Журнал о здоровье детей

Причины дисграфии у детей с зпр



Дисграфия, операции письма, причины

Анализ логопедической литературы и результаты практической деятельности показали, что процесс письма и чтения тесным образом связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя роль в данных видах умственной деятельности неодинакова. Учитывая сложность механизма письма и чтения, а также значимость дошкольного возраста в подготовке ребёнка к школе, целесообразно начинать формирование предпосылок письма и чтения в дошкольном возрасте.

Операции письма письма по А.Г. Лурия:

1. Анализ звуковой структуры слова (определяется последовательность и место каждого звука в слове).

2. Соотношение выделенной из слова фонемы (звука) с определённым зрительным образом буквы, который должен быть отдефференцирован от всех других, особенно от графических сходных.

3. Моторная операция процесса письма - воспроизведение с помощью руки, зрительного образа буквы, одновременно осуществляется кинестетический контроль. В письменных работах школьников встречаются специфические, стойкие нарушения письма, которые показывают дисграфию.

Причины дисграфии:

1. Наследственность (прямое наследование, либо употребление токсических и наркотических веществ)

2. Органические нарушения ц.н.с. (афазия, дизартрия)

3. Социальные причины: неправильная речь окружающих, двуязычие в семье, невнимательное отношение родителей к речи ребёнка, дифицит речевых контактов.

Нарушения письма могут быть у детей с ЗПР, с ДЦП, с ММД, с нарушением зрения, слуха, речевое недоразвитие. Ниже представлены материалы логопедов по дисграфии. Родственный раздел на сайте Нарушение письма имеет быть, поскольку в поисковиках - это другой запрос.

3.2. Причины дисграфии у детей с ЗПР, особенности ее проявления

Причины распространенности у детей с ЗПР затруднений в овладении письмом и возникновения стойкого нарушения письма множественны, и, как правило, они сочетаются друг с другом. В качестве «пусковой» причины можно выделить недостаточную физиологическую, психологическую и социально-личностную готовность детей младшего школьного возраста к овладению сложным произвольным навыком письма (особенно низкая готовность отмечается у детей с ЗПР церебрально-органического генеза).

Возникновению дисграфии могут также содействовать отсутствие своевременной комплексной диагностики детей дошкольного возраста и отсутствие профилактических мероприятий, направленных на подготовку к овладению грамотой, на развитие и гармонизацию у дошкольников с ЗПР предпосылок школьного обучения в целом, и в частности обучения письму (ЗПР часто диагностируется только с началом обучения ребенка в общеобразовательной школе, когда неуспеваемость является толчком для диагностики состояния здоровья, физиологического и психологического развития ребенка).

Факторами, способствующими возникновению затруднений в овладении письмом и их перерастанию в дисграфию, могут являться методы и темпы обучения, не соответствующие особенностям определенного ребенка, не учитывающие все аспекты его индивидуального развития и его фактический, а не биологический возраст. У младших школьников с ЗПР долго не формируется мотивация к учебной деятельности, в том числе и к письменной речи. Аналитико-синтетическая деятельность, абстрактное мышление и навыки символической деятельности, необходимые для овладения письменной речью, у этих детей намного ниже, чем у их сверстников с нормальным развитием. Способность к произвольным, подкрепленным волевым усилием действиям, сопровождающимся осознанным контролем, у них еще недостаточно сформирована. Кроме того, детей с ЗПР характеризуют дефицит и слабость таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, произвольная регуляция. Лингвистическое развитие школьников с ЗПР также несовершенно и имеет специфические особенности, отрицательно сказывающиеся на их речемыслительной деятельности. Наиболее благоприятный вариант для таких детей — это выявление ЗПР в дошкольном возрасте и своевременное проведение коррекциейных мероприятий, а также начало обучения в специальной школе или специальных классах, программа которых учитывает особенности детей этой категории, а учителя должны иметь специальную подготовку.

Профилактика дисграфии у детей предшкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

Причины распространенности у детей с ЗПР затруднений в овладении письмом и возникновения стойкого нарушения письма множественны, и, как правило, они сочетаются друг с другом. В качестве “пусковой” причины можно выделить значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие, по сравнению с нормой (Т.В. Егорова, В.И.Лубовский, У.В. Ульенкова).

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже, чем в норме, отмечаются более низкие показатели зрительного опознания. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладения зрительного образа букв, что обусловливает трудности при обучении грамоте. З.Тржесоглава обнаруживает у детей с легкой дисфункцией мозга нарушение ориентировки “право-лево”, у них часто выявляется невыраженная или перекрестная латеральноть.

Многие исследователи (Т.В.Егорова, Н.Г. Поддубная) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти. Следствием этого являются замены и смешения букв, обусловленные трудностями их запоминания. При этом механизм нарушения может быть связан с недостаточностью разных видов памяти (зрительной, кинестетической, аудиальной). Дети испытывают сложности при переводе звука в букву и наоборот, а также при переводе печатной графемы в письменную. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза обусловливают характерные для детей с ЗПР ошибки в виде пропуска гласных букв.

Исследования мышления свидетельствуют о том, что по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной деятельности, недостаточной любознательностью.

Важным условием нормального функционирования психической деятельности является внимание. Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР. К недостаткам внимания детей с ЗПР относится его неустойчивость и слабая концентрация. Таким детям присуще повышенная отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, ее неполноценное осуществление. Чаще всего причиной этого является асфиксия. обусловленная защемлением нервов в шейном отделе позвоночника.

Все выше перечисленные факторы снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми. Дети с ЗПР из-за особенностей развития интеллектуальной сферы, психических процессов, речи, личности затрудняются обучаться по традиционной программе, привычным способом, обычными методами и приемами. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.

Мы остановимся непосредственно на нарушении письма – дисграфии. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов и предложений, аграмматизмы на письме. Для детей дошкольного возраста с ЗПР как правило характерны такие виды дисграфии, как аграмматическая . которая связана с недоразвитием грамматического строя речи акустическая . обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза . в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза оптическая, которая связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников.

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок пространственных представлений кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, субцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля в деятельности воспитание мотивов к учебной деятельности).

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

В связи с этим мы предлагаем следующие приемы, которые могут быть использовании педагогом как в контексте подгруппового занятия, так и в процессе индивидуальной работы:

– лепка из пластилина

– выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики

– вырезание из цветной бумаги

– вычеркивание заданной буквы из текста (игра “Зоркие глазки”)

– отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка, игра “Волшебный мешочек”)

– узнавание буквы на ощупь (игра “Умные ручки”)

– рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает)

– выделение слов с заданным звуком (“Фонематические рассказы и сказки”)

– определение позиции буквы в слове

– подбор слов к звуковой и слоговой схемам

– звуковой анализ слов (“Звуковая мозаика”)

– составление схем предложений

причины дисграфии у детей с зпр

– знакомство с предлогами, как с единицей речи, использование их в построении предложения (игра “Маленькое слово”)

– согласование существительных в роде, числе и падеже с прилагательными и числительными (игра “1,2,5”, “Подбери пару”, “Чья голова, чей хвост?”)

– работа с деформированной фразой.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее появление дисграфических ошибок. – СПб. Лань, 1998.
  2. Дети с задержкой психического развития / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.
  3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб. 1997.
  4. Крупенчук О.И Учим буквы. СПб. 2005.
  5. Созонова Н.Н. Куцина Е.В. Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки для детей 5–7 лет. Екатеринбург, Изд.дом “Литур”. 2009.
  6. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1993.

Дисграфия у детей: как научить школьника правильно писать

Дисграфия у детей является заболеванием, выражающимся в нарушениях освоения письменной речи. Очень часто родители даже не подозревают, что это заболевание присутствует у ребенка.

Появление болезни обусловлено несформированностью некоторых психических функций, из-за которых и происходит частичное нарушение самого процесса написания слов. Дисграфия у младших школьников может проявляться в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок.

Проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком.

Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно у второклассников. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга. Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.

Причины дисграфии у младших школьников

Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на:

  • лексико-грамматической стороне речи.
  • звукопроизношении.
  • связности речи.
  • фонематическом восприятии.
  • Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как:

    Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у, него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах. Это касается и новорожденных. Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии. могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.

    Нужно следить и за развитием инфекций у грудничков, их диетой. Вовремя лечить любые соматические заболевания, особенно в тяжелой форме, например, лечение ринолалии лучше не откладывать.

    Отчего же возникает детская дисграфия

    Сюда можно отнести множество факторов, окружающих младенца с момента рождения. Например:

  • двуязычие или многоязычие в семье.
  • дефицит общения и речевых контактов.
  • неправильная речь близких людей или нечеткое произношение слов.
  • слишком ранние попытки обучения ребенка грамоте, когда психологически он к этому шагу еще не готов.
  • Пример текста школьника с диагнозом дисграфии

    В группу риска появления заболевания можно отнести детей с ЗПР, конституциональной предрасположенностью, а также тех, кто имеет какие-либо речевые нарушения. Заболевание лучше постараться предотвратить, а для этого необходимо вовремя устранить любые речевые отклонения, например, короткая уздечка языка .

    На что необходимо обратить особое внимание

    Устранять дисграфию нужно не у младших школьников и не у подростков, когда все признаки полностью проявятся. Заниматься необходимой профилактикой нужно еще в дошкольном возрасте, начиная с грудного. Необходимо, чтобы грудничок всегда слышал правильную речь, отчетливо произносимые слова, даже с новорожденным необходимо много разговаривать. В возрасте до года закладываются многие факторы дальнейшего детского развития.

    Дети, страдающие от дисграфии, нуждаются в особенной помощи логопеда, поскольку обычными методами преодолеть заболевание невозможно. Но все же профилактика и вовремя принятые меры играют здесь значительную роль, поскольку заболевание гораздо проще предотвратить, чем вылечить. Пройти обследование на наличие признаков дисграфии следует, если:

  • ребенок от рождения левша
  • в детском саду он посещает занятия логопеда
  • малыша переучили на правшу.
  • в семье разговаривают сразу на нескольких языках
  • обучать ребенка грамоте начали неоправданно рано или слишком рано отдали в школу
  • у малыша нарушено внимание и имеются проблемы с памятью.
  • Виды дисграфии и их особенности

    Чтобы путь коррекции заболевания был выбран правильно, нужно точно определить его форму и поставить диагноз. В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов.

    Артикуляторно-акустическая

    При данной форме болезни у детей нарушено произношение звуков, и на основе этого они неправильно пишут слова. То есть, нарушение произношения ими фиксируется в письменном виде, слова ребенок пишет так же, как и произносит. Врач при этой форме дисграфии должен в первую очередь корректировать звукопроизношение маленького пациента.

    причины дисграфии у детей с зпр

    Акустическая

    Симптомы акустической формы отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки - П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж шипящие и свистящие - Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

    Аграмматическая

    В случае аграмматической формы отклонение вызвано недоразвитием грамматического строя речи. Дети с таким нарушением пишут с постоянными ошибками, как бы совсем не обращая внимания на правила грамматики. Провести диагностику этой формы можно только у школьников с третьего класса, поскольку именно в этом возрасте начинают проявляться основные признаки этого типа болезни.

    Оптическая

    Появление оптической формы заболевания обусловлено нарушением пространственного и зрительного анализа. По сути, любая буква зрительно образуется из черточек, палочек, овалов, иногда с добавлением особенных элементов. В пространстве такие, на первый взгляд - одинаковые - элементы комбинируются по-разному, образуя разные символы (буквы). Если зрительное восприятие нарушено, то ребенок не улавливает имеющихся между буквами различий, а потому не может и правильно их писать.

    Моторная

    Это дисграфия, вызванная нарушением языкового синтеза и анализа. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной.

    Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок. Например, малыш:

  • пропускает в словах буквы или целые слоги
  • не дописывает слова
  • переставляет в словах слоги или буквы
  • добавляет в слова лишние буквы
  • повторяет в слове какую-либо букву или слог
  • соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов
  • отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.
  • К какому врачу следует обратиться

    причины дисграфии у детей с зпр

    Людмила Константиновна: "За 3 недели глисты прошли, ребенок чувствует себя нормально. Это средство безопасно и даже полезно"

    Что делать, если у школьника появились симптомы дисграфии? Необходимо обратиться в хорошую клинику и пройти назначенное обследование. Из специалистов нужно пройти детского офтальмолога, детского отоларинголога, невролога, психолога и логопеда. Логопед может определить имеющийся у малыша уровень сформированности речи и ее основных функций.

    Диагностика заболевания проводится в несколько этапов . первым из которых будет изучение школьных тетрадей ребенка и других письменных работ. Затем специалист начинает изучение речевых навыков пациента, уровня их развития, а также состояния слуха ребенка, его зрения и ЦНС. В результате полученных данных проводится обследование следующих показателей:

  • ручная и речевая моторика
  • артикуляционный аппарат
  • определение ведущей руки.
  • фонематический синтаксис и анализ
  • звукопроизношение
  • слуховая дифференциация звуков
  • особенности словарного запаса
  • слоговая структура слов
  • грамматический строй речи.
  • Дизорфография - специфическое нарушение письма

    Дизорфография является одной из разновидностей дисграфии со своими специфическими проявлениями. Дети с таким заболеванием не могут осваивать даже элементарные правила орфографии, даже с учетом того, что правила правописания они знают наизусть.

    Наиболее трудным для школьников с данным нарушением является решение любых орфографических задач, а также определение орфограмм, особенно если орфограммы находятся в окончаниях и содержат безударные гласные. Кроме этого, такие дети испытывают большие трудности в овладении правилами пунктуации и синтаксиса.

    Лечение дисграфии и ее профилактика

    Как исправить заболевание? Врачи советуют действовать в такой ситуации слаженно и сообща, от этого зависит успех коррекции. Насколько удастся вылечить дисграфию, зависит от совместной работы специалистов, родителей и самого маленького пациента.

    Дети с данным нарушением должны получать регулярную помощь квалифицированного логопеда и выполнять специальные упражнения. В качестве общей терапии ребенку может быть назначено проведение ЛФК, массажа, физио- и гидротерапия. а также определенное питание.

    Источники:
    logoped18.ru, pedlib.ru, festival.1september.ru, doktordetok.ru

    Следующие материалы:


    19 октября 2020 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения