Журнал о здоровье детей

Как помочь ребенку научиться говорить в 1 5 года



Как помочь ребенку научиться говорить в 1 5 года

Как разговорить ребенка?

Аморфные слова — это слова, не обладающие морфологическими характеристиками. Слово «аморфный» произошло от греческого amorphous (бесформенный). Такие слова еще называют «аномальными словами», характерными для детской речи, словами-фрагментами, которые содержат только часть слова, словами-звукоподражаниями, контурными словами. У ребенка первыми появляются аморфные слова в период лепета. Бывает, что период лепета затягивается. Малышу уже 3-4 года, а он плохо разговаривает. И тогда возникает вопрос: что делать и как разговорить ребенка. Обсудим подробнее, как разговорить ребенка и как помочь ему, если возникают проблемы.

Содержание

Период аморфных слов

Время с 6 месяцев жизни малыша до 12 месяцев считается периодом лепета, периодом аморфных слов, звукоподражаний. А 12-ый месяц, вообще, - расцвет лепета.

как помочь ребенку научиться говорить в 1 5 года

Ребенок говорит вместо «машина» «асина», вместо «собака» - «авака» и так далее. Когда ребенок начинает говорить предложениями, он тоже использует аморфные предложения: «Тата ди куп-куп» - «Таня идет купаться». И когда врач спрашивает на приеме, во сколько ребенок заговорил, он понимает, что мамы говорят о лепете (не речи!), периоде аморфных слов. Это особенности психолингвистики.

Период аморфных слов, звукоподражаний есть в жизни каждого малыша. Представьте, вы слушаете прекрасное музыкальное произведение, где есть виолончель, скрипка, другие музыкальные инструменты. Разве вы сможете повторить это произведение сразу? Так и ребенок: он слышит речь, понимает, но говорить сразу не сможет. Поэтому и существует в процессе формирования нервной системы и подготовки артикуляционного аппарата звуковой этап развития, период лепета, аморфных слов, звукоподражания.

Недоразвитие речи у детей

Если у ребенка до года отсутствует аморфный период, имитация речи, звуков, которые он слышит, то может наблюдаться недоразвитие речи.

Недоразвитием речи у детей называют состояние, которое связано с неправильным формированием речи, выявляющимся, обычно, в полном объеме в возрасте трех лет.

Именно тогда ребенок начинает пользоваться речью активно.

Как разговорить ребенка? В чем причины молчания?

Причины недоразвития детской речи могут быть разные:

  • Неблагоприятные воздействия внутриутробного периода (интоксикация, токсикоз) и во время родов (родовая травма, асфиксия).
  • Преждевременные или стремительные роды.
  • У ребенка недостаточно развиты двигательные способности (моторика). По мнению ученых, физические упражнения способствуют подготовке движения артикуляционных органов (нижней челюсти, языка, губ).
  • После перенесенных серьезных заболеваний.
  • Наследственность позднего развития речи (генетическая расположенность).
  • Поздняя коррекция патологии ротовой полости (короткая уздечка и т.д.).
  • Недостаточное общение ребенка с родителями. Иногда родителей устраивает, что они понимают жесты или звукоподражания малыша.
  • Общее недоразвитие речи — это не симптом какого-либо заболевания, чаще всего оно проявляется при недостаточном речевом внимании детям со стороны родителей.

    Недоразвитие речи - это сигнал родителям, но, отнюдь, не повод для паники. Здесь важна активная позиция родителей, желание организовать общение с ребенком правильно. Необходимо приложить усилия, уделить максимум времени, терпения и внимания, чтобы разговорить ребенка.

    Помощь родителей

    Как помочь ребенку начать говорить? Во-первых, вы должны способствовать развитию подражательной речевой деятельности в виде разных звуковых проявлений.

    как помочь ребенку научиться говорить в 1 5 года

    Во-вторых, должны расширять объем понимания речи. Ребенка необходимо «разговорить», дать импульс к развитию активной речи.

    Если в 1,5 - 2,5 года ребенок плохо разговаривает, не обязательно сразу обращаться к логопеду или дефектологу, вы сами можете оказать адекватную помощь и организовать коррекционные занятия. Помните, что логопед не врач, а педагог. Он учит правильно произносить звуки, строить предложения. Эффективен он с 4 — 5 лет, но ждать этого возраста не желательно, возможны торможения психического развития. И здесь задача родителей — помочь ребенку. Важно проводить занятия ежедневно. Вы должны понимать, что преодоление нарушений речи своевременно — гарантия успешной учебы и жизни в будущем.

    Занятия, с помощью которых можно разговорить ребенка

    Под занятиями с детьми надо понимать игры. Ведь только через игру ребенок познает мир. И родителям надо также активно в них участвовать. Отсутствие общения с ребенком — причина того, почему дети поздно начинают говорить.

    «Произносим гласные звуки»

    Для таких игр необходимо подготовить иллюстрации. Примеры игр:

  • Рассматриваем картинку, где девочка качает куклу. Говорим: «Это Катя. Катя укладывает куклу спать. Она поет: «А-а-а!» Давай ей поможем. Вместе с ребенком имитируем укачивание куклы, повторяя: «А-а-а!» Показываем, как надо широко открывать рот.
  • Рассматриваем картинку, где у мальчика болит зуб. Говорим: «Это Леня. У него болит зуб. Он вздыхает: «О-о-о!» Задаем вопрос: «Как вздыхает Леня?» При произнесении качаем головой, прижимая ладони к щекам.
  • Рассматриваем картинку, на которой изображен паровоз. Говорим: «Смотри! Это паровоз. Он приближается к вокзалу и гудит: «У-у-у!» Спрашиваете: «Как гудит паровоз?» Хорошо бы иметь в руках игрушечный паровоз.
  • «Произносим согласные звуки»

  • Расскажите ребенку, как шелестят листики, когда ветер качает деревья: «Ш-ш-ш!» Встаньте, покажите руками, как раскачиваются деревья на ветру, произнося: «Ш-ш-ш!» Сделайте это с ребенком.
  • Показываем картинку, где изображен комарик. Говорим: «Это комар. Он летает и поет: «З-з-з!»Предлагаем малышу спеть такую песенку, круговыми движениями показывая, как летает комарик.
  • Картинки о жуке помогут научиться произносить звук «ж» (жужжит), о ежике - «ф» (фыркает) и так далее.
  • Можно также поиграть в подражание голосам животных и птиц.

    «Постучим, пошуршим»

    Задача этой игры — развитие восприятия звуков на слух. Для игры подберите разные материалы: ложки, бумагу, палочки, полиэтиленовый пакет, фольгу и другие.

    Познакомьте ребенка со звуками: постучите молоточком, пошуршите пакетом, порвите бумагу и так далее. Озвучьте с ребенком эти звуки. Затем пусть малыш повернется к вам спиной и угадает на слух, какой предмет издает звук. Пусть повторит звук вслух.

    «Весёлая песенка»

    Эта игра развивает правильное речевое дыхание. Для игры нужна игрушка. Например, кукла. Вы говорите, что кукла Оля пришла в гости, что она танцует и поет: «Ля-ля-ля!» Предложите спеть вместе с куклой Олей. Следите, чтобы ребенок произносил три слога, дальше учите петь более длинные песенки из 6-9 слогов.

    «Что будет дальше?»

    Вы рассказываете какую-то историю. Потом останавливаетесь на интересном эпизоде и предлагаете ребенку продолжить дальше. Если малышу будет трудно, задайте наводящие вопросы. Например: «Как ты думаешь, девочке (мальчику) удалось найти клад?», «Что он (она) сделали?», «Как родители встретили детей?»

    Большое внимание следует уделять пальчиковым играм. начиная с самой простой — лепки пластилином, глиной. Одна из причин, почему малыш плохо разговаривает, отсутствие нужной моторики. А пальчиковые игры способствуют ее активному развитию и помогают разговорить ребенка.

    Важно помочь ребенку своевременно, чтобы к школе проблемы недоразвития речи были решены. Если вы не видите прогресса в речи своего ребенка после длительных, систематических занятий, то, конечно, следует обратиться к специалистам. У детей с речевым недоразвитием можно оценить слух (обследоваться у сурдолога). Для оценки развития есть соответствующие возрасту тесты. Это денверский тест оценки психомоторного развития, шкала Бейли (оценивание грудных детей), шкала раннего речевого развития.

    Для выяснения причин, почему ребенок плохо разговаривает, надо обращаться к невропатологу. Они консультируют с 1 года. Дефектологи занимаются с детьми с двух лет (помогают развивать мышление память, моторику). Педагоги-корректоры работают с детьми с 2,5 лет. А логопеды с 4-5 лет.

    Но чаще всего родителям при активной и терпеливой работе с детьми удается справиться с проблемами самостоятельно. Исключения составляют дети I уровня недоразвития речи, когда наблюдается полное отставание речи. Тогда необходима консультация и помощь специалистов. Под наблюдением и с кропотливой поддержкой родителей дома малыш преодолеет все препятствия.

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям. Константин Кушнер

    Ребенок в 1,5 года не говорит. Тест развития речи

    Ребенку 1,5 года диагностика речи

    Все родители ждут, когда малыш произнесет свое первое слово и как же хочется, чтоб этим словом было: «Мама». Ребенку исполнилось год – родители ждут, малышу исполнилось1,5 года, но слова в речи так и не появились или появились, но совсем мало. Родителей охватывает тревога, что же делать дальше: продолжать ждать или обратиться к специалистам, может быть к врачу, но к какому?

    Особенно тревожно маме, когда ребенок достался не легко, беременность протекала с осложнениями, были трудные роды и ребенок получил родовую травму. А так же если ребенок наблюдается у врача невролога и получает медикаментозное лечение.

    Родители всегда сравнивают своего не говорящего молчуна с его говорящими сверстниками. И как обидно и тревожно маме, когда у соседки сын говорит, а у нее нет. Хочу отметить, что родители забывают или не знают, что речь у каждого малыша развивается только в свойственном ему индивидуальном темпе и может запаздывать в пределах 2 месяцев. Бывает так, что родители записывают своего начавшего говорить малыша в молчуны и пытаются торопить его развитие.

    В раннем возрасте речь это не отдельная функция, которая развивается сама по себе, она напрямую связана с общим развитием ребенка.

    Общее развитие ребенка.

    В этом возрасте детки умеют :

    · Перешагивать через веревку положенную на земле

    · Узнают себя, близких на фотографиях, узнает предметы на картинках

    · Вставлять фигурки в отверстия подходящей формы

    · Надевать кольца на стержень

    · Показывать знакомые дела «понарошку»: «разговор по телефону», «спать»

    · В игре покормить, покачать куклу, положить ее спать

    · Пинать ногой мяч

    · Ставить кубик на кубик

    · Разворачивать завернутый в бумагу предмет.

    · Повторять увиденные жесты за взрослым.

    Речь ребенка в 1,5 года, как проверить?

    Понимание речи:

    В возрасте 1,5 лет главным в усвоении родной речи, стоит ее понимание, при этом в этом возрасте не просто узнают предметы, а понимает предложение из 3-4 слов.

    · Понимает предлоги НА, В, на пример если ребенка попросить: «Положи карандаш НА стол» или «Положи карандаш В стол», то он без ошибочно выполнит Вашу инструкцию.

    · Понимает значение слов «Вверх», «Вниз». Чтобы проверить нужно попросить ребенка: «Подними руки вверх» или «Опусти руки вниз»

    Что в 1,5 ребенок умеет говорить сам:

    · Может произносить слова из 3 слогов. Количество слов произносимых ребенком около от 5 до 30.

    · Повторяет за взрослыми голоса животных.

    · Разглядывая книжку с картинками, отвечает на вопрос: «Что это?».

    · Строит самую простую фразу, например: «Ляля бай-бай» - ляля спит, или «Собака гав-гав».

    · Правильно произносит звуки А, О, И, У, Э, П, Б, М, К звук Ы заменяет звуком И, звуки Ш, Ж произносит как СЬ, вместо Ц, Ч, Щ произносит ТЬ или Сь Р, Л произносит как ЛЬ или Й.

    Если 2-3 перечисленных пункта вы отметили, что малыш не умеет, то не переживайте – ребенок развивается хорошо, просто его индивидуальные нормы развития не много отличаются от обще принятых. Если из приведенных пунктов ребенок не умеет много, то вашему малышу необходима помощь и первый врач к которому вам нужно обратиться – это детский невролог.

    Факторы, которые свидетельствуют о грубой речевой задержк е. Когда не следует ждать, а обратиться к врачам – когда в 1,5 года ребенок:

    · Плохо понимает обращенную к нему речь и не выполняет простейшие просьбы типа «дай», «возьми», «подойди», «сядь».

    · Развивается с задержкой или перенес тяжелые заболевания.

    · С трудом вступает в контакт со взрослыми.

    · Не знает своего имени и

    · Не говорит простых слов, таких как «мама» или «дай»

    · Ребенок не умеет жевать и давиться даже кусочком яблока.

    1,5 года ребёнку

    Полуторагодовалый ребёнок – это настоящий исследователь. Познание окружающего мира – одна из важнейших его задач, отнимающая много времени. Сидеть на одном месте ребёнку в 1,5 года некогда, ведь нужно разобраться со множеством вопросов: «что лежит на столе?», «что спрятано в шкафу?», «крепко ли держатся усы у кошки и вкусный ли обед в её миске?» и т.д.

    За прошедшие полгода физические способности заметно возросли. Казалось, ещё недавно кроха делал свои первые шаги, а теперь родителям бывает трудно догнать сорванца. Это уже вполне самостоятельный человечек со своими желаниями, потребностями, вкусами.

    как помочь ребенку научиться говорить в 1 5 года

    Что умеет ребёнок в 1,5 года?

    Встает без опоры, самостоятельно ходит, бегает. Наклоняется, приседает, поворачивается, прыгает. Меняет направление движения при ходьбе, поднимается по ступенькам – самостоятельно или с помощью взрослых. Понимает обращённую к нему речь, выполняет посильные просьбы: «принеси мишку», «дай зайку», «покажи носик». Умеет пить из трубочки и из кружки, сам кушает ложкой пюре и учится есть суп. Говорит более 10 облегчённых слов, некоторые детки уже могут строить фразы из двух слов.

    Развитие речи у ребёнка в 1,5 года идёт полным ходом. Кто-то ещё только произносит свои первые слова «мама» и «папа», другие же малыши уже знают, как обозначить кошку, собачку, желание перекусить и много других слов. В этом возрасте слова обычно лепетные или звукоподражательные (собака – «ав-ав», кошка – «кис», машина – «би-би» и т.д.). Но это вполне осмысленные слова, которые постепенно превратятся в настоящую речь.

    Развитие ребёнка в 1,5 года

    Ребёнок в полтора года в своих моторных навыках уже зачастую не уступает детям более старшего возраста. Он носится по квартире, залезает на столы и стулья, осваивает детский городок во дворе, катается с горки. Большое удовольствие приносят игры в песочнице, катание на велосипедике с мамой, барахтанье в снегу. В то же время кроха еще может потерять равновесие и упасть, что называется, на ровном месте. Поэтому оставить его без присмотра нельзя даже на короткий период.

    Ребёнок старается во всем копировать взрослых. Если мама моет пол или вытирает пыль, малыш непременно начнёт ей помогать. Важно не отбить у юного домочадца желание помогать родителям. Пусть неловко и неумело, но самостоятельно он выполнит «взятые на себя обязанности».

    В 1,5 года идёт накопление пассивного словаря. Кроха знает гораздо больше слов, чем может произнести. Важно помогать ребёнку постоянно пополнять словарный запас. Взрослые должны чётко и правильно, не коверкая, называть незнакомые для малыша предметы, показывая на них.

    Для развития речи большую пользу приносят занятия лепкой, рисование пальчиковыми красками, мелками. Если с годовалого возраста кроху учили лепить, то в полтора года он уже может сделать куличики из песка или фигурки из мокрого снега. В этом возрасте идет изучение цветов, фигур, понятий «большой-маленький», «горячий-холодный».

    В течение суток малыш должен спать около 13 часов. Дневной сон остается только один, после обеда, продолжительностью два-три часа. Ночной сон длится примерно 10 или 11 часов.

    Уход за ребёнком в 1,5 года

    Многие детки в полтора года еще питаются грудным молоком, обычно на ночь. Иногда ребёнок старше года сам отказывается от груди, если нет – можно продолжать кормить его ещё несколько месяцев.

    Пищу для детей в 1,5 года не требуется сильно измельчать. Малыш способен прожевать кусочки овощей, фруктов, картофеля, рыбы. А вот мясо желательно давать в протертом виде, этот продукт ребёнку прожевать сложно. По-прежнему нельзя употреблять в пищу грибы, консервы, колбасные изделия, газированные напитки, никакой пользы они точно не принесут. Начиная с полутора лет можно изредка побаловать ваше чадо блинчиками или булочкой.

    Важно не забывать регулярно чистить зубы малыша. В полтора года кроха ещё сам не справится с этой задачей, но постепенно обязательно научится. Если ребёнка регулярно причёсывать перед зеркалом, то вскоре он сможет самостоятельно пользоваться расчёской.

    Занятия с ребёнком в 1,5 года

    Весьма полезны занятия по развитию мелкой моторики. Насыпьте крупу в глубокую тарелку и на глазах ребёнка спрячьте в неё небольшие яркие предметы (бусины, шарики и т.п.). Покажите малышу, как искать эти предметы. Находки очень обрадуют ваше чадо.

    Самое время учиться возводить постройки из кубиков. Игре в кубики ребёнка нужно учить, самостоятельно ему больше по душе разрушать строения. В годовалом возрасте малыш уже научился ставить кубик на кубик. В полтора года ребёнок умеет ставить друг на друга 3-4 кубика, а с помощью взрослых научится сооружать башенку, домик, забор и другие строения.

    Полезны занятия с сортировщиком фигур. Его можно купить в магазине игрушек, а можно сделать самостоятельно из картона. Играя с сортировщиком, малыш учится подбирать детали определенной формы (круглой, треугольной, квадратной) к отверстию такой же формы и размера. Более сложный вариант – подбирать детали не только по форме, но и по цвету.

    Как научить ребенка говорить в 1,5 года

    Статья повествует о том, как научить ребенка говорить в 1.5 года, когда надо начинать общаться с малышом?

    Большинство современных родителей отлично понимают, какую пользу приносит раннее развитие ребенка. В настоящее время установлено, что до шести-восьми месяцев малыш различает лишь интонации слов, и только после полугода он начинает понимать и запоминать их значение, и если с ним заниматься, то к полутора годам ребенок уже может достаточно ясно выражать свои мысли и желания.

    Когда начинать общаться с ребенком?

    Но это не значит, что заниматься с ребенком нужно начинать лишь в шесть-восемь месяцев. Чтобы кроха как можно раньше заговорил, мама и папа должны начать с ним общаться еще до рождения. Ведь плод в утробе матери во второй половине беременности уже прекрасно слышит все, что происходит вокруг, и чем чаще он будет слышать голоса родителей, обращенные к нему, тем быстрей и сам захочет пообщаться с ними.

    Как заменить жесты словами?

    Как научить ребенка говорить в 1,5 года, если он предпочитает объясняться жестами? Не спешите его понимать и выполнять просьбы, а поощряйте вербальное выражение мыслей. Подсказывайте ребенку, какие слова надо говорить в том или ином случае, но избегайте многословия. Его просьба должна быть выражена для начала одним, а затем двумя словами. Например, ребенок просит мячик, лежащий высоко на полке и тычет в него пальчиком. Обратитесь к нему:"Ты хочешь мяч? Скажи - мяч!" и дайте мячик, как только малыш скажет это слово, даже если у него это получится не слишком внятно. Когда ребенок начнет называть предметы, усложните задание и просите:"Скажи - дай мяч!" или"Хочу пить!", чуть позже можно добавить и третье слово:"Дай красный мяч". Поощряйте каждую попытку выразить свою мысль словами, и малыш будет охотней стараться рассказать вам обо всем, что его интересует.

    Читайте детские стихи

    Как правило, говорить в полтора года и даже раньше начинают те дети, с которыми много разговаривают и которым читают детские книги. Малышу старше полугода уже нужно ежедневно читать, и лучше всего - детские стихи. Вспоминайте"Наша Таня громко плачет" Агнии Барто,"Муху-цокотуху" и"Айболита" Корнея Чуковского и т.д. Музыка рифмованных строчек, игра звуков обязательно привлечет внимание малыша и он начнет вслушиваться, поэтому старайтесь читать как можно выразительней. Еще одно достоинство этих стихотворений - они легко запоминаются, и малыш обязательно попробует их повторить. Продемонстрируйте свою заинтересованность выступлением юного декламатора, если он рассказывает стишок вам, и не смущайте малыша, когда он повторяет полюбившиеся строчки, не отвлекаясь от игры.

    Речь и мелкая моторика рук

    Существует связь между развитием речевого центра в мозге и развитием мелкой моторики рук, поэтому предлагайте ребенку соответствующие игры и игрушки.

    Но для того, чтобы ребенок заговорил как можно раньше, недостаточно только занятий. Также важна спокойная дружелюбная атмосфера в семье, чтобы малыш не стремился уйти в себя, отгородиться от беспокоящих его негативных эмоций окружающих. Любите своего кроху и остальных членов семьи - и он обязательно порадует вас словами:"Мама и папа!".

    Источники:
    nashi-de-ti.ru, logoped-therapy.com, bestkroha.ru, www.webkarapuz.ru

    Следующие материалы:


    18 октября 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения