Журнал о здоровье детей

Психолого педагогическая характеристика детей с зпр образец



Психолого педагогическая характеристика детей с зпр образец

Пишем любые работы по Социологии под заказ. Приятные цены и сроки. Просто заполните форму ниже.

* Тип работы:

* Предмет:

* Срок сдачи:

* Количество страниц

Задержка психического развития(ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и / или степень незрелости может быть также различной.

Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

психолого педагогическая характеристика детей с зпр образец

У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности. Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

психолого педагогическая характеристика детей с зпр образец

В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению.

Приведём лишь основные сравнительные характеристики, которые помогают специалистам отличить детей с ЗПР от нормально развивающихся детей и от детей с у. о. Наиболее характерная особенность этих детей - несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления. Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут назвать эту группу соответствующим понятием, не могут объяснить принцип, по которому объединили их.

В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента.

Скачать:

Медико-психолого-педагогическая характеристика

детей с задержкой психического развития.

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности учащихся. В зависимости от этих факторов необходимо обеспечить возможность каждому обучающемуся выбирать различные формы обучения.

психолого педагогическая характеристика детей с зпр образец

На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, связанных с поиском наиболее эффективных условий организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Значительное место в этом занимают дети с задержкой психического развития. Коррекционное обучение и воспитание детей с ЗПР главным образом связана с правильным определением дефекта.

«Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов» (Л.С.Рычкова).

У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы:

1. слабость процессов торможения и возбуждения

2. затруднение в образовании сложных условных связей

3. отставание в формировании связей между анализаторами.

Патогенетической основой этих симптомов является:

1.Перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.

2.Резидуальная органическая недостаточность, что в свою очередь лежит в основе созревания тех или иных систем мозга.

Недостаточность отдельных корковых функций приводит к парциальному нарушению психологического развития.

В настоящее время наибольшее распространение получила этиопатогенетическая классификация К.С.Лебединской. Основные клинические типы ЗПР дифференцируются:

1. ЗПР конституционального происхождения (гармонический инфантилизм). Тип характеризуется незрелостью мотивационной сферы и личности в целом. Преобладают игровые интересы.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза:

- хронические инфекции

- аллергические состояния

- детские неврозы.

3. ЗПР психогенного происхождения связано с неблагоприятными условиями воспитания, которые сильно травмируют психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения характеризуется негрубой органической недостаточностью нервной системы вследствие патологии беременности:

- инфекции

- травмы

- недоношенность

- интоксикации.

У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению, которая складывается из трех аспектов:

1. интеллектуальной

2. эмоциональной

3. социальной.

Интеллектуальный аспект включает в себя хороший уровень внимания, восприятия аналитического мышления, возможность логического запоминания, сенсомоторную координацию.

Под эмоциональной зрелостью понимается отсутствие импульсивных реакций и возможность продолжительное время выполнять задание.

Социальный аспект – это умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции и умение работать по образцу.

В интеллектуальном аспекте всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания, неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ, недостаточно сформированы пространственные представления (при складывании сложных геометрических узоров дети не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое).

Снижены элементарные виды памяти.

    непродуктивное непроизвольное запоминание механическая память характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания нарушение при владении опосредованным запоминанием отмечается снижение устойчивости произвольного запоминания.

Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР наиболее ярко проявляются в словесно-логическом мышлении, но заметны уже как в наглядно-действенном, так и в наглядно-образном и имеют следующие особенности:

1. отсутствие готовности к решению задач

2. недостаточная выраженность ориентировочного этапа в их решении

3. неспособность к необходимому усилию

4. неумение контролировать себя в ходе выполнения задания

5. низкий уровень развития основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции.

Практика работы с дошкольниками в группе с ЗПР показывает, что среди множества особенностей, присущих им, на первый план выступает общее недоразвитие личности. эмоциональная незрелость, недостаточная способность к произвольной деятельности, несформированность основных предпосылок ведущей деятельности, динамические нарушения во всех видах деятельности, в том числе речевой.

Логопедическое обследование звукопроизношения показало, что самую многочисленную группу составляют дошкольники с сочетанием дефектов произношения, у которых обнаружено смешение одних звуков и отсутствие или искаженное произношение других.

Словарь детей с задержкой психического развития характеризуется следующими особенностями:

1. значительное расхождение между величиной активного и пассивного словаря.

2. неточное, недифференцированное употребление слов.

3. недостаточно слов, обозначающих общие понятия.

4. затруднена активизация словарного запаса.

5. зависимость недостаточности словаря от особенностей познавательной деятельности.

6. период детского словотворчества у детей с ЗПР наступает к концу дошкольного возраста.

Специфика грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в том, что они отстают в формировании осознавать речевую действительность, как что-то отличное от предметного мира. Для них характерны трудности в произвольном оперировании словами.

При конструировании предложений из набора слов детям трудно устанавливать, как парадигматические, так и синтагматические связи слов. Особую трудность представляют существительные с абстрактными значениями и относительные прилагательные.

При изучении особенностей связной речи детей с ЗПР были выявлены сбои в грамматическом оформлении речевого сообщения. Чем больше объем речевого высказывания, тем чаще встречаются аграмматизмы.

Выделяются особенности в построении высказываний детей:

1. пропуск членов предложений, ошибки в управлении согласованием

2. ошибки в употреблении служебных слов

3. ошибки в употреблении времени глагола

4. структурная неоформленность высказываний

5. трудности в слово- и формообразовании.

Перечисленные особенности речевой деятельности вызывают значительные трудности при обучении детей чтению и письму.

Необходимое условие коррекции речевой деятельности детей с ЗПР - формирование интереса к речи и потребность в ее совершенствовании.

Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для его интеллектуального развития и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовывать познавательные резервы детей.

В условиях специально организованного обучения дети с задержками в психическом развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки.

Источники:
socialpeded.ru, nsportal.ru

Следующие материалы:


19 октября 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения