Речевая карта обследования ребенка с онр

В 59. Методика логопедического обследования ребёнка с общим недоразвитием речи.
Обследование. Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности. Необходим анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Важно определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевой
способности сопоставить уровень развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении.
Выделяются три этапа обследования.
Первый этап ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком.
На втором этапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.
На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.
В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи.
Диссоциация между количеством произносимых слов и пассивным словарем у детей с первичной речевой патологией (за исключением редких случаев сенсорной алалии) сохраняется без специального обучения длительное время.
Во время беседы с родителями важно выявить, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).
В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацелевает его на общение.
Особенно тщательно обследуются звуко-слоговая структура слов, грамматический строй и связная речь. При обследовании связной речи выясняется, как ребенок самостоятельно может составить рассказ по картине, серии картин, пересказ, рассказ-описание (по представлению). Установление сформированности грамматического строя языка один из ведущих моментов логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи. Выявляется правильность употребления детьми категории рода, числа, падежа существительных, предложных конструкций, умение согласовывать существительное с прилагательным и числительным в роде, числе, падеже. Материалом обследования являются картинки, изображающие предметы и их признаки, действия. Для выявления умения пользоваться морфологическими формами слов проверяется образование множественного числа от существительных в единственном числе и, наоборот, образование уменьшительной формы существительного от данного слова, а также глаголов с оттенками действий.
Основными приемами могут быть следующие:
а) закончить начатую фразу по наводящим вопросам
б) составить предложения по картине или демонстрации действий
в) вставить пропущенный предлог или слово в нужной падежной форме.
При обследовании словарного запаса выявляется умение ребенка соотносить слово (как звуковой комплекс) с обозначаемым предметом, действием и правильно употреблять его в речи.

Основными приемами могут быть следующие:
• нахождение (показ) детьми предметов и действий, названных логопедом (Покажи: кто. моет, а кто подметает и т. д.)
• выполнение названных действий (нарисуй дом раскрась дом)
• самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Из чего он лепит шарик?)

• называние детьми видовых понятий, входящих в какую- либо обобщающую тему (Скажи, какую ты знаешь летнюю одежду, зимнюю обувь)
• объединение предметов в обобщающую группу (Как можно одним словом назвать шубу, пальто, платье, юбку? и т. д.).
Обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для определения причин дефекта звуковой стороны речи ребенка и для планирования коррекционных упражнений. Оценивается степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявляется уровень доступных движений.
Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка.
Для выявления уровня фонематического восприятия. возможности запоминания и воспроизведения слогового ряда ребенку предлагается повторить сочетания из 2 3 4 слогов. Сюда входят слоги, состоящие из звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (ба-па-ба, да-да-да, са-ша-са).
Для определения наличия звука в слове слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в разных позициях (в начале, середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, были слова без этого звука и со
смешиваемыми звуками. Это позволит в дальнейшем установить степень смешения как далеких, так и близких звуков.
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками, с разным количеством и типом слогов слова со стечением согласных вначале, середине, в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок: предметных и сюжетных.
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко) из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (па-та-ка-ма и т. д.) из разных гласных, но и одинаковых согласных звуков (па-по-пы, тута-то)из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па) отстучать ритмический рисунок слова.
При этом становится возможным установить границы доступного уровня, с которого следует в последующем начинать коррекционные упражнения.
При обследовании общей и мелкой моторики логопед обращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.), особенности бега, выполнение упражнений с мячом, прыжки в длину на точность приземления. Проверяется умение сохранить равновесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно постоять, переключаемость движений (правую руку к плечу, левую на затылок, левую руку на пояс, правую за спину и т. д.).
Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам, удерживанию в памяти составных частей и последовательности элементов структуры действия, наличию самоконтроля при выполнении заданий.
Логопедическое заключение базируется на всестороннем анализе результатов изучения ребенка, на достаточно большом количестве примеров детской речи и на динамическом наблюдении в процессе коррекционно-педагогической работы.
Логопедическое заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных клинической формой речевой аномалии. Это необходимо для правильной организации индивидуального подхода на фронтальных и в особенности на подгрупповых занятиях.
Речевая карта обследования ребенка с ОНР
РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
I. Анкетные данные ребенка.
Фамилия, имя _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата поступления в группу ______________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
II. Анамнез.
Какие по счету роды__________________________________________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) ______________________________________________________________________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ____________________________________________
_________________________________________________________________________________
Прочее__________________________________________________________________________
III. Раннее физическое и психическое развитие.
Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).
Гуление _____(N в 2-3 мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые слова _____(N к1 году), первые фразы ________(N к 1.5- 2 годам ), фразовая речь _________ (N к 3 годам).
Перенесенные заболевания ___________________________________________________________
IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов).
Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________
Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) _____________________________________________
Логопедическое обследование
V. Моторная сфера.
Состояние общей моторики.
Постоять на одной ноге (попеременно) ___________________________________________
Попрыгать на двух ногах _______________________________________________________
Попрыгать на одной ноге (попеременно) _________________________________________
Состояние мелкой моторики.
Пальчиковые упражнения: «Коза» ________, «Зайчик» __________, «Колечко» _________
(правая, левая рука, синхронно)
(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)
Мимика.
Нахмурить брови ______________________________________________________________
Наморщить лоб _______________________________________________________________
Прищурить глаз _______________________________________________________________
Надуть щеку (щеки) ___________________________________________________________
Вывод: _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

(моторно неловок при ходьбе, беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции и т.д.)
VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.
Губы ___________________________________________________________________________________
(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)
Зубы ___________________________________________________________________________________
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
Прикус _________________________________________________________________________________
(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)
Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое нёбо____________________________________________________________________________
(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
Язык __________________________________________________________________________________
(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет … )
Подъязычная связка _____________________________________________________________________
(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)
Тонус языка ____________________________________________________________________________
(норма, повышен, понижен …)
Саливация________________________________________________________________________
(норма, повышенная …)
Состояние дыхательной и голосовой функции:
тип физиологического и речевого дыхания _________________________________________________
( верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)
Карты для логопедического обследования
2. Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет (Н.В. Нищева)
3. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет.
Картинный материал позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольника от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи. В пособии представлены методика проведения обследования и необходимые для этого предметные и сюжетные картинки.
4. Быховская А.М. Казова Н.А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н.В. Нищевой)
В пособии представлены мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23,11.2009 г. вступил в действие 16.03.2010 г.). Методика мониторинга позволит учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого ребенка, стороны речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия.
Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего и речевого развития дошкольников 4—7 лет с ОНР и составить диагностику.
Мониторинг состоит из 4-х блоков: «Раннее психомоторное и речевое развитие, поведение и психическая сфера», «Неречевые психические функции», «Моторная сфера» и «Произносительная сторона речи и речевые психические функции». Учитель-логопед коррекционной группы ДОУ, используя данную методику, имеет возможность сравнить количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом.
Результаты мониторинга учитель-логопед сможет использовать при:
Данное пособие является дополнением к наглядно-дидактическим материалам Н.В. Нищевой:
- Речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 лет. СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Картинный материал к речевой карте ребенка 4—7 лет. СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008
Понравился материал? Поделись с друзьями!
Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития
Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития включает речевую карту и карту наблюдения за речевым развитием ребенка .
Речевая карта обследования дошкольников с ОНР Ш отражает специфику указанного речевого нарушения и позволяет оптимизировать процесс обследования в условиях дошкольного учреждения в старшей и подготовительной к школе группах.
Одновременно с заполнением речевой карты, составлением коррекционной программы заполняется карта наблюдения за речевым развитием ребенка, позволяющая проследить динамику развития и коррекции основных компонентов речи. Оценивается в баллах.
Таким образом, оценка результатов диагностики речевого развития детей представлена и в качественных, и в количественных характеристиках, что удобно для обобщения и анализа полученных данных и отслеживания результативности логопедической работы.
Речевая карта (ОНР 3 уровень)
1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА:
ДАТА РОЖДЕНИЯ:
ДОМАШНИЙ АДРЕС:
ИЗ КАКОГО Д/С ПРИБЫЛ:
МАТЬ:
ОТЕЦ:
РЕЧЬ РОДИТЕЛЕЙ:
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ:
ОБЩИЙ АНАМНЕЗ:
РАННЕЕ ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.
Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре):
РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОМОТОРИКИ.
1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ:
2. МИМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: (правильное выполнение мимических поз, мимическая картина нечеткая, движение не удается, синкинезии).
3. СОСТОЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ:
Выполнить по подражанию и под счет:
- пальцы сжать в кулак и разжать (5-6 раз).
- разъединить пальцы - соединить вместе (5-6 раз).
- игровое упражнение Здравствуй пальчик .
- показать 2 и 3 пальцы на правой, левой руке.
- показать 2 и 5 пальцы на правой, левой руке.
- на обеих руках одновременно положить 2-ые пальцы на 3-и, и наоборот 3-и на 2-ые.
- навыки работы с карандашом.
ВЫПОЛНЕНИЕ:
- Плавное, точное и одновременное выполнение проб
- Напряженность, скованность движений
- Нарушение темпа выполнения движений
- Невыполнение.
СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ:
СЛУХА:
3. ВОСПРИЯТИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ, простучать ритмический рисунок:
1 1 1, 11 1, 11 11, 1 11, 1 111, 1 11 1
Отметить:
- правильное выполнение
- ошибки (повторение в ускоренном замедленном темпе, нарушает количество элементов)
4. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ:
- формах (круг, квадрат, овал. треугольник, прямоугольник):
5. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ:
Выполнение 2-3 поручений в заданной последовательности.
Понимание сложноподчиненных предложений:
- Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?
- Петя пошел в кино после того, как прочитал книгу.
- Что он сделал раньше: пошел в кино или прочитал книгу?
- Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
1. СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ:
а) Строение артикуляционного аппарата:
б) Подвижность артикуляционного аппарата:
Отметить: тонус (нормальный, напряжение, вялость,чрезмерное напряжение).
Источники:
Следующие материалы:
18 января 2021 года
Комментариев пока нет!Другие статьи:
Популярное
Ложная краснуха у детей фото (642)
Уретрит у детей комаровский (315)
Жидкий анальгин детям при температуре пить (307)
Проводные хрипы у ребенка как лечить (281)