Журнал о здоровье детей

Особенности гиперактивных детей дошкольного возраста



Особенности гиперактивных детей дошкольного возраста

Воспитание гиперактивных детей дошкольного возраста

Особенности воспитания гиперактивных детей дошкольного возраста

особенности гиперактивных детей дошкольного возраста

В наши дни проблема гиперактивности детей является одной из самых актуальных, так как с каждым годом таких детей становится все больше и больше. Исследователи тщательно изучают причины такой активности: наследственность, осложнения во время беременности и родов, питание, влияние окружающей среды и ситуации в семье, в ряде случаев причины индивидуальны. Важным вопросом остается разработка методов и программ работы с такими малышами, корректных форм воспитания и обучения, т.к. в данном случае необходим особый подход к ребенку.

Фактически гиперактивность – это болезнь, некое психологическое отклонение, на которое стоит обратить особое внимание, чтобы вовремя помочь ребенку. Слово гиперактивный происходит от слияния двух частей: «гипер» - (от греч. Hyper - над, сверху) и «активный», означающее «действенный, деятельный».

S.D. Clemens дал следующее определение гиперактивности: «…заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальному уровнем, с нарушением поведения от легкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательной функции»[1].

В младенчестве гиперактивность проявляется в виде чрезмерной раздражительности, нарушениях сна и питания, частого плача. В возрасте 3-5 лет ребенок становится заметно невнимательным, рассеянным, неусидчивым, чрезмерно подвижным, ему трудно концентрироваться и запоминать новую информацию. В старшем детском возрасте это может привести к тяжелым последствиям. Поэтому так важно найти особенный подход к таким детям не только в семье, но и в детском саду.

Первый важный момент в общении с гиперактивными детьми – это понимание того, что ребенок неосознанно выполняет некоторые действия, он ненамеренно «плохо себя ведет», а сам страдает от своей чрезмерной энергичности. Поэтому терпение – залог успеха, взрослым необходимо оставаться максимально спокойными и нераздражительными.

Часто такие дети получают много негатива со стороны сверстников и, в особенности, взрослых, что приводит к замкнутости в себе, отчужденности и агрессии. Важно дать ребенку почувствовать поддержку, веру в него, научить его настраивать взаимоотношения с собой и окружающим миром.

Одним из наиболее эффективных способов на этапе раннего возраста является игра. Игры могут быть разными, например:

-- с чередованием подвижности и спокойствия «Замри, отомри», «Море волнуется раз» эта игра способствует развитию чувства меры, контроля своих действий

-- на сообразительность и моментальную реакцию: «Горячая картошка», «Съедобное – несъедобное», что развивает внимательность, помогает детям подавлять импульсивность, а действовать, руководствуясь ситуацией

-- творческие игры: «Крокодил», «Обезьянка», «Угадай кто», в которых дети проявляют свой творческий потенциал, изображая жестами и движениями какое-либо животное или объект

-- подвижные игры: «Эстафета», где ребенок может сделать важную часть общего действия, оказать помощь команде, быстро выполнить задание.

Исследования показали, что включение деятельности гиперактивного ребенка и подчеркивание ее важности в групповом процессе дает ему возможность выхода из ощущения неадекватности, отделенности и одиночества [5].

Немаловажный аспект – переключение, смена деятельности. Необходимо использовать разные формы занятий с детьми, чтобы они были вовлечены в процесс, сконцентрированы и у них не терялся интерес к происходящему. Очень благотворно влияют музыкальные и танцевальные занятия. Во время разучивания танца, ведения хоровода ребенок учится самоконтролю и организации, развивает свои творческие способности, может невербально выразить то, что еще не умеет или не знает, не может сказать. Чувство ритма и определенные движения помогают избавиться от хаотичных движений и действий, дисциплинируют. Мелодичная музыка успокаивает нервную систему, быстрая – активизирует и тонизирует.

особенности гиперактивных детей дошкольного возраста

Популярным и эффективным направлений на сегодняшний день также является арт-терапия / цветотерапия. В данном случае занятия – это вариант структурированной свободы, но при этом в определенных рамках и с определенными условиями. Рисуя, ребенок проецирует на бумагу свою жизнь, положительные и негативные отношения, свои переживания и страхи, потребности, радости, окружающий мир, каким он его видит. Младшим дошкольникам сложно выражаться словесно, поэтому рисование заменяет этот компонент и дает выход эмоциям. По используемым цветам можно понять настроение и состояние детей. Более того, малыш видит результат своей работы. Это важно для развития и поддержания самооценки, ощущения собственных способностей, возможностей и перспектив. Для поддержания еще большего интереса к данному виду деятельности можно использовать приемы отвлечения, смены обстановки или условий: рисовать за столом, на стуле, на улице (если это лето).

Советы родителям гиперактивных детей:

Воспитание ребенка в детском образовательном учреждении – это существенная часть развития, но еще более значимым и неотъемлемым компонентом является воспитание в семье.

Ребенок должен чувствовать любовь и заботу родителей. Психологи советуют поменьше ругать гиперактивных детей, кричать на них и пытаться прекратить его какие-либо действия силой, ограничивать свободу и активность. От этого может возникнуть только обратная реакция, малыш будет делать «на зло» и продолжать заниматься своими делами. В этом случае необходимо говорить мягко и спокойно, постараться увлечь ребенка чем-нибудь другим, более интересным, чем бег, кувыркание, прыгание и т.п. Также можно попросить помочь что-нибудь принести/отнести, собрать игрушки, разложить по местам, помыть кисточки для красок и т.д. Ребенок будет рад получить одобрение взрослых за быстроту действий. Важно как можно больше хвалить, находить положительные стороны. акцентировать внимание даже на самых незначительных успехах. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Необходимо занять ребенка. дать задание, но только одно на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить и увидеть результат, а также реакцию взрослых.

Поддержание постоянного распорядка дня дисциплинирует, вырабатывает чувство структурированности и системности. Хороший здоровый сон способствует умственной активности, повышению внимательности и хорошей памяти.

Избежание переутомления. Нужно помнить о смене видов деятельности и систематическом отдыхе.

Играя с ребенком, нужно давать ему возможность самому построить игру, быть лидером, действовать по своему сценарию, который он уже не будет так охотно нарушать, как навязанные кем-то правила.

Крайне важным является достаточная физическая нагрузка. Ребенок должен расходовать свою чрезмерную энергию. Помогают длительные пешие прогулки, зарядки, спортивные игры. Особенно эффективно гулять на природе, чтобы не ограничивать пространство тесной детской площадкой или узкой городской дорожкой.

Одно из главных условий – положительная окружающая обстановка в семье. Очевидно, что ребенок будет чувствовать себя гораздо спокойнее, если в семье нет ссор, криков и скандалов. Родители должны служить ярким примером отношения к жизни и к другим людям.

В заключение хочется отметить, что в первую очередь нужно понимать важность и ответственность работы с разными детьми, особенно склонными к гиперактивности. Ребенок до 10 лет – это «плавкий материал», из которого можно вылепить идеальную скульптуру. Поэтому важно заметить все особенности ребенка, чтобы своевременно помочь ему избавиться от каких-либо недостатков или отклонений. Главное - любите детей, пусть они почувствуют, что родители/воспитатели верят в них, искренне любят их и поддерживают!

Используемая литература:

1. Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989. - 99 с.

2. Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.

3. Монина Г. Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. - 2000. - №10. - с. 7-8.

4. Окленд В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии/ Перев. с англ. - М. Независимая фирма "Класс", 2000.- 336 с.

5. Л.Курц. руководство по комплементарным и альтернативных терапиям, 2008

Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

Многим родителям знаком такой термин как гиперактивность. Чрезмерная активность и неусидчивость крохи способна свести с ума любого, что уж говорить о родителях, которым почти круглые сутки приходится бороться с подобным поведением ребенка. Чаще всего синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СГВД) проявляется уже в дошкольном возрасте. Такие детки доставляют немало хлопот как родителям, так и воспитателям и учителям. К тому же, многим гиперактивным детям свойственна излишняя импульсивность. Они также могут проявлять агрессию . Гиперактивность у детей дошкольного возраста приводит к тому, что ребенок становится не способным общаться с ровесниками, он с трудом находит друзей. Единственным выходом в такой ситуации является коррекция поведения ребенка.

Стоит задуматься о вариантах коррекции поведения если Ваш ребенок: 

  • невнимательный
  • чрезмерно подвижный
  • импульсивный, вспыльчивый
  • часто проявляет агрессию
  • не усидчивый
  • рассеян и неряшлив
  • В подобных случаях имеет место минимальная мозговая дисфункция. Другими словами, ребенок просто не способен контролировать некоторые свои эмоции и поведение. Изменить привычки и поведение чада можно посредством специальных коррекционных игр для детей. Подобные игры подразделяются на 4 категории:

  • игры, способствующие развитию внимания
  • игры для релаксации
  • игры, помогающие ребенку развить навыки волевой регуляции
  • коммуникативные игры
  • Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

    Данная методика часто применяется воспитателями и учителями, для того чтобы скорректировать поведение гиперактивных детей в детском саду или школе.

    1. На развитие внимания у гиперактивных детей в детском саду. Данная игра кажется довольно увлекательной для малышей. Для ее проведения понадобится лишь несколько или одна мягкая игрушка. Участники садятся вкруг. Один из малышей берет в руки игрушку и описывает ее одним предложением. После этого тоже самое делает второй участник, только описывает уже другую особенность игрушки. Важно донести до детей, что каждое предложение сказанное не по теме, будет караться штрафными балами. Соответственно, повторять уже сказанные об игрушке предложения нельзя. Выигрывает тот, кто не набрал штрафных баллов или набрал наименьшее их количество.
    2. Для релаксации. Перед ребенком на столе выкладывают несколько предметов из различных материалов. К примеру, деревянную игрушку, кусочек шерстяной ткани, стеклянный предмет, кусочек ваты и т. д. После того как малыш рассмотрит предметы ему завязывают глаза. Теперь родителю необходимо осторожно прикасаться к коже ребенка любым предложенным предметом и давать ему возможность угадать, что это и из какого материала данный предмет сделан. Игра №3. На развитие волевой регуляции
    3. Маленького непоседу сложно заставить говорить соответствующим ситуации тоном. Гиперактивные дети, как правило, любят говорить на повышенных тонах. Следующая игра поможет ребенку научится контролировать громкость своего голоса во время общения. Взрослый заранее обговаривает с ребенком условные сигналы, каждому из которых будет соответствовать разрешение на определенное действие. К примеру, пальцы к губам - говори шепотом, руки на груди - нужно молчать, руки вверх - можно кричать и говорить громко. Заканчивать игру нужно сигналами шепотом или молчать . Подобные сигналы можно использовать для регулирования речи ребенка. Взрослый задает ребенку интересные вопросы. Отвечать ребенок может лишь получив условный сигнал, дающий разрешение говорить. Сигналом может быть кивок головой, почесывание подбородка. Лучше всего для игры использовать вопросы связанные со знакомой ребенку школьной программой.
    4. На развитие коммуникации. Следующая игра является своего рода детским вариантом крокодила. Взрослый рассказывает ребенку о волшебном мире игрушек, которые оживают с наступлением ночи. Передвигаются игрушки почти бесшумно, чтобы не напугать ребятишек или сторожей в магазине игрушек. Далее взрослый изображает любую игрушку и ребенок должен ее угадать. При этом ответ он должен фиксировать на бумаге в виде рисунка, чтобы не выдать оживших плюшевых друзей. Затем наступает очередь малыша загадывать игрушку, взрослый аналогичным способом рисует ответ на бумаге. Такая игра отлично развивает самоконтроль, учит ребенка сдерживать эмоции, внимательно слушать собеседника. Регулярно практикуя подобные игры дома или на учебе, ребенок быстро овладеет навыками контроля собственного поведения.

    Статьи похожей тематики:

    Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста

    Я работаю педагогом - психологом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении “Детский сад “Мастерок” города Абакана, Республики Хакасия и хотела бы поделиться опытом своей работы (Приложение 1 ).

    Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:
  • Во-первых, дети с гиперактивностью плохо усваивают школьную программу
  • Во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица СДВГ
  • В-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы
  • В-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5 - 6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом
  • В-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2 - 3 человека - дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.
  • Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте обусловлена ещё и тем, что данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

    Длительное проявление невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводит к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени характерна склонность к правонарушениям. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры.

    Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребёнка в школу, когда налицо школьная дезадаптпция и неуспеваемость.

    Изучение детей с гиперактивностью и развитие дефицитарных функций имеет важное значение для психолого - педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика и коррекция должны быть ориентированы именно на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.

    Каковы же психологические особенности детей с симптомами гиперактивности?

    В последнее время родители, воспитатели и родители всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

    С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда - нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

    Родители жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя - он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

    Во время коллективных занятий такие дети часто скакивают с места, не понимают, чего от них хочет воспитатель, не могут выполнить задание до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, “отрицательного внимания” он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

    Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырёх лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять некоторые черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

    Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый “дефицит внимания”. Учащимся гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чём-то одном, трудно запомнить и выполнить инструкции учителя, не отвлекаясь на внешние раздражители.

    “Гиперактивность проявляется у детей несвойственными, для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью”

    Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1 - 2 года, 3 года и в 6 - 7 лет. В 1 - 2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребёнка увеличивается словарный запас, в 6 - 7 лет формируются навыки чтения и письма.

    Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:
  • Дефицит внимания
  • Импульсивность
  • Повышенная двигательная активность
  • Р.Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, а проблема восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов)

    В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая

    дисфукция (ММД), которая и является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся.

    особенности гиперактивных детей дошкольного возраста

    Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты, в настоящее время среди родителей и педагогов всё ещё бытует мнение, что гиперактивность - это всего лишь поведенческая распущенность, а иногда и просто “распущенность” ребёнка или результат неумелого воспитания.

    Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов.

    Можно выделить три “западни”, которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребёнка.

    Источники:
    ped-kopilka.ru, razvitiedetei.info, festival.1september.ru

    Следующие материалы:


    23 октября 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения