Журнал о здоровье детей

Определение остроты зрения у детей



Определение остроты зрения у детей

Диагностика зрения - Определение остроты зрения

Остроту зрения определяют у лиц разного возраста различными способами. В связи с недостаточным дифференцированием зрительно-нервного аппарата острота зрения у детей в первые дни, недели и даже месяцы жизни очень низкая. Она изменяется постепенно и достигает возможного максимума в среднем к 5 годам.

Исследование зрения у детей:

1-я неделя жизни:

1. Прямая и содружественная реакция зрачков на свет.

2. Общая двигательная реакция (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза.

3. Кратковременное слежение за медленно двигающимся предметом.

2-3-я недели жизни:

1. Слежение с кратковременной фиксацией двигающегося предмета перед каждым глазом.

2. Общая двигательная реакция в ответ на световой раздражитель каждого глаза.

1-2-й месяцы жизни:

1. Сравнительно продолжительная бинокулярная фиксация ярких предметов, передвигающихся перед каждым глазом.

2. Рефлекс смыкания век на быстрое приближение к каждому глазу яркого предмета.

3. Пищевой рефлекс - активная реакция на грудь матери.

определение остроты зрения у детей

3-й месяц жизни:

1. Устойчивое бинокулярное слежение и бинокулярная фиксация предметов, удаленных от глаза на разные расстояния.

2. Узнавание матери и других близких с общей активной двигательной реакцией.

6-й месяц жизни:

1. Различительная реакция на разнообразные простые знакомые и незнакомые геометрические фигуры, игрушки.

2. Узнавание близких лиц, знакомых животных на различном удалении от каждого глаза.

определение остроты зрения у детей

1-й год жизни:

1. Различительная реакция на картинки, рисунки, игрушки на различном удалении от глаза.

2. Активная реакция на перемещение предметов, передвижение людей, животных, машин и др.

2-4-й годы жизни:

Проверка зрения по детским картинкам на различных расстояниях от каждого глаза.

5- 6 лет и старше:

Проверка остроты зрения по специальным таблицам с буквами и оптотипами (специальные черные знаки на белом фоне). В детской практике удобны таблицы Е.М. Орловой с наиболее простыми и знакомыми детям рисунками, прибор Ковалевского с оптотипами.

Различают три понятия остроты зрения:

1) острота зрения по наименьшему видимому - величина черного предмета (например, точки), который начинает различаться на равномерном белом фоне

2) острота зрения по наименьшему различимому - расстояние, на которое должны быть удалены два предмета, чтобы глаз воспринял их как раздельные

3) острота зрения по наименьшему узнаваемому - величина детали объекта, например штриха, буквы или цифры, при которой этот объект безошибочно узнается.

Практически в оптометрии применяют только второй и третий виды определения остроты зрения. Для этого используют оптотипы. Для определения остроты зрения по наименьшему различимому используют оптотип - кольцо Ландольта . Оно представляет собой кольцо с разрывом, обращенным в разные стороны. Обследуемый должен указать направление разрыва. Для определения остроты зрения по наименьшему узнаваемому объекту используют буквы, цифры или силуэтные картинки (для детей). Используют печатную таблицу Головина - Сивцева с аппаратом для ее освещения. На таблице изображены кольца Ландольта с разрывами в четырех направлениях и буквы Н, К, И, Б, М, Ш, Ы различных размеров, которые соответствуют при их рассматривании с расстояния 5 м остроте зрения от 0,1 до 2,0 (расстояние 5 м считается достаточным для полного расслабления аккомодации). В таблице это расстояние указано слева от каждой строки, а справа - острота зрения. Поскольку остроту зрения исследуют с расстояния 5 м, эти величины связаны следующим отношением: V=5/Д, где V- острота зрения Д - расстояние, с которого данную строку различает нормальный глаз, м. Если исследуемый не различает с расстояния 5 м даже первой строки таблицы, необходимо приближать его к таблице до тех пор, пока не будет виден ясно первый ряд, и далее произвести расчет по формуле. Когда буквы неразличимы при крайнем приближении их к глазу, отсутствует предметное зрение, необходимо проверить, сохранилось ли светоощущение в глазу. Если исследуемый определяет свет от офтальмоскопа, это говорит о сохранении восприятия света. Наводя на глаз пучок света из различных мест (сверху, снизу, справа, слева), проверяют, как сохранилась способность отдельных участков сетчатки воспринимать свет. Правильные ответы указывают на правильную проекцию света. При помутнении сред глаза (роговица, хрусталик) острота зрения может быть снижена до светоощущения, однако проекция света почти всегда остается уверенной. Отсутствие правильной проекции света или полное отсутствие светоощущения указывает на поражение зрительно-нервного аппарата глаза и бесперспективность оптикореконструктивных операций.

Для объективной регистрации остроты зрения и количественного ее определения применяют метод оптокинетического нистагма. Реакция оптокинетического нистагма основана на регистрации движений глаз в ответ на движения удаленных на различное расстояние и разных по величине тест-объектов. В процессе графической регистрации оптокинетического нистагма определяют три участка: участок увеличения угловой скорости глаза при увеличении угловой скорости тест-объекта участок максимальной скорости глаза участок резкого отставания угловой скорости от тест-объекта, на котором оптокинетический нистагм стремится к прекращению.

Источник: Офтальмология, Н. Н. Бойкова

Книга: Справочник медицинской сестры

Глава 10. Глазные болезни Цветоощущение

Определение остроты зрения

Наиболее важным элементом зрительной функции является форменное (центральное) зрение, характеризующееся способностью различать форму, детали и др. Форменное зрение обеспечивается за счет небольшого участка сетчатой оболочки, носящего название центральной ямки желтого пятна. Говоря об остроте зрения, мы имеем в виду остроту центрального зрения.

Острота зрения характеризуется минимальным углом, под которым глаз способен различать две точки раздельно. Для большинства глаз пороговый угол зрения составляет угол величиной в 1ґ. На этом принципе построены таблицы для определения остроты зрения, состоящие из 12 рядов букв или знаков. Детали самых крупных букв видны под углом в 1ґ с расстояния 50 м, а детали самых мелких - с расстояния 2,5 м.

Острота зрения определяется по формуле:

определение остроты зрения у детей

V = d/D,

где V - острота зрения, d - расстояние от исследуемого до таблицы (обычно это расстояние равно 5 м), D - расстояние, с которого детали букв данной строчки различимы под углом в 1ґ. Если обследуемый с 5 м читает только первую строчку, то его зрение составляет 0,1. Человек с нормальным зрением различает детали букв с расстояния 50 м. Нормальная острота зрения у большинства людей 1,0, т, е. при такой остроте зрения с расстояния 5 м свободно различаются буквенные изображения 10-го ряда.

При исследовании остроты зрения следует соблюдать методику и тщательно выполнять все правила.

Во время определения остроты зрения медицинская сестра следит, чтобы больной не наклонял голову, не прищуривался, не надавливал на не исследуемый глаз рукой и т. д. При прищуривании вследствие уменьшения кругов светорассеивания близорукие показывают более высокую остроту зрения. Надавливание рукой на не исследуемый глаз ухудшает кровообращение в нем и рефлекторно в исследуемом глазу. Обычно исследуется острота зрения каждого глаза раздельно. Для исключения не исследуемого глаза из бинокулярного зрения удобно пользоваться специальным непрозрачным щитком белого цвета. При этом больной прикладывает щиток к спинке носа, а наружный край щитка несколько отдаляет от глаза. При таком способе исключаются недостатки, проявляющиеся при закрытии глаза ладонью. В начале исследования показывают мелкие знаки (10-го ряда), а затем переходят к более крупным.

Допускается неправильное называние или неузнавание двух знаков в строках, соответствующих остроте зрения 0,7 0,8 0,9 и 1,0, но об этом должна быть отметка в истории болезни.

Если неправильно называется или не узнается большее количество знаков, то острота зрения оценивается по вышестоящему ряду с более крупными знаками.

В строках таблицы, соответствующих остроте зрения 0,6 0,5 0,4 и 0,3 допускается одна ошибка в ответе. В первых двух верхних строках таблицы должны быть правильно определены все знаки.

Если обследуемый не может определить буквы верхней строки таблицы или определяет их с ошибками, следует попросить его приблизиться к таблице до расстояния, с которого он четко видит первую строку, и определить зрение по вышеуказанной формуле. Например, если больной читает буквы верхней строки таблицы только с 3,5 м, то острота зрения равна 0,07.

Чтобы определить остроту зрения меньше 0,1, рекомендуется на полу или стене глазного кабинета нанести метки через каждые 0,5 м.

Следует учитывать также, что два знака верхней строки легко запоминаются больными, и это может затруднить правильную оценку остроты зрения. В таких случаях удобно пользоваться оптотипами Ландольта или набором оптотипов Поляка. Размеры оптотипов рассчитаны так, что толщина линии и ширина просветов соответствуют остроте зрения 0,09 0,08 0,07 0,06 0,05 и 0,04 для расстояния 5 м. При определении остроты зрения оптотип помещают в аппарат для освещения таблиц. Если острота зрения исследуемого ниже 0,04, ее проверяют на тех же оптотипах с более близкого расстояния (2,5 м и меньше).

Остроту зрения ниже 0,1 иногда определяют путем показа пальцев с расстояния меньше 5 м. При этом условно допускают, что ширина пальца руки и ширина знака 1-го ряда таблицы приблизительно одинаковы. Определение проводится следующим образом. Больной сидит на стуле и смотрит прямо перед собой исследуемым глазом. Медицинская сестра показывает ему несколько пальцев на темном фоне картонки или дощечки и постепенно подходит к больному на расстояние, с которого он может правильно определить, сколько пальцев ему показывают. В зависимости от этого расстояния (d) по приведенной выше формуле определяют остроту зрения. При этом считают, что человек с нормальным зрением может сосчитать пальцы на расстоянии 50 м (D = 50 м). Так, если больной может сосчитать пальцы только с 2 м, то острота зрения равна 0,04.

Трудности возникают при определении остроты зрения у детей дошкольного возраста, В таких случаях пользуются таблицей с картинками. Перед началом исследования ребенка подводят к таблице и просят назвать изображенные на ней картинки, чтобы он мог освоиться и понять, что от него потребуется.

Исследование начинают с верхней строки и показывают по одной картинке, учитывая, что при исследовании дети устают. Если ребенок не сможет назвать картинку, для опознания предлагают все остальные картинки данной строки, выше расположенной строки и т. д. пока не будет правильно названо большинство картинок в данной строке. По этой строке и определяется острота зрения у ребенка.

В настоящее время для определения остроты зрения применяются более совершенные приборы, например проекторы испытательных знаков.

Человек обладает также периферическим зрением. Оно имеет большое значение. Благодаря периферическому зрению возможно ориентирование и свободное перемещение в пространстве. При утрате периферического зрения (даже при сохранности нормальной остроты зрения) человек оказывается инвалидом и ведет себя как слепой. Периферическое зрение менее четкое, и острога его во много раз меньше центрального. Это объясняется тем, что количество клеток, обеспечивающих четкость центрального видения, по направлению от центральной ямки к периферии значительно уменьшается. При ряде заболеваний (глаукома, заболевания зрительного нерва, сетчатки и др.) важное значение имеет определение периферического зрения.

Периферическое зрение характеризуют величиной поля, которое оно охватывает при фиксации какой-либо точки неподвижным глазом, т. е. под полем зрения понимают совокупность всех точек пространства, которые одновременно воспринимаются неподвижно стоящим глазом. Поле зрения каждого глаза имеет определенные границы. Нормальными границами поля зрения от центральной точки фиксации считаются следующие: кнаружи - 90°, кнутри - 55°, кверху - 50-55°, книзу - 65-70°.

Для точного определения границ поля зрения их проецируют на сферическую поверхность. На этом способе основано исследование поля зрения на периметре. В настоящее время техника периметрии значительно обогатилась новыми, совершенными приборами.

Изменение поля зрения может проявляться не только в сужении его границ, но и в выпадении половин поля зрения на обоих глазах (гемианопсия) или появления ограниченных дефектов, носящих название скотом.

Для нахождения этих скотом, расположенных вблизи центра, проводятся исследования на плоскости (кампиметрия). Обследуемого помещают на расстоянии 1 м перед черной доской размером 2х2 м и просят неподвижно фиксировать исследуемым глазом белую точку в центре доски. При этом от периферии к центру перемещают белый квадрат размером 3x3 мм или 5x5 мм и отмечают момент исчезновения и появления объекта. Следует учитывать, что и в норме в каждом поле зрения есть дефект, соответствующий диску зрительного нерва. Эго место носит название слепого пятна. Находится оно примерно в 15° от точки фиксации в сторону виска, размеры его в горизонтальном направлении равны приблизительно 6 дуговым градусам. При глаукоме, застойном диске зрительного нерва и ряде других заболеваний размеры слепого пятна значительно больше, что имеет значение в диагностике этих заболеваний.

Другие статьи из раздела Глава 10. Глазные болезни :

> · Определение остроты зрения

Определение остроты зрения у детей

Определение остроты зрения у грудных детей представляет собой сложную задачу.

В связи с этим приводим методы, которые позволяют приблизительно оценить остроту зрения у грудного ребенка.

О состоянии зрительных функций у новорожденных судят по прямой и содружественной реакциях на свет, общей двигательной реакции ребенка на яркий свет. Для этого глаз ребенка освещают достаточным по силе источником света. В качестве такого источника следует использовать свет электрического офтальмоскопа или другой яркий источник света. Пучок света, отраженный от зеркала офтальмоскопа, в силу малой мощности может не вызвать реакции зрачка новорожденного. Поэтому реакцию зрачка на свет следует вызывать несколько раз, чтобы быть уверенным в наличии рефлекторного ответа на применяемый раздражитель.

В возрасте 2-3 недель ребенок реагирует поворотом головы в сторону ярких предметов, появившихся в его поле зрения. Он может кратковременно следить за движением этих предметов. В 1-2 месяца ребенок достаточно длительно фиксирует обоими глазами движущийся предмет, смыкает веки при быстром приближении к глазу яркого предмета. Он активно реагирует на грудь матери.

В возрасте 2-5 месяцев у ребенка можно исследовать предметное зрение. Для этого следует пользоваться ярко-красным шариком диаметром 40 мм, подвешенным на нитке на фоне окна. Ребенка постепенно подносят к шарику и отмечают расстояние, с которого он начинает следить за ним глазами или тянется к нему рукой. Во время исследования рекомендуется слегка раскачать шарик. Если ребенок реагирует на шарик с расстояния 5 м, то острота зрения равна) 0,18 с 4 м – 0,15 с 3 м – 0,11 с 2 м 0 0,07 с 1 м – 0,03.

При исследовании детей в возрасте 6-12 месяцев можно пользоваться аналогичной методикой, но применяют шарик диаметром 7 мм. Если ребенок начинает следить за шариком с расстояния 5 м, то острота зрения равна примерно 1,0 с 4 м – 0,8 с 3 м – 0,6 с 2 м – 0,4 с 1 м – 0,2 с 50 см – 0,1.

Для определения остроты зрения у детей в возрасте 1-2 лет рекомендуется проба с белыми шариками диаметром 40 30 22 15 7 мм. Ребенка с повязкой на одном глазу вводят в светлую комнату длиной не менее 5 м. На полу комнаты с промежутками в 1 м начертаны дуги. На дуге с отметкой 5 м находится белый шарик диаметром 40 мм. Ребенку показывают аналогичный шарик вблизи и просят его принести шарик лежащий на полу на отметке 5 м. Если ребенок не справляется с этой задачей, то шарик кладут на отметку 4 м, 3 м и так далее, пока он не будет обнаружен. Если ребенок находит шарик диаметром 40 мм с расстояния 5 м, его заменяют шариком меньшего диаметра и так далее.

Исследование зрения у детей в возрасте 3-7 лет осуществляют по детской таблице. (А.С.Аветисов, Е.И.Ковалевский, А.В.Хватова, 1987)

Возрастная эволюция зрения у детей (Е.И.Ковалевский)

Ослабление зрения - лечение народными и домашними средствами при помощи могущественных сил природы. Ослабление зрения - методы народного лечения . используя травы, ягоды, корни и листья растений. Офтальмология, болезни глаз - домашнее лечение распространенных заболеваний

Острота зрения у детей. Методика исследования зрения

Наиболее примитивной зрительной функцией является светоощущение . Предметное, форменное, бинокулярное, объемное зрение развивается у новорожденного постепенно, в процессе роста ребенка и накопления им зрительного опыта. Свет ощущают не только доношенные, но и недоношенные дети. В ответ на световое раздражение ребенок смыкает веки, мигает, отводит глаза кверху. При направлении источника света на глаз отмечается сужение зрачка.

Центральное, форменное, предметное зрение начинает развиваться у малыша после установления устойчивой фиксации взора на предмете. Обычно ребенок начинает узнавать мать, окружающих его лиц на 4—6-м месяце жизни, иногда — несколько раньше. Жизненно важные объекты, например, грудь матери, ребенок узнает в более ранние сроки — в 2—3 мес.

Геометрические фигуры (куб, шар, конус, пирамида и т.д.) малыш начинает замечать позже — на 7—10-м месяце. Рисунки он различает в конце 1-го года. Полностью формируется зрение к 3—7 годам.

Острота зрения у ребенка до года

У ребенка в возрасте до года очень трудно определить остроту зрения. Специалисты полагают, что она очень низкая. Итак, в течение первого полугодия у ребенка снижена острота зрения, несмотря на отсутствие патологических изменений в глазу. Это обусловлено недоразвитием его основных зрительных путей и центров.

Методики определение остроты зрения ребенка от 1 до 2 лет

Об остроте зрения малыша в возрасте от года до 2 лет ориентировочно можно судить по его поведению при попеременном выключении глаз. Если закрыть глаз с пониженным зрением, ребенок ведет себя спокойно, наблюдает за привлекающим его внимание предметом (игрушкой, лампочкой и т. д.), так как он хорошо видит. Если же выключить хорошо видящий глаз, то ребенок будет стараться подсмотреть, сопротивляться, отклонять головку в сторону, срывать повязку, закрывающую глаз. В период с 3 до 4 лет остроту зрения у ребенка определяют по специальным таблицам с картинками. Во время исследования ребенок должен быть спокоен. Нужно позаботиться и о том, чтобы ничто не отвлекало его внимание. Прежде всего необходимо ознакомить малыша с картинками таблицы, а лишь затем приступать к исследованию остроты зрения каждого глаза отдельно. Таким образом, точно определить остроту зрения ребенка можно только после 3 лет. Однако многие глазные заболевания, например, косоглазие, появляются у ребенка гораздо раньше. При косоглазии довольно часто острота зрения на косящем глазу бывает пониженной. Как же быть в таких случаях? Ведь чем раньше будет установлен дефект зрения, чем раньше будет начато лечение, тем лучше будут его результаты. Для проверки остроты зрения у малышей, не умеющих еще разговаривать, сотрудниками Одесского НИИ глазных болезней и тканевой терапии предложена специальная методика.

Изготавливают табличку с 5—6 буквами . Размер букв — 5 см. Ребенок держит эту табличку перед собой на расстоянии 30—35 см. Взрослый стоит на расстоянии 5 м и показывает ребенку соответствующую букву на общепринятой таблице для проверки зрения. Ребенок ее рассматривает и, если узнает, указывает пальчиком такую же букву в своей табличке.

Необходимо помнить, что проверять зрение нужно в хорошо освещенном помещении.

Методика определения остроты зрения при помощи таблички

Существует еще одна методика определения остроты зрения у малышей. Она менее точная, чем ранее описанная. Изготавливают специальную табличку размером в лист тетради. На ней нарисованы знаки в виде черной руки с растопыренными пальцами, повернутой в разные стороны.

Ребенка усаживают спиной к окну. На руку малышу надевают перчатку. Табличку помещают на расстоянии 3 м. Вначале ребенку показывают на табличке верхний ряд и просят показать, в какую сторону повернута изображенная на ней рука — вверх, вниз, влево или вправо. Ребенок должен поднять свою руку в перчатке и придать ей такое же положение, как на рисунке.

Убедившись, что малыш правильно понял задание, ему показывают рисунки первого, потом второго и третьего рядов. Сначала проверяют зрение обоих глаз (открыты оба глаза), а затем — каждого глаза отдельно. При нормальном зрении двухлетний ребенок должен правильно определить положение знаков первого ряда. Трехлетний пациент свободно различает изображение руки во втором и третьем рядах. Если при такой ориентировочной проверке зрения оказалось, что ребенок каким-либо глазом не может правильно определить расположение фигуры в первом, втором или третьем ряду, его следует показать специалисту.

Источники:
vial.ua, med-tutorial.ru, forums.rusmedserv.com, narodnolechenie.3dn.ru

Следующие материалы:


17 октября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения