Журнал о здоровье детей

Расстройство поведения у детей как лечить



Расстройства поведения у детей

Что такое расстройства поведения у детей?

Понятие расстройство поведения не имеет четкого определения. При оценке поведения ребенка следует учитывать три фактора: возраст, ситуацию и отношение родителей к его поведению.

Возраст ребенка

Если двухлетний ребенок ни с кем не делится своим печеньем, то это нормальное явление. Между тем, если десятилетний ребенок не хочет ни с кем делиться, такое его поведение можно расценивать как расстройство.

Ситуация

Является ли то или иное поведение отклонением во многом зависит от того, как часто оно повторяется, связано ли с возникновением определенных ситуаций. Например, если школьник ничем не хочет делиться со своими друзьями, это позволяет предположить расстройство поведения. Однако вряд ли его поведение можно считать отклонением, если он не угощает детей печеньем потому, что у них есть свое печенье.

Система ценностей и нормы поведения

Дети не называют друг друга ненормальными. Такую оценку они чаще всего слышат из уст взрослых. Например, одни родители радуются, видя, как дочь или сын пытается завоевать авторитет среди сверстников агрессивным поведением, другие же такое поведение ребенка осуждают и считают его совершенно недопустимым и ненормальным.

Причины расстройств поведения у детей

  • Расстройства поведения у ребенка могут быть обусловлены различными жизненными трудностями.
  • Большая нагрузка, завышенные требования родителей.
  • Ревность по отношению к младшему брату или сестре.
  • Чувство незащищенности, вызванное переездом на новое место жительства или сменой школы.
  • Вызывающее поведение

    По сути, любое вызывающее поведение ребенка может рассматриваться как расстройство. Нарушения поведения могут проявляться как у спокойного, тихого, робкого, так и у очень активного и эмоционального ребенка.

    За вызывающим поведением ребенка чаще всего скрывается его желание привлечь к себе внимание окружающих. Когда дети хорошо себя ведут, бегают, играют, общаются с другими детьми, то ни дома, ни в детском саду, ни в школе на них зачастую никто не обращает внимания и не проявляет по отношению к ним особой заботы.

    И иногда только их неординарное поведение, например, агрессия, способно вызвать у взрослых хоть какую-то реакцию.

    Нужно ли обращать внимание?

    Педагоги и психологи знают, что если на нежелательное поведение не обращать внимания, то оно со временем исчезнет. Такая тактика взрослых оправдана в том случае, если расстройства поведения отмечаются редко, например, ребенок начинает кричать в приступе злости, не реагирует на замечания, грубит. Однако если от неправильного поведения страдают другие дети, то взрослые не должны оставлять это без внимания.

    Наказывать или дать совет?

    За неправильное поведение ребенка можно наказать. Однако наказание не может заставить его вести себя иначе. Дело в том, что чаще всего такое поведение ребенка вызвано желанием обратить на себя внимание, а ведь наказание - это тоже проявление внимания. Поэтому ребенок может прийти к заключению, что неправильное поведение - способ добиться внимания окружающих. То есть образуется замкнутый круг, из которого очень трудно вырваться как детям, так и взрослым. Если ребенок был физически наказан за то, что обидел младшего, то ему будет казаться, что сильный всегда бьет слабого. Поэтому физическое наказание не является самым эффективным методом воспитания. Необходимо попытаться найти причины расстройств поведения ребенка и применять другие методы воспитания.

    расстройство поведения у детей как лечить

    При возникновении различных расстройств поведения у детей родители должны показать ребенка квалифицированному психиатру или психологу. Пред этим можно посоветоваться с семейным врачом.

    Расстройства поведения у детей - адреса больниц

  • Киевская городская клиническая психоневрологическая больница N1. г. Киев, ул. Фрунзе, д. 103. Американский центр медицинской помощи, г. Киев, ул. Бердичевская, д. 1.
  • Центр психического здоровья «Виктория», г. Донецк, пр. Ильича, д. 16.
  • Психоневрологическая больница N1. г. Донецк, ул. Петровского, д. 268.
  • НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, г. Харьков, ул. Ак. Павлова, д. 46.
  • Лечение без лекарств

    Психические, невротические расстройства и нарушения поведения у детей

    Наряду с заболеваниями, встречающимися как у детей, так и у взрослых (шизофрения, аффективные расстройства, органические расстройства личности, расстройства сна и приема пищи,страх, тревога) для детского возраста характерны и специфические психические расстройства у детей, начинающиеся в первые годы жизни – умственная отсталость, аутизм, нарушения поведения, заикание, тики, энурез.

    Умственная отсталость

    Большая группа патологических состояний с разной этиологией, сопровождающихся врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3 лет) общим психическим недоразвитием со снижением интеллектуальных способностей. Такие дети поздно начинают сидеть, ходить, разговаривать, овладение школьными навыками затруднено. Различают легкую умственную отсталость (дебильность), когда возможно овладение программой вспомогательной школы и несложными специальностями, социальная адаптация.

    При умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточности (имбецильности) школьное и трудовое обучение невозможно. В этом случае необходимо формирование навыков самообслуживания, уход и надзор родственников.

    При глубокой умственной отсталости (идиотии) практически отсутствует речь, мышление и память, больные ведут чисто вегетативный образ жизни, нуждаются в постоянном уходе.

    Такие психические расстройства у детей нельзя вылечить. Все усилия направляются на коррекцию сопутствующих поведенческих расстройств, максимально возможную социальную и бытовую адаптацию. Для стимуляции интеллектуальных способностей используются различные рекомендации по специальному диетическому питанию, рефлексотерапии .

    Расстройства развития школьных навыков

    При специфических расстройствах учебных навыков нарушается приобретение навыков письма, чтения и счета вследствие различных факторов. В результате теряется интерес к учебе, снижается успеваемость, появляются всевозможные психологические проблемы.

    Необходимо дифференцировать эти состояния от умственной отсталости. В лечении на первый план выходит коррекционная работа с дефектологом, логопедом, могут применяться стимулирующие и седативные средства, рефлексотерапия.

    Детский аутизм

    Группа общих расстройств развития, при которых наблюдаются качественные отклонения социального взаимодействия (практически отсутствует потребность в общении, в том числе с родными), а поведение становится ограниченным, стереотипно повторяющимся.

    Начинается аутизм в возрасте до 3 лет и сформировавшиеся психические расстройства у детей сохраняются и в зрелом возрасте. Часто аутизм сопровождается умственной отсталостью. Лечение направлено на максимальную социальную адаптацию больных с помощью поведенческой психотерапии. занятий с логопедом и психологом, трудотерапии, медикаментозной коррекции.

    Гиперкинетические расстройства

    Расстройства поведения, для которых характерно раннее начало (до 5 лет), невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Такие дети неусидчивы, расторможены, постоянно бегают, хватают и разбрасывают попавшие под руку предметы, драчливы, подвержены несчастным случаям. Страдает формирование школьных навыков, нарушается социальная адаптация. При этом серьезные психические расстройства у детей отсутствуют.

    Коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на выработку усидчивости, способности к концентрации внимания, применяются и травы, медикаментозные средства, поведенческая психотерапия, физическое воспитание .

    В дальнейшем - в подростковом возрасте и у взрослых такие нарушения часто сохраняются и квалифицируются как расстройства личности (психопатии).

    расстройство поведения у детей как лечить

    Тикозные расстройства (тики)

    Тикозные расстройства характеризуются наличием непроизвольных, быстрых, повторяющихся, неритмичных движений или звуков, которые обычно усилием воли можно на время подавить. Различают двигательные (мигание, подергивание головой, плечами, почесывание) и вокальные (крики, хрюканье, ругательства) тики. Усиление тиков наблюдается при стрессе, просмотре телепередач, ослабление – в спокойной обстановке, при концентрации внимания на объекте. Психические расстройства у детей с тиками как правило не встречаются.

    Лечение комплексное – нормализация режима, поведенческая психотерапия, медикаментозные средства, рефлексотерапия. При наличии сопутствующих невротических расстройств тики, как правило, неплохо поддаются лечению. Имеющиеся органические заболевания нервной системы и психические расстройства у детей с тиками ухудшают прогноз в плане эффективности лечения.

    Ночной энурез

    Сохранение непроизвольного мочеиспускания в ночное время у ребенка старше 4 лет при отсутствии заболеваний мочевыводящих путей и нервной системы. Ночной энурез может быть первичным (отмечаться с рождения без формирования навыка опрятности) и вторичным (когда контроль за работой мочевого пузыря наблюдался не менее 6 месяцев). При этом психические расстройства у детей отсутствуют, но часто отмечаются сопутствующие невротические нарушения.

    Лечение комплексное – режим, диета с ограничением жидкости в вечернее время, использование медикаментов, домашний точечный массаж. физиотерапия, внушение .

    Энкопрез у детей

    Наличие повторной непроизвольной или намеренной дефекации в не предназначенных для этого местах у детей старше 4 лет при повторяемости не реже 1 раз в месяц на протяжении более 6 месяцев при отсутствии органических заболеваний, при которых возможно подобное расстройство. Энкопрез часто сочетается с энурезом.

    Лечение – поведенческая психотерапия с формированием навыков опрятности, выработкой соответствующего рефлекса путем регулярного пребывания в туалете после каждого приема пищи. Применяется физиотерапия, иглотерапия, точечный массаж, психотерапия.

    Заикание неорганической природы

    Невротическое расстройство, сопровождающееся нарушением ритма, темпа и плавности речи в связи с возникающими судорогами мышц, участвующих в речевом акте.

    Возникает заикание обычно в возрасте 2-5 лет после психических травм, затяжных конфликтных ситуаций, неправильного воспитания.

    Различают клоническую (многократное повторение одного и того же начального слога) и тоническую (длительная остановка речи в начале слова) форму заикания. По степени тяжести заикание может быть легким, умеренным и тяжелым. Лечение – психотерапия, рефлексотерапия, травы, медикаменты, занятия с логопедом.

    Как видим многие невротические и психические расстройства у детей можно успешно лечить и без медикаментов, используя рефлексотерапию, психотерапию, длительную коррекционную работу с психологом, дефектологом, логопедом.

    Расстройства поведения у детей, подростков лечение

    К сожалению, различные нарушения детского и подросткового поведения наблюдаются в современной жизни очень часто. Данная проблема актуальна не только для нашей страны. Это одна из наиболее распространенных причин, с которой родители обращаются к детским, подростковым психиатрам во многих странах мира.

    Расстройство поведения – это синдром, характеризующийся неспособностью контролировать собственное поведение. В детской психиатрии это состояние выражается в неспособности ребенка, подростка подстраивать собственное поведение к общепринятым нормам, правилам.

    Как чаще всего проявляются расстройства поведения у детей, подростков лечение этого синдрома, как проводится? Поговорим сегодня об этом:

    Как проявляются расстройства поведения?

    Расстройства поведения у детей и подростков нередко довольно устойчиво. Это доставляет множество проблем окружающим, вызывая у них негативные эмоции. К примерам описываемого синдрома можно отнести:

    - грубость, драчливость, хулиганство

    - жестокое отношение к людям и животным

    - поджоги, воровство, наклонности к разрушению

    - постоянные прогулы уроков, уходы из дома, бродяжничество

    - склонность к вранью, частые, неконтролируемые вспышки гнева

    - вызывающее поведение, откровенное непослушание.

    При выраженности любой из перечисленных категорий, можно говорить о наличии синдрома и принимать меры к лечению. Однако единичные или изолированные нарушения поведения не дают оснований для данного диагноза.

    Не каждый случай непослушания ребенка следует приписывать расстройству поведения. Такие случаи являются вполне естественными этапами развития ребенка. По мере взросления, при нормально, правильном воспитании, такое поведение полностью исчезает. Говорить в возможных нарушениях можно лишь при чрезмерном и устойчивом негативном поведении.

    Особенности переходного возраста

    Об этом возрастном состоянии следует сказать особо. Современные методики исследования головного мозга дают основания утверждать, что с началом взросления организма, головной мозг подростков испытывает структурную перестройку. Эти изменения затрагивают способность к эмоциональному восприятию окружающей действительности, влияют на способность сопереживать чужим страданиям.

    Также нужно отметить, что у подростков с органическими изменениями головного мозга, например, вследствие родовой травмы, эпилепсии и др. в период переходного состояния (полового созревания, взросления) нередко происходит сбой, который повышает риск развития психических заболеваний. Поэтому такие дети нуждаются в особой опеке, а при необходимости, коррекции поведения.

    Расстройства поведения - лечение

    Учитывая сложный механизм, неоднородную природу поведенческих расстройств, нужно очень внимательно подходить к их диагностированию. Очень важен индивидуальный подход. При подозрении на расстройство поведения у ребенка, нужно показать его психологу. Или отвести опытному психотерапевту или психиатру.

    Для правильного, эффективного лечения, при проведении диагностики следует исключить такие патологии, как: биполярное расстройство, депрессивное состояние, гиперкинетическое расстройство. Также следует идентифицировать поведенческий синдром от шизофрении, мании и общего расстройства развития.

    При подтверждении диагноза доктор назначит лечение. Чаще всего это психологические методики, направленные на глубинную коррекцию поведенческого нарушения. Для этого проводят коррекционные тренинги:

    - Тренинг навыков воспитания. данная методика разработана для родителей. Она направлена на их обучение действовать самостоятельно и эффективно при наличии у ребенка поведенческих трудностей. Эта методика отлично зарекомендовала себя при необходимости изменения агрессивного, антисоциального поведения ребенка.

    - Тренинг социальных навыков. Данная методика направлена на возмещение недостатка у ребенка социальных навыков. Обычно тренинг основан на прямом инструктаже, откровенной беседе с ребенком. Проводится обучение дискретным поведенческим компонентам, разъясняются специфические навыки социального поведения с повторением усвоенного, моделирования, закрепления полученных навыков.

    - Тренинг когнитивных навыков. данная методика представляет собой программу обучения, тренировки когнитивных навыков. С их помощью осуществляется коррекция социальных, межличностных проблем.

    При необходимости, доктор назначит ноотропные и нейролептические препараты: Луцетам (таблетки, раствор для инъекций), Галоперидол, Пирацетам, Галоперидол, Тиаприд и др.

    Светлана, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

    Гиперкинетические расстройства

  • Что такое Гиперкинетические расстройства
  • Симптомы Гиперкинетических расстройств
  • Диагностика Гиперкинетических расстройств
  • К каким докторам следует обращаться если у Вас Гиперкинетические расстройства
  • Что такое Гиперкинетические расстройства

    Данная группа расстройств характеризуется ранним началом сочетанием чрезмерно активного, слабо модулируемого поведения с выраженной невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении любых заданий. Поведенческие особенности проявляются в любых ситуациях и постоянны во временном интервале.

    Гиперкинетические расстройства возникают обычно в первые 5 лет жизни. Их главными особенностями являются отсутствие настойчивости в познавательной деятельности, тенденция переходить от одного задания к другому, не завершая ни одного из них чрезмерная, но непродуктивная активность. Эти характеристики сохраняются в школьном возрасте и даже во взрослой жизни. Гиперкинетичные дети часто безрассудны, импульсивны, склонны попадать в затруднительные ситуации из-за необдуманных действий. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми нарушены, без чувства дистанции.

    Вторичные осложнения включают дисоциальное поведение и сниженное чувство собственного достоинства. Часто наблюдаются сопутствующие трудности в освоении школьных навыков (вторичная дислексия, диспраксия, дискалькулия и другие школьные проблемы).

    Гиперкинетические расстройства встречаются в несколько раз чаще у мальчиков, чем у девочек (3:1). В начальной школе расстройство наблюдается у 4 - 12% детей.

    Симптомы Гиперкинетических расстройств

    Основные признаки - нарушения внимания и гиперактивность, проявляющиеся в различных ситуациях - дома, в детских и лечебных учреждениях. Характерна частая смена и прерывание любой деятельности, без попыток ее завершить. Такие дети чрезмерно нетерпеливы, неусидчивы. Они могут вскакивать с места во время любой работы, чрезмерно болтать и шуметь, ерзать. Диагностически значимым является сравнение поведения таких детей с другими детьми данной возрастной группы.

    Сопутствующие клинические характеристики: расторможенность в социальном взаимодействии, безрассудство в опасных ситуациях, бездумное нарушение социальных правил, прерывание занятий, необдуманные и неправильные ответы на вопросы. Довольно часто наблюдаются нарушения обучения и двигательная неуклюжесть. Они должны кодироваться под рубрикой (F80-89) и не должны являться частью данного расстройства.

    Наиболее ярко клиника расстройства проявляется в школьном возрасте. У взрослых гиперкинетическое расстройство может проявляться в дисоциальном личностном расстройстве, токсикомании или другом состоянии с нарушениями социального поведения.

    Диагностика Гиперкинетических расстройств

    Наиболее трудно дифференцировать от расстройств поведения. Однако если имеется большинство критериев гиперкинетического расстройства, то следует ставить его диагноз. Когда имеются признаки выраженной общей гиперактивности и расстройств поведения, ставится диагноз гиперкинетическое расстройство поведения (F90.1).

    расстройство поведения у детей как лечить

    Явления гиперактивности и невнимательности могут быть симптомами тревоги или депрессивных расстройств (F40 - F43, F93), на--рушений настроения (F30-F39). Диагноз данных расстройств ставится при наличии их диагностических критериев. Двойной диагноз возможен тогда, когда имеется отдельная симптоматика гиперкинетического расстройства и, например, нарушений настроения.

    Наличие острого начала гиперкинетического расстройства в школьном возрасте может быть проявлением реактивного (психогенного или органического) расстройства, маниакального состояния, шизофрении, неврологического заболевания.

    К каким докторам следует обращаться если у Вас Гиперкинетические расстройства

    Источники:
    doktorland.ru, www.home-medblog.ru, www.rasteniya-lecarstvennie.ru, www.pitermed.com

    Следующие материалы:


    16 августа 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения