Журнал о здоровье детей

Организация работы с гиперактивными детьми



Организация работы с гиперактивными детьми

Организация работы с гиперактивными детьми

Организация работы с гиперактивными детьми - раздел Педагогика, Формы педагогической деятельности Чтобы Помочь Гиперактивным Детям Преодолеть Проблемы, Нужно Прежде Всего Выяс.

Чтобы помочь гиперактивным детям преодолеть проблемы, нужно прежде всего выяснить причины наблюдаемых нарушений поведения.

Работа с такими обучающимися должна проводиться комплексно, с привлечением специалистов разных профилей, родителей и учителей. Необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача, поскольку важное место в преодолении синдрома дефицита внимания занимает медикаментозная терапия.

Для организации занятий с гиперактивными детьми специалист может использовать коррекционно-развивающие программы на увеличение объема внимания, на распределение, переключение внимания, на усиление его концентрации и устойчивости.

Педагог должен объяснить родителям гиперактивного ребенка, что им необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Они должны помнить, что улучшение состояния зависит не только от лечения, но также от доброго, спокойного и последовательного отношения к ребенку.

Относительно дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов. У многих серьезные проблемы могут сохраняться и в подростковом возрасте.

Как работать с гиперактивными детьми

· Работу с гиперактивным ребенком следует строить индивидуально, при этом основное внимание уделить проблеме отвлекаемости и слабой организации деятельности

· по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его за хорошее поведение

· во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса

· предоставлять ребенку возможность всегда обращаться за помощью к учителю в случае затруднений

· учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку

· научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем

· задания, предлагаемые на уроке, писать на доске

· на определенный отрезок времени давать только одно задание

· дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы, внося необходимые коррективы

· во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной разрядки: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Организация работы с гиперактивными детьми

30.11.2010 21:06 Psyadmin Хиты: 7641 Образование

Диагноз «синдром двигательной гиперактивности» (СДВГ) ставит детский психоневролог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Психолог и педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дают рекомендации его родителям.

Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности . то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинские работники, музыкальный руководитель) ведут за ним целенаправленное наблюдение.

Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому психоневрологу.

Алгоритм комплексной диагностики гиперактивности:

  • наблюдение за ребенком.
  • данные анамнеза.
  • анкетирование родителей.
  • анкетирование педагогов.
  • анализ успеваемости.
  • беседа с психоневрологом (с психиатром), наблюдающим данного ребенка.
  • опросник для учителя (в 1 классе) по психологической адаптации ребенка в школе.
  • беседа с логопедом, работающим с данным ребенком.
  • диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности).
  • диагностика подвижности нервной системы.
  • углубленная диагностика внимания.
  • Диагностика познавательных процессов

    Для диагностики познавательных процессов используются стандартные широко распространенные методики.

    Углубленное исследование внимания

    При углубленном исследовании внимания возможно использование следующих тестов:

  • "корректурная проба" (концентрация, работоспособность, объем внимания).
  • "тест переплетенных линий" (устойчивость внимания)
  • "запомни и расставь точки" (объем внимания)
  • "определение эффективности внимания" (А.А.Осипова "Диагностика и коррекция внимания").
  • "оценка уровня развития произвольного внимания" (см. там же)
  • "графический диктант" (выяснение наиболее типичных причин, приводящих к трудностям в начальном обучении, проверка умения слушать и выполнять указания взрослого, способности работать в коллективе).
  • "треугольники" (определение переключаемости произвольного внимания. см. А.А. Осипова "Диагностика и коррекция внимания").
  • Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка

    01. Каковы особенности протекания беременности и родов у матери?

    02. Каковы особенности раннего развития ребенка?

    03. Является ли ребенок правшой или левшой?

    организация работы с гиперактивными детьми

    04. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, к алкоголизму, к употреблению наркотиков?

    05. Какова амплитуда настроений ребенка?

    06. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?

    07. Характерны ли для него нервные движения (раскачивание ногой и др.)?

    08. Нет ли склонности принижать свои успехи?

    09. Трудно ли доводить до конца начатое?

    10. Трудно ли справляться с гневом?

    11. Легко ли отвлечь от выполнения задания?

    12. Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы TV на другую?

    13. Умеет ли следовать указаниям взрослых?

    14. Легко ли приходит в состояние гнева?

    15. Когда слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?

    16. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная, невербальная?

    17. Имеет ли привычку лгать?

    18. Учится ниже своих способностей?

    19. Является ли чрезмерно экспрессивным?

    20. Характерна ли низкая переносимость огорчений?

    21. Умеет ли планировать последствия своего поведения?

    22. Каков уровень самооценки?

    23. Каков уровень развития мелкой моторики?

    24. Насколько хорошо развита координация движений?

    25. Страдает ли нарушением сна?

    26. Не является ли аллергиком?

    27. Страдал ли кто-либо из членов семьи дефицитом внимания?

    28. Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый?

    29. Часто ли нарушает правила?

    30. Часто ли проявляет беспокойство?

    31. Характерна ли роль «клоуна» в группе?

    32. Является ли полной семья?

    33. Не было ли в семье усыновлений?

    организация работы с гиперактивными детьми

    34. Есть ли в семье другие дети? Старшие? Младшие?

    35. Какова очередность рождения данного ребенка в семье?

    36. Трудно ли ему хранить секреты?

    37. Нравится ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?

    38. Часто ли приходит в ярость?

    39. Склонен ли к депрессиям?

    40. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?

    Занятие по организации взаимодействия вожатых с гиперактивными детьми

    Приветствие

    Ритуал приветствия может быть таким: каждый из участников группы встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день!», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д. Далее проходит обсуждение правил занятия. Их предлагают как ведущий, так и участники. Правила могут быть самыми разными в зависимости от конкретных задач занятия и состава аудитории. (Например: «На занятия приходить без опозданий», «Один говорит, все слушают».) Правила записываются на стенде или на доске и дополняются по мере необходимости. Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе: без частицы «не». Например, правило «не опаздывать» можно сформулировать так: «приходить вовремя» «не перебивать» — «один говорит, все слушают» «не критиковать» — «выступать без критики» и т.д. Приветствие желательно проводить в быстром темпе, задавая деловой настрой всему занятию.

    Теоретический блок

    Что такое гиперактивность

    Выступление ведущего Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность. Помочь педагогу в определении импульсивности может анкета «Признаки импульсивности» (см. приложение 1).

    Практическое задание

    Портрет гиперактивного ребенка

    Группа делится на 3–4 подгруппы. Каждой из них выдается карточка (см. приложение 2), на которой перечислены характерные особенности поведения ребенка. Участники подгрупп совместно выбирают те из них, которые свойственны гиперактивным детям. Они могут дополнить этот список. Таким образом составляется портрет гиперактивного ребенка. Каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

    Игра «Давайте поздороваемся»

    Ведущий обучает участников этой игре, для того чтобы они могли ее применять в работе со своими воспитанниками. Эта игра дает возможность подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.

    Содержание игры

    Дети по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

    один хлопок — здороваемся за руку, два хлопка — здороваемся плечиками, три хлопка — здороваемся спинками.

    Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

    Теоретический блок

    Как выявить гиперактивного ребенка в группе

    Выступление ведущего Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог и другие сотрудники лагеря должны вести за ним целенаправленное наблюдение. Критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогают воспитателю в практической работе, приведены в приложении 3.

    Практический блок

    Игра «Запрещенное движение»

    Эта игра имеет четкие правила, поэтому она дисциплинирует детей. Она также сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает положительные эмоции.

    Содержание игры

    Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто случайно повторит его, выходит из игры. Существует такой вариант этой игры: ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной цифры, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

    Теоретический блок

    Как помочь гиперактивному ребенку

    Выступление ведущего Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) воспитатель может провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15—20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др. Воспитателю необходимо помнить, что все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослый должен помнить: в любой ситуации ему нужно сохранять спокойствие.

    Практический блок

    Игровые приемы работы с гиперактивными детьми

    Выступление ведущего При подборе игр следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре гиперактивному ребенку трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм.

    Игра «Ласковые лапки»

    Эта игра снимает напряжение, снижает агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

    Содержание игры

    Взрослый кладет на стол 6–7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Воспитатель объясняет ему, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» прикасается к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком ролями.

    Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»

    Эта игра регулирует поведение возбужденных детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

    Содержание игры

    Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и шептаться синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

    Игра «Гвалт»

    Игра направлена на развитие внимания.

    Содержание игры

    Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни. Каждому участнику достается одно слово. Затем входит водящий, и игроки одновременно громко повторяют каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня. Желательно, чтобы каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово еще до прихода водящего.

    Игра «Менялки»

    Игра вносит оживление в группу и направлена на развитие коммуникативных навыков.

    Содержание игры

    Участники садятся в круг, выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг. Таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого. (светлые волосы, часы и т.д.). Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. В это время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим. После проведения всех или нескольких игр (по усмотрению ведущего) целесообразно обсудить в группе эффективность и сферы применения каждой игры.

    Теоретический блок

    «Веселая игра с колокольчиком»

    Развивает слуховое восприятие.

    Содержание игры

    Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий. Если желающих нет, то роль водящего отводится тренеру. Ему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

    Практический блок

    Игры детьми

    Пальчиковые игры

    Выступление ведущего Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении. Поэтому таких детей полезно обучить специальным играм, которые бы направили их избыточную активность в нужное русло. Можно использовать, например, пальчиковые игры. М. Рузина в книге «Страна пальчиковых игр» собрала и адаптировала целый ряд подобных игр.

    Психологический практикум

    Как правило, педагоги и воспитатели приходят на занятия с конкретными вопросами. Самый простой способ помощи им в этом случае — работа в группе в форме «вопрос–ответ». В первый день работы участники на специальном стенде записывают свои вопросы. В течение всего семинара каждый участник может написать под вопросом свое предложение, способ выхода из ситуации. В конце каждого дня ведущие анализируют собранный материал и выносят на обсуждение важные для всех проблемы.

    Заключительное упражнение

    Участники тренинга делятся на четыре команды, каждая из которых составляет обращение от имени гиперактивных детей к вожатым, сверсникам. По окончании работы в группе зачитываются все четыре письма и проходит их общее обсуждение.

    «Особенности организации продуктивной деятельности с гиперактивными детьми»

    В своей работе мы всё чаще сталкиваемся с детьми повышенной возбудимостью, а точнее дети чрезмерно активные, импульсивные, не способные долго удерживать внимание на чём-либо одном. Они перебивают собеседников, отвечают не дослушав. Дети, которые не способны контролировать своё поведение и требующие к себе постоянного внимания со стороны взрослого и сверстников. Так, во время образовательного процесса, на вопросы они отвечают невпопад, чтобы вызвать реакцию детей группы, часто выкрикивают с места, демонстрируют неправильное использование материалов и т.д. К работе приступают не выслушав объяснений и выполняют по своему усмотрению, громко комментируя весь свой творческий процесс.

    Зачастую услышав критику по поводу своей работы от сверстников пытаются рисовать на их работах, помять, всячески испортить.

    Самыми первыми работу выполняют именно эти дети, качество работ низкое, на доработку изображенного не соглашаются, а иногда могут испортить работу (закрасить изображение краской, смять скульптуру в ком, изрезать ее ножом). Неудачи в изображении могут вызвать слезы, агрессию. Во время анализа готовых работ склонны переоценивать свою работу, не замечать ошибок.

    Если дается творческая работа, то как правило, на вербальном уровне описывается очень интересная задумка, но при выполнении работы не прорабатываются детали, часто меняется творческий замысел в сторону упрощения.

    Учитывая все эти особенности мы строим свою творческую деятельность следующим образом:

    1. К моменту творческой деятельности у ребенка не должно быть «сенсорного голода». Это поможет ему сосредоточиться на анализе, показе, объяснении воспитателя. Перед началом образовательного процесса ребенку следует дать поручения, чтобы такой ребенок в достаточной степени удовлетворил свой интерес к раздаточным изобразительным материалам, и все внимание направил на демонстрационный материал, анализ и объяснения воспитателя (разложить кисточки, подготовить нужный материал: нарвать бумагу, насыпать крупы и так далее).

    2. Заинтересовать таких детей не просто. Для этого широко используются игровые моменты, сказочные персонажи, театральные атрибуты, специально созданные проблемные ситуации. Необходимо чаще обыгрывать, иллюстрировать, и оформлять информацию, так как ребёнок может не услышать словесную инструкцию. В работе педагог должен быть более драматичен, экспрессивен, театрален. Это поможет переключить внимание на нужный предмет. Хорошо использовать нетрадиционные техники рисования. Надо помнить о том, что интерес ребенка к деятельности - это основа для развития старательности, упорства и трудолюбия. Без интереса работа с этими детьми не эффективна.

    организация работы с гиперактивными детьми

    3. Чтобы во время рассматривания образца и объяснения задания по художественно-творческой деятельности ребенка ничего не отвлекало, материал можно раздать сразу после объяснения, либо поэтапно. Так например: дети сначала слушают объяснения воспитателя и последовательность работы и только после, занимают свои места и выполняют работу.

    На рабочем месте должно быть достаточно места для изобразительных материалов большая, во весь стол клеенка, устойчивые стаканы-непроливайки. Также, ребёнку необходимо предоставлять возможность выбора и снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

    4. Учитывая особенность ребенка использовать материалы не по назначению, надо помнить о том, что все материалы должны быть безопасны. Ножницы должны быть с закругленными лезвиями, краски и клей - не ядовитыми. Кроме того надо знакомить с техникой использования материалов и оборудования: ножницы надо передавать кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия, нельзя ходить по группе с инструментами, указывать этими инструментами на объекты, так как можно травмировать окружающих или травмироваться самому. Этими инструментами можно пользоваться только за столом и по назначению.

    5. В процессе изображения необходимо уделять достаточно внимания, вовремя приходить на помощь. Давать краткие, чёткие, конкретные инструкции.

    Вовремя заданный вопрос в процессе продуктивной деятельности, поможет ребёнку исправить ошибки, организовать себя. Иногда вопрос может задаваться для того, чтобы ребенок сделал выбор, серьезно отнесся к работе, довел работу до конца (например: «Как ты думаешь, твоему котенку на рисунке было бы лучше, если бы вокруг была красивая лужайка с цветами, друзья или одному?»), чтобы избежать нежелательной двигательной активности (связанной с нарушением дисциплины).

    6. Как правило этот ребёнок заканчивает работу раньше всех. В таких случаях ему можно предложить ему поменять воду, протереть свое рабочее место, унести со стола материалы которые больше не потребуются (выкинуть обрезки, убрать лишние кисти, и так далее). Необходимо предоставить динамические паузы. Это могут быть переходы от столов к мольбертам, к ковру.

    Ребёнку справившемуся с работой раньше остальных, можно предложить рассмотреть предыдущие работы «выставку». Главное - не оставлять ребенка в бездействии, иначе вся активность такого ребенка будет направлена на нарушение дисциплины.

    В ходе руководства художественно-творческой деятельностью используются наглядные, словесные и практические методы и приемы .

    К наглядным методам относятся: наблюдение, использование натуры, образца, рассматривание и обследование, показ способов и приемов изображения.

    К словесным методам и приемам относятся: беседа, использование образов художественной литературы, вопросы, советы воспитателя, указания, пояснения, порицания, поощрения.

    Порицания используются очень редко и касаются проблем дисциплины, халатного отношения к работе, неаккуратности. В работе с такими детьми не стоит использовать порицания, если это касается вопросов дисциплины, когда ребенок своими действиями, репликами мешает другими детям, отвлекает их, насмехается, нарочно пачкает стол, руки и т.п. Так как такое поведение проявляется довольно часто, то и порицания в этом случае были бы привычными и неэффективными. Поощрения - мощное средство мотивации и успешности деятельности.

    В работе это самый действенный метод, который широко используются во всех формах организации художественно-творческой деятельности на всех ее этапах.

    Надо учитывать, что нарушение дисциплины гиперактивным ребенком - это не проявление невоспитанности, а следствие особенностей его психофизиологического развития и психологических особенностей. Зная это, воспитатель должен с пониманием относиться к такому ребенку и постараться ему помочь.

    Литература:

    Учебное пособие «Учебно-методическое обеспечение развития, образования и воспитания гиперактивных детей старшего дошкольного возраста в образовательных учреждениях (особенности предшкольного образования гиперактивных детей)».

    Источники:
    allrefs.net, 5psy.ru, summercamp.ru, dohcolonoc.ru

    Следующие материалы:


    24 октября 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр: код подтверждения