Журнал о здоровье детей

Виды аутизма у детей



Виды аутизма у детей

Виды аутизма (группы детей)

К. С. Лебединская, О. С. Никольская

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Как указывалось выше, диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость изменений в окружающей обстановке, а также ранее, до 30-месячного возраста, выявление специфических признаков дизонтогенеза.

Однако при наличии этой общности проявлений другие признаки обнаруживают значительный полиморфизм. Да и основные симптомы различаются как по особенностям характера, так и по степени выраженности. Все это определяет наличие вариантов с разной клинико-психологической картиной, разной социальной адаптацией, разным прогнозом.

Эти варианты требуют и разного коррекционного подхода, как лечебного, так и психолого-педагогического.

Между тем клинико-психологической классификации, адекватной этим задачам, не имеется. Существующие классификации чаще всего построены по этиологическому либо патогенному принципу.

О. С. Никольской (1985—1987) выделены четыре основные группы РДА.

Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.

У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II - ее отвержения, III - ее замещения и IV сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.

Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.

Дети I группы с аутистической отрешенностью от окружающего характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжелые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения.

Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания.

Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении («люцидная кататония»), часто осложненной органическим повреждением мозга.

Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными, полностью несостоятельными в произвольных действиях. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети II группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет вышеописанной аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипии: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологический тонус, заглушают неприятные воздействия извне.

Внешний рисунок их поведения - манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная «симбиотическая» связь с матерью, ежеминутное присутствие которой - непреложное условие их существования.

С точки зрения нозологии и у этой группы детей речь, скорее, идет либо о шизофрении, либо, возможно, биохимической, на настоящем уровне диагностики не определяемой, энзимопатии.

Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще - в массовой, реже - во вспомогательной).

Дети III группы с аутистическими замещениям окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развернутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог.

Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Здесь нельзя исключить вариант самостоятельной дизонтогении.

Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане - неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищет защиты у близких сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее.

Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одаренность.

Нозологически здесь, очевидно, следует дифференцировать между вариантом синдрома Каннер как самостоятельной аномалией развития, реже - синдром Аспергера как шизоидной психопатией. Эти дети могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев - обучаться в ней и без предварительной специальной подготовки.

Выделенные клинико-психологические варианты РДА отражают, очевидно, различные патогенетические механизмы формирования этой аномалии развития, быть может, разную степень интенсивности и экстенсивности патогенного фактора (о чем говорит возможность их перехода друг в друга в сторону ухудшения при эндогенных колебаниях, экзогенной либо психогенной провокации и, наоборот, улучшения, чаще при эффективности медико-коррекционных мероприятий, а иногда и спонтанно), разный характер генетического патогеннного комплекса, особенности «почвы», как конституциональной, так и патологической.

Доктор Комаровский. Аутизм.

Расстройства аутического спектра и аутизм относятся к группе сложных нарушений развития мозга. Эти расстройства вызывают трудности в социальном взаимодействии, в вербальной и невербальной коммуникации, а также могут стать причиной повторяющихся действий и движений. Они включают в себя аутизм, синдром Ретта, синдром Аспергера, отклонения в развитии.

виды аутизма у детей

Расстройства аутического спектра могут быть связаны с интеллектуальной инвалидностью, трудностями в координации движений и внимании, физическими проблемами со здоровьем (например, сон) и желудочно-кишечными расстройствами. Некоторые люди с детским аутизмом могут преуспевать в музыке, математике и искусстве.

В США были проведены исследования, согласно которым из 88 американских детей один ребенок страдает аутизмом. Также исследования показали, что это заболевание встречается в три-четыре раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Примерно один из 54 мальчиков больной аутизмом и одна из 1252 девочек страдает этим заболеванием в США.

Дети страдают аутизмом чаще, чем диабетом, СПИДом, раком, детским церебральным параличом, мышечной дистрофией и синдромом Дауна вместе взятые. В США более 2 миллионов человек страдают аутизмом, а по всему миру этой болезнью страдают десятки миллионов людей. Кроме того, в последние годы это заболевание начало встречаться все чаще. Его распространенность возросла с 10 процентов до 17 процентов. Несмотря на улучшение диагностики и разработку новых методов коррекции, случаи заболевания возрастают.

Возникновения аутизма не известно. Ученые уверены в том, что болезнь возникает в период раннего развития мозга. Тем не менее, самые очевидные признаки этого заболевания проявляются в возрасте двух-трех лет.

Согласно исследованиям, первые признаки аутизма проявляются в возрасте одного года. Поэтому родители должны знать достижения в развитии своего ребенка согласно возрасту. Эти наблюдения нужны для того, чтобы распознать признаки аутизма на раннем этапе и сразу обратиться за помощью к специалистам. Обратите внимание на приведенный список.

Если у вас возникнут какие-то вопросы о развитии ребенка, не ждите, а сразу обращайтесь к врачу. Врач назначит все необходимые исследования, чтобы исключить или подтвердить симптомы аутизма. В случае если у вашего малыша есть аутизм, раннее вмешательство может стать единственной надеждой, что симптомы данного заболевания с возрастом не станут усугубляться.

В медицине есть несколько «абсолютных показателей», или как их часто называют «красных флажков», согласно которым оценивают состояние ребенка. Для родителей эти «красные флажки» нужны для того, чтобы убедиться в правильном развитии ребенка. Если у вашего малыша есть хотя бы один из перечисленных ниже признаков - обратитесь к педиатру или семейному врачу для немедленного обследования.

Признаки, которые должны насторожить родителей:

- отсутствие улыбки и других радостных эмоций у малыша в возрасте шести месяцев и старше

- малыш в возрасте девяти месяцев и старше не отвечает улыбкой на улыбку и не издает никаких звуков

- в возрасте двенадцати месяцев ребенок не интересуется окружающей обстановкой, например, не указывает пальцем на интересующие его предметы и не следит за их передвижением

- отсутствие первых слов (например, «мама», «папа») в возрасте шестнадцати месяцев

- в возрасте двух лет не говорит словосочетания из двух слов (без подражания и повторения)

- отсутствие речи, лепета или социальных навыков в любом возрасте.

Таким образом, чем раньше будет диагностировано заболевание, тем легшее пройдет его лечение. К сожалению, аутизм нельзя вылечить полностью, но предотвратить его развитие и устранить некоторые симптомы возможно. Будущее детей страдающих аутизмом в руках их родителей.

Выделяют следующие виды аутизма :

Общие расстройства развития.

Аутизм . принадлежащий к этой группе, характеризуется качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и в способах коммуникации, а также ограниченным, стереотипным набором интересов и занятий, которые повторяются. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях.

Этот вид аутизма определяется наличием патологического или нарушенного развития, которое впервые проявляется в возрасте до трех лет, и является характерным типом ненормального функционирования во всех трех следующих областях: социальное взаимодействие коммуникация поведение (прослеживается ограниченный набор ее стереотипных форм ). Кроме этих специфических диагностических признаков, часто имеются другие неспецифические проблемы, такие как например страхи, нарушения сна и пищевого поведения, вспышки гнева и агрессивность (в том числе и направленная на себя).

Атипичный аутизм.

Этот вид аутизма отличается от детского аутизма или по времени проявления, или неполной соответствием по диагностическим критериям. Следовательно, этот вид аутизма впервые проявляется только в возрасте после трех лет или когда отсутствуют четкие симптомы, необходимые для постановки диагноза аутизм (а именно: нарушение социального взаимодействия, коммуникативных навыков и ограниченное, стереотипное поведение. Атипичный аутизм чаще возникает у ребят с умственной отсталостью или с тяжелым расстройством развития речи.

При этом виде аутизма (пока описан только у девочек) после раннего периода внешне нормального развития прослеживается частичная или полная потеря речи, приобретенных моторных и мануальных навыков. Обычно расстройство начинается в возрасте от 7 до 24 месяцев. Особенно характерны потеря целенаправленных движений рук, стереотипные движения в форме заламывания рук и одышка. Социальное и игровое развитие останавливается, однако остается сохранение социального интереса. Примерно с четырехлетнего возраста начинают развиваться разнообразные нарушения движения. Следствием состояния почти всегда есть тяжелая умственная отсталость.

Другие дезинтегративные расстройства детского возраста.

Это вид аутизма, который характеризуется периодом в целом нормального развития, после чего за несколько месяцев происходит потеря ранее приобретенных навыков развития. Обычно это сопровождается потерей интереса к окружающей среде, стереотипными движениями, которые повторяются, а также отклонениями в социальных взаимодействиях и общении, похожими на тех, что наблюдаются при других видах аутизма. В некоторых случаях устанавливают связь расстройства с энцефалопатией, но диагноз основывается на поведенческих симптомах.

Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.

Эта категория видов аутизма предназначена для случаев, которые характеризуются сочетанием у детей тяжелой умственной отсталости (IQ ниже 50) с выраженной гиперактивностью и нарушением внимания, а также стереотипным поведением. Детям с таким видом аутизма не помогает лечение стимулирующим средствами, в отличие от тех, у кого IQ в пределах нормы. В подростковом возрасте гиперактивность имеет тенденцию меняться на пониженную активность. Этот вид аутизма часто сочетается с различными видами задержки развития, специфическими или общими. Неизвестно насколько поведенческие нарушения являются следствием низкого интеллекта или органического поражения мозга.

виды аутизма у детей

Синдром Аспергера.

Это вид аутизма, самостоятельность которого не определена, который характеризуется таким же типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный аутизм, и ограниченным набором стереотипных, повторяющихся интересов и занятий. Главное отличие от аутизма состоит в отсутствии общей задержки или отставания в развитии речи или познавательных функций. Синдром Аспергера часто сопровождается выраженной неуклюжестью. Характерна устойчивая тенденция к сохранению нарушений, которые развились в подростковом и взрослом возрасте в молодом возрасте порой прослеживаются психотические эпизоды.

Неуточненное общее расстройство развития.

Эту категорию видов аутизма используют для расстройств, соответствующих описанию общих расстройств развития, в том случае, когда, несмотря на противоречивость данных или из-за отсутствия информации, нет возможности выяснить, подходит ли этот вид аутизма к какому нибудь из предыдущих видов.

Диагностика аутизма

Американская академии педиатрии рекомендует в ходе регулярных медицинских осмотров проводить скрининг у детей, страдающих aутизмом. Благодаря этому доктор сможет выявить симптомы на ранней стадии. Раннее диагностировании и лечение могут помочь ребенку полностью реализовать свой потенциал.

виды аутизма у детей

Когда у ребенка выявляют отставание в развитии, дальнейшие тесты помогут доктору определить, связана ли проблема с аутизмом, с другим дезинтегративным расстройством или расстройством со схожими симптомами, например, отставании в языковом развитии или тревожном расстройстве личности.

Задержка языкового развития означает, что ребенок не может использовать слова или другие виды коммуникации для того чтоб выразить свои мысли и чувства в том возрасте, когда от него можно этого ожидать.

Дети с задержкой языкового развития могут быть не в состоянии использовать другие методы для общения с окружающими. Например, они могут быть не в состоянии использовать жесты, например, улыбку, движения руками или кивание головой. Им может быть трудно понять, что им говорят другие.

Задержка языкового развития у детей может произойти по разным причинам, включая проблемы со слухом, умственную отсталость из-за синдрома Дауна или другие генетические нарушения или умственные расстройства.

Обычно при языковых расстройствах основным видом лечения является логопедия.

Тревожное расстройство личности

Из-за тревожного расстройства личности человек не взаимодействует с окружающими, особенно если взаимодействие связано с новым видом деятельности, которое может привести к замешательству. Человеку может быть трудно выполнять задания, работая с другими людьми, и при оценке других как стоящих социально выше.

Страх при тревожном расстройстве личности является результатом низкой самооценки, стеснения, чрезмерной чувствительности к негативным оценкам окружающих. Тревожное расстройство личности может быть более серьезной формой расстройства социального страха (другой вид расстройства при котором человек боится, что его осмеют на людях).

Если у доктора нет опыта или знаний для работы с психологическим расстройствами, он может направить Вас к другому специалисту – педиатру, психиатру, логопеду или к детскому психологу – эти специалисты проведут дополнительное тестирование.

Оценка поведения . Для того, чтоб определить специфику отставания в развитии у ребенка доктор использует различные инструкции и опросники. Это может быть:

Формы и виды аутизма

Расстройства аутистического спектра являются состоянием, которое влияет на социальное взаимодействие, общение, интересы и поведение. Они включают в себя синдром Аспергера и детский аутизм.

Признаки и симптомы

Основные особенности заболевания обычно начинают развиваться в детстве, хотя синдромы аутизма в начале жизни часто не так очевидны и не приводят к существенным изменениям личности человека.В Великобритании считается, что примерно один из каждых 100 людей имеет заболевание аутистического спектра.Там никто не обещает вылечить аутизм, но существует широкий выбор вмешательств - в том числе для улучшения образовательного уровня, для поддержки поведения, чтобы помочь людям с такими проблемами.

Аутизм может демонстрировать широкий спектр симптомов, которые часто группируются в две основные категории: Проблемы социального взаимодействия и коммуникации - в том числе проблемы с пониманием и знанием эмоций и чувств окружающих он также может включать в себя задержку языковых функций и неспособность начать переговоры или принять участие в них должным образом.

Зоны ограниченного доступа и повторяющиеся модели мышления, интересов и физического поведения - в ​​том числе повторяющиеся физические движения, такие как нажатия или скручивание рук, а также расстройство больных, если этот набор подпрограмм нарушается. Дети, молодежь и взрослые с синдромом аутистического спектра часто также зависят от других условий психического здоровья, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),тревоги или депрессии .

Около половины из тех, кто болен аутизмом, также имеют различные уровни трудности в обучении. Тем не менее, при соответствующей поддержке многие люди в состоянии стать независимым.

Дети с более тяжелыми симптомами, имеющие большие трудности в обучении, должны получать больше дополнительного ухода и помощи, чтобы жить самостоятельно, а семьи смогут наслаждаться хорошим качеством жизни только в том случае если больным будет уделяться максимум внимания.

Получение диагноза

Диагноз аутизм редко ставится у детей в возрасте до двух-трех лет. Для многих, признаки проявляются в полной мере только тогда, когда они становятся старше.

Если вы беспокоитесь о развитии вашего ребенка, необходимо обязательно обратиться к врачу общей практики или, как только заметили какие-либо из симптомов аутистического спектра. Обсудите вашу озабоченность в семье, не откладывайте обсуждение на потом - малыш должен быть передан для оценки специалистов максимально быстро. Не ждите, что про аутизм вам все расскажет википедия -хоть как-то справиться с проблемой поможет только максимально полное погружение в проблему.

Больной аутизмом это не обязаткльно только ребенок - у взрослых также ставится данный диагноз. Обратитесь к специалистам, если вы обеспокоены поведением родственника. Врачи могут использовать инструмент скрининга, чтобы проверить, если у него признаки аутизма, стоит ли направить его к соответствующим экспертам в вашем районе.

Что вызывает аутизм?

Точная причина аутизма неизвестна, но считается, что в заболевании виновны несколько сложных генетических и экологических факторов. В некоторых случаях основное, не психологическое заболевание, может способствовать развитию аутизма.

Совсем недавно, некоторые люди верили, что ряд вакцин ( от свинки, кори и краснухи) способствовали развитию синдрома детского аутизма, но после проведения широких исследований рядом крупных медицинских организаций, с участием миллионов детей по всему миру, стало ясно, что нет никаких доказательств связи болезни и вакцин.

Аутизм у взрослых

Некоторые больные имеют черты состоянии, как у ребенка, но при этом вступают во взрослую жизнь, даже не будучи правильно диагностированными. Понятно, что получение пусть и во взрослом возрасте необходимого диагноза, часто может помочь людям с расстройствами аутистического спектра и их семьям понять состояние, чтобы выяснить какая именно поддержка им необходима.

Некоторые виды аутизма предполагают, что взрослые с симптомами недуга, могут совершенно спокойно принимать участие в развлекательных и культурных мероприятиях, работать на простых должностях. Однако, многим взрослым трудно найти работу из-за несоответствия физиологических и социальных требований. Тем не менее, они все-таки могут получить поддержку властей и найти работу, которая соответствует их способностям и навыкам.

Виды и формы аутизма

Существует значительное совпадение между различными формами аутизма. Широкое разнообразие симптомов у детей с аутизмом, однако, привело к принятию общей концепции расстройства аутистического спектра. или, как это называют в западных странах, ASD.

Различные формы аутизма влияют на одного из каждых 88 детей в США, чаще заболевание проявляется среди мальчиков, чем у девочек. Эксперты с тревогой отмечают постоянный рост числа диагнозов, что, правда, пока считается не следствием какой-либо тенденции, а от улучшения обнаружения.

Конечно, получение диагноза аутизм становится настоящим шоком для родителей, но новейшие исследования говорят о том, что родители все равно не разрывают эмоциональную связь с ребенком и по-прежнему имеют крепкую привязанность к нему. Мало того, данные исследования опубликованные в журнале "Pediatrics", подтверждают и тот факт, что матери аутистов куда лучше определяют степень эмоционального и физического состояния ребенка, чем матери обычных детей и соответственно имеют возможность дать им куда больше заботы.

Ранняя диагностика имеет важное значение. Как теперь ясно, виды и формы аутизма совершенно разнообразны, а проявления болезни могут быть куда сильнее, если ребенком не начали заниматься с раннего возраста, а затем ни на день не прерывали занятия.Вообще, расстройства аутистического спектра влияют на три различные области жизни ребенка:cоциальное взаимодействие, cвязь (как устная, так и невербальная),поведения и интересы. но при том абсолютно каждый ребенок-аутист будет иметь его или ее собственную модель аутизма.

Иногда, развитие ребенка задерживается от рождения. Некоторые дети, кажется, нормально развиваются, прежде чем они вдруг теряют социальные или языковые навыки. Другие показывают нормальное развитие, до тех пор, пока они не начинают странным образом демонстрировать необычные мысли и желания.

У некоторых детей, потеря языка является основным обесценением. Другой вид аутизма посмотрите на видео - это когда доминирует необычное поведение (например, часами наблюдая за предметом). До недавнего времени, типы аутизма не были определены для руководящих принципов в диагностическом руководстве ( DSM-IV )Американской психиатрической ассоциации. Теперь, согласно ему, три основных типа ASD это: с индром Аспергерар асстройства развития, если не указано иное ( PDD -NOS)а утизм.

В DSM-IV также включены две редкие, но серьезные проявления аутизма, как синдром Ретта и детские разрушительные беспорядки. Новое диагностическое руководство сделало ряд серьезных изменений в этом списке расстройств. Не ясно, однако, как эти изменения повлияют на задачу медицинских специалистов точно определить, что заболевание принадлежит именно спектру аутистических расстройств.

Источники:
biofile.ru, karapyziki.net, www.eurolab.ua, moskovskaya-medicina.ru

Следующие материалы:


22 октября 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения