Журнал о здоровье детей

Программа обучения детей с зпр 1 класс



Скачать:

Подготовила педагог-психолог

Кузякова Татьяна Николаевна

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для детей с задержкой психического развития. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР. При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания незрелость эмоционально-волевой сферы.

Программа психологического сопровождения детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания. Программа рассчитана на 15 занятий.

Цель — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

Задачи:

программа обучения детей с зпр 1 класс

- развивать творческие способности, эмоциональную сферу ребенка

- совершенствовать словарный запас, навыки связной речи, воображение,

-развивать память и внимание.

«Домашние животные». Конспект занятия для учащихся первого класса по программе обучения и развития детей с ЗПР

Фронтальное занятие

Тема: Домашние животные

Цели: расширение и уточнение знаний детей о домашних животных.

Задачи:

- обучающая:

• продолжать расширять и уточнять знания детей о домашних животных своей местности (содержание, расселение животных в разных условиях – в разное время года)

• продолжать закреплять понятия «месяц», «время года» «геометрические фигуры, их размер»

программа обучения детей с зпр 1 класс

• закреплять употребление ориентировочно-пространственных понятий «слева» - «справа», «вверх – низ», «ближний» - «дальний»

- коррекционно-развивающая:

• развитие и коррекция восприятия (зрительного, слухового, внимания (слухового, зрительного, памяти, мышления (мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение)

• развитие и коррекция речи (уточнение и расширение словарного запаса работа над лексико-грамматическим строем, языкового оформления и логической связности речи)

• развитие и совершенствование общей и ручной (мелкой) моторики, зрительно-двигательной (пространственной) координации движений и ориентировки в пространстве

- воспитательная: воспитывать усидчивость, дисциплинированность, наблюдательность, рефлексию прививать любовь к домашним животным.

Демонстрационный материал. Иллюстрации с изображением коровы, овец, лошади, кошки, собаки (и их детенышей).

Два набора фигурок домашних животных два набора геометрических фигур разных размеров: круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники и белый лист бумаги прямоугольной формы модель «Времена года» (круг, разделенный на четыре части каждая часть разделена на три равных спектра – «месяцы») .

Словарная работа: домашние животные продукты польза забота – уход за животными ветеринарный врач хозяйственный двор постройки двора.

Индивидуальная работа строится с учетом возможностей детей.

Ход занятия

I. Организационный момент

Приветствие.

Дыхательная гимнастика: «Часики».

Встать, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик- так».

(Повторить в среднем 10-12 раз.)

программа обучения детей с зпр 1 класс

- Звонок прозвенел. Начинается урок. Ребята, садимся «тихо-тихо, как мышки».

II. Основная часть

- Ребята, как мы называем животных, которые живут рядом с нами, с нашим домом, у нас в квартирах?

(Домашние животные)

- А каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей.)

Работа с демонстрационным материалом

Педагог вывешивает на доску иллюстрации с изображениями домашних животных.

- Зачем человек разводит коров? Какие продукты получают из молока?

(Из молока получают много различных продуктов: кефир, йогурт, сметану, творог, снежок.)

- Зачем содержат лошадей?

(Лошади нужны для работы в поле. Они перевозят грузы.)

Беседа с детьми и о других домашних животных, о их местах содержания, о пользе для людей. В конце беседы педагог делает обобщение.

- Итак, жизнь животных связана с человеком. Он получает от них продукты, для общения, для перевозки грузов. Человек заботится о них. Чем лучше он будет о них заботиться, тем лучше будут выглядеть животные.

Работа с учебником по ознакомлению с окружающим миром.

Рассматривание детьми иллюстраций.

- Кто лечит домашних животных?

(Животных лечит ветеринарный врач.)

- Ветеринарный врач делает прививки животным, чтобы они не болели, дает им лекарство, если заболеют, даже делает операции.

Педагог помещает на доску фигурку «хозяина».

- У хозяина есть корова, теленок, овца с двумя ягнятами, лошадь. Старый двор был мал, и он решил построить для своих животных новый двор. Вчера он его достроил.

Физкультминутка

«В классе»

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире, развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

(Показ действий по содержанию.)

Работа с раздаточным материалом

Посмотрите на свои листики и скажите, какой формы он построил двор для животных.

(Двор прямоугольной формы. Двор имеет форму прямо угольника.)

- Хозяин подготовил места во дворе для расселения животных. Но он просит нас помочь ему их «получше» распределить. Посмотрите на имеющиеся у вас части двора. Определите, какой они формы, какого размера. Подумайте, где лучше их распределить во дворе. Какой формы части двора? Сколько их?

(Формы двора квадратные, прямоугольные. Одни фигуры большие, другие меньше. Всего четыре части.)

- Распределите их в хозяйственном дворе.

Дети распределяют, помещают геометрические фигуры. Рассказывают, где расположены части той или иной формы.

(Например, ребенок говорит: В правом дальнем углу двора я поместил большой квадрат.)

Дети наклеивают части на модель хозяйственного двора, а потом работают в парах, рассказывая друг другу, как они распределили части в форме двух квадратов и двух прямоугольников разного размера.

- Хозяин очень доволен вашими планами, тем, что у него так много вариантов. Он сегодня подумает, какой ему выбрать план, чтобы было удобно подходить к животным, лучше ухаживать за ними. А еще он просит нас помочь ему расселить в этих частях двора животных. Как вы думаете, ему можно помочь?

Дети «расселяют» (расставляют) фигурки животных в разных частях «двора» (схематическом плане)

- Хозяин благодарит вас за помощь в расселении животных. Мы с вами помогли хозяину расселить домашних животных в хозяйственном дворе. Как вы думаете, почему хозяин торопился с постройкой двора? Какое время года приближалось?

(Зима. Зимой животные во дворе. Чтобы им было уютно, нужно теплое жилье для них.)

- Верно, приближалась зима. А в какое время года животные меньше всего находятся во дворе? Где тогда они больше находятся?

(Летом домашние животные (коровы, овцы, козы, телята) пасутся на лугу. Только ночью они отдыхают, спят во дворе.)

- Посмотрите, что у вас на столе. Как вы думаете, что это?

(Это модель времен года.)

- А как вы догадались?

(Круг разделен на 4 равные части, и они имеют разный цвет: зеленый, красный, желтый, белый. Зеленый обозначает весну, красный — лето, желтый — осень, белый — зиму. Каждая часть круга разделена на три равные части — месяцы.)

- В какое время года животные пасутся на лугу?

(Они пасутся весной, летом, осенью.)

- Верно, а правильнее сказать, что они пасутся с разгара весны, летом и в начале осени. Хозяин очень доволен вашей работой. Говорит вам: Спасибо.

III. Итог занятия.

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Организация коррекционных классов для детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития (ЗПР) различного характера, эффективна при реализации следую­ щих принципов:

• единства диагностики и коррекции

индивидуализации обучения

комплексного воздействия на развитие познавательной сферы

и эмоционально-волевых качеств личности, сохранение и укреп­

ление здоровья учащихся.

Реализация указанных принципов осуществляется в системе коррекционно-развивающего обучения, рекомендованной к вне­дрению Министерством образования Российской Федерации.

максимальный охват дошкольников с ЗПР специализирован­

ной помощью с использованием разнообразных организационных

форм, включая специальные коррекционные группы для детей с

ЗПР, группы кратковременного пребывания, а также подготови­

тельные классы в специальных (коррекционных) школах 7 вида

обеспечение преемственности между дошкольной и началь­

ной ступенями общего образования.

До настоящего времени при обучении детей с ЗПР в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО), классах выравни­ вания ( KB ), классах компенсирующего обучения (КО) использу­ ются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов КРО I и III вариантов комплекто­вания, т.е. с началом обучения во II классе при I варианте ком­ плектования ( II — IV классы) и с двухгодичным сроком обучения при III варианте ( I — II классы).

Наиболее распространенным вариантом комплектования с от­ крытием дошкольных групп для детей с ЗПР является II вариант ( I — IV классы) 1.

Предлагаемые программы для II варианта комплектования кор­рекционных учреждений VII вида и классов в общеобразователь­ных школах обеспечивают преемственность между дошкольной и

1 Из четырех вариантов программ, разработанных для детей с трудностями в обучении, в настоящем сборнике представлен II вариант программ, предназначен­ ный для детей, у которых задержка психического развития выявлена в дошкольном возрасте или после начала обучения в общеобразовательной школе в шестилетнем возрасте. В системе коррекционно-развивающего обучения эти дети осваивают курс начальной ступени образования за четыре года.

начальной ступенями образования, так как строятся на единых со­ временных подходах к воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями.

Программы для II варианта комплектования ( I — IV классы) на­ писаны авторским коллективом под руководством С.Г.Шевченко, создавшим стабильные типовые программы для детей сЗПР1иШ вариантов комплектования (1996, 1998, 2000) и программы до­ школьного воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР (2003, 2004), в составе: РД.Тригер (Русский язык), Ю.А.Костенкова (Ли­ тературное чтение), С.Г.Шевченко (Окружающий мир), Г.М.Капу­стина (Математика), Т.В.Кузьмичева, Е.Б.Новикова (Трудовое обу­ чение), Е.Н.Морсакова (Физическая культура), Н.А.Цыпина (Рит­ мика).

В сборник включены также программы подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для 6-7-летних детей, ранее не обучавшихся и обнаружив­ ших низкий уровень готовности к школьному обучению или оказав­ шихся недостаточно подготовленными после пребывания в дошколь­ ной группе для детей с ЗПР. Авторы программ подготовительного класса — С.Г.Шевченко (Ознакомление с окружающим миром и развитие речи), РД.Тригер (Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте), И.Н.Волкова (Ознакомление с художественной литературой), Г.М.Капустина (Развитие элементарных математических представлений).

Преимуществом II варианта комплектования является то, что дети диагностируются в более раннем по сравнению с I вариантом возрасте и своевременно направляются в систему коррекционно- развивающего обучения. Адекватные особенностям детей условия обучения позволяют избежать стойких неуспехов в учебе и свести к минимуму негативное воздействие на формирование личности ребенка.

Предметный каталог

Как определить коррекционно-развивающую цель? Педагог, планируя занятие, должен задуматься: По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?. В помощь учителям рекомендуются основные направления коррекционной работы по материалам Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в ГНУ ИКП РАО [4]:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

- развитие навыков каллиграфии

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями)

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму

- умения планировать деятельность

Источники:
nsportal.ru, www.maam.ru, plotnikova.ucoz.ru, www.openclass.ru

Следующие материалы:


18 октября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения