Журнал о здоровье детей

Как помочь ребенку научиться говорить в 2 года



Как помочь ребенку научиться говорить в 2 года

Как помочь ребенку научиться говорить?

Возраст, в котором дети начинают говорить, индивидуален для каждого, однако логопеды считают, что существует определенная схема перехода от невербального к вербальному общению.

Способность передавать информацию возрастает по мере того, как ребенок поднимается по «языковой лестнице» от младенчества до юности.

Вы можете помочь ребенку научиться говорить. Разговаривайте обо всем, что делаете вместе: о еде, смене подгузников и переодевании, о купании, сне, играх и т.д. («Пора идти купаться. Давай возьмем полотенце и наполним ванну водой. Вот твоя желтая уточка».)

Называйте все предметы, которые окружают ребенка, по наименованиям («Это твоя кроватка, бутылочка, одеяльце, мячик, собака, дедушка и т.д.).

Как помочь ребенку научиться говорить?

Во время разговора всегда смотрите малышу в глаза (он поймет значение слов благодаря вашему выражению лица).

Повторяйте его лепет (Когда младенец говорит: «Ба-ба», повторите: «Ба-ба, бутылочка». Если он скажет: «Ла-ла», ответьте ему: «Лампа». Когда в его бормотании слышится: «Ма-ма», скажите: «Ма-ма здесь, ма-ма тебя любит». Показывайте связь между звуками и внятными словами.)

Вместе смотритесь в зеркало и называйте части тела (глаза, нос, рот, уши, волосы, подбородок, руки, ноги, живот).

Беседуйте о картинках в книгах, на обоях, на семейных фотографиях и читайте вслух детские рассказы и стихи. (Ребенок в возрасте 4-6 месяцев может сидеть у вас на коленях, пока вы ему читаете. Маленькие дети любят слушать одну и ту же сказку по несколько раз и со временем начинают узнавать знакомые слова. Они запоминают звуковые и ритмические особенности родного языка, новые выражения, их смысл и ощущают себя частью повествовательного процесса.)

Обсуждайте увиденное на экране телевизора. «Девочка танцует. У нее красное платье. Она подняла руки вверх. Послушай, какая музыка».

Включайте музыку и подпевайте. Не старайтесь в точности следовать словам и мелодии. В глазах вашего ребенка вы являетесь великолепной певицей, и ваш голос вызывает у него улыбку.

Повторяйте припев, и ребенок быстро выучит эти слова.

Дарите малышу объятия, поцелуи и хвалите его за каждую попытку произнести новое слово (Ура! Дима сказал: «Да-да». Какой большой мальчик!) Ребенок разговаривает на «детском языке», а вы, ваш супруг, родственники и няни должны говорить на хорошем, литературном русском.

Не критикуйте и не смейтесь, если маленький человечек неверно произнес слово. Просто повторите его правильно, и у него появится желание попробовать еще раз.

Разговор с ребенком

Когда дети учатся говорить, в вашей речи они обычно улавливают последнее слово.

Вы: «Давай поиграем в твой красный мячик». Он: «Мятик».

Вы: «Пора перекусить. Вот тебе квадратное печенье и квадратный кусочек сыра». Он: «Сыла».

как помочь ребенку научиться говорить в 2 года

Вы: «Или ты хочешь два печенья? Давай их посчитаем: один, два». Он: «Два».

Вы: «Возьми, сынок. Два кусочка желтого сыра на двух квадратных печеньях». Он: «Петенья».

Не заставляйте ребенка повторять свой вопрос несколько раз, даже если вы очень заняты. Он может превратиться в «нытика».

Иногда родители, например Катя и Олег, не понимают, почему в два с половиной года их ребенок не умеет разговаривать. Катя вздыхает: «Врач не обнаружил физических отклонений, но Филипп все равно до сих пор не сказал ни слова. Хорошо, что я всегда понимаю, что ему нужно, когда он лепечет или показывает».

Мать исполняла каждое желание, но не называла предметы, поэтому мальчику неизвестно, как важны слова. Олег тоже не разговаривал с сыном, обращаясь за переводом к Кате.

Рекомендации родителям

Обоим родителям необходимо говорить с детьми, например за обедом: «Папа ест зеленую брокколи. Она похожа на маленькие деревья. И лягушка тоже зеленая, да, зеленая, как и папина брокколи».

Старайтесь использовать в речи много описаний, говорить четко и понятно, и пусть ребенок за вами повторяет. Ежедневные «диалоги» помогут развить умственные и творческие способности и научат малыша быстро реагировать. Придерживайтесь принципа «свободы слова» и поощряйте детей, когда они задают вопросы.

Общение в семье подготовит малыша к жизни в обществе, воодушевит его на будущие победы и наделит опытом. Дети с развитой речью более уверены в себе, чем те, кто испытывает трудности при разговоре.

В домах, где работают иностранцы, няням, родителям, бабушкам и дедушкам приходится делать дополнительные усилия, чтобы дети не путались в языках. Они, как губки, способны впитывать разные культуры, но, используя иностранные слова, неправильно строят предложения. Обращайте внимание на ошибки и исправляйте их, так вы поможете ребенку избежать лишних проблем в школе и при общении с друзьями.

Если вам нужно, чтобы ребенок какое-то время сидел спокойно, отвлеките его разговорами, а сами завершите необходимые процедуры

© Янина Лебедева, педиатр

Как помочь малышу научиться разговаривать

Маленькие дети одной и той же возрастной группы начинают говорить по-разному. Некоторые из малышей обладают сверхъестественной способностью говорить уже в раннем возрасте, точно копируя речь взрослых. Другие дети того же возраста в состоянии произносить лишь некоторые неразборчивые звуки.

Ребенок плохо говорит

Часто родители переживают, если их ребенок говорит хуже своих ровесников. Но если ребенок в остальном развивается нормально, то повода для беспокойства нет. Ребёнок может молчать до 3-4 лет и это не всегда свидетельствует об аутизме: просто его время изъясняться словами еще не настало. Такие дети прекрасно понимают взрослых, просто они пока впитывают информацию, чтобы «разразиться» речью, когда придет их время.

К трем годам ребенок обычно уже владеет определенным словарным запасом, который все время расширяется. Они должны легко определять основные цвета или некоторые элементы мебели и показывать вещи, которые вы назовете. Обычно малыши от 2 до 3 лет в состоянии говорить и понимать некоторые слова и короткие ясные предложения. Они могут воспроизводить гласные, но все еще не в состоянии произносить некоторые согласные и сочетания звуков, не всегда правильно используют грамматические формы слов. Это нормально, но если они не могут сказать ни слова, то им просто необходимо ваше внимание и профессиональная помощь. Однако, малыши в любом случае выиграют, если вы будете проводить с ними больше времени, выполнять пальчиковую гимнастику для развития речи и чаще разговаривать с ними.

Разговаривайте с ребенком и читайте ему

Разговаривайте с ребенком во время купания и когда собираетесь на прогулку, в машине и в магазине, когда готовите ему еду или моете посуду. Говорите несложными предложениями, понятными ребенку, но не искажайте слова, подражая детскому произношению. Малыши очень любят имитировать звуки, которые слышат вокруг себя, включая слова своих родителей, братьев и сестер, даже если смысл этих слов им не до конца понятен. Они просто берут некоторые слова и используют их. Но даже если ребенок не знает значения слова, в большинстве случаев он догадывается о смысле услышанного.

Читайте ребенку не менее 20 минут в день. Если ребенок быстро устает и отвлекается, рассматривайте с ним картинки, обсуждайте кто там нарисован, что они делают, какого они цвета и т.д. Старайтесь читать эмоциональнее, используя разные голоса - низкий голос для речи больших животных (медведя, слона), высокий голос для речи маленьких животных (мышки, цыпленка). Особенно полезно читать ребенку сказки и детские стихи (С. Я. Маршака, Агнии Барто), которые легко запоминаются.

Для развития речи хорошо петь вместе с ребенком песенки. Маленькие дети с удовольствием подпевают те слова, которые слышали от родителей, но малышей нужно учить дальше. Обязательно учите с ребенком детские стихотворения. К новому году можно выучить четверостишие про елочку. Деда Мороза, зиму или символ нового 2011 года зайчика.

Задавайте ребенку вопросы

Слушайте, когда дети разговаривают с вами. Вовлекайте ребенка в разговор. Например, если вы даете малышу яблоко, спросите, вкусно ли оно, какого оно цвета, круглое или квадратное. Задавайте вопросы, на которые можно ответить короткими предложениями, а не только «да» или «нет». Чтобы ребенку было легче вас понять, говорите не очень быстро, можно повторить вопрос несколько раз. Вообще детей не смущают многократные повторения, наоборот, когда ребенок слышит знакомые вопросы и ответы, он чувствует себя увереннее. Ребенок с удовольствием отвечает на одни и те же вопросы – как его зовут, где он живет, как разговаривают кошка, лошадка, корова или собака. Кроме того, говорить с ними о разных вещах, чтобы они узнавали новые слова и понимали их значение, используя свое воображение и интуицию.

Если ребенок стесняется говорить, используйте ролевые игры. Можно приобрести на Новый Год костюмы для малышей и попросить ребёнка подражать звукам тех животных, костюм которых на него надет. Например, если это мышка, то малышка говорит «пи-пи-пи», если котик – то «мяу-мяу». Элемент театра и праздника раскрепощает ребёнка и он скорее научится говорить и выйдет из состояния замкнутости.

Ребенок в 2 года не говорит. Во сколько начинают говорить дети? Когда ребенок говорит первое слово?

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: дай, мама, баба, папа. Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: Дай мишку!, Пойдем гулять!, Купи мячик!, Дай ручку! и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша во рту каша, когда ровесники его уже вовсю щебечут? Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость - лишь индивидуальная особенность? И главное - как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

Что должен уметь ребёнок в 2 года? Как научить его разговаривать?

Понедельник, 07 Января 2008 г. 15:43 + в цитатник

как помочь ребенку научиться говорить в 2 года

все записи автора Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш том или ином возрасте. Хотелось бы ещё раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребёнка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный времени момент ваш малыш что-то не умеет делать: пройдёт время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.

Итак, обратимся к тому, что же должен уметь делать ребёнок в возрасте двух лет.

Область физического развития включает в себя оценку двигательных навыков. В этом возрасте прежде всего важны координация и согласованность движений. Чем лучше ребёнок знает своё тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.

Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.

Большая моторика – это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум годам малыш:

• умеет бегать

• умеет подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой

• умеет прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге)

• может маршировать

• может ударить по мячу ногой

• может ходить задом наперёд

• способен сохранять равновесие на перекладине.

Мелкая моторика – это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется). К этому возрасту ребёнок должен уметь:

• рисовать вертикальную линию

как помочь ребенку научиться говорить в 2 года

• строить башню или дом из 4-6 кубиков

• резать бумагу, держа ножницы одной рукой.

Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, является ваш ребёнок левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5-и годам.

Основная задача на данном этапе – продолжать предоставлять ребёнку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Учёные выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребёнка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

Область познавательного или интеллектуального развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия). Оценить степень развития психических процессов у ребёнка к двум годам можно по следующим критериям:

• малыш реагирует на музыку или ритм, качаясь и приседая в такт

• выполняет простые указания и просьбы, предполагающие 2-3 действия

• повторяет части детских стишков или рассказывает их вместе с кем-нибудь из взрослых.

• стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции)

• знает 130-200 слов

• объединяет слова в простые предложения и короткие фразы.

В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребёнка. Психологи называют период от 1.5 до 3-х лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи. Поэтому понятны тревоги и волнения родителей, дети которых молчат и не разговаривают. Какие же рекомендации можно дать взрослым, чтобы стимулировать и активизировать речь малыша?

Во-первых, разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи. Это связано с тем, что они просто не слышат нормальной человеческой речи. Поэтому, если все вокруг молчат, ребёнок может не воспринимать речевое общение как необходимость, которая поможет ему расширить круг активного взаимодействия с окружающим миром. Маленькие дети обучаются разговаривать путём подражания взрослым, наблюдая за ними и копируя их поведение.

Во-вторых, чётко и ясно проговариваёте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок. При этом может сложиться ситуация, когда вы прекрасно понимаете тот «тарабарский язык», на котором говорит малыш, и спокойно общаетесь с ним, но в ситуации, когда вас не будет рядом, ребёнок не сможет общаться с другими людьми – они его просто не поймут. А непонимание обычно вызывает у ребенка бурную негативную реакцию и отказ от дальнейшего взаимодействия. Поэтому следите за своей речью и исправляйте ошибки ребёнка.

В-третьих, при общении с ребёнком вызывайте его на разговор и отвечайте на любые попытки речевого поведения с его стороны. Стимулируйте у него звукоподражание: «Как говорит киска? Как говорит собака? Как мычит корова? Как разговаривает утка? Как гудит самолёт?». Обязательно помогайте ребёнку и вместе с ним отвечайте на вопрос. Активная и многообразная звукоподражательная деятельность помогает детям в дальнейшем освоить членораздельную речь.

В-четвёртых, развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи. Пусть ваш малыш лепит из пластилина и из теста, рисует красками и руками, раскрашивает, учится завязывать узелки, застёгивать пуговицы, перебирает мелкие предметы. Все эти занятия влияют на развитие тонких движений пальцев рук, а следовательно, помогают развитию речи.

Область социального развития включает в себя умения и навыки ребёнка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте большое значение приобретают навыки самообслуживания. Итак, к двум годам ребёнок должен уметь:

• проситься и ходить на горшок

• заинтересованно относится к процессу одевания – охотно принимать нужные позы (вытягивать ножку, когда надевают ботиночки, поднимать ручки во время надевания кофты и т. д.), даже пытаться самостоятельно одеться

• мыть и вытирать руки

• есть самостоятельно и уметь пить из чашки

• уметь самостоятельно пользоваться вилкой, ложкой

• чистить зубы с помощью взрослого

• имитировать поведение взрослого (например, пытаться помочь родителям по дому, стремиться разговаривать по телефону).

Источники:
www.medmoon.ru, 3-years.ru, fb.ru, www.liveinternet.ru

Следующие материалы:


22 октября 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр: код подтверждения