Журнал о здоровье детей

Ребенок проявляет агрессию в 4 года



Памятка родителям ребенка, проявляющего агрессию

Памятка родителям ребенка, проявляющего агрессию

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь…, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".

И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3 . Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д. а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5 . Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если в начале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

11 . В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

12 . Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

Агрессия ребенка. Советы детского психолога

Агрессия чаще всего является частью обычного роста и развития нормальных детей и она часто проявляется у детей младшего возраста и у дошкольников. Младенцы еще не умеют говорить и выразить свое недовольство или свои желания, поэтому агрессия – это единственный способ их выражения.

Если агрессивные действия ребенка и являются «нормальными» в определенной степени, все равно на приступы агрессии необходимо реагировать и стараться их пресекать. Агрессивный акт у детей 18-ти месяцев не будет иметь такое же значение, как у детей 4-х лет. Меры по предотвращения агрессии также будут отличаться, но они необходимы, чтобы продемонстрировать ребенку, что его действия неприемлемы и что существуют другие способы для выражения своих эмоций, а также, чтобы предотвратить повторение этих приступов агрессии.

Чтобы контролировать свою агрессию, дети нуждаются в активной поддержке своих родителей. Эффективные меры, принятые в связи с агрессивным поведением у детей раннего возраста оказывают положительное влияние на последующее их социальное развитие и адаптацию.

Детские и подростковые психологи считают, что легче еще в детском возрасте изменить тенденцию к агрессивному поведению, чем влиять на нее в подростковом и взрослом возрасте.

Как проявляется «нормальная» агрессия у детей разного возраста?

Ребенок до 1 года

Может кричать или плакать, выражая свое недовольство.

Наблюдаются некоторые характерные действия, например, таскание за волосы, кусание, бросание предметов и т.п.

В агрессивном поведении нет враждебности.

Такие малыши крайне неуклюжи в своих контактах с другими людьми.

Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет

В этом возрасте проявления агрессии достигают своего пика.

Ребенок выражает свое разочарование криками, бросается на землю, колотит ногами и руками и т.д.

Он повторяет эти свои жесты, чтобы увидеть реакцию окружающих и проверить, всегда ли эта реакция одинакова.

К концу второго года жизни ребенок сам может себе сказать «нет», когда он делает попытку нарушить запрет. Поэтому именно сейчас необходимо раз и навсегда установить строгие правила поведения. Ребенок должен точно знать, что можно, а чего нельзя.

Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет

Частота приступов агрессии в этом возрасте часто очень высока. Этим дети выражают свое разочарование.

Его мысли состоят из двух составляющих - «мое» и «не мое». Ограничения, налагаемые взрослыми на часть «не мое», приводят к сопротивлению в виде агрессии.

Крики и вопли часто возникают из-за того, что ребенок не смог что-то сделать без посторонней помощи. Его стремление к автономии в этом возрасте очень велико.

Есть много конфликтов из-за обладания чем-то между двумя детьми. Это приводит к таким агрессивным действиям, как таскание за волосы, кусание, драка игрушками.

Ребенок уже умеет говорить, что позволяет ему выразить словами свое недовольство.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет

Наблюдается снижение физического проявления агрессии.

Поскольку ребенок уже хорошо говорит, он может начать ругаться, насмехаться над другими детьми, оскорблять их. Затем он вспоминает, какое из его действий дало хорошие или плохие результаты, то есть уже умеет анализировать свои действия. Это может привести к усилению той формы агрессии, которая привела к исполнению его желаний.

Свои желания ребенок уже может выразить словами, а не криками и катаньем по полу.

Ребенок этого возраста имеет возможность планировать свои действия, выполнять определенные правила и находить способы разрешения конфликтов.

Причины агрессии у детей

Ребенок получает мало внимания или его эмоциональные потребности не принимаются во внимание. Именно поэтому он тоже мало беспокоится о чувствах других людей.

Он отказывается делиться чем-то с другими детьми.

Он регулярно был свидетелем семейных споров.

Он взволнован появлением нового ребенка в семье, разводом родителей, смертью кого-то из близких. Он пытается адаптироваться к изменениям в семье, что делает его более усталым и раздражительным.

Он проводит слишком много времени в детском саду. Ему нужно побыть одному, чтобы успокоиться или расслабиться.

Его регулярно и жестоко наказывают, что приводит к усилению агрессии.

При приступах агрессии последнее слово всегда остается за ним, что приводит его к мысли, что его поведение будет вознаграждено.

Как управлять агрессивным поведением ребенка?

Сохраняйте спокойствие, даже если это дается с трудом. Не наказывайте его физически или устно.

Постарайтесь установить причину его агрессивности. Не является ли это способом, которым он пытается утвердить свою автономию? Не разочарован ли он в чем-то? Или эта агрессия связана с нахождением рядом других детей?

Поговорите с ним о том, что он чувствует. Он должен знать, что его кто-то понимает.

Установите правило: «мы не причиняем боль другим». Дети должны научиться быть хорошими друзьями другим детям, любить животных и людей в целом.

Используйте то наказание, которое сходно с обучением. То есть объясните ребенку, почему так нельзя поступать.

Помогите ему выразить свои чувства словами, если ребенок достаточно взрослый, чтобы поговорить. Этот простой подход часто снижает агрессивность многих детей.

Попросите его подумать, нет ли других способов получить желаемое.

Обнимите его, когда ситуация разрешится.

Будьте сами хорошим примером управления собственными реакциями на разочарование. Объясните ему, что вы чувствуете, когда пытаетесь получить желаемое без агрессии.

Читайте ему книги о гневе и агрессивном поведении. Говорите с ним об эмоциях, испытываемых героями этих книг. Задавайте вопросы о том, как эти герои без агрессии вышли из ситуации.

Создавайте те места, где ребенок мог бы играть, не слыша постоянных запретов типа «не трогай этого!», «не делай этого!». Слишком много запретов может вызвать чувство разочарования и гнева у вашего ребенка.

Организуйте в вашем присутствии коллективные игры ребенка с другими детьми. Объясните, какие эмоции испытывают другие дети в ответ на его агрессивное поведение или, наоборот, когда он хорошо общается в коллективе.

Хвалите ребенка за хорошее поведение, но без излишеств. Особенно это полезно, когда ему удалось преодолеть агрессию.

Когда обратиться за помощью к специалисту?

Агрессивное поведение обычно начинает снижаться у детей после 3-х лет. В этом возрасте дети начинают контролировать свои чувства и уже умеют выражать словами, чего им хочется. Если же в этом возрасте ребенок никак не в состоянии контролировать свои эмоции, агрессию, если он равнодушен к чувствам других людей, желательно показать его детскому психологу.

Кабинет детского и семейного психолога . многопрофильный детский медицинский центр «Маркушка» .

Как исправить агрессивного ребенка?

Проявление эмоций свойственно человеку разного возраста и считается вполне нормальным. Еще в утробе матери ребенок способен проявлять свой характер: капризничать, хмурить брови, кривиться, радоваться и улыбаться. Первые годы рождения - также довольно эмоциональный период. Дети малого возраста еще не могут словесно выразить свои мысли и желания, и поэтому пытаются донести информацию с помощью эмоций, зачастую не всегда позитивных. Ребенок двух лет вполне может сочетать слова в фразы, а фразы в предложения, поэтому вдобавок к эмоциям прибавляются и словесные аргументации его поведения. Малыш легко может выражать свою радость или недовольство, объяснив вам причину его реакции на какой-либо раздражитель. Но бывает так, что ребенок ведет себя слишком агрессивно и порой, как кажется родителям, неадекватно. Агрессивный ребенок постепенно увеличивает свою агрессию, а взрослые теряют контроль над малышом. В чем же причина такого поведения?

Первые проявления негативных эмоций

Ребенок до 2 лет, не имея четкой способности к вербальным коммуникациям, часто проявляет свое недовольство истериками, толчками, кусанием или щипанием. Среди ученых бытует мнение, что пока не наступит второй год жизни ребенка, его поведение не стоит расценивать как проявление открытой агрессии. Скорее всего, ваш малыш нервничает из-за того, что не может сказать то, что чувствует, и поэтому думает, что все его просьбы вы выполняете неверно специально, таким образом раздражая малыша. Такое поведение ребенка 2 лет можно считать нормальным, без каких-либо психических отклонений. Более того, любое проявление эмоций в этом возрасте закаляет характер малыша и делает его решительным и стойким.

Ошибкой родителей в этот период может быть как чрезмерное сюсюканье с ребенком, чтобы его успокоить, так и жесткие меры наказания и рукоприкладства. Так он будет еще более агрессивным и раздражительным. Дайте волю эмоциям малыша, и через некоторое время он сам успокоится и забудет, из-за чего он так переживал. Только в спокойном состоянии можно попытаться поговорить с малышом, разъяснить в игровой форме, что так вести себя нельзя, обнять и сказать малышу что-то приятное. В таком случае дети быстро успокаиваются, и уже с 2 лет они становятся способными оценить свое поведение и прислушаться к советам. Что же делать, если малышу уже исполнилось два года, а агрессия у ребенка только усиливается? Здесь, возможно, потребуется вмешательство специалиста.

Агрессия - ответ на раздражитель

Причины проявления агрессии у малыша имеют довольно разный характер. Такое поведение может проявляться вследствие какого-либо психоэмоционального напряжения. Так, если в семье, где живет малыш, имеют место частые, необоснованные скандалы или даже драки, малыш может реагировать на такие раздражители нервозностью, плаксивостью и агрессией. Более того, ребенок в возрасте четырех лет склонен моделировать ситуацию и подражать поведению взрослых. Таким образом, в общении со сверстниками он может, выражаясь фразами родителей, обижать других детей, толкать их, пинать, драться, царапаться, делать что-либо назло, считая свое поведение нормальным. Кроме того, агрессивный малыш может быть чрезвычайно капризным и вредным: отказываться есть, мыть руки, складывать игрушки. Как правило, он это делает не просто со словами «не хочу», «не буду», а с истериками и сопротивлениями.

В неблагополучных семьях, где родители попросту не оказывают должного внимания, малыш с помощью такого поведения пытается заслужить хоть какую-то реакцию и внимание на него со стороны взрослых. Даже если это внимание будет сопровождаться повышением голоса на него со стороны родителей или шлепком, малыш со временем успокоится, так как своеобразное внимание он все-таки заслужил, добился своей цели, психоэмоциональная разрядка произошла, и все встало на свои места. Здесь следует вовремя «очнуться» родителям, чтобы не упустить момент и не сделать так, чтобы агрессивный ребенок превратился в агрессивного взрослого, что в разы страшнее. Разумный ход родителей в этой ситуации - наладить отношение в семье, уделять малышу больше времени и внимания, интересоваться его увлечениями и слушать внимательно все, что он хочет вам рассказать. Если такая методика «умиротворения» в семье не помогает - следует обратиться к специалистам.

Основные признаки патологии поведения

Признаками патологического поведения и чрезмерного проявления агрессии можно считать:

  • постоянство неадекватной реакции на раздражители: агрессия проявляется при любых ситуациях и продолжается на протяжении месяца
  • чрезмерная жестокость в поведении: драки, удары, укусы, порезы, поджоги и т.д.
  • полная дезадаптация - потеря доверия со стороны близких, родителей, воспитателей, учителей и сверстников.
  • Если вы заметили стойкие проявления агрессии у вашего ребенка и хотите изменить состояние малыша самостоятельно - приготовьтесь к длительной, ответственной работе и максимально посвятите себя ребенку. Станьте одним сплошным ухом, глазом для него, внимайте все, что он вам рассказывает, и смотрите на то, что он вам показывает. Поверьте, ваше внимание для малыша в возрасте 3- 4 лет является необходимым, как воздух. Именно родители закладывают правильный фундамент в поведение ребенка, поэтому помните, что дети - отражение взрослых.

    Типы агрессивного поведения

    Ребенок, испытывающий агрессию, может по-разному вести себя с окружающими, но тем временем испытывать одни и те же эмоции. Просто еще в малом возрасте у малыша вырабатывается чувство уважения к одним людям и неуважения к другим. Попытайтесь стать для своего малыша авторитетом, чтобы он вами гордился и подражал лучшим вашим эмоциям, а не делал вам назло и ни во что вас не ставил. Ученые выделяют несколько типов проявления агрессии у детей, которые наиболее распространены в наше время. Первым типом является гиперактивно-агрессивное поведение. Такие дети, как правило, растут в чрезмерной любви, заботе и необоснованной похвале. Попадая в общество сверстников, дети начинают превозносить себя выше других, проявляя агрессию по отношению к слабым детям. Агрессивно-обидчивое поведение может проявляться вследствие некоторых физических недостатков ребенка: маленький рост, плохое зрение, картавость и т.д. Таким образом, агрессия является проявлением защитной реакции организма на обиду. Агрессивно-боязливое поведение может проявляться в связи с настороженностью и готовностью к мнимой угрозе нападения.

    Как вывести ребенка из агрессивного состояния?

    Если ребенок в возрасте от 3 до 5 лет ведет себя в меру агрессивно, то такое поведение не является опасным для него самого и для окружающих. Все, что нужно сделать родителям, как только они заметили раздражительное поведение - переключить внимание малыша на другой объект или ситуацию. Также может помочь игнорирование поведения или выражение понимания к чувствам ребенка. Если агрессивный ребенок не поддается уговорам и контролю родителей, то следует перейти к следующей ступени помощи со стороны близких. Прежде всего, родителям агрессивного малыша следует самим научиться сдерживать негативные эмоции, чтобы он брал с вас пример. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, он подражает эмоциям и поведению тех, кто его окружает, в особенности родных. Контролируя свои негативные эмоции, родители показывают яркий пример совладения с собой и не подкрепляют своим негативом агрессию ребенка. Главная задача взрослых - уменьшить напряжение детской психики, но часто родители теряют над собой контроль и в ответ на раздражительность сами начинают проявлять агрессию. К неправильным действиям родителей относятся:

  • резкое повышение голоса, грубость
  • крик, истерика
  • агрессивные жесты
  • насмешки
  • применение физической силы
  • чтение морали
  • угрозы, шантаж
  • жесткое давление
  • неоправданная награда или подкуп.
  • Такое поведение лишь усилит агрессию малыша и расшатает вашу нервную систему. Поэтому следует научиться анализировать поведение вместе с ребенком, но делать это только тогда, когда малыш выйдет из негативного состояния и успокоится. Ребенок - очень ранимое существо, поэтому подход к серьезному разговору нужно совершать крайне осторожно и потихоньку смягчать ситуацию. Важную роль в завершении конфликта играет ваша реакция на поведение малыша, ваши слова, позы, жесты, тон и громкость голоса. Все это способно либо улучшить психологическую ситуацию, либо разжечь конфликт еще сильнее. Контролируйте свои эмоции, чтобы ваш малыш рос и воспитывался только на позитивных примерах.

    ребенок проявляет агрессию в 4 года

    Что делать, если ребенок проявляет агрессию?

    Очередной вопрос в рубрике Детский психолог отвечает . Мама трехлетней девочки очень обеспокоена тем, что ее ребенок проявляет агрессию не только по отношению к сверстникам на детской площадке, но и в семье. Татьяна Егорова пытается помочь маме и ее малышке.

    Здравствуйте, моей дочке ровно 3 года, она очень развитый ребенок как физически так и умственно. Меня беспокоит ее проявление ее агрессии: на детской площадке она может толкнуть ребенка, укусить, причем она понимает, что это плохо, но это повторяется снова и снова. Мне постоянно приходится следить за ней, чтобы она никого не ударила. Как я только ее уже не наказывала: и ремнем, и запретами с поощрением, - сейчас доходит до того, что я просто срываюсь, когда она кого-то ударит. Она во всем хочет быть первой, а если не получается, то проявляет агрессию или плачет. Последнее время она начала говорить практически на всех детей и на нас, родителей, что мы плохие. Была такая ситуация недавно: она не успела сесть на качелю, место заняла подружка, так она сказала. что Даша (девочка которая первее села на качелю) плохая, я ее сильно ударю, ее надо выбросить в окно, - я была в шоке. В семье у нас скандалов нет, конечно бывает разговариваем с мужем на повышенных тонах, но все в пределах разумного. Подскажите, что мне делать, когда мой ребенок проявляет агрессию? Заранее спасибо!

    Татьяна Егорова

    Марианна, добрый день!

    Для начала следует принять три важных факта.

    ребенок проявляет агрессию в 4 года

    Первое – у вашей дочки идет кризис трех лет. когда поведение ребенка становится неуправляемым и трудновоспитуемым.

    Второе – проявление агрессии у ребенка ее возраста – это распространенное явление и воспринимать это, как нечто из ряда вон выходящее, не стоит.

    ребенок проявляет агрессию в 4 года

    Третье – ребенок имеет право на выражение своих чувств (в том числе и негативных), иметь возможность «выпустить пар».

    Следующее, что нужно иметь в виду. Это ваши способы реагирования на ее поведение. Физически наказывать (бить рукой, ремнем) или морально (кричать, ругать, возмущаться, сравнивать ее с другими хорошими детьми не в ее пользу) – малоэффективно . а порой и идет во вред, не решая основную проблему – детскую агрессию. Почему? Потому что вы не показываете ей приемлемые способы решения конфликтной ситуации, как можно поступить по-другому. А ведь девочка в этом очень нуждается, даже если она этого не осознает.

    Если ребенок проявляет агрессию, то на него нельзя влиять силовыми методами: запугиванием, криками, лишением маминой любви и ласки. От этого поведение становится еще хуже.

    Что делать, если ребенок проявляет агрессию?

    Сначала подумайте о ваших отношениях с мужем, когда вы выясняете какие-то спорные моменты на повышенных тонах. Я советую вообще из практики исключить «повышенный тон», либо разговаривать так только в отсутствии дочки. Здесь схема проста: ребенок легко копирует манеры и способ поведения самых близких ему людей . Просто потому, что это обычное явление в ее жизни и она воспринимает это, как приемлемый способ решить проблему. Получается, вы невольно учите ее агрессивным элементам в поведении. Увиденное в семье переносится в отношения со сверстниками вне дома (в песочнице, на горках, качелях, в садике и т.д.). Здесь нет правила: «То, что можно нам, взрослым – тебе, ребенку, нельзя».

    Далее принимая тот факт, что ребенок имеет право на выражение своих чувств (в том числе и гнев, и крики), вам нужно показать ей, что вы понимаете (!) ее чувства: «Я вижу, ты сердишься, потому что…», «Тебе хочется побить его, потому что…», «Ты обиделась на ту девочку, так как она…» и т.д. Так вы выражаете словесно ее переживания. Дочка увидит, что вам небезразлично ее внутреннее состояние, и ей будет легче успокоиться.

    Ведь крик и гнев, плюс драки, толчки – это внутренний протест ребенка, который не понимает, как справиться с неприятной для него ситуацией. Он не знает приемлемых способов и использует агрессию как единственно возможный вариант переломить ситуацию в свою пользу (дети убегают, уступают, сторонятся его – казалось бы вот он – эффект!).

    Но вы сами понимаете, что так продолжаться не может. Поэтому сначала учитесь проговаривать ее чувства . затем покажите, как выплеснуть накопившееся раздражение и гнев на кого-то. Ведь эти чувства и взрослый не сможет так долго в себе копить, не то что ребенок. Договоритесь с ней, что можно кричать, сколько хочется, но только в определенном месте (покричать в стаканчик (его можно брать с собой), забежать за отдаленный кустик и выплеснуть эмоции), а если хочется поколотить кого-то, подсуньте подушку: «Я вижу, ты хочешь побить кого-то? Вот подушка, поколоти ее от души! Она мягкая и ей не больно, а других бить нельзя». Цель – выпустить эмоции.

    Вы можете применять метод тайм-аута (с 2 лет). Смысл его – в момент агрессивных вспышек спокойно взять ребенка за руку и отвести в просторную и светлую комнату. сказать спокойным голосом, что вы очень огорчены его поведением (проговариваете конкретное поведение: «Не кусайся», «Не бей Дашу», «Не порти занавески») и просите его посидеть в комнате и успокоиться. Далее закрываете дверь на несколько минут. Например, вашему ребенку 3 года – достаточно 3 минут в закрытой комнате (вы рядом, ребенок слышит вас) Если 4 года – 4 минуты, т.е. сколько лет ребенку, столько и минут тайм-аута, больше – нельзя. Если просит выпустить, спрашиваете ровным и спокойным голосом без злорадства или злости: «Я надеюсь, что ты успокоился» и выпускаете. Если поведение повторяется – повторяете и тайм-аут. Так вы лишаете ребенка объекта агрессии и помогаете ему в спокойной обстановке сосредоточиться, «прийти в себя» (когда ребенок проявляет агрессию . он теряет ощущение реальности и любое силовое воздействие неэффективно просто потому, что он не понимает, что с ним происходит. и как прекратить всплеск агрессии) .

    Если ребенок плачет и просится на ручки – сразу берите и обнимите . Скажите ласковым голосом: «Я всегда люблю тебя, мой малыш, но меня очень расстраивает, когда ты бьешь/обижаешь/дерешься/кусаешься. Давай так не будем больше? Надо было сделать так… (подсказываете ему приемлемый способ поведения) У нас с тобой все получится!» Так вы вселяете уверенность в душе ребенка, что он не лишается любви и всегда может на нее рассчитывать, плюс он видит, что вам не нравится не он сам (это очень важно), а конкретное поведение и узнает про правильные варианты поступков.

    Помимо этой коррекции поведения (озвучивание переживаний ребенка, тайм-аут, безусловная любовь, принятие и четкое отделение личности ребенка от его плохих поступков (не ребенок сам по себе плохой, а его агрессивные поступки)) вам необходимо также научить правильным поступкам в конфликтах.

    Как научить ребенка правильно поступать в конфликтах?

    В домашней обстановке можно играть с ребенком в куклы . Вашей девочке будет интересна сюжетно-ролевая игра, поскольку она, как вы пишете, развивается быстро. Проиграйте на куклах конфликтные ситуации вместе с ней и покажите, как нужно правильно реагировать на них . Через игру дочка быстро усвоит социальные нормы поведения и перенесет их в реальную жизнь.

    В конфликтной ситуации на улице не ждите, пока дочка толкнет, обзовет или ударит другого ребенка – перехватите момент и покажите ей, как можно поступить по-другому . Не поделился лопаточкой? – мы поменяемся игрушками на время, залез на качели раньше? – не беда, мы пойдем на другие качели, на горку (придумайте подходящие привлекательные альтернативы или отвлеките чем-то интересным) И т.д.

    Если драка разгорелась и вы не успели ничего предпринять, молча схватите дочку за руку (можно ее подхватить на руки, если не идет и сопротивляется) и уведите с этого места (изолируйте). Повторяя так, вы даете ей понять, что драка не выход. Помните, что агрессия легко возникает в ответ на агрессию и злость. Поэтому самым лучшим способом реагирования будет ваше спокойствие, выдержка и самообладание, а не шлепки.

    На коррекцию агрессивного поведения уйдет несколько месяцев, поэтому запаситесь терпением. Обязательно отмечайте положительные сдвиги у дочки: сдержалась, чтобы не наговорить грубостей, не стала бить, а просто отошла, поделилась с ребенком игрушкой и т.д. Успех окрыляет и вселяет уверенность у дочки, что она может не только разруливать сложные ситуации, но и рассчитывать на вашу поддержку. Учитывайте ее возрастной кризис (3 года) и пересмотрите свои запреты (уменьшите их количество, доверяйте дочке, предоставьте больше свободы) не в ущерб ее безопасности жизни.

    Желаю успеха и взаимопонимания в общении с дочкой. Не отчаивайтесь, у вас все непременно наладится.

    Источники:
    fedoseevaln.ucoz.ru, www.maam.ru, moyasna.ru, yoga-mama.ru

    Следующие материалы:


    18 октября 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения