Журнал о здоровье детей

Обследование детей с зпр в начальной школе



Научно-теоретические подходы к исследованию проблемы развития детей младшего школьного возраста с ЗПР

Страница 1

Взгляд отечественных психологов и педагогов на психологические проблемы задержки психического развития детей

Неуспеваемость, особенно если она проявляется еще в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины неуспеваемости, установить, какие из них действуют в конкретном случае и уметь устранить их.

Причины неуспеваемости учащихся в массовой общеобразовательной школе рассматривались многими педагогами и психологами (М.А. Данилов, В.И. Зыкова, Н.А. Менчинская, Т.А. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период дефекты речи, не исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха умственная отсталость негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителем. Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрыто неуспевающим школьникам, значительную часть которых составляют дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) -- синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Понятие задержка психического развития употребляется по отношению к детям со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств.

Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы:

причины биологического характера

причины социально - психологического характера.

К причинам биологического характера относят:

различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и т.д.)

недоношенность ребенка

родовые травмы

различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни - пороки внутренних органов, туберкулез, синдром нарушенного желудочно-кишечного всасывания и т.д.)

нетяжелые мозговые травмы.

Среди причин социально-психологического характера выделяют следующие:

ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации

дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.

искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека) или же авторитарный тип воспитания.

Схема обследования ребенка в начальной школе

Схема обследования ребенка во всех случаях строиться исходя из имеющихся классификаций неуспевающих учеников и на основе учета гипотез о причинах психогенной школьной дезадаптации.

Она включает в себя следующее.

1) Проверяется, не нарушены ли познавательные процессы (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, моторики). Могут использоваться методики диагностики интеллекта Талызиной, Амтхауэра, Векслера, различные методики диагностики познавательных способностей.

2) Проверяется обучаемость ребенка, сформированность элементов учебной деятельности. внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

Используются различные методики, диагностирующие уровень развития восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания. Выясняется соотношение уровня теоретического обобщения и практических действий, степень самостоятельности, чувствительность к помощи со стороны взрослых .

Изучение интеллектуальных возможностей учащегося позволяет раскрыть его актуальные и потенциальные возможности, осуществить психокоррекционную работу.

3) Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

Используются косвенные методики диагностики мотивации учения: метод наблюдения, свободная беседа с учеником, беседа с родителями, учителями.

Прямые методики: беседа-интервью, методики «Лесенка уроков», «Лесенка побуждений», сочинение на тему «Моя жизнь в школе». Проективные методики: рисуночная, составление расписания на неделю (С.Я. Рубинштейн), методика Матюхиной, цветовой тест отношений Эткинда.

Для изучения самооценки младшего школьника можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

4) Проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются его тетради, делаются пробы на чтение. письмо, решение задач. Психолог может получить эту информацию от учителей по результатам контрольных срезов.

5) Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости:

  • как ребенок относиться к плохим оценкам
  • какую получает типичную обратную связь от взрослых
  • какие у ребенка существуют способы компенсации неуспехов в обучении
  • по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка.
  • 6) Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебной деятельности:

  • кто занимается с ним, как много, какие приемы использует
  • анализируется стиль семейного воспитания в целом. роль второго родителя (помимо обратившегося в консультацию).
  • 7) Изучается предыстория консультируемого:

  • собирается подробный анамнез, случаи обращения к врачу, диагноз, как долго и чем лечили
  • выясняется, с чем сами родители связывают плохую успеваемость у ребенка
  • что явилось непосредственным поводом обращения к психологу, как давно и кем было принято решение о необходимости психологической консультации.
  • Такова максимально развернутая схема психологического обследования ребенка при симптомах психогенной школьной дезадаптации.

    Развитие познавательной сферы детей с ЗПР

    Добавлен: 17.03.2014.

    Тема данной работы коррекции познавательной сферы детей с ЗПР - одна из наиболее актуальных на сегодняшний день.

    Актуальность исследования связана, прежде всего с тем, что знание особенностей развития познавательной сферы детей с ЗПР могут стать и ориентиром при диагностике задержки психического развития (чем больше таких черт наблюдается у ребенка, тем вероятнее наличие у него ЗПР), и критерием эффективности коррекционной работы (в результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны, очевидно, исчезать или сглаживаться, а другие - трансформироваться). Наконец, понимание общей логики поведения этих детей существенно облегчает работу с ними.

    Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность. В последнее время отмечается значительный рост младших школьников, страдающих задержкой психического развития. По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно - психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В силу особенностей развития ребенка, из вышесказанного следует и необходимость психокоррекции познавательной сферы детей с диагнозом ЗПР.

    Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из острых. В последнее время отмечается значительный рост числа учащихся младших школьников, страдающих задержкой психического развития. Учебные нагрузки и напряженный школьный режим часто приводят к резкому ухудшению психического здоровья таких детей. Во всем мире растет число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны мед. персонала, психологов, дефектологов, педагогов и т. д.

    Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии - одно из направлений работы психолога. В 50-60 - х гг. эта проблема приобрела особую значительность, в результате под руководством М. С. Певзнер было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости. В центре внимания данного направления - выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обуславливающих компенсаторные возможности ребенка.

    Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, генетические факторы и т. д.

    У детей с задержкой психического развития на фоне первично - сохранной познавательной деятельности отмечается недоразвитие наиболее сложных форм мышления, обусловленное повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться на предложенном заданием. Все это приводит к неуспеваемости детей в массовой школе.

    Для того чтобы у ребенка сформировать познавательную деятельность необходимо проводить коррекционную работу.

    Поэтому целью данной работы является изучение особенностей развития познавательной сферы детей с ЗПР и её коррекция.

    Объектом исследования выступило особенности развития детей с ЗПР.

    Предметом исследования: коррекционное развитие психики детей с ЗПР.

    Для достижения цели работы и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

    2. Систематизировать знания об особенностях развития познавательной сферы ребенка с ЗПР.

    3. Рассмотреть сущность и специфику коррекционного развития познавательной сферы детей с ЗПР

    4. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.

    Гипотеза: если педагог, дефектолог, психолог систематически будут использовать правильно подобранные методы и приемы на каждом уроке, то повысится уровень развития психических процессов (внимания, памяти, речи и др. ) и активизация учащихся у детей с задержкой психического развития.

    Методы исследования:

    - изучение и анализ научной литературы

    обследование детей с зпр в начальной школе

    - изучение и обобщение отечественной литературы

    - моделирование, интервьюирование и т. д.

    Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы данной работы могут быть использованы педагогами в работе с детьми с ЗПР.

    Результаты наблюдения и исследования могут найти свое практическое применение в школьной деятельности дефектолога, психолога для разрешения проблем младших школьников с отставанием в психическом развитии, так как уровень сформулированности умственных особенностей: речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации, общения как условие развития детей, играют одну из важных ролей в коррекции познавательной сфере детей.

    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

    1 глава. Основные подходы к изучению проблемы особенностей развития познавательной сферы у детей с ЗПР

      ЗПР: понятие, причины, типология.

    Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые - образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

    Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - внимание, восприятие, мышление, память - формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого - либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего - то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой - то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

    Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно - во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил - во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно - сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

    Весь материал - смотрите документ.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    К арта обследования детей с задержкой психического развития

    (Авторы: Г.Н. Чуйкова, Л.Г. Богданова)

    Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

    Дата рождения________________________________________________________________

    Домашний адрес______________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Из какого д/с поступил_________________________________________________________

    обследование детей с зпр в начальной школе

    Дата поступления в группу______________________________________________________

    Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________

    ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________

    Заключение медико-педагогической комиссии

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Дата заполнения карты_________________________________________________________

    Дефектолог___________________________________________________________________

    Заведующая спец д/с___________________________________________________________

    выпускается с_________________________________________________________________

    Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)__________________________________

    обследование детей с зпр в начальной школе

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Анамнез

    Сведения о родителях__________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Наследственные заболевания____________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Какие по счету роды___________ от какой беременности ребенок ____________________

    Характер беременности ________ (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________________________________________________________

    Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные) _________________

    _____________________________________________________________________________

    Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _______________________

    _____________________________________________________________________________

    Когда закричал ребенок ________________________________________________________

    Резус-фактор (отриц. положит.) _________________________________________________

    Вес и рост при рождении________________________________________________________

    Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал, поперхивание) ________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Источники:
    www.psychonia.ru, www.psyoffice.ru, videouroki.net, nsportal.ru

    Следующие материалы:


    06 апреля 2020 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения