Журнал о здоровье детей

Основные причины умственной отсталости у детей



Умственная отсталость: причины возникновения

Каковы основные причины возникновения умственной отсталости у детей – врожденного слабоумия. Достоверно установить это можно лишь примерно у каждого третьего пациента с интеллектуальной недостаточностью. Патогенные факторы могут действовать еще до зачатия (поражая половые клетки будущих родителей), во время внутриутробного развития плода, а также в первые три года жизни ребенка.

Наследственность

Генные и хромосомные мутации являются самой частой причиной развития умственной отсталости у детей (от 70 до 90% всех случаев заболевания). При этом изменяются наследственные структуры на генном и хромосомном уровне, то есть возникают мутации. Такие ошибки – естественное явление, которое происходит в процессе развития, взросления и старения клеток. Однако при накоплении таких ошибок растет и вероятность развития наследственных заболеваний (у 45-летней женщины вероятность рождения ребенка с хромосомными нарушениями в 10-15 раз выше, чем у 20-летней). Кроме того увеличивают вероятность генных, хромосомных мутаций и развитие умственной отсталости у детей и такие причины, как радиоактивное и рентгеновское излучение, токсическое воздействие инсектицидов, гербицидов, ароматических углеводородов, некоторых лекарственных средств, вирусные заболевания и эндокринные расстройства у будущих родителей. В результате мутаций сперматозоиды и яйцеклетки еще до их соединения становятся дефектными, вызывая затем развитие различных генных и хромосомных болезней.

Какие наследственные заболевания чаще проявляются нарушениями интеллекта? Это и синдром Дауна, и синдром Шерешевского-Тернера, и истинная микроцефалия, и фенилкетонурия, и некоторые другие формы умственной отсталости у детей .

Внутриутробное поражение плода

Существует более четырехсот экзогенных (внешних) факторов, неблагоприятно воздействующих на процесс созревания плода. Перечислим основные причины, способствующие возникновению умственной отсталости:

  • Гипоксия плода при наличии у матери заболеваний сердечно-сосудистой системы, болезней печени и почек, эндокринных расстройств
  • Резус-конфликт при несовместимости по Rh -фактору.
    При отсутствии в крови женщины резус-фактора и наличии его у мужчины ребенок становится Rh -позитивным, а организм матери начинает вырабатывать антитела к эритроцитам плода, разрушая их. Развивающийся в результате этого эритробластоз довольно часто приводит к повреждению головного мозга. В результате может развиваться умственная отсталость, различные неврологические расстройства, снижение слуха и зрения. К таким же нарушениям может приводить и несовместимость по факторам крови
  • Различные инфекционные заболевания матери, передающиеся плоду. Среди них – краснуха, грипп, сифилис, токсоплазмоз, листериоз, цитомегалия. В большинстве случаев антитела матери защищают плод от инфекции, но в 2-5% случаев этот механизм не срабатывает
  • Интоксикация плода при воздействии на него химических вредностей – алкоголя, наркотических веществ, свинца, некоторых лекарственных препаратов – гормональных, противоопухолевых, психотропных, сульфаниламидов и некоторых других. Не стоит забывать и про никотин
  • Нерациональное питание матери (низкокалорийное, недостаток белка, витаминов, голодание) также нередко становится причиной, провоцирующей развитие умственной отсталости
  • Негативное влияние на организм беременной различных физических факторов – рентгеновского излучения, радиации, высокой температуры, травматических повреждений, заболеваний матки
  • Влияние острых и хронических стрессовых воздействий на организм беременной.
  • Недоношенность или переношенность плода.
  • Почему возникает умственная отсталость у детей в первые годы жизни

  • Гипоксия в процессе родов при тяжелых соматических заболеваниях матери
  • Асфиксия плода при осложненных родах
  • Родовая травма
  • Нейроинфекции (перенесенные в первые месяцы и годы жизни менингиты, энцефалиты)
  • Черепно-мозговая травма
  • Тяжелая интоксикация, истощение
  • Перенесенное состояние клинической смерти
  • Независимо от причины, по которой возникает умственная отсталость у детей, большое значение в развитии ребенка с нарушением интеллекта имеет его окружение в первые месяцы и годы жизни. Это и наличие благоприятной атмосферы в семье, и участие родителей в уходе и воспитании, и использование специальных методов обучения в домашних условиях и в специализированных коррекционных центрах. Стимулировать интеллект можно с помощью повторных курсов лечения с использованием диетического питания. медикаментов, иглорефлексотерапии, массажа, лечебной физкультуры.

    Мы рассмотрели основные причины возникновения умственной отсталости у детей. О том, как проявляется, выявляется и лечится интеллектуальная недостаточность легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степени - в следующих статьях.

    Причины умственной отсталости

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

    Подобные работы

    Психологическая характеристика видов умственной отсталости. Исследоване влияния нарушения интеллекта на психическое развитие ребенка в период подготовки к обучению в школе. Психологическое исследование детей с легкой степенью умственной отсталости.

    курсовая работа [144,3 K], добавлена 02.05.2010

    Олигофрения, ее признаки, этиология и распространенность. Основные степени умственной отсталости. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей. Особенности психического и моторного развития умственно отсталого ребенка в младенчестве.

    реферат [39,1 K], добавлена 24.06.2015

    Проблемы умственной отсталости в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью. Закономерности развития памяти и внимания у детей с умственной отсталостью.

    курсовая работа [39,8 K], добавлена 10.04.2009

    Понятие об умственной отсталости и задержке психического развития в современной психологии. Особенности формирования общения у детей с задержкой психического развития. Исследование особенностей невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью.

    курсовая работа [64,8 K], добавлена 05.02.2011

    Произвольность психических процессов. Восприятие и мышление. Элементы трудовой деятельности. Формирование правильного поведения в коллективе. Готовность к школьному обучению. Снижение познавательной активности у детей при умственной отсталости.

    презентация [76,4 K], добавлена 19.07.2015

    Структура дефекта при олигофрении. Генетические формы умственной отсталости. Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы. Клинические формы олигофрении. Синдромы умственной отсталости с неуточненным типом наследования. Хромосомные и моногенные формы.

    реферат [20,9 K], добавлена 12.05.2009

    Понятие дефекта - физического или психического недостатка, вызывающего нарушение нормального развития ребенка. Факторы риска недостаточности психофизического развития. Сравнительная характеристика умственной отсталости и задержки психического развития.

    контрольная работа [26,5 K], добавлена 05.02.2011

    Понятие "умственная отсталость". Клиническая характеристика умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Особенности формирования интересов у школьников с нарушением интеллекта.

    курсовая работа [63,8 K], добавлена 18.06.2012

    Общая характеристика нарушений внимания при умственной отсталости. Коррекция нарушений внимания умственно отсталых учащихся. Методика разработки плана экспериментального исследования и интерпретация его результатов, оценка практической эффективности.

    курсовая работа [27,5 K], добавлена 22.06.2011

    Выявление детей с нарушениями речи. Обследование интеллектуального развития детей. Развитие речи у ребенка на разных этапах развития. Специальная психология для детей с задержкой психического развития. Психологические причины заикания.

    дипломная работа [136,5 K], добавлена 12.09.2006

    Дети с умеренной умственной отсталостью, коррекция, симптомы, причины

    Всем хорошо известно, что дети - это истинное богатство каждой семьи, народа, государства. Только ребенок может быть самым дорогим и любимым существом в этом мире для родителей, даже если он не совсем здоров. А когда в семье воспитывается дитя с особым диагнозом - умственная отсталость, даже если впереди стоит слово «умеренная»?

    основные причины умственной отсталости у детей

    Умеренная или легкая умственная отсталость у детей… У людей возникают самые разные мнения по данному поводу. Одни сочувствуют, другие высказывают негативные эмоции по поводу наследственности в этих семьях, третьи просто стремят как можно быстрее абстрагироваться от проблем такого порядка. Однако бытующие в обществе взгляды далеко не всегда отражают реальное состояние вещей, они в большинстве случаев поверхностны.

    Та умственная отсталость у детей, симптомы которой указывают на умеренный уровень, не является поводом проводить границу между такими людьми и остальным обществом. На сегодняшний день медицина и прикладная психология располагают достаточно большим комплексом диагностических приемов и методик коррекции недоразвития. Но и в этих условиях практически невозможно провести четкую линию между проявлениями здоровой личности и слегка отсталой так как это очень сложно.

    Что такое умственная отсталость?

    В соответствии с уровнем современных взглядов на теорию и практику в психологии умеренную умственную отсталость рассматривают как патологию. Как и все заболевания, оно бывает врожденного характера либо приобретенным. Рассматривая отсталость как определенное снижение уровня интеллектуального развития, специалисты утверждают, что основным критерием при постановке диагноза является отсутствие абстрактного восприятия окружающего. То есть неспособность к абстракции может разграничить мир здоровых людей и больных индивидуумов.

    Несмотря на это, отсталость достаточно часто является последствием педагогической запущенности, когда ребенок растет без правильного воспитания со стороны взрослых. Когда такой человек взрослеет, ему обычно присущи простые человеческие эмоции. Ощущение неприязни, симпатии, веселья, грусти, печали, горя и радости у него несколько более сглаженные, не отличаются той яркостью, многогранностью, сложностью, как у среднестатистического здорового ровесника. Стоит обратить внимание, что позиционируя это состояние как патологию, можно с уверенностью сказать, именно отсталостью называют стабильный уровень определенной степени недоразвития интеллекта. Она не прогрессирует, но при специальных методиках обучения, жизни в социуме, приемов воспитания уровень развития может повыситься.

    Причины умственной отсталости у детей

    Несмотря на возможности современной медицины, до сих пор почти невозможно точно установить причины появления ребенка с той или иной степенью ограничения интеллекта. Основные причины следующие:

    • Пренатальные. Все разнообразие хромосомных аномалий. Присущие родителями генетические и нервные заболевания. Кроме этого, большое значение имеют активный цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ, наркотики, алкоголь, токсины.

    • Интранатальные. Отсталость как последствие сложных родов, травм, недоношенности, ягодичного предлежания младенца. Может пройти без последствий при хорошем уходе за новорожденным.

    • Постнатальные. Главная причина в том, что отсутствует эмоциональная, физическая, когнитивная поддержка развивающегося ребенка. Это эффективно стимулирует развитие, рост и социальную адаптацию.

    • Отсталость становится следствием неполноценного питания, перенесенных тяжелых заболеваний. Чаще всего это бактериальные, вирусные патологии, энцефалиты, менингиты, гипотрофия, отравления, травмы головы в раннем возрасте. Наиболее часто умственная отсталость массово диагностируется в районах с выраженным дефицитом йода в продуктах и воде.

    Признаки умственной отсталости у детей

    Как проявляется снижение интеллекта? Симптоматика этого явления, которое диагностируется во всем мире, независимо от экономического благосостояния народа, также зависит от уровня развития патологии.

    • Легкая отсталость в степени дебильности. Затруднения в постижении школьной программы, концентрация внимания снижена, наблюдаются отклонения в поведении среди сверстников. Пациенты осознают свое отклонение.

    • Средний уровень патологии, знакомый многим диагноз имбецильность. Пациентам присущи эмоции радости, сопереживания. Педагогически податливые и обучаемые, хорошо овладевают навыками самообслуживания, письма, чтения, элементарной арифметике, но требую постоянного контроля.

    • Идиотия, особо тяжелая стадия недоразвития.

    Стоит отметить, что дети с умеренной умственной отсталостью во взрослой жизни часто стараются быть внешне полноценными членами общества, тщательно скрывая свои недостатки. При соответствующем воспитании и образовании овладевают специальностями определенной сферы, где не требуется умственное напряжение.

    Коррекция детей с умственной отсталостью

    Как бы ни было это сложно, но не стоит воспринимать ребенка с умеренной степенью умственного отставания как тяжелого инвалида. Он наверняка встроится в жизнь и не будет отличаться от других граждан ничем. Просто в этом ему нужно помочь.

    Посредством определенных методик терапии, воспитательных и обучающих программ многие семьи добиваются уникальных результатов. Конечно, им не удастся освоить в полном объеме общепринятую университетскую программу, возможно и школьную, так как для них легче и понятнее методика вспомогательной школы. При адекватном педагогическом подходе, коррекции трудовая и социальная адаптация в будущем не станет проблемой, как и создание семьи.

    Дубовик Александр, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

    Умственная отсталость у детей

    Умственная отсталость у детей проявляется в плохом развитии психики, но с преобладанием замедленного развития интеллекта. Это заболевание проявляет себя довольно рано, оно может быть врожденным или приобретенным. Данным заболеванием могут страдать абсолютно все дети, вне зависимости от статуса их родителей в обществе. Больные дети страдают пониженным познавательным уровнем, у них нарушена концентрация, внимание и плохая память.

    Умственная отсталость может проявляться в двух вариантах: неполное развитие или задержка развития психики. В большинстве случаев, данное психическое заболевание диагностирует у детей возрастом около трех лет, но бывают случаи, когда его симптомы проявляют себя намного раньше.

    основные причины умственной отсталости у детей

    Невзирая на то, что современная психиатрия знает очень большое количество причин умственной отсталости, не все из них изучены полностью. Выделяют внутренние и внешние причины такой болезни.

    Среди самых распространенных причин заболевания детей выделяют:

  • Интоксикацию плода в утробе матери
  • Перенесенные матерью инфекционные заболевания
  • Дистрофию матери во время ношения плода
  • Травмы плода
  • Токсоплазмоз
  • Генетическую предрасположенность, которая может появиться вследствие мутаций хромосом
  • Болезни мозга ребенка.
  • Кроме того, шанс родить ребенка с умственной отсталостью повышается в случае плохой экологической обстановки, курения (в том числе и пассивного), приема наркотиков и злоупотребления алкоголем. Эти причины относятся как к матери, так и к биологическому отцу ребенка. Неким образом могут сказываться и материальные проблемы, когда семье нечем накормить ребенка, что также ухудшает и его физическое состояние.

    Симптомы и Формы умственной отсталости

    Умственная отсталость может быть легкого, среднего и тяжелого характера. Легкую форму заболевания также называют дебилизмом. По физическому состоянию такие дети почти не отличаются от своих сверстников. У них наблюдаются некоторые трудности в обучении, ведь им сложно сконцентрироваться на чем-то. Но зато у большинства детей с легкой формой наблюдается довольно хорошая память.

    Поведение у них нестабильное, они боятся новых знакомств и новой обстановки, так как очень зависят от своих родителей и близких людей. Такие дети слабо понимают эмоции других людей, поэтому часто они бывают закрытыми в себе. Но иногда это проявляется в чрезмерной активности, что выглядит довольно нелепо со стороны. Таким детям очень легко внушить что-то даже очень плохое и заставить их сделать это. Поэтому, многие люди пользуются этим для своих потребностей.

    Детей со средней формой заболевания называют имбецилами. Они не могут ухаживать за собой самостоятельно, поэтому необходимо постоянное наблюдение за ними. Они чувствуют слабую привязанность даже к своим родителям, могут отличать самые примитивные эмоции других людей, далеко не всегда, но умеют считать и писать самые простые фразы.

    Тяжелая форма умственной отсталости у детей называется идиотией. Их нельзя чему-то обучить, они плохо разговаривают, практически неспособны показывать свои эмоции. Дети не могут существовать самостоятельно без ухода, а ко всем людям они относятся одинаково, не понимая, где их родственники. Приложив много усилий их можно научить самым элементарным действиям по уходу за собой.

    Первые симптомы умственной отсталости могут проявляться в дошкольном возрасте в виде задержки его развития. В детском садике воспитатели и психологи могут довольно легко определить больного ребенка, которому очень сложно выполнять режим дня и другие задания, легко дающиеся другим детям. В школе такой ребенок невнимательный, быстро утомляется и плохо ведет себя. Иногда симптомы проявляются во внезапных судорожных припадках, головных болях и частичных параличах конечностей.

    основные причины умственной отсталости у детей

    Обучение умственно отсталых детей

    Дети с таким психическим расстройством могут развиваться, но только в пределах неких границ. Для этого ребенок должен постоянно обучатся, но не в простом заведении. Существуют специальные вспомогательные заведения, работники которых вырабатывают у таких детей необходимые для самостоятельной жизни умения. Наряду с этим, проводится и воспитание ребенка, чтобы адаптировать его к жизни в обществе.

    В процессе обучения умственно отсталых детей используют два вида учебных предметов. К первому виду предметов относят историю, географию, чтение. С их помощью больной ребенок узнает о профессиях людей, о своей Родине и так далее. Второй вид предметов формирует у него личные качества, такие как честность, добросовестность, трудолюбие.

    Большое значение имеет и физическое развитие, ведь особенно тяжелые формы заболевания характеризуются дефектами тела. В процессе обучения ребенку также прививается любовь к искусству.

    Источники:
    medblog.by, otherreferats.allbest.ru, www.rasteniya-lecarstvennie.ru, psytheater.com

    Следующие материалы:


    21 сентебря 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения