь ребёнку запомнить буквы

«Магнитную азбуку». Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….» .

Во-вторых, обеспечит запоминание учащимися графического облика букв - это регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психологи отмечают, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема – артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией. Задача взрослого заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить.

Существенную помощь окажут дидактические игры. Они настраивают ребёнка всматриваться в графический облик буквы анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

^ Поймай букву.

Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.

Описание игры. Все дети получают карточки. По сигналу взрослого дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную взрослым. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

"Буквы – подружки."

Оборудование: выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Описание игры. Взрослый предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их верёвочкой – соединить чертой.

"Напиши в воздухе."

Описание игры. Взрослый предлагает ребёнку представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую – либо букву. Ребёнок, повернувшись спиной, чертит в воздухе букву. Другие дети отгадывают, какую букву он написал.

"Напиши букву, с которой начинается название предмета."

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Взрослый показывает предметную картинку, ребёнок определяет первый звук в слове – предмете (можно последний) и записывает соответствующую печатную букву.

"Угадай букву."

Описание игры. Ребёнок протягивает ладонь. Взрослый пальцем пишет буквы по его ладони. Затем роли меняются. Можно писать буквы на спине ребенка.

как помочь ребёнку запомнить буквы

Как из одной буквы сделать другую.

Описание игры. Написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую – нибудь другую. Дети дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют. «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б из Р – В, Ф, из К – Ж, из Ъ- В, Б из С – О, Ю, Ф из Ю – и т. д,

Воспользуйтесь данными рекомендациями, играми, и ваш ребёнок быстрее запомнит буквы. Успехов всем!

Как помочь ребенку запомнить буквы?

«Как хорошо уметь читать. » Об этом уже очень давно написал стихотворение детский писатель Валентин Берестов. Но умение читать начинается с изучения букв и звуков.

Как помочь ребенку запомнить их? На первоначальном этапе (если вы сами дома учите читать) - на этапе запоминания букв - лучше не углубляться в понятия «звук-буква», а говорить о буквах, произнося их звуками: не «бэ», а «б» не «гэ», а «г», не «эф», а «ф».

Из картона синего и красного цвета вырезать буквы: гласные - красного цвета, согласные – синего. Картонные буковки прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков – с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «Шкаф» - «ш», «стул» - «с», «телевизор» - «т», «ковер» - «к», «люстра» - «л» и т.д. Можно некоторые буквы оставить для мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д. Например: «Аня» - «а», мама, «Валя» - «в», бабушка, нарисовать портреты родственников к этим буквам. Сначала называется предмет и его первый звук/буква, на другом этапе называем букву, ребенка просим показать ее на предмете, на третьем этапе перевесить буквы на другие предмета, чьи названия начинаются с таких же букв, просить показывать их. На последнем этапе, когда вам покажется, что ребенок выучил буквы, можно снять все картонные буквы и повесить плакат азбука и работать с ним (покажи нужную букву, назови предметы вокруг тебя, которые начинаются с нее или она есть в них).

Когда основная масса букв выучена, можно приступать к обучению чтению, учиться сливать слоги.

Это один из способов запоминания букв.

Как помочь ребенку выучить буквы?

Как начать обучение ребенка чтению и правила обучения мы с Вами рассмотрели в статьях « НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЫ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ?» и «Правила обучения грамоте». Сегодня мы поговорим, как же родителям помочь ребенку не только знать названия букв, но и запомнить их начертание.

Маленькому ребенку легче запомнить и воспроизвести начертание букв, но не на бумаге, а на песке, земле, снегу, на столе. Ребенок еще не совсем умело пользуется карандашом, неправильно его берет и держит в руке.

Обучение нужно начинать с создания у ребенка моторного образа буквы.

Лучше всего начинать учить буквы с ребенком не на бумаге, а например, на земле, где легко рисовать палочкой, на снегу можно протоптать дорожку букву Г, потом ее тут превратить в П.

Ребенку интересны эти эксперименты, он наглядно видит создание и превращение буквы. Ему сейчас легче использовать более грубые и более развитые движения всей руки, всего тела ребенка, а не мелкие движения пальцев рук.

Таким образом, при таком обучении у ребенка сложится моторный образ буквы, пусть даже если он и вначале просто обводит ваши нарисованные буквы.

Этим лучше всего заниматься во время прогулки, отдыха на природе.

А теперь чем же заниматься с ним дома?

Дома возьмите большой лист бумаги и нарисуйте БОЛЬШУЮ ПЕЧАТНУЮ букву, затем возьмите пальчик вашего малыша и обведите им букву, затем попросите, чтобы ребенок это сделал самостоятельно.

Это и будет первое знакомство с буквами.

Начинайте знакомство с новой буквой именно так.

Можно поучить ребенка выкладывать буквы с помощью продуктов питания: сосисок, огурцов и т.д.

Кроме того, можно самой посмотреть рецепты с фото. Там очень большой выбор вкуснейших блюд, причем в приготовлении Вам может помогать Ваш малыш, очень вкусно пальчики оближешь!

Идем далее.

Не торопитесь переходить на следующий этап, Вы должны быть уверены, что ребенок понимает ваши задания, и действительно обводя букву, запоминает ее. Поиграйте с ним подольше на этом этапе, пусть раскрасит вашу букву, напишет свою.

Если вы видите, что ребенок легко справляется с этим заданием, то можно переходить к следующему этапу.

На новом этапе знакомства Вам нужно нарисовать печатную букву, но размером поменьше, но не маленькую, примерно четверть альбомного листа.

Затем вложите карандаш или ручку в детские пальчики и вместе с ним обведите эту букву, т.е. ваши движения должны быть совместными.

После когда ребенок начнет не только понимать, что вы от него хотите, но и сам будет стараться обрисовать букву, разрешите ему сделать это самостоятельно.

как помочь ребёнку запомнить буквы

Когда следует начинать показывать буквы?

Когда вы начинаете учить ребенка выделять звуки в словах, можно начинать показывать буквы.

См. статью «Правила обучения грамоте», там я рассказывала, как это сделать.

С каких букв начать обучение?

Начинайте всегда с согласных, но с тех, которые ваш ребенок легко произносит и правильно выговаривает.

Кроме этого первыми надо вводить те согласные буквы, которые часто встречаются в нашей речи (М, Н, С, П, Г). Вводите буквы простые по начертанию – Л, П, Г.

НЕ начинайте с Ц или Щ( они редко встречаются в нашей речи), введите позже такие буквы, как Д, Ж, З – они сложны для начертания.

Не вводите вместе буквы, которые резко отличаются друг от друга графически – Н, С, П, К.

Не вводите подряд Б и В, Г и Т, Р и Ф – их легко спутать.

Чтобы ребенок мог узнать в букве заместителя звуков, нужно включать выученные буквы в звуковые игры, здесь же вводя и новые буквы.

В следующей статье мы с Вами рассмотрим звуковые игры на закрепление полученных знаний.

Источники:
tobemum.ru, dmee.ru, otveklik.com, healer-beauty.ru

Следующие материалы:


17 октября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения