Журнал о здоровье детей

Обследование детей с алалией принципы приемы содержание



Обследование детей с алалией принципы приемы содержание

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени.

Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.

Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально.

Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, особенно, если он мал и негативистичен, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Устанавливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Обращается внимание на отношение ребенка к ходу и материалу занятий, его реакции на изменения ситуации. Отмечается наличие или отсутствие критичности к своему состоянию, возможности внеречевого и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.

/ алалия

Методические рекомендации предназначены для студентов отделения логопедии и строятся проблемно-методологически на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в рамках дисциплин медицинского цикла, психологии, психолингвистики, специальной методики русского языка и др. учитывает подготовку по ранее изученным разделам логопедии и параллельное изучение курсов «Логопедические технологии», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Педагогические системы воспитания детей с нарушениями речи».

Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.

овладеть категориально-терминологическим аппаратом

изучить причины проявления алалии, систему коррекционно-педагогической работы при этом нарушении.

К завершению изучения данного курса студенты должны знать :

структуру речевого нарушения при различных формах алалии, причины и механизмы нарушения

теоретическое обоснование дифференциации алалии и афазии алалии и анартрии, дизартрии недоразвитие речи при алалии и умственной отсталости алалии и временных (функционального характера) задержек речевого развития сенсорной неполноценности при сенсорной алалии и сенсорной афазии недоразвития речи четырех уровней

характеристику структуры, содержания и особенностей реализации схем и моделей логопедического обследования детей с разными уровнями речевого развития при алалии

сопоставление клинико-психолого-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушений речи

специфику коррекционной работы с детьми с алалией в условиях различных специальных учреждений (государственного и альтернативного характера) для детей с отклонениями в развитии.

Студенты должны уметь :

анализировать речевые нарушения при алалии определять первичные и вторичные проявления в структуре дефекта

планировать коррекционную работу с детьми (составление перспективного и календарного планов логопедических занятий)

разрабатывать фрагменты и конспекты фронтальных и индивидуальных занятий с детьми разного возраста и с разной степенью выраженности недоразвития речи, обосновать структуру занятия и методику работы

определять содержание занятий (отбор языкового, речевого, дидактического игрового материала), анализировать содержательный компонент коррекционного занятия

дифференцировать алалию от других нарушений.

Программой предусмотрена динамическая координация лекционных и лабораторных занятий, гибкая система проверочных и контрольных работ, индивидуализация заданий для самостоятельной работы студентов.

Курс рассчитан на 5 часов лекционных, отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы (5 часов).

2. Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды занятий

Обследование детей с алалией

Во время школьного обучения у некоторых детей проявляются затруднения в формировании навыков и умений письменной речи. Вследствие бедной речевой практики и несформированных языковых обобщений у них не может сформироваться готовность к изучению грамматики и собственно овладению грамотой.

Помимо общих для моторной алалии дефектов отмечаются проявления, которые характерны для определенной ее формы. Эти дефекты составляют те нарушения, которые не всегда удается обнаружить на начальных этапах развития речи, поскольку они маскируются сопутствующими нарушениями.

Диагностика детей с алалией

Во время проведения обследования во внимание принимают факторы, позволяющие выделить детей с алалией из детей, которые страдают другими нарушениями речи. При изучении данного заболевания обращает внимание на резкое ограничение или отсутствие лепета. Родители, отмечая молчаливость, говорят о детях как все понимающих, но не желающих разговаривать. Отсутствие общения в ряде случаев родителями ошибочно расценивается как проявление лени или упрямства.

У детей вместо речи развиваются жестикуляция и мимика, которые используются избирательно при эмоциональных ситуациях общения.

Первые слова произносятся поздно, а фразовая речь зачастую начинает формироваться после пяти — шести лет. Родители подчеркивают, что помимо отставания в речи, в остальном дети развиваются абсолютно нормально.

Обследование маленьких детей с алалией, особенно, если они маленькие и негативно настроены, продолжают одновременно с логопедической работой. Устанавливают, как он вступает в контакт, какие у него отрицательные реакции речевого и общего характера, в чем именно они проявляются и каким образом преодолеваются. Обращают внимание, как ребенок относится материалу и ходу занятий, каковы его реакции на изменения ситуации. Кроме того, отмечают отсутствие или наличие критического отношения к своему состоянию, присутствие у ребенка желания исправить свою речь и стремления к общению, возможности речевого и внеречевого общения.

Схема обследования речи

  1. Анкетные данные.
  2. Сведения, полученные при расспросе родителей и ребенка.
  3. Импрессивная речь (понимание письменной или устной речи).
  4. Экспрессивная речь.
  5. Наличие словарного запаса. О нем судят на основании качественного и количественного анализа результатов обследования. Для качественной характеристики словарного запаса проводят анализ ошибочных ответов, количественной – выводят соотношение правильных ответов с числом предложенных слов (если из 60 слов ребенок называет правильно 20, говорят об ограниченном словарном запасе).
  6. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, связной речи.
  7. Обследование звукопроизношения.
  8. Слуховая функция.
  9. Строение артикуляционного аппарата.
  10. Моторика артикуляционного аппарата.
  11. Мелкая моторика рук и общая моторика.
  12. Ритм и темп речи, правильность ударений, употребления пауз, интонаций, тембр, высота, сила голоса.
  13. Зрительная функция .
  14. Распознавание привычных предметов на ощупь (стереогноз).
  15. Письменная речь.
  16. Проверка психического состояния (для дифференцирования алалии от умственной отсталости).
  17. Окончательное заключение о состоянии речи (моторная, сенсорная, смешанная форма алалии, I, II, III уровень недоразвития речи).

Впечатления

Злорадно хихикая и потирая лапки, Абнетт таки откопал стюардессу? Кстати, Елизавету Биквин в бытность ее шлюхой назвали Лизой Би. Почему Лизa - понятно, а вот почему она "би", Абнетт не уточнил, надёжно храня интригу как собственную девственность.

Почитать, что ли? Хоть тупость Лизоньки и ее регулярный хэнджоб Эйзенхорну откровенно удручают, может, хоть пара новых монстров появится.

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

Забавный рассказец, причем - что неожиданно - от Лазарчука. Интересны тут два момента. Первый - улыбнул "кошачий бог". С другой стороны, как еще могли называть знатока тайных искусств тёмные и невежественные люди? Я хорошо понимаю знаменитую спесь волшебников и их презрение к обычным гражданам: тупые простолюдины не стремятся к познанию, им главное назвать незнакомый объект по ближайшей аналогии, потом тяпнуть алкоголя - и вот они снова спокойны, как спокойна свинья, уснувшая в грязной луже. Это несложная психология, хотя и очень однобокая.

И второй вопрос, вытекающий из первого (очень актуальный, кстати, был в СССР). Суть его состоит в том, что не имея объективной информации о происходящем, люди вынуждены жить в лучшем случае в мире догадок и предположений, а в худшем - в мире откровенной дезинформации, где любой выбор - не между верным и неверным, а между двумя заведомо неверными версиями. Это как в случае с группой Якшиянца, потребовавшей в обмен на заложников самолет, чтобы лететь в Израиль. Когда израильские полицейские спросили у горе-террористов, почему они выбрали для полета именно эту страну, известную на весь мир своей непримиримостью к террористам, Якшиянц честно ответил, что по совТВ каждый день говорили, что Израиль - спонсор терроризма и он, Якшиянц, надеялся, что уж там-то беглецы окажутся в безопасности. Ха-ха-ха.

Поставлю "хорошо".

Рейтинг: -1 ( 0 за, 1 против).

После прочтения "Тайны ракушечного грота" возникло желание прочитать что-нибудь ещё о детях-аутистах. Остановил свой выбор на этой книге. Триллер, сказка - как раз подходящие для меня жанры, да и объём небольшой.

Ну, это действительно оказалась смесь мрачной, жестокой Сказки с мистическим триллером. Не очень новая идея для жанра - фантазии ребёнка, над которым издеваются сверстники, воплощаются в оживший кошмар, который начинает мстить обидчикам. Повествование красивое, суровое и трагичное, местами - страшное.

Но в целом книга не понравилась. То, как дети себя ведут, как разговаривают со взрослыми и со сверстниками - нет, не шокировало, конечно, но не раз заставляло поморщиться. Не буду спорить - пожалуй, современные дети в большинстве своём именно такие, какими их тут изображает уважаемый Автор, вот только у меня есть свои сложившиеся убеждения относительно того, как не надо писать о детях.

Вот именно так, как в этой книге - не надо.

Рейтинг: 0 ( 0 за, 0 против).

Меня всегда удивляли такие книги - где через несколько лет после драки собираются люди (и неглупые люди!) и начинают - нет, не анализировать прошедшую войну целиком, с ее огромным количеством учтенных, неучтенных и случайных факторов, а просто задаваться любимым вопросом их бывшего врага - кто же был во всём этом вот виноват и что надо было делать? Ответ очень простой, патент на него у американцев. Изобретаешь терминатора Т-800 (можно и Т-1000, и даже Т-Х), отправляешь его в прошлое - и оп! Всё в шоколаде. Тысячелетний рейх, перебоев с продовольствием нет, инфляция притоптана ботинком, мир на земле и в нордических человецех благоволение. Полая земля, Тибетнаш, арийские пчёлы несут арийским детям арийский мёд. Увы, увы, реальные разговоры о том, как НАТО собиралось воевать против СССР, куда прозаичнее. Снабжение. Подготовка личного состава. Сеть баз. Новая тактика. Новая техника. Учеба, маневры, отработка. Психология противника (это отдельная комедия, в Штатах даже в середине 80-х кое-кто из экспертов представлял коммунистов ходячими калькуляторами на ножках. Уписаться от смеха, да и только). Рубежи обороны. Взаимодействие родов войск. И снова учеба, маневры, отработка.

Именно так, а не разговорами типа "если бы я там был, я бы устроил танковый раш по левому флангу, с юга прикрыл бы их тремя пулеметными вышками, а на бонусы вызвал бы десант", побеждают в реальной войне, а не в альтернативной истории.

p.s. От себя. Если вкратце, почему немцы проиграли - тупо не хватило солдат. И решимости - они зажравшиеся были, не готовы были идти на крайние меры (экономика Германии работала на войну примерно на 20-40% мощности, цифры разнятся. Экономика СССР - на 100%). Плюс неоценимая помощь союзников в виде ленд-лиза. Так что всё было закономерно. Если даже взять в руки красный божественный карандаш и попринимать исключительно правильные решения по данной книжке, это всего лишь продлило бы трепыхания еще на год-два. Итог остался бы неизменным.

Поскольку рассматриваются ситуации, частенько выдернутые из контекста, то не более тройки с плюсом за труды.

Рейтинг: 0 ( 1 за, 1 против).

Необычная, странная, затягивающая история. Сюрреалистический мир, словно воплощение тяжёлого наркотического сна. Безумие, ставшее заразным и передающееся через зеркала. Лекарства, которые не спасают от болезни, а только оттягивают неизбежный конец. Не понятно порой, то ли главная героиня, ведущая свой путанный рассказ, сошла с ума, то ли она единственный нормальный человек в сошедшем с ума мире. Странный сюжет, история без начала и ожидаемого конца. Небольшая группа людей, совершенно не подходящих друг к другу, путешествует по умирающей, погрузившийся в хаос стране, выполняя волю мистического заказчика, поисках обломков необычного особенного зеркала - но, зная где искать, они не знают - зачем. Очень мрачная атмосфера всего повествования, с ощутимым привкусом бессмысленности, бренности и безнадёжности.

Книга пришлась под настроение и на два вечера затянула с головой.

Ставлю высший балл, читать не советую.

Рейтинг: +2 ( 2 за, 0 против).

Тот случай, когда и смеяться вроде бы грех, и не смеяться не получается.

Непонятно, как такие случаи происходят? Или, как говорят, когда Бог хочет погубить - он лишает разума?

Зато это отличное учебное пособие для подростков, как не надо поступать.

Если, конечно, у них хватит ума понять, что эта книга не для повторения описанных подвигов.

Рейтинг: +3 ( 3 за, 0 против).

Источники:
pedlib.ru, www.studfiles.ru, womantip.net, coollib.net

Следующие материалы:


22 февраля 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения