Журнал о здоровье детей

Особенности детей с нарушением зрения



Особенности детей с нарушением зрения

Консультация для родителей «Особенности внимания у детей с нарушением зрения»

Мартынова Наталья Степановна, воспитатель

АНО ДО Планета детства «Лада» д/с № 173 «Василёк»

Г. Тольятти

Консультация для родителей

Особенности внимания у детей с нарушением зрения

Состояние зрительной системы является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребёнка к обучению в школе. Поскольку зрение играет ведущую роль в восприятии окружающего мира, а аномалия зрительной системы могут не только приводить к недоразвитию зрительных функций, но и оказывать общее негативное влияние на развитие ребёнка.

Для многих детей с нарушением зрения свойственно неумение и неспособность к концентрации внимания. Они не могут длительно заниматься одним делом, часто отвлекаются от заданий. Например, предлагаемые серии картинок они рассматривают поверхностно, не задерживаются на их содержании, переключают внимание на другие, называют их и снова ищут новые. В результате они плохо запоминают, поскольку не анализируют последовательность, не усваивают принцип предъявления, самостоятельно не анализируют.

Также у детей с нарушением зрения недостаточно сформировано распределение внимания, так как оно связано с тем, что часто меняющие впечатления не являются глубокими, недостаточно концентрированными и ребёнок действует на основе кратковременной памяти. Внешняя среда, наполненная обилием впечатлений, требует от ребёнка также частого переключения внимания с одного объекта на другой, что приводит часто к развитию отвлекаем ости, рассеянности, беспокойства в поведении. Нет никакого сомнения в том, что повышенная сенсорная настороженность и быстрое переориентирование внимания на новые, меняющие жизненные ситуации в современном городе являются для детей с нарушением зрения практически важными функциями, которые они должны развивать.

При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности. Именно в деятельности у ребёнка с нарушением зрения формируют адекватное отражение действительного мира, произвольно или непроизвольно сосредотачивая и направляя внимание на осознание объекта действительности и формирование своего сознания.

Как нужно развивать внимание детей

Почаще предлагайте детям следующие упражнения:

- в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о») .

- учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

- дидактические игры: лабиринты, шифровки, мозайки, конструкторы («построй такой же», «Посмотри, запомни, нарисуй», выкладывание узора из косточек, спичек, пуговиц, рисование по клеточкам, копирование, дорисовывание.

- на столе, за которым работает ребёнок, не должно быть абсолютно ничего лишнего, отвлекающего внимания.

- не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас!

В ходе работы можно использовать систему чётких и коротких указаний: «слушай, запомни, не торопись, подумай».

Помните, занятия следует начинать и заканчивать с такого задания, которое ребёнок точно выполнит, получит удовлетворение и почувствует успех.

Особенности детей с нарушением зрения

 Развитие детей с нарушениями зрения существенно отличается от обычного развития детей с нормальным зрением. Поэтому к ним требуется совершенно иной подход. Поскольку ребенок с плохим зрением познает мир с помощью других органов чувств, которые берут на себя компенсаторную роль. Большую роль на себя берут слух и осязание. Поэтому для того, чтобы донести до ребенка знания, нужно воспользоваться иными методами. Учитывая все особенности детей с нарушением зрения.

Особенности детей с нарушением зрения

Причины нарушения зрения у детей

Важно учитывать какой носит характер нарушение зрения у ребенка – функциональный или органический. Если нарушение зрения функционального характера, то они как правило поддаются лечению и коррекции. Иногда они проходят сами с возрастом. Но органические нарушения представляют собой необратимые изменения в структуре глаза и других его составляющих. Часто органические дефекты зрения сопровождаются и другими проблемами, такими как ослабление слухового восприятия, задержка умственного развития и т.д.

Среди главных факторов, являющихся непосредственными причинами нарушения зрения врачи называют врожденные, наследственные и приобретенные . Врожденные дефекты произошли еще во время внутриутробного развития. Часто такое воздействие могут оказать инфекционные заболевания мамы, перенесенные во время беременности, а также метаболические расстройства. Многие заболевания глаз, такие как катаракта передаются по наследству. Заболевания, а также травмы перенесенные ребенком после рождения являются приобретенными факторами.

Детей с нарушениями зрения делят на слабовидящих, с остатками зрения и полностью слепых.

особенности детей с нарушением зрения

Психическое развитие детей с плохим зрением

Известно, что с помощью глаз ребенок получает большую часть информации об окружающем его мире. При отсутствии возможности глаз видеть, информация начинает поступает с помощью слуха и тактильных ощущений. Очень важно при обучении и воспитании таких детей, уделять большое внимания на развитие способности воспринимать как можно больше различных звуков.

Из-за таких физиологических ограничений происходит замедление в развитии познавательных психических процессов ребенка. Эти дети могут иметь неправильное понимание некоторых слов, так как не могут соотнести их с настоящими предметами, соответствующие им. Также важной особенностью детей с плохим зрением является то, что некоторые стороны личности развиваются быстрее, а некоторые медленнее. Координация движений и ориентация в пространстве отстает. В связи с этим дети часто неуклюжи, недостаточно уверенные в себе.

Польза физической активности. Советы

Детям с нарушением зрения полезна физическая активность. Но прежде чем нагружать организм ребенка, следует проконсультироваться с врачом о допустимых нагрузках, чтобы предупредить негативные последствия и травмы. Но в целом физические упражнения помогают ребенку научиться координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, развивают мышечную и механическую память, и в некотором смысле даже стимулируют работу зрительного анализатора.

Игрушки подбираются для детей с плохим зрением обязательно крупные и яркие, имеющие разнообразную текстуру и издающие музыкальные звуки.

В семейном воспитании ребенка также необходимо приучать выполнять свои обязанности. Нельзя ограничивать его от общения с детьми с нормальным зрением.

особенности детей с нарушением зрения

Для сохранности зрение у детей, необходимо предпринимать профилактические меры. Прежде всего нужно как можно раньше показать ребенка офтальмологу. Врач сможет вовремя диагностировать любые нарушения зрения, назначит правильное лечение или даст рекомендации. Также существуют детские сады и учебные заведения, специально созданные для детей с плохим зрением. Обучение в них проводится по специальной программе.

Воспитание детей с нарушением зрения

Когда на свет появляется ребенок, ему свойственно воспринимать многогранный мир с помощью трех органов чувств: зрение, слух и осязание. Однако природа не всегда благосклонна к каждому малышу, и он может родиться с нарушением (а зачастую и не одним) в любой из этих функций. Те, кто имеет проблемы со зрением, а особенно это касается детей с нарушением зрения, воспринимают мир абсолютно по-другому, имея существенные ограничения. Их развитие происходит в специфическом русле и, находясь в детском саду, они испытывают потребность в личностно-ориентированом подходе. Поэтому, воспитание детей с нарушением зрения и обучение продиктованы тем, что основную компенсаторную роль берут на себя осязание и слух. Чтобы донести до ребенка знания и точку зрения окружающих касаемо социализации, необходимо пользоваться иными методами, чем в случае с полностью здоровыми детьми. Основной акцент — на здоровые органы чувств.

Классификация заболеваний глаз у детей

Чтобы понять, как именно работать с ребенком с нарушением зрения, нужно знать тип его заболевания и возможности органов зрения в настоящий момент, поддается ли оно лечению.

Функциональные нарушения могут при своевременном выявлении подлежать корректировке. К таковым относятся косоглазие (все степени), катаракта, астигматизм, миопия, помутнение роговицы. Если в раннем возрасте принять необходимые медицинские меры, то существуют высокие шансы на полное выздоровление.

Органические нарушения касаются структуры глаза и других отделов зрительной системы. Они сложно поддаются лечению и восстановлению. Как правило, это результат сопутствующих заболеваний (задержки умственного развития, ДЦП).

Только принадлежа к первой категории, дети могут посещать обычный детский сад и школу, чтобы обучаться по стандартной программе. Но каждый из них встретится со значительными сложностями, например, непониманием со стороны сверстников, невозможностью адекватно реагировать на нагрузки и темп.

Аспекты психического развития

Как и взрослые, дети дошкольного возраста получают львиную долю информации об окружающем мире благодаря зрению. Если нет возможности воспринимать его яркие краски и знакомиться с новыми образами, основную роль берет на себя слух. Со стороны взрослых важно прилагать максимум усилий, чтобы развивать способность правильно воспринимать как можно больший спектр звуков.

В детском саду такие малыши отличаются медлительностью и пассивностью, не свойственной детям в этом возрасте. У них нет желания бегать, играть в подвижные игры. Возникает огромное количество двигательных форм, относящихся к категории непродуктивных, тупиковых движений: ребенок может произвольно раскачиваться со стороны в сторону, гладить себя по волосам, повторяя свои действия многократно.

Одни стороны личности с нарушением зрения развиваются быстрее, позволяя легче адаптироваться в обществе, другие медленнее (вызывая множество вопросов у сверстников, которые не соотносят заболевание с поведением ребенка). Такие дети часто бывают слабовольными и подверженными влиянию извне. Они не отстаивают свою точку зрения в детском саду, чтобы как можно меньше выделяться из коллектива.

Взаимодействие с окружающими

Вследствие наличия серьезных физиологических ограничений ребенок дошкольного возраста испытывает значительный дискомфорт, даже если ему с рождения незнакома возможность полноценно видеть. Происходит замедление в развитии познавательных психических процессов, что отображается в его общении со сверстниками, родителями, воспитателями. Для таких детей характерно неверное понимание некоторых слов и понятий, они не могут соотнести их с предметами, которые отображают.

Наблюдается слабо выраженная потребность к общению со взрослыми и воспитателями во всех видах учебной и игровой деятельности, отсутствие желания общаться, неумение выражать свои эмоции.

Дети с нарушением зрения очень приветствуют физический контакт окружающими, особенно с родителями. Независимо от вида занятия – беседа, игра, совместный просмотр мультфильма – они предпочитают взять за руку или забраться на колени, чтобы их погладили по голове или поцеловали. Это не значит, что малышу не хватает внимания и любви, просто его маленький мир лишен ярких впечатлений.

Основные моменты воспитания

Независимо от выбранного типа детского сада, ребенок дошкольного возраста с нарушениями зрения должен постоянно находиться в поле зрения специалистов, способных скорректировать его особенности и обеспечить нормальное развитие.

Регулярные занятия с логопедом позволяют увеличить словарный запас, избежать речевой ограниченности.

Осмотр офтальмолога позволит оценить динамику выздоровления (если форма заболевания поддается лечению).

Особенности воспитания детей с нарушением зрения нельзя игнорировать. При грамотно организованном воспитательном процессе в детском саду можно избавить малыша от замкнутости и обеспечить ему комфортные условия нахождения в социуме.

Источник - ya-viju.ru

Положения, выносимые на защиту:

Апробация

Глава 1 Обзор литературы

1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора.

1.2. Близорукость

1.3. Особенности развития детей с патологией зрения.

1.4. Цель, задачи и средства ЛФК для детей с ослабленным зрением

1.5. Принципы и методические рекомендации коррекции вторичных отклонении у детей с ослабленным зрением.

Глава 2 Методы и организация исследования

2.3. Программа реабилитационных мероприятий для детей с близорукостью.

Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Динамика изменений двигательных качеств детей 9-10 лет с юлизорукостью.

3.2. Динамика изменений антропометрических показателей физического развития детей 9-10 лет.

особенности детей с нарушением зрения

3.3. Динамика изменений физиометрических показателей физического развития

Источники:
www.maam.ru, razvitiedetei.info, about-vision.ru, www.vevivi.ru

Следующие материалы:


17 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения