Журнал о здоровье детей

Речевая карта обследования ребенка с онр



Речевая карта обследования ребенка с онр

В 59. Методика логопедического обследования ребёнка с общим недоразвитием речи.

Обследование. Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности. Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Важно определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевой

способности сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении.

Выделяются три этапа обследования.

Первый этап ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком.

На втором этапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи.

Диссоциация между количеством произносимых слов и пассивным словарем у детей с первичной речевой патологией (за исключением редких случаев сенсорной алалии) сохраняется без специального обучения длительное время.

Во время беседы с родителями важно выявить, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацелевает его на общение.

Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интересы, отношение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера. Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи.

Особенно тщательно обследуются звуко-слоговая структура слов, грамматический строй и связная речь. При обследовании связной речи выясняется, как ребенок самостоятельно может составить рассказ по картине, серии картин, пересказ, рассказ-описание (по представлению). Установление сформированности грамматического строя языка один из ведущих моментов логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи. Выявляется правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже. Материалом обследования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия. Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется образование множественного числа от существительных в единственном числе и, наоборот, образование уменьшительной формы существительного от данного слова, а также глаголов с оттенками действий.

Основными приемами могут быть следующие:

а) закончить начатую фразу по наводящим вопросам

б) составить предложения по картине или демонстрации действий

в) вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме.

При обследовании словарного запаса выявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи.

речевая карта обследования ребенка с онр

Основными приемами могут быть следующие:

• нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (Покажи: кто. моет, а кто подметает и т. д.)

• выполнение названных действий (нарисуй дом раскрась дом)

• самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Из чего он лепит шарик?)

речевая карта обследования ребенка с онр

• называние детьми видовых понятий, входящих в какую- либо обобщающую тему (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь)

• объединение предметов в обобщающую группу (Как можно одним словом назвать шубу, пальто, платье, юбку? и т. д.).

Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений. Оценивается степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявляется уровень доступных движений.

Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка.

Для выявления уровня фонематического восприятия. возможности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2 3 4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-да, са-ша-са).

Для определения наличия звука в слове слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со

смешиваемыми звуками. Это позволит в дальнейшем установить степень смешения как далеких, так и близких звуков.

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками, с разным количеством и типом слогов слова со стечением согласных вначале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок: предметных и сюжетных.

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко) из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (па-та-ка-ма и т. д.) из разных гласных, но и одинаковых согласных звуков (па-по-пы, тута-то)из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па) отстучать ритмический рисунок слова.

При этом становится возможным установить границы доступного уровня, с которого следует в последующем начинать коррекционные упражнения.

При обследовании общей и мелкой моторики логопед обращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.), особенности бега, выполнение упражнений с мячом, прыжки в длину на точность приземления. Проверяется умение сохранить равновесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно постоять, переключаемость движений (правую руку к плечу, левую на затылок, левую руку на пояс, правую за спину и т. д.).

Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам, удерживанию в памяти составных частей и последовательности элементов структуры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.

Логопедическое заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи и на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.

Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.

Речевая карта обследования ребенка с ОНР

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя _________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________

Дата поступления в группу ______________________________________________________

Домашний адрес _______________________________________________________________

II. Анамнез.

Какие по счету роды__________________________________________________________________

Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) ______________________________________________________________________________

Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ____________________________________________

_________________________________________________________________________________

Прочее__________________________________________________________________________

III. Раннее физическое и психическое развитие.

­­­­­­­­­Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).

Гуление _____(N в 2-3 мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые слова _____(N к1 году), первые фразы ________(N к 1.5- 2 годам ), фразовая речь _________ (N к 3 годам).

Перенесенные заболевания ___________________________________________________________

IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов).

Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________

Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________

Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр) _____________________________________________

Логопедическое обследование

V. Моторная сфера.

Состояние общей моторики.

Постоять на одной ноге (попеременно) ___________________________________________

Попрыгать на двух ногах _______________________________________________________

Попрыгать на одной ноге (попеременно) _________________________________________

Состояние мелкой моторики.

Пальчиковые упражнения: «Коза» ________, «Зайчик» __________, «Колечко» _________

(правая, левая рука, синхронно)

(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Мимика.

Нахмурить брови ______________________________________________________________

Наморщить лоб _______________________________________________________________

Прищурить глаз _______________________________________________________________

Надуть щеку (щеки) ___________________________________________________________

Вывод: _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

речевая карта обследования ребенка с онр

(моторно неловок при ходьбе, беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции и т.д.)

VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.

Губы ___________________________________________________________________________________

(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)

Зубы ___________________________________________________________________________________

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Прикус _________________________________________________________________________________

(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое нёбо____________________________________________________________________________

(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык __________________________________________________________________________________

(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет … )

Подъязычная связка _____________________________________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)

Тонус языка ____________________________________________________________________________

(норма, повышен, понижен …)

Саливация________________________________________________________________________

(норма, повышенная …)

Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип физиологического и речевого дыхания _________________________________________________

( верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)

Карты для логопедического обследования

2. Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет (Н.В. Нищева)

3. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет.

Картинный материал позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольника от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи. В пособии представлены методика проведения обследования и необходимые для этого предметные и сюжетные картинки.

4. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)

В пособии представлены мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23,11.2009 г. вступил в действие 16.03.2010 г.). Методика мониторинга позволит учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ребенка, стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.

Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4—7 лет с ОНР и составить диагностику.

Мониторинг состоит из 4-х блоков: «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера» и «Произносительная сторона речи и речевые психические функции». Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.

Результаты мониторинга учитель-логопед сможет использовать при:

  • планировании коррекционно-образовательной деятельности (подгрупповой и индивидуальной)
  • комплектовании подгрупп для организованной деятельности.
  • Данное пособие является дополнением к наглядно-дидактическим материалам Н.В. Нищевой:

    1. Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
    2. Картинный материал к речевой карте ребенка 4—7 лет. СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

    Понравился материал? Поделись с друзьями!

    Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

    Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития включает речевую карту и карту наблюдения за речевым развитием ребенка .

    Речевая карта обследования дошкольников с ОНР Ш отражает специфику указанного речевого нарушения и позволяет оптимизировать процесс обследования в условиях дошкольного учреждения в старшей и подготовительной к школе группах.

    Одновременно с заполнением речевой карты, составлением коррекционной программы заполняется карта наблюдения за речевым развитием ребенка, позволяющая проследить динамику развития и коррекции основных компонентов речи. Оценивается в баллах.

    Таким образом, оценка результатов диагностики речевого развития детей представлена и в качественных, и в количественных характеристиках, что удобно для обобщения и анализа полученных данных и отслеживания результативности логопедической работы.

    Речевая карта (ОНР 3 уровень)

    1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА:

    ДАТА РОЖДЕНИЯ:

    ДОМАШНИЙ АДРЕС:

    ИЗ КАКОГО Д/С ПРИБЫЛ:

    МАТЬ:

    ОТЕЦ:

    РЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ:

    НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:

    ОБЩИЙ АНАМНЕЗ:

  • От какой беременности ребенок?
  • Характер беременности (падения, травмы, токсикоз, артериальная гипертония, психозы, инфекционные заболевания и др.)
  • Как протекали роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные и т.д.)
  • Когда закричал?
  • Наблюдалась ли асфиксия? (белая, синяя)
  • Резус-фактор (отрицательный, совместимость)
  • Вес и рост ребенка при рождении:
  • Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как и сколько сосал, наблюдались ли срыгивания, поперхивания и пр.)
  • Когда выписали из роддома, если задержали, почему?
  • РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

  • Когда стал держать головку?
  • Когда стал сидеть?
  • Когда стал ходить?
  • К году зубов:
  • Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре):

  • до года:
  • после года:
  • РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ.

  • Гуление:
  • Лепет:
  • Первые слова, их характеристика:
  • Фразовая речь:
  • Не прерывалось ли речевое развитие?
  • Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих.
  • Отношение к своей речи:
  • Речевая среда:
  • Занимался с логопедом, где, сколько, результат:
  • Не занимался.
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ.

    1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ:

  • Наличие леворукости, амбидекстрии:
  • 2. МИМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: (правильное выполнение мимических поз, мимическая картина нечеткая, движение не удается, синкинезии).

    3. СОСТОЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ:

    Выполнить по подражанию и под счет:

    - пальцы сжать в кулак и разжать (5-6 раз).

    - разъединить пальцы - соединить вместе (5-6 раз).

    - игровое упражнение Здравствуй пальчик .

    - показать 2 и 3 пальцы на правой, левой руке.

    - показать 2 и 5 пальцы на правой, левой руке.

    - на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-и, и наоборот 3-и на 2-ые.

    - навыки работы с карандашом.

    ВЫПОЛНЕНИЕ:

    1. Плавное, точное и одновременное выполнение проб
    2. Напряженность, скованность движений
    3. Нарушение темпа выполнения движений
    4. Невыполнение.

    СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ:

    СЛУХА:

    3. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ, простучать ритмический рисунок:

    1 1 1, 11 1, 11 11, 1 11, 1 111, 1 11 1

    Отметить:

    1. правильное выполнение
    2. ошибки (повторение в ускоренном замедленном темпе, нарушает количество элементов)

    4. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:

  • ориентировка в схеме тела
  • складывание картинок из частей (3-5)
  • представление о цветах:
  • - формах (круг, квадрат, овал. треугольник, прямоугольник):

    5. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ:

    Выполнение 2-3 поручений в заданной последовательности.

    Понимание сложноподчиненных предложений:

    - Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?

    - Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.

    - Что он сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?

    - Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?

    ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

    1. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ:

    а) Строение артикуляционного аппарата:

  • губы:
  • зубы:
  • небо:
  • язык (толстый, маленький, с укороченной уздечкой):
  • прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой прикус, открытый передний прикус):
  • б) Подвижность артикуляционного аппарата:

  • подвижность губ (смычка, оскал, вытягивание вперед):
  • подвижность языка (вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево, распластывание языка, узкий язык, трубочка, удержание языка):
  • подвижность мягкого неба:
  • Отметить: тонус (нормальный, напряжение, вялость,чрезмерное напряжение).

  • активность (нормальная,заторможенность, расторможенность).
  • объем движений (полный, неполный).
  • длительность (способность удержания органа в заданном положении в течение 5 секунд).
  • замена одного движения другим.
  • переключение синкинезии.
  • Источники:
    5fan.ru, opmpk68.ru, logopult.ru, logoportal.ru

    Следующие материалы:


    24 октября 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения